Сезонность климата
(8 класс)
(имеется презентация , раздаточные материалы, вопросы на работу по карте )
Цель урока:
познакомить учащихся с особенностями распределения тепла и влаги на территории России;
Задачи:
- определять по картам температуры воздуха и количество осадков
- научить устанавливать закономерности в распределении основных элементов климата, и применять в решении задач.
- развитие творческой активности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий
Методы и приёмы: диалогический метод в форме беседы с созданием проблемных ситуаций.
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, климатическая карта России.
Вид урока: урок репродуктивного типа с частично-поисковым методом.конспект
конспект.docx
Сезонность климата
(8 класс)
(имеется презентация , раздаточные материалы, вопросы на работу по
карте )
Цель урока:
познакомить учащихся с особенностями распределения тепла и влаги на территории
России;
Задачи:
определять по картам температуры воздуха и количество осадков
научить устанавливать закономерности в распределении основных элементов климата,
и применять в решении задач.
развитие творческой активности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий
Методы и приёмы: диалогический метод в форме беседы с созданием проблемных ситуаций.
Оборудование: учебник, атлас, компьютер, климатическая карта России.
Вид урока: урок репродуктивного типа с частичнопоисковым методом.
Ход урока
1. Организационный момент. 1 минута
2. Сообщение темы урока, определение цели, задач урока совместно с учащимися. Эвристическая беседа
Жизнь любого человека – это Большое путешествие, состоящее из ряда маленьких.
А путешествие – это всегда чьято «история», развивающаяся во времени и пространстве.
Путешествие формально можно описать в форме маршрута, прочерченного на схематически
изображенном пространстве карте.
Сегодня мы будем, путешествуя по карте, определять по температуру воздуха и количество
осадков, научимся устанавливать закономерности в распределении основных элементов
климата, и применять их в решении задач
Сезонность климата. (записали тему в тетрадь)
3. Повторение домашнего задания
. 4 минуты
Какие элементы характеризуют климат? (Средняя температура января и июля, годовое
количество осадков, господствующие ветры, воздушные массы).
От чего зависит распределение температуры воздуха? (От суммарной радиации, циркуляции
атмосферы ).
Что такое циклон? (Вихрь, переносящий воздушные массы, с низким давлением в центре).
Что такое антициклон? (Вихрь, переносящий воздушные массы, с высоким давлением в
центре).
Какие воздушные массы господствуют на территории нашей страны?
(Воздушные массы арктических, умеренных и тропических широт).
Изучение нового материала
Вы заранее разделились на 3 команды Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Посмотрим с вами на климатическую карту
2 минуты
Работают с картами, и отвечают на вопросы
России: определим каков рисунок изотерм над
территорией.
учителя.
Как они направлены?
( чем дальше двигаемся на восток, тем
ниже температуры воздуха ).
Рассмотрим с вами рисунок изотерм июля для
( изотермы меняются по территории
страны и занимают субширотное
направление)
( они направлены субмеридианально.)
Северо и югозапад…
Влияние теплых океанических течений
На Севере восточной Сибири…
территории России, как они распределены и
направлены?
Изотермы июля имеют широтное направление
– чем севернее, тем холоднее, на
распределение температур значительное
влияние оказывает рельеф.
Как меняются изотермы в январе на
территории страны?
Определите, в каких районах температуры
самые высокие? Почему?
Решающее воздействие – движение воздушных
масс
Где самые низкие температуры?
Почему?
Определим температуры января и июля для г.
Петрозаводск, г. Сыктывкар, г. Ханты
Мансийск, г.Якутск, г. Магадан.
Заносим данные в таблицу
города
Петрозаводск
Якутск
Температуры
января
Температуры
июля
заполняют таблицу.
3 минуты
Пользуясь климатической картой, Вывод: большое влияние на распределение
температур оказывают :течения, близость
океана, рельеф,
3 минуты
На экваторе, где круглый год лето
1 минута
выявляем закономерность: чем ближе к
океану, тем больше количество осадков.
Магадан
Сыктывкар
Занесли данные в таблицу
Важным показателем климата для любой
территории является годовая амплитуда
среднемесячных температур.
В России амплитуда температур
увеличивается в направлении с запада на
восток:
г. Мурманск 20,
г. Салехард 35,
г. Оймякон 58.
Подумайте, где на Земле амплитуда равна 0°
С?
Увеличение годовой амплитуды температур
свидетельствует об увеличении степени
континентальности.
Но и количество осадков как вы знаете, имеет
не маловажное значение. Распределение
осадков на территории страны неравномерное
и зависит от циркуляции атмосферы, рельефа,
температуры воздуха, близость океана.
Влагу на территорию России приносят морские
умеренные ВМ.
Рассмотрим климатическую карту и
определим особенности распределения
осадков на территории России.
Какой океан, по вашему мнению, оказывает
большее влияние на формирование осадкового
Вывод: наибольшее влияние оказывает
Атлантический океан.
режима на территории России. город
Петрозаводск
Сыктывкар
Магадан
Якутск
Слайд
Причина, Следствие
Мы с вами рассмотрели, как влияет близость
океана на количество осадков.
Но существуют факторы, которые в разной
мере влияют на распределение этих осадков
по территории. Например, горные системы.
Давайте попробуем смоделировать погоду
территории на которую оказывают влияние
горы. Задание по командам:
1 – Кавказ
2 – Урал
3 Бырранга
Количество осадков
2 минуты
Заполняют таблицу
Вывод: чем ближе к океану, тем больше
количество осадков
3 минуты
Вывод: осадки будут выпадать на
наветренных склонах гор в виде дождя и
снега, а перевалив горы, воздух начнёт
опускаться вниз, нагреваясь при этом, и всё
более удаляясь от точки насыщения.
Поэтому подветренные склоны гор осадки
получать не будет.
3 минуты
1 – много осадков, теплое лето (+20),
теплая зима (0)
2 – достаточно осадков, теплое лето (+16),
холодная зима (16)
3 – мало осадков, холодное лето (+8),
морозная зима (32).
Представьте что, на севере Восточно –
Европейской равнины появились горы, как
изменится климат Восточно – Европейской
равнины
Другим фактором влияющим на распределение
температуры и влаги на территории суши
зависит от того какое течение подходит к
1 минута
Он станет теплее, так как перестанут
проникать воздушные массы с Арктики.
На Европейскую часть России оказывает
влияние Северо Атлантическое течение,
на территорию Дальнего Востока – берегам: теплое или холодное.
холодные Курильское и Камчатское
течения.
1 минута
Но для того, чтобы сделать вывод о том, как
обеспечена территория влагой, недостаточно
знать только о количестве выпадающих
осадков, поскольку часть их испаряется, часть
просачивается в почву.
Поэтому важно знать коэффициент
увлажнения (К) территории, который
показывает отношение годовой суммы осадков
к испаряемости за этот же период:
Запись формулы в тетради
Испаряемость – это количество влаги, которое
может испариться с поверхности при данных
атмосферных условиях. Измеряется в мм.
Испаряемость характеризует возможное
испарение.
О чем свидетельствует величина К
увлажнения? Чем меньше К, тем суше климат.
При К=1, увлажнение достаточное
При К<1 – недостаточное
При К>1 – избыточное
Практическая работа. Решение задач на
определение К для полуострова Таймыр и
Вывод: коэффициент увлажнения влияет и
на другие компоненты природы
Прикаспийской низменности.
3 минуты
регион
Колич.
испаряемость К
осадков
260 мм
200 мм
125 мм
1000 мм
>1
<1
Таймыр
Прикасп.
низм. Алтай
500 мм
500 мм
=1
Творческая работа:
Создание буклета (шпаргалки) на тему (по
выбору учащегося):
15 минут
Защита работ
1. Погода. Самое, самое…
2. Воздушные массы.
3. Географические широты.
Итог урока.
Рефлексия
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я …..
2. Сегодняшний урок показал мне ...
3. Больше всего на уроке мне понравилось
Выставление оценок в журнал
Домашнее задание:
§10 учебника.
3 минуты
Подводят итог урока, продолжая
предложения учителя.
Записывают домашнее задание.
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Конспект урока "Сезонность климата" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.