Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 8 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Фефиловой Г.Е. . Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Тема8.doc
Тема. Словосочетание, его строение и назначение в языке (повторение).
Строение и виды словосочетаний по способу выражения главного слова
Цели: знать понятие о синтаксисе и пунктуации как разделах языкознания;
восстановить и углубить знания учащихся о словосочетании, его строении
и грамматическом значении; развивать мышление, речь.
Оборудование: учебник, учебные тексты, схема.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
— Что изучает фразеология?
— Из каких стилистических пластов состоит русская фразеология?
— Какие способы использования фразеологизмов в художественной речи вы
знаете?
— Расскажите об использовании фразеологизмов в обиходной речи?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Уч и т е л ь. Вы уже знаете, что слово живет полной жизнью лишь
в соседстве с другими словами, слушая радио и телевидение, читая книги, газеты
и журналы, мы постоянно знакомимся с самыми разнообразными словами и
словосочетаниями.
Так слова связываются в цепочку, а раздел языкознания, изучающий
соединения слов — словосочетания и предложения, называется синтаксисом.
Знаки препинания помогают передавать на письме смысл высказывания, его
части, интонацию говорящего. Чтобы все одинаково понимали записанную речь,
существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих правил
называется пунктуация.
IV. Изучение нового материала
1.Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Слово и словосочетание
Уч и т е л ь. Обратим внимание на то, как слово приобретает связи с другими словами:
новый ← дом → из кирпича
чудесная ← аллея → дружбы
тишиной ← наслаждается → молча
— Равноправны ли слова в словосочетаниях? Запишем синтаксический
термин, подберем к нему однокоренные слова, выясним их лексическое
значение.
Словосочетание — сочетать, сочетаться, сочетательный.
— Каково значение приставки со? Покажем это значение путем подбора
слов с той же приставкой.
Сочетание, содружество, сотрудничество, сопереживание.
— Что такое словосочетание? (Учащиеся дают определение словосочетания, знакомое
им из курса 5 класса.)
— Запишем схему словосочетания.
× главное слово + зависимое слово
— Возможен ли другой порядок слов в словосочетании?
зависимое слово + главное слово
×
2.Объяснение учителя
— При согласовании зависимое слово во всём уподобляется главному: в роде, числе и
падеже (хорошая книга, белые листы и т. д.); оно так же полностью приспосабливается к
форме главного слова, как жидкость принимает форму сосудов.
При управлении зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное
словокомандир (например, читать книгу, думать об уроках, погонять лошадь и т. д.).
Зависимое слово управляется главным, подчиняется ему.
Примыкают только неизменяемые слова, они тяготеют к главному по смыслу (идти
быстро, работать утром), словно металлические предметы к магниту.
3.Ознакомление с теоретическим материалом учебника
V. Обобщение, систематизация
и контроль знаний и умений учащихся
1.Цифровой диктант
Среди названных словосочетаний учащиеся первого варианта указывают те
словосочетания, где главным является второе слово, а учащиеся второго — те
словосочетания, где главным является первое слово:
1) далеко живет
2) говорил улыбаясь
3) читая книгу
4) синева неба
5) незаметно бросить
6) свежеиспеченный хлеб
7) видишь знакомого
8) подбрасывая мяч
9) наш завод
Ответ
1 вариант — 1, 5, 6, 9.
2 вариант — 2, 3, 4, 7, 8
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
Ответ
1 вариант — 2, 3, 6, 8.
2 вариант — 1, 4, 5, 7, 9
приехал летом
шумные воды
сегодня пришли
построю дворцы
помахивая платком
спокойно размышлять
учится летать
мне нравится
пошли купаться
— Проверим результат.
• Что помогло в определении главного слова?
• В чем сходство и в чем разница слова и словосочетания?
2. Практическая работа
Грамматическое значение словосочетаний
• Словосочетания с общим значением «предмет и его признак» распределите
на группы по характеру признака: предмет и его признак по цвету, предмет и
его признак по размеру, предмет и его признак по температуре, предмет и его
признак по качеству (оценке), предмет и его признак по порядку при счёте. Хорошая погода, способный ученик, синее небо, огромное поле,
ласковый котёнок, лиловый георгин, третье место, горячий чай, миниатюрный
портрет, четвёртая неделя, отличные успехи, прохладное лето, симпатичный
человек, маленький щенок, милый ребёнок.
Строение словосочетаний
• Перепишите, раскрывая скобки. С выделенными словосочетаниями
составьте предложения. В словосочетаниях обозначьте главное слово, в
предложениях — основу.
Руководитель (секции); руководить (секция); протест (несправедливости);
причина (это); ущерб (работа); гордость (успех); призыв (выступление); приказ
(награждение); отклик (события); упрёк (небрежность); итог (соревнование);
заведу..щий (типография); заведовать (типография).
•
1е и 4е словосочетания сравните по строению и грамматическому значению.
3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя).
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока Беседа
— Что изучает синтаксис?
— Что изучает пунктуация?
— Что такое словосочетание?
— В чем сходство и в чем различие слова и словосочетания?
— Расскажите о строении и значении словосочетаний.
VII. Домашнее задание
1. Выучить теоретический материал учебника.
Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя
Конспект урока "Словосочетание и его строение"
Конспект урока "Словосочетание и его строение"
Конспект урока "Словосочетание и его строение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.