Конспект урока "Введение. О развитии русского языка"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
11.03.2018
Конспекты данных урока русского языка подготовлен для 8 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Г.Е. Фефиловой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
Тема. Введение. О развитии русского языка
Цели: расширить и углубить представления учащихся международном значении
русского языка; повторить основной признак литературного языка — наличие
системы общепризнанных норм.
Оборудование: эпиграф к уроку, учебник, учебные тексты.
Тип урока: комбинированный.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Человек, равнодушный к своему языку,— дикарь.
Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием
прошлому, настоящему и будущему своего народа.
К. Паустовский
Ход урока
І. Организационный этап
Ознакомление учащихся с программой изучения курса русского языка в 8 классе.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
— Что влияет на развитие языка?
— Какие средства его изменяются особенно интенсивно?
— Почему русский язык стал одним из мировых языков?
— Какова его роль как мирового языка?
— Докажите, что русский язык — один из богатейших и развитых языков мира.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками
человека: радио, телефон, компьютер, корабли, самолёты, ракеты… Но самое
удивительное и мудрое, что создало человечество,— это язык. Говорить умеют все люди на
Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — помогать
людям понимать друг друга при общении, при общей работе.
Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники,
искусства. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы: Человеческое слово
стрелы острее. Хорошую речь хорошо и слушать. Пулей попадёшь в одного, а метким
словом — в тысячу. Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. Живое слово дороже
мёртвой буквы. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться —
учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое
как — значит и мыслить коекак: неточно, приблизительно, неверно».
Изучение русского поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и
нужные слова для выражения мысли. «Слово — одежда всех фактов, всех мыслей»,—
сказал Максим Горький.
Берегите и любите слово. Ведь с него начинается русский язык.
IV. Работа над темой урока
Русский язык в современном мире выполняет две функции: 1) национального языка
русского народа; 2) одного из международных языков.
Русский язык — это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы
произведения выдающихся русских писателей — А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя,
И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова и др.
Труды многих известных учёных: лингвистов Ф. Буслаева, Л. ќербы, В. Виноградова,
математиков П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской, физиков А. Столетова, П.
Лебедева, Н. Жуковского, химиков Д. Менделеева, А. Бутлерова, биологов К. Тимирязева,
И. Сеченова, И. Мечникова, И. Павлова, медиков Н. Пирогова, С. Боткина, географа Н.
Пржевальского и других деятелей русской науки — написаны на русском языке.
Русский язык — один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический
запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех
необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности.
«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое,
умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств,
своих надежд, своего гнева, самого великого будущего» (А. Н. Толстой).
«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей!» (М.
Горький)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык» (К. Паустовский).
Литературный язык — это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных
учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.
Русский литературный язык — язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и
употребление грамматических форм, построении предложений.
Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь — это речь произносимая, звучащая. В устной речи важно правильно
произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для неё
характерны простые короткие предложения.
Письменная речь связана с написанием. Письменная речь оформляется правильно и точно с
точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и
осложнённые предложения.
V. Обобщение, систематизация
и контроль знаний и умений учащихся
Практическая работа
Задание 1
Прочитайте отрывок. В чём заключается богатство русского языка? Запишите свой ответ.
Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в
нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом — гласных и
звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много
синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В рус
ском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает
неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке,
говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тона
оттенки, все переходы до самых нежных и мягких; он беспределен
может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».
Задание 2
Запишите предложения под диктовку.
Из новых словпонятий, рождённых современным этапом развития общества, следует
выделить немало заимствований из европейских языков. Их появление обусловлено
расширением контактов и взаимообменов.
употребление вошли слова менеджер, менеджмент (с англ. управляющий), хитпарад
(«парад» звёзд эстрады), клип (видеомонтаж в музыкальном сопровождении), скрэбл (игра
в слова на доске) и подобные новомодные словечки (сленги).
Как вы относитесь к употреблению таких слов?
В чём их преимущество, в чём недостаток?
2. Творческая работа. По материалам урока устно составить доказательство того, что рус
ский язык — один из богатейших и развитых языков мира. Слушание 2–3 рассуждений
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
Речь человека — великое чудо. Попробуй чемунибудь выучиться без языка, не умея
говорить… Вы убедитесь, что это невозможно. Без языка человек перестаёт быть
человеком.
Люди научились говорить тогда, когда они стали вместе трудиться, помогать друг другу.
Главное в нашей речи — это слово. Чудеснее слова ничего нельзя найти на Земле. Слово —
самое общее и самое точное обозначение любой вещи, любого действия, любого качества
предмета. Именно поэтому оно и только оно позволяет человеку думать — без него
невозможна была бы мысль.
Речь человека — прежде всего основное и главное орудие для обмена мыслями, для связи
между людьми. Если тебе надо попросить позволения пойти в кино, ты начинаешь
говорить. И если главный конструктор космических ракет должен дать задание
строителям звёздного корабля, он не может обойтись без слов, без речи. Вот видите, речь
— это важнейшее, самое первое, необходимое средство связи людей между собой.
А если она так важна, значит, каждый человек должен сделать всё, чтобы овладеть ею в
совершенстве. Изучайте же и оберегайте русский язык — великолепную человеческую
речь.
VII. Домашнее задание
Конспект урока "Введение. О развитии русского языка"
Конспект урока "Введение. О развитии русского языка"
Конспект урока "Введение. О развитии русского языка"
Конспект урока "Введение. О развитии русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.