Конспекты данных уроков русского языка подготовлены для 8 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Фефиловой Г.Е. . Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
Тема8.doc
тема. Развитие речи. Развитие выразительности устной речи (уроктренинг «В
поисках смысла…»)
Цели: отработка понятий «тембр речи», «темп речи»; совершенствование
умения варьировать тембр голоса
в зависимости от речевой задачи; развитие ассоциативного, образного
мышления.
Оборудование: учебные тексты, тексты стихотворений, памятка «Как подготовиться к
выразительному чтению текста».
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Ход урока
На доске записана тема урока: «В поисках смысла», ниже — стихо творение:
Вкаждом параграфе,
Вкаждом рассказе,
Всказке и песне, Даже во фразе — Ты
только вдумайся, Только всмотрись —
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой —
Ты только вдумайся,
Только всмотрись —
Откроется самая главная мысль.
(Б. Заходер)
Справа — определения понятий «эпиграф», «интонация».
І. Организационный этап
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа
— Что такое текст?
— Какова структура текста?
— Назовите средства связи предложений и абзацев в тексте.
— Назовите виды речевой деятельности.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
• ч и т е л ь. Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
— Как оно связано с темой урока?
— Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегод няшнему занятию?
— Что мы называем эпиграфом? (На доске запись: «Эпиграф (греч.—
epigraphe — «надпись») — краткое изречение, которое автор помещает перед
произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль».)
Тему урока и эпиграф ученики записывают в тетради.
— Итак, цель нашего урока — научиться искать смысл слова, фразы, текста.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
• Лекция учителя с элементами беседы об
интонации, ее основных элементах
(Учащимся предлагается записывать в тетрадях план беседы.)
— Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над ее интонацией.
Что же мы понимаем под интонацией? (На доске запись: «Интонация (от
латин. Intonare — «громко произносить») — ритмикомелодическая сторона
речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы».)
Основными элементами интонации являются: Мелодика речи
(повышение и понижение голоса).
Сравните, например, мелодику повествовательного предложения
(Мы поедем сегодня в театр.) и вопросительного (Мы поедем сегодня
театр?). Определите их различие.
Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).
— Приведите примеры стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль,
амфибрахий, анапест). (Выбрав одно из стихотворений, названных учащимися, учитель
показывает значение ритма для понимания смысла, образного строя поэтического
произведения.)
Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок).
— Определите различие в значении выражений: мрачный голос, весе
лый голос, грустный голос.
Темп речи (скорость речи).
— Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их темп
произношения с обычной речью и замедленной речью при диктовке.
Интенсивность речи (сила или слабость звучания). — Произнесите пословицу «Жить — Родине служить» так, как будто вы а) беседуете
друг с другом в небольшой комнате; б) произносите эти слова со сцены театра и хотите
быть услышанными всеми зрителями.
Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую
нагрузку).
— Прочитайте вопросительное предложение Мы поедем сегодня
\ театр? так, чтобы слушающий вас должен быть ответить на вопросы: а) кто поедет
сегодня в театр; б) как мы отправимся сегодня в театр; в) когда мы поедем в театр; г) куда
мы сегодня поедем.
— Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл
речи? (Учащиеся отвечают, используя записи
\ тетрадях.)
0 Работа со скороговорками
Цель — отработка понятий «тембр речи», «темп речи».
0 ч и т е л ь. Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определенной
эмоциональной окраской (заданного тембра).
5. Проворонила ворона вороненка (а) пожалев вороненка; б) поругав ворону).
6. От топота копыт пыль по полю летит (а) напугав, б) успокоив слу
шателей).
7. На дороге с утра тарахтят трактора (а) поругав; б) похвалив когото).
8. Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры (а) восхи
тившись бобрами; б) как бы рассказывая сказку).
9. На дворе — трава, на траве — дрова. Не клади дрова посреди двора
(а) сомневаясь в услышанном, дразнясь).
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет (а) прочитав как
«информационное сообщение»; б) выразив возмущение этой новостью).
— Какой вывод позволяет нам сделать проведенная работа? (Чтобы верно
выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть
дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.)
И Выразительное чтение стихотворной строки с различной
эмоциональной окраской
Цель работы — совершенствование умения варьировать тембр голоса в
зависимости от речевой задачи. — Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!» так,
будто вы: 1) рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете
миниатюру; 3) создаете плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете текст;
6) плохо выучили текст; 7) порицаете автора; 8) хвалите автора.
(Класс «подыгрывает» участникам: изображает посещающих картинную
галерею, записывающих под диктовку текст, подсказывающих забывчивому
ученику.)
— Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску
строки? Какой вывод помогла вам сделать эта игра? (Чтобы пе
редать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый
текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром
голоса.)
• Работа над выразительным чтением знаков препинания
Работа над текстом стихотворения Б. Заходера «Где
поставить запятую?»
На каждой парте — отпечатанный заранее текст стихотворения.
— Прочитайте текст вслух. Объясните, почему возник комический
эффект.
Где поставить запятую?
Оченьочень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чейто дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно,
Да как крикнет,
Улетая:
— Вот что значит Запятая!
Задание — Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух измененный текст. В
результате чего произошло переосмысление текста? Какой вывод о роли знаков
препинания в передаче авторской мысли вы може
те сделать? (Знаки препинания помогают передать смысл текста, автор скую мысль,
поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с
соответствующей им интонацией.)
У Собери стихотворную строфу
По смыслу и рифмам восстановите строфы стихотворения. (На каждой парте — одна
из разрезанных на строки одиннадцати строф стихотворения орловского поэта Д.
Блынского «Пойдем в мой край…».)
Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским (учитель чита
ет вслух стихотворение).
Устраните недостатки, переставив строки, запишите верный вариант в тетрадь.
Найдите основную мысль своей строфы. Какой образ создал в ней автор?
***
Пойдем в мой край,
поля, луга Орловщины, Нигде я лучше края не встречал. Я тут на
«ты» С любым ручьем и рощею, Тут для меня Начало всех начал.
Пойдем в мой край,
Где первоцветы вешние
Весною поособому цветут,
Тут сказки ты узнаешь
Только здешние,
«Матаню» нашу встретишь
Только тут.
слух превратишься, наши песни слушая. У нас такой в округе чернозем, Что
даже трактор За рекою Зушею
На пашне светлым выглядит пятном. наша тройка
птица! Не отсюда ли
Она впервые начала свой бег?! Эх,
рысаки мои!
В них столько удали,
Что славы хватит им на долгий век!
Тропинками извилистыми, узкими,
Пойдем туда, где земляки мои, Где по соседству
соловьями курскими Поют не хуже Наши соловьи.
Пойдем в мой край.
Я покажу село мое.
В нем мило все, хоть бедно до поры:
Простые хаты, крытые соломою,
Коровий рев и песни детворы…
…Весна. Сугробы снега за калитками,
по откосам рыжим, у воды, Проталины подснежниками вытканы,
— Последний снег И первые цветы!
…Дни перволетья — дни невыразимые.
Их нужно видеть, слышать.
Что слова?
Пух тополей плывет, цветут озимые,
Кричат стрижи, и дремлет сонтрава…
…А бабье лето с тихою прохладою,
Со вспыхнувшими шапками берез.
Над плесом листья кружатся
И, падая,
Как будто искры, поджигают плес.
…Зимой у нас — что в русской сказке.
Где еще
На свете есть подобная зима?
Представь — летящий снег и дуб седеющий,
Да это же поэзия сама.
Пойдем в мой край,
поля, луга Орловщины, Нигде я лучше края не встречал. Я
тут на «ты» С любым ручьем и рощею, Тут для меня
Начало всех начал.
Ученики читают вслух найденную ими основную мысль каждой строфы.
У ч и т е л ь. Определите основную мысль, объединяющую все строфы.
Прочитайте текст стихотворения (каждый читает свою строфу) так, чтобы при
прочтении каждой строфы звучала общая для всего стихотворения интонация удивления,
радости, восхищения своим краем. (Работа помогает убедить учеников в том, что
определять основную мысль стихотворения, да и любого другого произведения, нужно,
обобщая элементы авторской мысли, рассредоточенные по всему тексту, а значит,
внимательно читая все произведение и каждое слово; что нужно учиться передавать общую интонационную наполненность текста,
эмоциональных оттенков разных строф.)
несмотря на варьирование
к Игра «Буриме»
Цель игры — развитие ассоциативного, образного мышления, языковой догадки.
1. ч и т е л ь. Наполните смыслом строки стихотворениязагадки, дописав их по
заданным рифмам; нарисуйте отгадку.
Предлагаемые рифмы
Полный текст
носится,
свищет,
мечется,
рыщет.
пробежит —
дрожит.
пронесется —
гнется
Носится,
Свищет,
Мечется,
Рыщет,
Где пробежит —
Листик дрожит.
Где пронесется —
Дерево гнется.
(Ветер)
— Всегда ли открыт смысл текста? Встречались ли вы с текстами,
которых смысл намеренно скрыт, спрятан? (Дети говорят, что иногда смысл спрятан
намеренно, например, в пословицах, поговорках, загадках, метафорах, и чтобы найти
основную мысль, приходится заставлять работать образное, ассоциативное
мышление, языковую интуицию.)
0 Ознакомление с памяткой
«Как подготовится к выразительному чтению текста»
1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чем в нем говорится (в
тех случаях, когда это возможно).
2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чем будете убеждать своих
слушателей.
4. Подчеркните наиболее важные по смыслу слова, т. е. те, на которые падает логическое
ударение.
5. Обозначьте паузы.
Подумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной
речи, например: темп речи, громкость голоса, жест, мимику.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
0 ч и т е л ь. Еще раз прочитайте тему сегодняшнего урока и эпиграф А
нему. Что же нам помогает найти и передать смысл сказанного, прочи
танного? (Владение интонацией — мелодикой речи, ее темпом, тембром,
ритмом, а также логическим ударением; использование мимики, жестов
для передачи эмоциональных оттенков звучащей речи; умение найти и пе
редать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его
частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической,
афористической речи.)
VI. Домашнее задание
Пользуясь памяткой, подготовить выразительное чтение отрывка из
художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.
\
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Урок-тренинг «В поисках смысла…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.