Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
11.03.2018
Конспект урока
Конспекты данных урока русского языка подготовлен для 8 класса. Данные разработки взяты из поурочного планирования под редакцией Г.Е. Фефиловой. Конспекты включают: планы уроков, схемы, таблицы, иллюстрации. Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учеников на уроке максимально эффективной и результативной.
ТемаРЯ.doc
тема. Самостоятельные части речи, их значение и грамма­тические признаки Цели: повторить основные сведения о самостоятельных частях речи; продолжить работу по развитию орфо графических умений и навыков. Оборудование: таблица, учебные тексты, карточки с индивидуаль­ными заданиями. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и уме­ний. Ход урока I. Организационный этап ІІ. Актуализация опорных знаний Коллективная работа Коллективная работа (с элементами беседы) с обобщающей табли­цей «Самостоятельные  части речи». Самостоятельные части речи Название части речи 1 Имя су­ ществи­ тельное Имя при­ лагатель­ ное Имя чис­ литель­ ное Место­ Обозна­ чает (общее значение) 2 Предмет Отвечает на вопросы 3 Кто? Что? Признак предмета Какой? Чей? Морфологические признаки Постоянные Непосто янные Синтакси­ ческая роль 5 6 щее, допол­ нение и другие члены пре дложения Опреде ление, сказуемое 4 Собственное Число, падеж Подлежа­ и нарицатель­ ное, одушев­ ленное и не­ одушевленное, род, склонение Качественные, Род (в ед. относитель­ ные, притяжа­ ло, падеж тельные; у ка­ (у прилага­ чественных: а) степень сравнения; б) краткая или полная форма тельных пол­ ной формы) числе), чис­ Число, количест во и по­ рядок предме­ тов при счёте Указыва­ Сколько? Простое и со­ Падеж, число Все члены Какой? предложе­ ния (чаще Который? в сочетании с существи­ тельными) ставное, коли­ (если есть), чественное и порядковое, разряд (для количествен­ ных) Разряд по зна­ Падеж, число Подлежа­ род (если есть) Кто? имение ет на предмет, его при­ знак или количе ство чению, род (для личных) Что? Какой? Чей? Каков? Сколько? (если есть), щее, опре­ род (если есть) деление, дополнение и другие члены предложе­ ния І семестр. Повторение 21 ? ? 3 Что делать Что сделать Какой? 1 Глагол 2 Дей ствие, состоя­ ние пред­ мета Причас­ Признак предмета тие по дей (особая форма ствию глагола) Деепри­ Добавоч­ частие (особая форма глагола) ное дей ствие и при­ знак действия Наречие Призна­ ки дей ствия, реже — признак предмета или др. признака Как? Когда? Почему? Зачем? В какой степени? Насколь­ ко? Почему? С какой целью? Где? Ког­ да? Как? Откуда? 4 Вид, спряже­ ние, переход­ ность, непере­ ходность, возвратность Действитель­ ное, страда­ тельное, вид, возвратность, время, полная и краткая фор­ ма (у страда­ тельных при­ частий) Вид, возвратность Неизменяемая часть речи, степень сравнения (если есть) 6 Определе­ ние, сказуемое и другие члены предложе­ ния 5 Наклонение, Сказуемое число, время (если есть), лицо (если есть), род (если есть) Число, род, падеж (для причастий полной форм ы ) Неизменяе­ мая форма глагола Обстоя­ тельство Обстоя­ тельство, реже — определе­ ние Куда? Беседа — Вспомните, в каком разделе науки о языке изучаются части речи? — Какие части речи называются самостоятельными? — В чем сходство и различия именных частей речи? — Какова синтаксическая роль самостоятельных частей речи? ІІІ. Мотивация учебной деятельности Грамматика включает два раздела: морфологию и син­таксис. Морфология — раздел грамматики, изучающий формы слов и их грамматические функции. «Изучая слова, морфология устанавливает  морфологические законы и модели языка,  правила изменения слов, рас­сматривая все это в отвлечении от конкретных значений слов,  употребля­емости, происхождения. В слове морфологию интересуют прежде всего формы,  являющиеся средством выражения тех или иных грамматических значений». В морфологию включается и учение о частях речи. IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся 1. Практическая работа с языковым материалом Записать словосочетания. Доказать, что выбор ряда орфограмм за­висит от правильности  определения части речи. Дождь, не прекращавшийся в течение часа; отдохнуть в продолже­ ние недели; в продолжении книги; попал в течение реки; работать по­новому; сделать по  новому методу; завернув в плотную бумагу; подой ти вплотную; одеться по­зимнему; идти  по зимнему лесу; мощеная улица; мощенная булыжником улица; крашеный забор;  крашенный краской пол. Индивидуальная работа по карточкам Карточка № 1 Списать, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить вы­бор орфограмм. Карти..ая галерея, деревя..ая ложка, мыши..ая возня, безветре..ый день, торжестве..ый  митинг, говорить тума..о, дровя..ой склад, соловьи..ая трель, дли..ый путь, огне..ый шквал,  болезне..ый вид, послеобеде..ый сон, стекля..ый сосуд, серебря..ый блеск, воробьи..ое  семейство. Карточка № 2 Вставить пропущенные буквы, графически объясняя написание суффиксов в  прилагательных и причастиях. Стриж..ая голова, остриж..ая голова, коротко стриж..ая голова; ра­не..ый солдат, ране..ый  под Орлом солдат, изране..ое тело; пече..ая кар­тошка, запече..ые в тесте яблоки; писа..ая  красавица, испис..ный лис­ток бумаги, пис..ый маслом портрет; незва..ый гость, зва..ые на  обед гости; жар..ый в масле гусь; кале..ые орехи, раскале..ая печь; рва..ый ру­кав, вырва..ый лист; лома..ый грош, полома..ый автомобиль; груже..ая баржа, груже..ая хлебом баржа;  плете..ая корзинка. Карточка № 3 Вставить вместо точек пропущенные буквы. Гаше..ная известь, некоше..ый клевер, писа..ая неумелой рукой кар­тина, сея..ая мука,  кова..ое железо, маринова..ая рыба, вскипяче..ое мо­локо, груже..ая кирпичем машина,  неписа..ые правила, организова..ый класс, послышался взволнова..ый голос, балова..ый ребенок, отчая..ый прыжок, воспита..ая  девушка. Карточка № 4 Списать, вставляя вместо точек пропущенные буквы. Графически объяснить выбор  орфограмм. Дли..ая деревенская улица совсем пусты..а. Стены одних домов вы­краше..ы масля..ой  краской, другие побеле..ы гаше..ой известью. По всюду сады. Удивительно прекрас..ы они в своём весе..ем цветении. Не умолкая ни на минуту, гремит пчели..ый оркестр. Ночью  слышится соловьи..ое пение, в тума..ом небе светит одинокая луна. На яблонях лу..ом свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешивается с  ароматом скоше..ой травы (И. Науменко). Карточка № 5 Списать, вставляя вместо точек пропущенные буквы. Графически объяснить выбор  орфограмм. Пусты..а дли..ая немоще..ая деревенская улица. Все засыпа..о сне­гом, окута..о сумерками.  Осовец — местечко стари..ое. Вдоль моще..ой булыжником улицы стоят выкраше..ые  масля..ой краской домики. Ког­да совсем рассветет, песча..ая базарная площадь вся будет заставле..а колхозными полуторками, груже..ми капустой, картофелем, возами, за­ вале..ыми мешками яблок и груш. А пока до слуха доносится лишь при­глуше..ый шум  голосов (И. Науменко). Осознание особенностей значения и правописания страдательных причастий Прочитайте текст. Запишите по два–три примера причастий, о которых говорится в последнем абзаце. Как обыгрывает значение страдательных причастий Ф. Кривин? Найдите части текста, в которых даётся их характеристика. СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ Все время обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти незамеченное, бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно Причастие  прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно  присмотритесь к нему. Это и многое другое оно расска­зывает Существительному, которое находится при нём в качестве его дополнения. — Ах, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существи­тельному, которое  вообще ничего не говорит.— Одни страдания! Существительное пробует кивнуть, но Причастие не позволяет ему даже этого. — Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль.— Самое дорогое, что у меня  есть,— это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне по явится в тексте без Приставки или хотя  бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и  одному. Раз­ве это — жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите… (Ф. Кривин) Диктант с продолжением ДЕВОЧКА ШЛА ПО УЛИЦЕ Размахивая портфелем, девочка быстро шла по тротуару и тихонько напевала: — Ничего я не боюсь, Я на ёлку тороплюсь, Я на ёлку тороплюсь, Ничего я не боюсь. Дул тёплый ветер. С мутного неба сыпался сырой снежок. Было скользко. Люди шли  осторожно, боясь упасть. Одна только девочка не обращала внимания на гололедицу. Вот  она разбежалась и поехала по льду, толкнув при этом незнакомую старую женщину. — Какая нехорошая девочка,— сердито сказала женщина. — А вот и неправда — хорошая! — крикнула девочка в ответ.— Мне мама все время  говорит, что я хорошая. девочка побежала дальше. Посередине улицы прошёл трамвай и остановился. — Ай, не успею! — крикнула девочка и бросилась прямо к трамваю наискосок через  дорогу… (112 слов) Задание Объяснить правописание не с разными частями речи (незнакомую, ничего, не обращала внимания, неправда, не успею) и правописание наречий (тихонько,  скользко, сердито, посередине, наискосок). Заменить глаголы причастиями того же вида: снег сыпался с мутного неба (снег,  сыпавшийся с мутного неба); девочка не обращала внима­ ния на сигналы светофора (девочка, не обращавшая внимания…). Придумать слова, близкие по значению к словам незнакомый (неиз­вестный, чужой); шел  (бежал, мчался, несся и т. д.). Найти и исправить речевые недочеты в предложениях: «Девочка не обращала внимание (надо: внимания) на гололедицу»; «Девочка раз­ бежалась и проехала по льду» (надо: поехала). Беседа — Куда спешила девочка? — Какая погода была в тот день? — Чем девочка обидела старую женщину? — Почему девочка побежала через дорогу? — К чему могла привести торопливость девочки, перебегавшей ули­ цу не по пешеходной дорожке? (Девочку чуть не сшибла машина. Она поскользнулась и  чуть не попала под трамвай и т. п.) — Как вы оцениваете поведение девочки? Примерный план Скорее на елку. Гололедица. Могло случиться несчастье. Составьте устный рассказ по плану. В заключение дайте оценку по­ведения девочки. V. Рефлексия. Подведение итогов урока ч и т е л ь. Таким образом, все слова русского языка объединяются лексико­грамматические разряды, называемые частями речи. современном русском языке, как и в других языках мира, в процессе исторического  развития сложилась определенная морфологическая систе­ма, которая в школьном  преподавании включает десять частей речи. VI. Домашнее задание

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока

Конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018