Конспект урока "Средства музыкальной выразительности"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока будет интнресен учителям музыки Цель урока:  Дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности. Планируемые результаты: Предметный: научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;  Метапредметный: Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Личностные: развивать чувство ритма, музыкальную памятьучащихся. Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор
Иконка файла материала sredstva_muzykalnoy_vyrazitelnosti.docx
Конспект урока музыки Тема урока: "Средства музыкальной выразительности" Цель урока:  Дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности. Планируемые результаты: Предметный: научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания  определенного образа в произведении;  Метапредметный: Во время слушания развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; Личностные: развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся. Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор № Этап урока. Методы и приемы 1 Организационный Хроно метраж 2 момент 2 Раскрытие темы 15 Ход урока Содержание урока. Деятельность учителя Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на урок. (внимание повторяйте за мной только движения!)   Чтоб урок прошел на пять, нужно слушать и вникать. Сесть ровнее и свободней. Будем много изучать. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А когда природа просыпается и украшает нашу землю разными цветами? Правильно, весной. У нас в Деятельность ученика УУД Повторяют за Коммуникат учителем ивные Ответы детей Познавателн ыеклассе есть замечательный цветик­семицветик. Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют средства музыкальной выразительности. Посмотрите еще раз на цветик­семицветик. Что находится в его сердцевине? Интонация. Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация. Интонация ­ это не только музыкальное понятие. В  первую очередь это одно из свойств человеческой речи.  Так, например, даже если мы не знаем языка, на  котором говорит человек, мы почти всегда можем  догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем­то спрашивает и т.д. Мелодическое начало  очень тесно связано со звучанием живой человеческой  речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной. Ребята, скажите  пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее  связана речь человека? ­ С песней.  ­ Конечно же с песней! А какую песню человек слышит  практически с первого дня своей жизни?  ­ Колыбельную! Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? ­ Мелодия!  ­ Правильно! Мелодия ­ это основа любой песни,  Дети думают, анализируют, отвечают на вопросы Личностные, регулятивны е, коммуникат 3 Продолжение 15 темыивные любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности.  Мелодия никогда не стоит на месте! Она может  двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на  двух­трех звуках рядом или развиваться  стремительными скачками. Давайте с вами попробуем  проследить за мелодией с помощью рук ­ как будет  двигаться мелодия, такие движения вы выполняете  руками. Музыкально­пластическая работа в качестве физ.  минутки ­ звучит «Колыбельная медведицы». ­ Как двигалась мелодия в песне? ­ Плавно, без больших скачков… ­ Верно! Еще два средства музыкальной  выразительности, без которых не может быть музыки ­  это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили  раньше. Скажите, какие лады вы знаете? ­ Мажор и минор! ­ Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой ­ светлую? ­ Минор ­ темную, мажор ­ светлую. ­ Правильно. У вас на столе лежат квадратики с  изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами  сейчас поиграем ­ когда будет звучать мажорная  музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная ­  тучку. Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского.Ребята после игры называют композитора и названия  прозвучавших произведений. ­ Вы заметили, насколько по­разному звучали  произведения? Но отличаются они не только ладом, но  еще и динамикой. Динамика ­ это сила звука. И мы уже  знаем, как обозначается динамика в нотах. Что означают буквы f и p? ­ f ­ громко, p ­ тихо. ­ Очень хорошо. Есть еще одно средство музыкальной  выразительности. Темп определяет скорость  исполнения музыкального произведения ­ быстро,  умеренно, медленно. А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите  правую руку на сердце. Что вы чувствуете? ­ Удары, биение сердца. ­ Верно. У кого­то сердце бьется быстро, у кого­то  медленно. У каждого по­разному. Так и в  произведениях ­ каждое исполняется в своем темпе ­ в  том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже  убедились, в произведении меняется темп. А еще, у  каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних ­  ровно, у других ­ нет. Этот ритм присутствует и в  музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя  разновидностями ритма ­ ровным и пунктирным. Учитель приводит примеры разного ритма. Класс  разделяется на группы, повторяет ритмические  примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.­ А теперь давайте послушаем, как в разных  произведениях используется разный ритм. Итак, вы все  молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием!  Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и  регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания  голоса или инструмента.  Посмотрите: существует  высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем  догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры? ­ Высокий ­ птице, средний ­ человеку, низкий ­ волку. ­ Правильно! У каждого инструмента разные  возможности, например, фортепиано обладает всеми  регистрами, а скрипка ­ только высоким! И мы всегда  сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В  этом нам помогает последнее средство музыкальной  выразительности ­ тембр. Тембр ­ это окраска звучания.  У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у  каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И  именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. 4 Пение  6 ВХР Дети поют Личностные ВХТ 1. Интонационные: ­повтор одного звука ­хроматизм. 2. Ритмические: ­распевы. Методы и приемы ­собственный показ. ­помощь инструмента. ­показ звуковысотности. ­собственный показ. ­помощь инструмента.­показ звуковысотности. ­использование минусовки. 3. Дикционные: ­окончание фраз словами с согласной в ­собственный показ. ­помощь инструмента. ­показ звуковысотности. конце. ­распевы. ­использование минусовки. 5 Рефлексия 2 Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства Дети отвечают Регулятивны музыкальной выразительности мы теперь знаем? Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! на вопросы, прощаются е Наш урок окончен! До свидания!