конспект урока "Стихотворения Юрия Живаго"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 40 (101). Стихотворения Юрия Живаго.rtf
Урок 40 (101). Стихотворения Юрия Живаго Цель   урока:  определить   мест   и   значение   «Стихотворений   Юрия   Живаго»   в композиции и замысле романа. Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений. Ход урока I. Слово учителя Роман о жизни на земле Юрия Андреевича Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью. Лариса же попросту исчезает с лица земли («однажды… ушла из дому и больше не возвращалась»), «пропала неизвестно где, забытая под каким­нибудь безымянным   номером   из   впоследствии   запропастившихся   списков,   в   одном   из неисчислимых общих или женских концлагерей севера». О страшной судьбе их дочери, получившей   «варварскую,   безобразную   кличку»   Танька   Безочередева,   мы   узнаем   из разговора Гордона и Дудорова в эпилоге романа. Строчка Блока, которую вспоминают друзья («Мы дети страшных лет России»), приобретает новое символическое значение: «Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле, фигурально. И дети   были   не   дети,   сыны,   детища,   интеллигенция,   и   страхи   были   не   страшны,   а провиденциальны,   апокалиптичны,   а   это   разные   вещи.   А   теперь   все   переносное   стало буквальным, и дети — дети, и страхи страшны, вот в чем разница». Роман   заканчивается   ощущением   свободы,   красной   нитью   пронизывающим произведение. Постаревшие Гордон и Дудоров перелистывают тетрадь писаний Живаго, ставших вечным его воплощением, его воскрешением: «Смерть можно будет побороть // Усильем Воскресенья» — это последние строки стихотворения «На Страстной». Стихи Юрия Живаго — это бессмертие героя, его инобытие, вечная жизнь его души и души самого   автора,   который   понимал   свое   творение   как   исполненную   миссию:   «Я   окончил роман, — писал Пастернак Варламу Шаламову, — исполнил долг, завещанный от Бога». II. Анализ стихотворений Задание.  Прочитаем   стихотворение,   открывающее   цикл,   с   шекспировским названием «Гамлет» и попробуем разобраться в его образной структуре. Тема Гамлета созвучна теме романа. Трагедия Гамлета, по Пастернаку, — это не драма долга и самоотречения, и это сближает этот образ с образом Христа. «Если только можно, Анна Отче, // Чашу эту мимо пронеси» это слова Христа. Стихотворение «Гамлет» — и о шекспировском герое, и о Христе, и о герое романа Юрии Живаго, и о самом авторе романа, трагически ощущающем свое существование, и вообще о человеке в положении Гамлета. Долг человека заплатить муками за чудо жизни. Евангельские образы, высокий библейский   слог   соединены   с   народной   пословицей,   содержащей   простую,   но   очень глубокую мысль: «Жизнь прожить — не поле перейти». Жизнь символична, потому что она значительна   во   всех   своих   проявлениях.  И   предметом   поэзии   является   сама   жизнь. Недаром следующим стихотворением цикла является «Март», месяц пробуждения жизни природы. — Какими средствами утверждается жизнь в стихотворении «Март»?(Стихотворение   «Март»   как   и   Гамлет   написано   пятистопным   хореем   и содержит четыре строфы. Но трагическое звучание «Гамлета» в последней строке («Жизнь прожить — не поле перейти») сменяется оптимистическим  настроением «Марта». Каждое явление природы одухотворено, олицетворено, наполнено высшим смыслом: «Солнце греет до седьмого пота, // И бушует, одурев, овраг»; «дымится жизнь   в   хлеву   коровьем»;   «здоровьем   пышут   зубья   вил».   Назывные   предложения третьей   строфы,   отмеченные   радостной,   восклицательной   интонацией,   передают удивление и восторг перед очередным чудом жизни:  Эти ночи, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня!) Только   у   Пастернака   мы   находим   сравнение   весны   с   «дюжей   скотницей»,   у которой   «дело...   кипит   в   руках».   Прекрасное   есть   жизнь.   Поэтому   «пахнет   свежим воздухом   навоз»,   он   «всего   живитель   и   виновник».   Нет   низкого,   и   нет   высокого,   есть работа, есть вечная жажда жизни и ее бесконечное обновление. — Как связаны стихотворения «Гамлет», «Март» и «На Страстной»? (Стихотворение   «Март»   скрепляет   первое   и   третье   стихотворения   цикла своей   мнимой   простотой,   обыденностью,   утверждением   простых   жизненных ценностей.   «...март   разбрасывает   снег   /   На   паперти   толпе   калек».   Сама   природа участвует   в   событиях   Страстной   недели:   «Вода   буравит   берега   //   И   вьет водовороты»; «Деревья смотрят нагишом // В церковные решетки... // Сады выходят из оград, // Колеблется земли уклад: // Они хоронят Бога». Обновление жизни, весна природы вызывает Воскресение Христа: Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только­только распогодь,  Смерть можно будет побороть  Усильем Воскресенья.) — Какие еще связи вы видите в стихотворениях цикла? (Цикл   «Стихотворения   Юрия   Живаго»   заключает   в   себе   и   годичный природный   цикл:   весна,   лето,   осень,   зима.   «Март»,   «Белая   ночь»   и   «Весенняя распутица» связаны с пробуждением природы, пробуждением человеческой жизни, в которой перемешаны «доли // Безумства, боли, счастья, муку». Лето — «Объяснение» — возвращение жизни, ее новый виток: Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда­то странно прервалась. Я на той же улице старинной, Как тогда, в тот летний день и час.)— Какова роль слов «так же», «те же», «вновь», повторяющихся образов? (Эти   слова   и   повторяющиеся   образы   и   фразы   усиливают   впечатление гармоничности, цикличности, постоянного возобновления.) «Лето в городе», «Ветер», «Хмель», «Бабье лето» — пора зрелой любви, буйства жизни — завершаются «Свадьбой»: Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье. В стихотворении «Осень» в общую гамму добавляется вкус «горечи вчерашней» и «сегодняшней   тоски».   И   в   «Сказке»   —   вновь   обращение   к   вечным   образам,   уже мифологическим. В итоге поединка всадника со змеем — «труп дракона» и вечный сон: «душа во власти сна и забытья». Чеканный, застывший символ: всадник, пронзивший змея копьем,   и   сказочная   невозможность   сбросить   оковы   сна.   Назывные   предложения обозначают вечность: Сомкнутые веки. Выси. Облака. Воды. Броды. Реки. Годы и века. Единство текучести и неподвижности. В следующем за «Сказкой» «Августе» — трагические ноты смерти и расставания, связаны с Преображением Господним: Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство. Обратим внимание на этимологическую и семантическую (смысловую) близость слов «творчество» и «чудотворство» и на сближение «творцов» художника и Бога. «Зимняя ночь» построена как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени. Симметрично расположенный рефрен «Свеча горела на столе, // Свеча горела» завораживает, усиливает впечатление кружения метели, возвращения воспоминаний. Боль этих воспоминаний в следующих стихотворениях — «Разлука» и «Свидание»: Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, А нас на свете нет? И   опять   евангельский   символ   —   «Рождественская   звезда»,   после   которого   — «Рассвет», новое обращение к Богу:И через много­много лет Твой голос вновь меня встревожил, Всю ночь читал я твой завет И как от обморока ожил. Отметим, что «Ты», «Твой» написаны с большой буквы, потому что эти слова начинают стихотворные строки; «твой», «о тебе» тоже должны бы начинаться с заглавных букв,   ведь   речь   идет   о   Христе.   Дело   в   цензурных   соображениях,   которыми руководствовался автор, чтобы стихотворение было напечатано (оно вышло в альманахе «День поэзии. 1956»). И — снова весна (стихотворение «Земля»): И та же смесь огня и жути На воле и в жилом уюте, И всюду воздух сам не свой. И тех же верб сквозные прутья, И тех же белых почек вздутья И на окне, и на распутье, На улице и в мастерской. В картину весеннего «приволья» и «нахрапа» вклинивается смесь «огня и жути», «человеческое горе», и опять звучит мотив «призвания», «долга»: Зачем же плачет даль в тумане, И горько пахнет перегной? На то ведь и мое призванье, Чтоб не скучали расстоянья, Чтобы за городскою гранью Земле не тосковать одной. Последние   четыре   стихотворения:   «Дурные   дни»,   «Магдалина»   (I   и   II «Гефсиманский   сад»   уже   полностью   говорят   о   вечном   бытие   лирического   героя. Страданиями, сомнениями Гамлета» («Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту мимо пронеси») открывается цикл, и в «Гефсиманском саду», то есть на том же месте, в тот же час, заканчивается, завершая, таким образом, один из бесконечных жизненных циклов. Все уже написано в «книге жизни»: «Сейчас должно написанное сбыться,  Пускай же сбудется оно. Аминь». И все­таки каждый раз на муки во имя жизни идут добровольно: «Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду. Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана,  Столетья поплывут из темноты». —   Как   вы   считаете,   какую   роль   выполняют   стихи   Юрия   Живаго,   включенные Пастернаком в текст романа? — Как вы считаете, уровень мастерства, сказывающийся в стихах Юрия Живаго, характерная для них образная система дают основания утверждать, что их пап и большой и глубокий поэт Борис Пастернак? III. Слово учителя Жизнь   человека   в   романе   Пастернака   дается   не   в   рамках   его   социально­ исторического   конкретного   существования,   а   в   системе   ценностей   человечества,   и   это позволяет   увидеть   характер   во   всей   его   сложности   и   глубине,   в   ретроспективе   и перспективе вечности. Это и создает уверенность в бесконечности обновления жизни, в возможности жизни вечной. Домашнее задание Подготовка к сочинению по творчеству Б. Л. Пастернака. Дополнительный материал к урокам — практикум 1. Литературоведы С. Пискунова и В. Пискунов пишут о впечатлении от романа Пастернака: «...Самым поразительным, самым ослепительным читательским впечатлением оказывается (для нас, во всяком случае) чувство счастья и освобождения. Оно возникает с первых   же   страниц   «Доктора   Живаго»   рядом   с   совсем   еще   не   ужасными   ужасами   — просто   детскими   страхами   ребенка,   всматривающегося   в   бушевание   вьюги   за   ночным окном, — крепнет и усиливается к концу книги, параллельно и по мере нарастания ужасов взаправдашних». — Как вы понимаете выражение «с совсем еще не ужасными ужасами»? —   Как   представлен   в   романе   Пастернака   процесс   «нарастания   ужасов взаправдашних»? Действительно ли они именно нарастают, не перечисляются? 2.   Литературовед   Д.   С.  Лихачев   пишет:   «...  «Доктор  Живаго»   даже   не   роман. Перед   нами   род   автобиографии   —   автобиографии,   в   которой   удивительным   образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора... И тем не менее автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу,   в   которой   можно   было   бы   наиболее   полно   раскрыть   перед   читателем   свою внутреннюю жизнь». —   Каковы   наиболее   выразительные,   запоминающиеся   «внешние   факты»   жизни главного героя романа?— Что характерно для «внутренней жизни» Юрия Андреевича Живаго в первую очередь?   Чем   эта   внутренняя   жизнь,   близка   «внутренней   жизни»   самого   Пастернака, проявившейся в его лирике? 3. Критик П. Горелов замечает: «Д. С. Лихачев предлагает видеть в произведении Пастернака не роман, а роман — лирическое стихотворение; не прозаическое, а — «поэт отношение   к   действительности»;   «род   автобиографии»...   Нет,   нельзя   согласиться   с соображениями   Д.   С.   Лихачева   «прозаическое»   и   «поэтическое»   для   него   просто эвфемизмы для «неудачного» и «удачного» в романе Пастернака...» — Какова ваша оценка возражения критика Д. С. Лихачеву? — Действительно ли «неудачное» в романе — это «прозаическое», а «удачное» —«поэтическое»? 4. «Юрий Андреевич Живаго — это и есть Лирический герой Пастернака, который и в прозе остается лириком... Живаго — это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается вход событий, он служит тем, к кому попадает» (Д. С. Лихачев). — Действительно ли Юрий Живаго создан «для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь»? — Как позиция «не вмешивается в ход событий» характеризует главного героя романа? мире? —   Как  бы   вы   объяснили   неясности,   связанные   с  пониманием   позиции   героя  в 5. Критик С. Елкина пишет «…Трудно согласиться с академиком Д. Лихачевым, что не следует «находить за описаниями бедствий осуждение чего­то их породившего». Более того, представляется, что и сам замысел романа у автора возник в тесной связи с поиском причин этих бедствий (не случайно в «Эпилоге» романа он первым из советских писателей заговорил об ошибках коллективизации о сталинском терроре, лагерях)». — Где и как в романе «Доктор Живаго» Пастернак описывает бедствия эпохи? Каково отношение к ним писателя? — Действительно ли в «Эпилоге» автор «заговорил об ошибках коллективизации, о сталинском терроре, о лагерях»? —   Кто   прав   в   дискуссии   об   отношении   автора   романа   к   описываемым   им бедствиям и трагедиям эпохи? 6. Критик Д. Урнов писал: «...Когда заканчиваешь читать «Доктора Живаго», то вспомнить из жизни заглавного героя оказывается нечего — ни эпизода, ни момента, ни сцены, которые бы запечатлелись в памяти как яркое переживание. Пересказ сюжета у того, кто не читал роман, может создать иное впечатление: ведь, кажется, сколько всего происходит!   Да,   события,   великие   и   мальте,   общественные   и   частные,   совершаются, точнее, обозначаются  непрерывно… и в тоже время ни одно из  событий, больших или мелких, не пережито Живаго с достаточной (для читателя) выразительностью».—  Какие  «события,  великие  и  малые,  общественные  и  частные»  запоминаются читателю «Доктора Живаго» прежде всего? — В чем причина различного восприятия романа теми, кто читал, и кто не читал? 7.   «В   отличие   от   Д.   С.   Лихачева,   не   без   основания   увидевшего   в   Ларисе символический образ России, мы хотели бы соотнести образ «сестры» Ларисы Федоровны (в момент сближения с Живаго она работает сестрой милосердия в госпитале) именно с «сестрой моей — жизнью», чей истинный путь — гармоническое сочетание стихийности и культуры,   тела   и   ума,   раскованного   самоутверждения   и   самоотрицания.   Именно   этой гармонией пронизана любовь Ларисы к Живаго» (С. Пискунова, В. Пискунов). — Действительно ли «истинный путь» Ларисы — это «гармоническое сочетание стихийности и культуры» и т. д.? Чье мнение, С. Пискунова или Д. С. Лихачева, кажется вам более обоснованным? — В чем состоит «гармония», которой пронизаны мотивы Ларисы? 8.   Писатель   Варлам   Шаламов   заметил   в   письме   к   автору   «Доктора   Живаго»: «...Лариса своей внутренней жизнью богаче доктора Живаго, не говоря уже о Паше, Лариса — магнит для всех, в том числе и для Живаго. 200 страниц романа прочитано — где доктор Живаго? Это — роман о Ларисе...» — Действительно ли «Лариса своей внутренней жизнью богаче доктора Живаго»? —   Что,   позволяет   В.   Шаламову   право   утверждать,   что   «Доктор   Живаго»   — «роман о Ларисе»? — Ответьте на вопрос, поставленный В. Шаламовым. 9. «Ручательством правильности моего взгляда на роман «Доктор Живаго» как на лирическую исповедь самого Бориса Леонидовича служит то, что Ю. А. Живаго поэт, как и сам Пастернак, и его стихи приложены к произведению. Это не случайно. Стихи Живаго — это стихи Пастернака. И эти стихи написаны от одного лица у стихов один автор и один общий лирический герой: Живаго — Пастернак» (Д. С. Лихачев). — Какова роль стихов Юрия Живаго, включенных Пастернаком в текст романа? Являются ли они — «ручательством правильности» взгляда на роман, как «на лирическую исповедь самого» Пастернака? —   В   чем   смысл   фразы   критика   о   том,   что   у   стихов   романа   «один   общий лирический герой: Живаго — Пастернак»? — Дает ли уровень мастерства стихов Юрия Андреевича, их образная система основания утверждать, что их написал большой в глубокий поэт Борис Пастернак? 10. Н. Иванова писала: «Противопоставление живого (природы, истории, России, любви,   Лары,   творчества,   самого   Живаго)   и   мертвого   (мертвой   буквы   указа,   насилия, несущего смерть, братоубийственной войны, мертвящего духа нового мещанства, мертвой, неодушевленно­мертвящей железной дороги и всего комплекса мотивов, с нею связанных) является главным стержнем романа». — Как описано в романе то, что Н. Иванова называет «живым»?— Как в «Докторе Живаго» выступают образы и явления «мертвого»? Например, «неодушевленно­мертвящей   железной   дороги   и   всего   комплекса   мотивов,   с   нею связанных»? — Является ли «противопоставление живого... и мертвого... главным стержнем романа»? 11.  Критик   Вл.  Гусев  высказывался  так:   «Доктор  Живаго»   —  роман  о  потере идеала и о попытках обрести его заново. Задача решается на фоне надрывающейся истории нашей страны в этом веке. Роман по священ вопросам религиозным и в целом духовным, сама текучка быта и его ужасы выступают как фактор суеты, лжи в этом мире». — Какими событиями представлена история ХХ в. в романе «Доктор Живаго»? Дает   ли   описание   этих   событий   образ   «надрывающейся   истории   нашей   страны   в   этом веке?» —   Действительно   ли   «роман   посвящен   вопросам   религиозным   и   в   целом духовным»? — В чем состоит «текучка быта и его ужасы выступают как факторы суеты, лжи в этом мире»? — Действительно ли роман Пастернака «о потере идеала и о попытках обрести его заново»? 12.   Критик   В.   Воздвиженский   писал:   «...Роман   заканчивается   авторским монологом,   патетической   лирической   картиной,   утверждающей,   приемлющей   этот   мир, каким бы он в данный момент ни был... И это не искусственный мажорный аккорд в финале, не вынесенная автором от себя   оптимистическая   декламация.   Это   своеобразный   итог   внутренней   темы,   которая развивается   на   протяжении   всего   романа   —   любви   к   жизни,   к   России,   к   данной   нам действительности какой бы она ни была». — Какими словами заканчивается роман доктор Живаго»? Каково ваше мнение по поводу финала? — Является ли финал романа — «своеобразным итогом внутренней темы»? Что не соответствует внутреннему содержанию романа?

Посмотрите также