конспект урока «Сюжетная композиция картины » БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс ДХШ.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Сюжетная композиция содержит в себе главный момент, главного героя. от поведения которого складывается тема картины.конспект урока «Сюжетная композиция картины » БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс
Иконка файла материала Сюжетная композиция картины.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «ДШИ  Починковского  района» конспект урока «Сюжетная композиция картины  » БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс ДХШ. Разработчик: преподаватель художественного отделения                            МБУ ДО «ДШИ  Починковского района»                           Казакова Инна Викторовна2017 год Тема урока: « Сюжетная композиция картины». Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно­образное мышление, творческую и познавательную активность. Оборудование и материалы: Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы. План урока Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией  иллюстраций. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и анализ работ. Ход урока. ­На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни  человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным  образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное  искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о  которых вам еще предстоит узнать.   Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее  особого типа­ бытового жанра. ­ Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете? (презентация , 1­5 сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/ (презентация , 8сл.)­ проверьте себя.  Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика,  живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. (презентация , 9­ 13сл.) / Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/ Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей,  третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию  их стали делить на жанры: изображение природы­ пейзаж, вещей­ натюрморт, человека­ портрет, событий жизни­ сюжетно­тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения ­ жанровые  разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. Ахудожники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности  сюжетно­тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.   Каков сюжет представленных живописных работ?   ­ Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?    Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на  тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории  события. Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.   (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К.  Брюллов «Последний день Помпеи» и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут  быть какие­либо важные события наших дней, имеющие большое историческое  значение. (Такими картинами могут считаться произведения художников 60­70­х годов,  посвященные покорению космоса.)  Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и  эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и  мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.   (Произведения Тициана, Ф. Гойя,  А. Ватто,  В Верещагина, М. Грекова).    ­  Попробуйте самостоятельно дать определение сказочно­былинному и религиозно­ мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.  (Учащиеся дают определение сказочно­былинному жанру, вспоминая произведения  В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван­царевич на сером волке» и  др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь»,  «Демон» и др.  При разговоре о религиозно­мифологическом жанре демонстрируются картины С.  Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) ­ Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его  родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее  распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине  XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о  событиях повседневной жизни. Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение  предварительного эскиза  / Задание:  выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./ Какие задачи решает предварительный эскиз? Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих  лиц, передача движения, поз , действия;   Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей,  задействованных в вашей сегодняшней работе.