Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Сюжетная композиция содержит в себе главный момент, главного героя. от поведения которого складывается тема картины.конспект урока «Сюжетная композиция картины » БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ. 1 класс
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
конспект урока
«Сюжетная композиция картины »
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.
1 класс ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна2017 год
Тема урока: « Сюжетная композиция картины».
Цели:
Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах.
Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение.
Воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру и искусству.
Развивать ассоциативнообразное мышление, творческую и познавательную активность.
Оборудование и материалы:
Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства.
Художественные материалы для практической работы.
План урока
Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся.
Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией
иллюстраций.
Постановка художественной задачи.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов и анализ работ.
Ход урока.
На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни
человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным
образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное
искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о
которых вам еще предстоит узнать.
Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее
особого типа бытового жанра.
Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете?
(презентация , 15 сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия видов изо искусства/
(презентация , 8сл.) проверьте себя.
Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика,
живопись, ДПИ.
Каждый из этих пяти видов делится на жанры.
(презентация , 9 13сл.)
/ Задание: перечислите, записав в столбик названия жанров изо искусства/
Что же такое жанры в изобразительном искусстве?
Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей,
третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию
их стали делить на жанры: изображение природы пейзаж, вещей натюрморт, человека
портрет, событий жизни сюжетнотематическая картина.
В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения жанровые
разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. Ахудожники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть
разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности
сюжетнотематической картины – историческая, батальная, бытовая картины.
Каков сюжет представленных живописных работ?
Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина?
Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на
тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории
события.
Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора.
(В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К.
Брюллов «Последний день Помпеи» и др.)
Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут
быть какиелибо важные события наших дней, имеющие большое историческое
значение.
(Такими картинами могут считаться произведения художников 6070х годов,
посвященные покорению космоса.)
Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и
эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и
мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота.
(Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова).
Попробуйте самостоятельно дать определение сказочнобылинному и религиозно
мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры.
(Учащиеся дают определение сказочнобылинному жанру, вспоминая произведения
В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иванцаревич на сером волке» и
др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь»,
«Демон» и др.
При разговоре о религиозномифологическом жанре демонстрируются картины С.
Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.)
Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его
родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее
распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине
XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения
на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи.
К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о
событиях повседневной жизни.
Первым этапом работы над тематической картиной является выполнение
предварительного эскиза
/ Задание: выполнить эскиз тематической картины «Жизнь моей семьи»./
Какие задачи решает предварительный эскиз?
Построение композиции : размещение на плоскости листа центральных действующих
лиц, передача движения, поз , действия;
Домашнее задание: выполните дома наброски , передающие движение людей,
задействованных в вашей сегодняшней работе.