Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
06.05.2018
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: комбинированный урок. ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения.ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;
- проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;
- посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;
2. Развивающие:
- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);
- развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);
- развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).конспект
конспект.docx
Урок литературы
Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные
люди»
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный урок.
ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных
условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н.
Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа
художественного произведения
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»; - проанализировать рассказ, выявить приёмы создания
образа персонажа;
- посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность
персонажа к доброте;
2. Развивающие:
- развить регулятивные УУД (развитие образного мышления,
способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации
через систему творческих заданий);
- развить коммуникативные УУД (построение монологических
высказываний, аргументация собственного мнения, развитие
умения вести беседу, повышение культуры речи);
- развить познавательные УУД (поиск, анализ и
преобразование информации).
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования у учащихся понимания
не только авторской позиции к поступкам героев рассказа,
но и своего отношения к ним, убедить учащихся в
необходимости проявления доброты, милосердия и
сострадания.
Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность,
ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.
Методы и технологии организации образовательного
процесса: технология критического мышления.
Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран,
компьютерная презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Во внутреннем мире человека
доброта – это солнце
На экране эпиграф (слайд 1)
Виктор Гюго - Как вы понимаете слова Виктора Гюго?
- Что такое, по-вашему, доброта?
( Один учащийся работает со словарём Ожегова)
Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать добро.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово?
(Составление кластера)
ДОБРОТА
- Скажите, почему мы заговорили о доброте?
Запись темы урока (слайд 2)
- Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?
( -Проанализировать рассказ;
- Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?
Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.
Подготовленный учащийся рассказывает творческую
историю рассказа (слайд 3,4)
- Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?
- Определите тему рассказа.
Итак, главная героиня рассказа – Жанна.
Домашним заданием было найти приёмы создания образа,
которые использует автор рассказа.
( На партах лежит таблица с приёмами создания образа
персонажа)
Работа в группах:
1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова,
эпитеты, средства синтаксической выразительности) 2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые
слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)
3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 6)
4 – Действия и поступки героини (найти синтаксические
средства, лексические средства)
(Учащиеся в группах находят средства художественной
выразительности)
В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не
проявление доброты?
- Какую страшную картину увидела Жанна?
- Раздумывала ли она, как ей поступить?
( Найти в тексте подтверждение)
- На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?
( Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может
бросить чужих детей)
- О чём думает потом?
( Мысли о муже)
- Почему боится мужа?
( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает
решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке,
жена подчиняется мужу, советуется с ним)
- Сделайте вывод о поступке Жанны.
( Она проявила доброту, поступила милосердно по
отношению к детям)
Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить
тему рассказа одним словом?
ДОБРОТА
- Какова главная мысль рассказа? ( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие,
сострадание, любовь, если случится беда)
- Оцените поступок Жанны и её мужа.
(Они проявили милосердие)
Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы
подобрали к слову «доброта»? ( Это чувства людей)
- А как вы объясните слово милосердие?
( Работа одного учащегося со словарём Ожегова)
- Милосердие – не просто чувство, это готовность и
стремление помочь людям.
Не случайно и имя героини. Что оно означает?
(Отвечает заранее подготовленный ученик)
- Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.
Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.
- Кто из героев ещё имеет имя?
(Соседка Симон)
- Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку
нет?
(Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-
идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью
женщины-матери)
- Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и
любящая мать)
Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.
- Вернёмся к поставленным целям.
- Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?
- Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)
- Какое бы название предложили вы? - Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора ? Созвучно
оно с нашими выводами?
Хочу предложить в качестве осмысления рассказа
творческое задание.
(Учащиеся могут распределиться в группы по своему
желанию)
Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения,
наиболее раскрывает способность героини к добру?
Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны
является……
(слайд 8)
Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?
А чем интересен рассказ для ваших
сверстников, родителей?
Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.
- Актуальна ли тема рассказа в наше время?
- Почему доброта так важна в нашем обществе?
Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-
рассуждение.
Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта
20 века.
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, — так и остался хамом.
Этот вот — от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?…
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям,
попавшим в беду.
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.