Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
06.05.2018
Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: комбинированный урок. ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения.ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: - познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»; - проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа; - посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте; 2. Развивающие: - развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий); - развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи); - развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).конспект
конспект.docx
Урок литературы Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди» Тип урока: урок усвоения новых знаний. Вид урока: комбинированный урок. ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: - познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»; - проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа; - посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте; 2. Развивающие: - развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий); - развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи); - развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации). 3. Воспитательные: - создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания. Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая. Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления. Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал. ХОД УРОКА Во внутреннем мире человека доброта – это солнце На экране эпиграф (слайд 1) Виктор Гюго - Как вы понимаете слова Виктора Гюго? - Что такое, по-вашему, доброта? ( Один учащийся работает со словарём Ожегова) Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. - Какие ассоциации вызывает у вас слово? (Составление кластера) ДОБРОТА - Скажите, почему мы заговорили о доброте? Запись темы урока (слайд 2) - Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы? ( -Проанализировать рассказ; - Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа? Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого. Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4) - Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал? - Определите тему рассказа. Итак, главная героиня рассказа – Жанна. Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа. ( На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа) Работа в группах: 1 – Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности) 2 – Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5) 3 – Бытовые детали ( описание жилища, детей) (слайд 6) 4 – Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства) (Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности) В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты? - Какую страшную картину увидела Жанна? - Раздумывала ли она, как ей поступить? ( Найти в тексте подтверждение) - На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине? ( Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей) - О чём думает потом? ( Мысли о муже) - Почему боится мужа? ( Муж – глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним) - Сделайте вывод о поступке Жанны. ( Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям) Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом? ДОБРОТА - Какова главная мысль рассказа? ( Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда) - Оцените поступок Жанны и её мужа. (Они проявили милосердие) Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? ( Это чувства людей) - А как вы объясните слово милосердие? ( Работа одного учащегося со словарём Ожегова) - Милосердие – не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям. Не случайно и имя героини. Что оно означает? (Отвечает заранее подготовленный ученик) - Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро. Это ещё один из приёмов создания образа персонажа. - Кто из героев ещё имеет имя? (Соседка Симон) - Как вы думаете, почему автор соседке даёт имя, а рыбаку нет? (Жанна и Симон – матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать- идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери) - Подтвердите примером из текста, что Симон – заботливая и любящая мать) Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон. - Вернёмся к поставленным целям. - Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа? - Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7) - Какое бы название предложили вы? - Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора ? Созвучно оно с нашими выводами? Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание. (Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию) Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру? Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является…… (слайд 8) Рефлексия: Что было интересно вам на уроке? А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей? Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке. - Актуальна ли тема рассказа в наше время? - Почему доброта так важна в нашем обществе? Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение- рассуждение. Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века. Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, — так и остался хамом. Этот вот — от чванства занемог. Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?… Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом. Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям,  попавшим в беду.

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс

Конспект урока "Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2018