Конспект урока "Устойчивые сочетания слов" предназначен для второго класса.Разработан по программе "Перспектива". В нём предложена таблица. Таблица используется как материал для повторения пройденного материала по орфограмме парная согласная, безударная гласная. Благодаря ей можно проверить насколько осознанно ученики понимают значение данных орфограмм и знают способы нахождения проверочных слов.
Тема. Устойчивые сочетания слов.
Цель. Формирование представления о фразеологизмах как устойчивых
сочетаний слов и их использовании в речи.
Задачи.
1.Учить понимать значение фразеологизмов в словах.
2.Развивать умение правильного написания слов опираясь на знание правил
проверки написания слов.
3.Развивать умение использовать фразеологизмы в предложениях.
4.Развивать наблюдательность над словами при использовании одного и тоже
слова в устойчивых сочетаниях слов.
Ход урока.
1.Словарный диктант.
Заяц, носы, коты, сосед, большой, дома, рукав, друг, дрова, брат.
2.Актуализация знаний.
Подчеркните орфограммы в словах. Объясните их написание.
Работа в таблице. Таблица выдается каждому ученику.
Название
орфограмм
ы
Способы проверки написания орфограмм
(проверочные слова)
Один -
много
Форма
слова
Родственны
е слова
Маленьк
ий-
большой
Сонорн
ые,
гласные
Непроверяе
написания
мые
слов
Словарные
слова
Безударна
я гласная
(бг)
Парная
согласная
(пс)
Носы-
нос
Коты-
кот
Дома-
дом
Сосед-
соседи
Брат-
братья
Дрова-
дров
Большой-
больший-
больше
Заяц
Сосед
–
соседа
Друг-
друга
Какие способы проверки написания орфограмм мы чаще всего используем?
(форма слова, родственные слова, меняем количество предметов)
Дополним таблицу, подобрав, где это возможно, и оставшиеся способы.Название
орфограмм
ы
Способы проверки написания орфограмм
(проверочные слова)
Один -
много
Форма
слова
Родственны
е слова
Маленьк
ий-
большой
Сонорны
е,
гласные
Непроверяе
написания
мые
слов
Словарные
слова
Безударна
я гласная
(бг)
Парная
согласная
(пс)
Носы-
нос
Коты-
кот
Дома-
дом
Сосед-
соседи
Брат-
братья
Дрова-
дров
Большой-
больший-
больше
Носик
Котик
Домик
Заяц
Соседушка Братик
Соседни
й
Сосед
–
соседа
Друг-
друга
3.Письмо по памяти.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой засучив рукава.
Проверка задания. Оценка выполненной работы с помощью семафориков.
Объясните, как два брата рубили дрова?
Что значит «спустя рукава» и «засучив рукава»?
Спустя рукава коекак. Засучив рукава – усердно, старательно.
Это устойчивые сочетания слов (Фразеологизмы). Слова в таких сочетаниях
всегда стоят вместе, поэтому у них появляется новое значение.
Фразеологизмы делают нашу речь яркой, выразительной, образной.
4.Работа по тексту.
Послушайте отрывок из сказки Д.МаминаСибиряка «Про храброго зайца…»
Заяц хвастун подпрыгнул кверху , точно мячик, и со страху упал прямо на
широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся
ещё раз в воздухе и потом задал стрекача, что, кажется, был готов
выскочить из собственной кожи.Прочитайте предложения. Сравните сочетания выделенных сочетаний слов.
Выберите из правого столбика значение для каждого фразеологизма.
Запишите фразеологизмы с их значением.
Кубарем Стремительно убежать
Задал стрекача Преодолеть трудности
Выскочить из собственной кожи Вертясь
Оцените выполненную работу с помощью знаков «+», ««, «!».
5.Работа по учебнику. стр.36 упр.51.
Прочитайте предложения. Сравните значение выделенных слов.
У нас дома живёт большой пушистый кот. Мой сосед не любит читать, у
него дома книг кот наплакал.
6.Подберите слово близкое по значению к фразеологизмам.
Вешать нос, задрать нос, зарубить на носу, водить за нос.
(сильно огорчится, зазнаваться, запомнить, обманывать.)
Составьте предложения с использованием одного из фразеологизмов.
(Чтение учащимися составленных предложений.)
7.Домашнее задание.упр.52 стр.37.
8. Рефлексия.
Закончите предложения.
Сегодня на уроке я:
научился…
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…
больше всего понравились задания…