ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект урока
по географии
в 8 Б классе МБОУ СОШ № 4 г.Слюдянки
на тему «Восточно – Европейская (Русская) равнина»
Разработал: Ведерникова Татьяна Юрьевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «География»
Проверил: Крутова Н.А.
Слюдянка, 2017
Тема урока: Восточно-Европейская (Русская) равнина
Дата проведения: 25.01.2017
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
Ò Создать образ Русской равнины, крупнейшей физико-географической страны России; показать ее уникальность, специфику, обеспечить географическое восприятие ее через эмоциональную сферу (с использованием произведений изобразительного искусства, стихов и прозы русских поэтов и писателей).
Ò Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Ò Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Ò Развивать умения анализировать карты и делать выводы
Задачи:
Обучающие:
Выяснить особенности природы равнины как фактора формирования наиболее заселенного и развитого региона.
Углубить и расширить знания о компонентах ПТК равнины. Дать знания о роли Русской равнины в формировании Русского государства.
Развивающие:
Развивать навыки исследовательской деятельности
Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
Воспитывающие:
Воспитывать
патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты:
1.Предметные.
Создать образ Русской равнины,
крупнейшей физико-географической страны России;
2.Метапредметные.
Создать условия для закрепления умений анализировать и систематизировать
информацию, расширения опыта творческой деятельности обучающихся.
3.Личностные.
Помочь обучающимся осознать социальную и практическую значимость информации о
развитии форм рельефа России путем исследовательской, информационной,
коммуникативной, проектной деятельности и рефлексивной культуры обучающихся.
Основные термины, понятия: рельеф, геологическое строение и азональные компоненты, Мугоджа́ры, климат.
Оборудование: карты России – физическая, атлас, контурные карты, книги, проектор.
План урока
Мотивация – 1 мин
Проверка дом.задания. Работа на карточке. Тест – 8 мин
Актуализация знаний – 5 мин
Изучение нового материала. – 18 мин
Закрепление. – 3 мин
Итог урока- 2 мин
Домашнее задание и выставление оценок – 3 мин
Ход урока
1. Мотивация – 1 мин
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, сжав посильнее руки, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
И это правда, все в твоих руках! От тебя зависит, как пройдет наш урок, насколько ты будешь внимательным и активным.
2. Проверка домашнего задания. Работа по карточке. – 4 мин
1).Что такое высотная поясность?
(закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах)
2.)Дополни предложения.
- Какие закономерные изменения происходят при подъеме в горы…..
( температура снижается, кол-во осадков увеличивается, изменяется влажность воздуха, почвы, растительный и животный мир)
- Чем ближе к экватору, тем больше…..(высотных поясов)
- Первый (нижний) пояс гор соответствует природной зоне…..
3.Тест – 4 мин
Какое второе название носит Восточно-Европейская равнина?
А) Американская
Б) Западная
В) Русская
2. Мы живем на…
А) Валдайской возвышенности
Б) Прикаспийской низменности
В) Среднерусской возвышенности
3. Как называется наша область?
А) Кировская
Б) Курская
В) Кавказская
4. Каким полезным ископаемым богата Курская область?
А) уголь
Б) сланец
В) железная руда
5.По твоему мнению современный рельеф России сформировали?
А) люди
Б) животные
В) океан
Г) ледник
Ответы: 1. В); 2. В); 3.Б); 4. В); 5. Г).
4.Актуализация знаний. – 5 мин
Вопрос:
Сейчас ты посмотришь презентацию, подумаешь и определишь, к какому ПТК относятся эти фотографии?
(Показ слайдов)
Ответ: Восточно – Европейской равнине
5. Изучение нового материала. – 18 мин
Вводная
- Сегодня на уроке мы начинаем изучать физико-географические природные районы России. Назови их, пользуясь картой.
- Что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области? (рельеф, геологическое строение и азональные компоненты ).
- Первый ПТК, с которым мы познакомимся – это Русская равнина или как она ещё называется, Восточно-Европейская.
Слайд 2
- Как ты думаешь, почему эта равнина имеет такие названия?
Ответ. Русская – потому что здесь центр России, на равнине располагалась Древняя Русь. Здесь живет большинство русских в России.
Ответ. Равнина расположена на востоке Европы.
Формулировка цели и постановка проблемного вопроса.
Сегодня мы с тобой должны выяснить:
- Какие особенности природы Русской равнины связаны с ГП?
Проблемный вопрос: почему разнообразные ландшафты Русской равнины объединены в границах одного природного района?
План изучения ПТК и на доске
Слайд 3
Работа по учебнику
Открой учебник на стр.151 и найди ответ на такой вопрос:
- Какова протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток?
Работа по карте
Н. М.Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать».
- Давай покажем ГП равнины на карте. (Показ учителя)
(Русская равнина расположена на материке (Евразия), в части света (Европа)
Восточно-Европейская равнина, или Русская равнина — одна из крупнейших равнин земного шара, вторая по величине после Амазонской низменности, расположенная в большей, восточной части Европы. На севере омывается водами Белого и Баренцева, а на юге — Чёрного, Азовского и Каспийского морей. На северо-западе ограничена Скандинавскими горами, на западе и юго-западе — горами Центральной Европы (Судеты, Карпаты и др.), на юго-востоке — Кавказом и Крымскими горами, на востоке — Уралом и Мугоджарами.
- Какое слово тебе не понятно?
Мугоджа́ры — южный отрог Уральских гор в Казахстане. Представляют собой ряд невысоких каменных гряд (сопок). Преобладающие абсолютные высоты — 300—400 м.
- К бассейну, какого океана относятся северные моря ?
-Южные? Черное и Азовское к бассейну Атлантического океана, а Каспийское к бессточному бассейну Евразии.
- Теперь ты покажи границы на карте у доски (Показ ученика)
Работа по учебнику
Вопрос:
- Какие признаки объединяют равнину? Этот ответ найди на стр.151. учебника.
Работа по карточке
Ученик заполняет карточку
Вопрос: Как сформировался современный рельеф равнины?
- По тектонической карте определи, на каком участке земной коры расположена равнина? (На древней Русской платформе)
- Что такое древняя платформа? (Устойчивый участок земной коры с докембрийским фундаментом, сложенный древними магматическими кристаллическими породами. Сверху закрыт осадочным чехлом.
-Как называется то место, где фундамент выходит на поверхность? (Щит)
- Найди его на карте.
Слайд 7, 8,9
- Какие территории имеют наибольшую высоту? (Горы Хибины на Кольском полуострове.)
- Что приурочено к поднятиям фундамента? (возвышенности) Назвать.
- А низменности? К понижениям: Прикаспийская и Печорская
- Какую особенность имеет Прикаспийская низменность? (-28 м ниже уровня моря)
- Какие формы экзогенного рельефа имеет Прикаспийская низменность? (Эоловые)
Ученик заполняет карточку
Слайд 10
- Почему на северо-западе Русской равнины много крупных озер?
(Действие четвертичного оледенения)
- Что ты знаешь о леднике?
- Какие формы экзогенного рельефа оставил после себя ледник? (морена, бараньи лбы, подпружные озера, песчаный материал, холмисто-моренный рельеф)
Толщина ледника в центре (Скандинавия) достигала 3000 м. Он сгладил и округлил скалы (бараньи лбы), оставил царапины (штрихи).
Южнее, где ледник таял, отлагался принесенный материал. Образовались вытянутые холмы, сложенные перемешанными породами; песком, глиной, обломками горных пород, валунами – морены. На Русской равнине – это Смоленско-Московская гряда, Валдайская возвышенность, Северные Увалы.
В пониженных участках к югу от границы ледника образовались вводно-ледниковые равнины (зандровые). Например, Мещера, Окско-Донская равнина. При отступлении ледника на севере-западе равнины в углубленных понижениях (котловинах) образовались озера: Чудское, Псковское, Ильмень – это подпружные озера.
Работа по учебнику
- Найти в учебнике на стр. 155, какой рельеф преобладает в южной части? (возвышенности, низменности )
- Какие формы экзогенного рельефа здесь встречаются? (Водно-эрозионные овраги, балки) Текучие воды расчленили южную часть равнины. Здесь образовался овражно-балочно-эрозионный рельеф.
Работа по контурной карте
Нанеси эти возвышенности на контурную карту.
Вывод: Современный вид Русской равнины формировался миллионы лет. На него оказывали влияние внешние и внутренние процессы. Рельеф – разнообразный: низменности и возвышенности чередуются. На север равнины сильное влияние оказал древний ледник, на юг – текучие воды, которые образовали эрозионный рельеф: овраги, балки.)
- Теперь переходим к третьему пункту нашего плана
- Какой из океанов имеет наибольшее влияние на особенности природы равнины? (Атлантический)
Проблемный вопрос: Почему на Русской равнине сформировался умеренно-континентальный климат?
Беседа.
- Назовите климатообразующие факторы, определяющие климат равнины.
а) четко выражены 4 времени года;
б) господствуют западные ветры;
в) от субарктического климатического пояса на севере до умеренно- континентального на большей части равнины
- Какое влияние оказывает Атлантический океан на климат равнины?
(Она находится под влиянием западного переноса воздушных масс и движущихся со стороны Атлантики циклонов. Особенно сильно это влияние прослеживается в северной и средней части Русской равнины.
- С чем связано выпадение осадков? (С прохождением циклонов связано выпадение осадков. Русская равнина получает наибольшее количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны.)
- Какую погоду приносят циклоны? (Пасмурную, дождливую, прохладную – летом, снежную и мягкую – зимой.)
- Откуда весной и осенью приходит холодный воздух? ( Из Арктики – арктическая в.м. с понижение температур и заморозками)
- А почему? (Потому что на его пути нет гор)
- Летом вдруг становится нестерпимо жарко, осадки долго не выпадают – засуха, суховеи, откуда? ( с юга приходит тропическая в.м.)
Работа с картой.
Определить среднюю температуру января и июля, годовое количество осадков в г. Петрозаводск, г. Москва, г. Курск, г. Волгоград
Петрозаводск – средняя t янв. -12̊ С; ср.t июля +16̊ С; осадки – 600 мм;
Москва – средняя t янв. -10̊ С; ср. t июля +18̊ С; осадки – 550 мм;
Воронеж – средняя t янв. -8̊ С; ср. t июля +20̊ С; осадки – 500;
Волгоград – средняя t янв. -10̊ С; ср. tиюля +24̊ С; осадки – 400 мм.
Вывод: климат умеренно- континентальный, континентальность нарастает с северо-запада на юго-восток. Господствует западный перенос, арктическая в.м. и тропическая в.м.
Ученик заполняет карточку
Беседа.
Проблемный вопрос: Как ты объяснишь слова А.И. Воейкова: “Реки – продукт климата”?
Рельеф Русской равнины определяет направление течения рек, а, следовательно, распределение их по бассейнам.
- Найди и назови крупные реки равнины, к бассейнам каких океанов они относятся? (К бассейну Северного Ледовитого океана: Онега, Сев. Двина, Мезень, Печора. К бассейну Атлантического океана: Западная Двина, Нева, Днепр, Дон. К бассейну внутреннего стока: Волга с Окой и Камой.)
- Почему реки текут в разные стороны? (Чтение справки-факта)
Справка - факты.
Реки текут от своего истока вниз по склону. Подчиняясь рельефу местности, реки могут причудливо изменять своё направление, делая многократные изгибы и петли. Наиболее в нашей стране известна Самарская лука, когда Волга делает огромную петлю в 220 километров вокруг Жигулёвских гор и возвращается практически к прежнему месту У села Переволоки расстояние между устьем реки Усы и Волгой всего около 3-х километров.
Есть ещё и знаменитая река Пьяная, у которой от истока до устья всего 66 километров, а сама река длиной 436 километров.
А река Иордан в день Крещения на некоторое время меняет своё течение на противоположное.
Текут обратно и реки, которые впадают в океан, только во время приливов.
Реки соединяются, впадают одна в другую, потом впадают в моря, океаны или озёра.
В пустынных местностях реки в летнее время пересыхают полностью и уже никуда не текут, превращаясь в цепочку озерков и луж.
Но в любом случае устье реки окажется ниже ее истока, исключений из этого правила не бывает. При этом река может оказаться даже ниже уровня моря, если она впадает в озеро, которое расположено во впадине на земной поверхности, как например река Иордан, впадающая в Мертвое море. Устье этой реки находится на относительной высоте в -417 метров под уровнем моря.
- А климат оказывает влияние на реки. В чем оно выражается? (Климат влияет на режим рек, питание рек.)
На реках Русской равнины зимой ледостав, потому что везде средние температуры января ниже 0̊ С. Все реки имеют весеннее половодье, потому что питание рек смешанное с преобладанием снегового.
- Какие реки более полноводны? (Реки севера Русской равнины – Печора, Сев. Двина, потому что они протекают по территории с избыточным увлажнением.)
- На каких реках половодье опасно наводнениями? (На этих же реках, т.к. они текут с юга на север. Половодье начинается с верховьев на юге, а низовье еще сковано льдом.)
- Почему самая крупная река Русской равнины – Волга? (Она имеет самую большую водосборную площадь, т.е. площадь бассейна. Ее притоки находятся в верховье, на территории с избыточным и достаточным увлажнением.)
Волга – символ России. Мы должны сохранить Волгу чистой и красивой.
- На территории Русской равнины много крупных озер. Большинство их находится на северо-западе равнины. Почему? (1. Здесь избыточное увлажнение. 2. На поверхности водоупорные породы Балтийского щита. 3. Котловины ледниково-тектонические и подпрудные, т.е. влияние древнего ледника.)
- Во время Великой Отечественной Войны, дорогу, проложенную по замерзшему Ладожскому озеру называли «дорогой жизни». Эта дорога спасла тысячи ленинградцев, ведь по ней везли продукты, оружие из тыла.
Вывод. Реки имеют весеннее половодье, питание – смешанное
- А как ты думаешь, какую роль играют реки в жизни людей? (Наши предки – славяне, селились по берегам рек , строили крепости, позднее ставшие городами. Они ловили рыбу, перевозили грузы, защищались от врагов. Река была кормилицей)
- Назови мне реку, которая берет начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море-озеро?
Ученик заполняет карточку
6.Закрепление. – 3 мин
- Давай вспомним проблемный вопрос перед началом урока.
Проблемный вопрос: почему разнообразные ландшафты Русской равнины объединены в границах одного природного района?
В основании равнины лежит русская древняя платформа, и на климат равнины большое влияние оказывает Атлантический океан.
Слайд 11,12
7. Итог урока- 2 мин
8. Домашнее задание и выставление оценок – 3 мин
Карточка
Рельеф, формы |
тектоника |
климат |
воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы:
1. Учебник География: природа России 8 класс автор: Э.М.Раковская;
2. Интернет- ресурсы:
Самоанализ урока
Примерная схема самоанализа урока
1. Внешние связи урока.
Место и роль урока и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи с предыдущими уроками, последующими уроками, межпредметные связи.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Последовательность и распределение этапов урока по времени.
2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).
3. Соблюдение охранительного режима.
4. Подведение итога урока.
II. Содержание урока
1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.
2. Правильность подбора учебного материала на уроке.
3. Связь теории с практикой.
4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
1. Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
2. Чередование методов обучения.
3. Оборудование урока и его использование.
4. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.
4. Функциональный анализ урока.
Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся. Соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию результата урока.
5. Оценка конечного результата урока.
Оценка
качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися. Определение разрыва
между поставленными задачами и реальным конечным результатом. Причины этого
разрыва. Оценка достижений воспитательных и развивающих задач урока. Выводы и
самооценка урока.
Схема самоанализа внеклассного мероприятия
1. Цель занятия (обучающая, воспитывающая, развивающая).
2. Образовательная сторона мероприятия, перспективность в работе; какие знания учащиеся приобретают, расширяют, углубляют; какие навыки и умения совершенствуют.
3. Применение технических средств и наглядных пособий.
4. Осуществление межпредметных связей и связей между учебной и воспитательной работой.
5. Воспитательное значение мероприятия: формирование интереса к занятиям, к предмету, воспитание коллективизма, познавательной активности, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся в ходе занятия.
6. Количество присутствующих, их активность в подготовке и непосредственно на мероприятиях.
7. Отношение учащихся к мероприятию: интерес, активность, дисциплинированность, культура поведения, речи.
8. Реализация намеченного плана.
9. Осуществление учебных и воспитательных целей (способствует ли мероприятие повышению качества знаний учащихся, коррегирует ли их деятельность, способствует ли формированию положительных качеств личности.
10. Предложения по организации, содержанию и методике проведения воспитательных мероприятий.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.