В КОНСПЕКТЕ ЗАНЯТИЯ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?», говорится о том, что занятие направлено на сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства, осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений, получить общее преставление об агрессивности детей и причинах ее возникновения.В КОНСПЕКТЕ ЗАНЯТИЯ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?», говорится о том, что занятие направлено на сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства, осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений, получить общее преставление об агрессивности детей и причинах ее возникновения.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ?»
Цель: получить общее представление об агрессивности
детей и причинах ее возникновения.
Участники: педагоги дошкольного образовательного
учреждения.
Помещение и организация его пространства: встреча
проходит в музыкальном зале. Стулья расставлены по кругу.
Оборудование: листы бумаги формата А4, маркеры,
магнитофон с подборкой музыки для включения в качестве
фона во время обсуждения.
Ход занятия:
Педагогпсихолог:
Наше занятие сегодня пройдет в
форме тренинга. И прежде чем его начать, напомню об
основных принципах, которые необходимо соблюдать всем
присутствующим, чтобы встреча была продуктивной и каждый
извлек для себя максимум пользы. Принципы занятия (каждое
правило поясняется):
·
·
·
·
активность участников;
исследовательская позиция;
объективация поведения;
партнерское общение.
Поаплодируем в знак того, что мы принимаем эти
правила. Уверена, что наша сегодняшняя встреча пройдет в
теплой дружеской атмосфере. Ничто так не располагает к
теплым отношениям, как ритуал знакомства. Начнем с
упражнения «Клубочек».
Упражнение «Клубочек»
Цели: сплочение группы, эмоциональное и мышечное
расслабление, создание атмосферы единства.
Педагоги садятся в круг. Ведущий, держа в рукахклубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой
интересующий его вопрос участнику игры и бросает клубок
(например: «Как тебя зовут, что ты любишь, чего ты
боишься» и т. д.). Тот, кто ловит клубочек, обматывает
нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает
свой вопрос следующему игроку. Таким образом, в конце
клубочек возвращается ведущему. Все видят нити,
связывающие участников игры в одно целое, определяют, на
что похожа фигура. В процессе выполнения упражнения
участники многое узнают друг о друге, тем самым
происходит сплочение группы.
(Далее проводится ритуал «Египетская пирамида», который
является своеобразной шкалой роста. Обсуждение
символического значения достигнутого носит поддерживающий
характер и может выступать предметом обсуждения на
занятии не один раз.)
Ритуал: «Египетская пирамида»
Цель: осознание участниками собственных возможностей,
а также динамики процесса изменений.
Оснащение и реквизит для проведения ритуала:
контурное изображение пирамиды на плакате, маркеры
(фломастеры).
Педагогпсихолог:
Это пирамида цели, которая
выступает символической шкалой ваших достижений. Первая
ступень – точка отсчета, минимальное проявление качеств и
умений, а вершина – максимальный уровень проявления
реальных или возможных умений. Напишите свое имя маркером
(фломастером) в том месте этой шкалы, где вы сейчас, по
вашему мнению, находитесь.
(Процедура повторяется после проведения занятия, при этом
ведущий просит участников
стрелкой прочертить направление перемещения уровня своихвозможностей.)
Педагогпсихолог:
Теперь мне хотелось бы
рассказать о том, что такое детская агрессия.
Лекция «Что такое агрессивность?»
Цель: получить общее преставление об агрессивности
детей и причинах ее возникновения.
Педагогпсихолог:
Теперь вы имеете общее
представление об агрессии детей, поэтому предлагаю вам
составить портрет агрессивного ребенка.
Упражнение «Составь портрет агрессивного ребенка»
Цель: получить правильное, более точное представление
об агрессивном ребенке.
Педагогам раздаются карточки с различными формами
поведения. В результате обсуждения выбираются карточки,
наиболее подходящие к портрету агрессивного ребенка.
Примерный набор карточек:
не может долго работать, не уставая;
ему трудно сосредоточиться на чемто;
любое поручение вызывает излишнее беспокойство;
во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
смущается чаще других;
часто говорит о напряженных ситуациях;
часто теряет контроль над собой;
спорит, ругается со взрослыми;
специально раздражает других людей;
винит других в своих ошибках;
часто сердится и отказывается чтолибо делать;
завистлив и мстителен;
чувствителен, очень быстро реагирует на различные
действия окружающих (детей и взрослых), которые
нередко раздражают его;
нападает на детей, обзывает и бьет их.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Педагогпсихолог:
Очень часто в нашей работе да и
в жизни мы сталкиваемся с различными препятствиями.
Давайте смоделируем их и попробуем преодолеть прямо
сейчас.
Упражнение «Преодолей препятствие»
Цель: настроить педагога на преодоление различных
тормозящих ситуаций и преград.
Препятствия представляют участники команды.
Преодолевающий должен мобилизовать свою фантазию, чтобы
каждое из «препятствий» было преодолено.
Варианты препятствий, требующих нестандартных
подходов к решению проблемы, могут быть различными:
моральными,
физическими,
эмоциональными,
интеллектуальными и т. д. Единственное условие – не
наносить друг другу физического или морального ущерба.
Каждый из участников команды обязательно должен выступить
в качестве «препятствия» и преодолевающего.
Ведущий внимательно следит за соблюдением правил. В
конце игры проводится обсуждение.
Педагогпсихолог:
Наверное, каждый из вас хотя бы
раз испытывал трудности в общении с агрессивным ребенком.
Упражнение «Мне трудно – тебе легко» поможет нам
проанализировать подобные ситуации.
Упражнение «Мне трудно – тебе легко»
Цель:
осознать свои трудности в общении с
агрессивными детьми и проанализировать их реальную
значимость.
Продолжительность упражнения: 15 мин.
Участники делятся на пары. Один рассказывает о своем
затруднении в течение 1–2 мин. Второй анализирует
ситуацию, находя сильные стороны в поведении партнера, и
подробно о них рассказывает. Затем они меняются ролями,обмениваются впечатлениями.
Педагогпсихолог:
Вот и подошло к концу наше
занятие. Что вам запомнилось сегодня больше всего?
Упражнение «Слово о прошедшем дне»
Педагогпсихолог просит участников запомнить слово
или словосочетание, которое относится к тому, что
наиболее запомнилось из содержания предыдущего занятия.
Когда все участники назовут свои варианты, он предлагает
«расшифровать» их, т. е. в двухтрех предложениях
рассказать, почему они выбрали именно эти слова и
словосочетания. Очередность устанавливается по желанию
участников: «Что полезного было в сегодняшнем занятии?»,
«А именно?», «Что бы вы хотели добавить?».
Педагогпсихолог благодарит всех за хорошую работу,
говорит, что будет рад встретиться вновь, предлагает
индивидуальные консультации.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь