Тема: «Сердитый недотрога - ёж»
Задачи:
формировать у учащихся знания о взаимосвязи животных с внешними усло-виями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от деятельности человека;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать интерес к познанию мира природы;
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животного в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира Урала;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- пословицы, поговорки, фразеологизмы, ребусы, загадки о еже;Учащиеся должны уметь:
- узнавать животного в природе, на картинках, по описанию;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира Урала;
- какую пользу приносят представители животного мира;
- пословицы, поговорки, фразеологизмы, ребусы, загадки о еже;
г. Озерск, Челябинской области
Конспект занятия
к презентации для детей 1 класса
по теме: «Сердитый недотрога ёж».
Составила: учитель начальных классов Ерещенко Л. В.
г. Озёрск, 2011 г.
ЦОР: презентация «Сердитый недотрога ёж».
Техническое средство: мультимедийное сопровождение.
Программное обеспечение: Microsoft Office2007 г., Power Point 2007 г.
Используемая литература:
Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для
детей. М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. Москва. Терра Terra,
1992.
Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва:
Просвещение, 2001.
Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков.
Москва.: Просвещение, 1998.
Плешаков А. А. Зеленый дом: программнометодические материалы / А.
А. Плешаков. – Москва ., 2000.
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в
природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. 1998. № 8.
Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А.
Плешаков // Начальная школа. 1991. № 5.
Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический
справочник./ Харьков, Белгород – 2010 .
Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. /
Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
Лори Уиддон, Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Эндрю Дэвис, Мэн
Иллюстрейшнс./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. /
Харьков, Белгород 2008.
Интернет – ресурсы: сайт http://allforchildren.ru/kidfun/proverb_nature.php
1Тема: «Сердитый недотрога ёж»
Задачи:
формировать у учащихся знания о взаимосвязи животных с внешними
условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от
деятельности человека;
расширять кругозор учащихся;
воспитывать интерес к познанию мира природы;
Учащиеся должны уметь:
узн авать жи вотного в природе , на картинках , по опи санию ;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
Учащиеся должны з н а т ь :
наиболее типичных представителей животного мира Урала;
какую пользу приносят представители животного мира;
пословицы, поговорки, фразеологизмы, ребусы, загадки о еже;
2Содержание.
1. Создание проблемной ситуации.
Как вы думаете, кого из животных называют сердитый недотрога?
Послушайте загадку: Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной.
Сегодня предлагаем вам больше узнать про сердитого недотрогу – ежа. А в
конце занятия ответить на вопрос: Почему люди его так прозвали?
2. Внешний вид ежа.
Давайте вспомним, как выглядит ёж. Это небольшое животное чаще всего
серой окраски. Ежи крупнее ежих. Длина тела 20—30 см, хвост около
3 см. Голова крупная; ушки короткие и округлые, почти спрятаны в меху;
мордочка вытянутая; во рту мелкие острые зубы; глаза чёрные и круглые;
нос острый и постоянно влажный. Задние лапы длиннее передних. На лапах
по 5 пальцев с острыми когтями. Иголки гладкие, короткие, расположены
на спине, боках и голове. По цвету они белые у основания и на конце, а
посередине окрашены полосами чёрного, белого и коричневого цвета.
Внутри пустые, наполненные воздухом. Между иглами располагаются
тонкие, длинные, очень редкие волосы.
Голова и брюхо покрыты
грубоватыми волосами от желтоватобелого до тёмнокоричневого цвета без
белых пятен. Зачем ежу иголки? Иглы не только защита от врагов. Это ещё и
приспособление для лазания. Например, ежу нетрудно забраться на
обеденный стол, упираясь ногами в его ножку, а иглами в стену. У ежей
острое обоняние и слух, но слабое зрение. Бродя по лесу в поисках пищи,
ёж шумит прошлогодней листвой, фыркает, чихает, ворчит, клацает зубами,
и поэтому его легко обнаружить. В природе живут от 3до 5 лет
3. Где живут ежи?
Обыкновенный ёж населяет самые разнообразные части нашей страны,
избегая, большие болота и хвойные сплошные леса. Вода для ежа хуже
смерти. В природе ежи не только прячутся от маленького дождика, но даже
не живут возле болот. При попадании воды на тело ежа колючий клубочек
против своей воли разворачивается и становится совсем беззащитным.
Встречается на опушках леса, в перелесках, небольших полянах, у берегов
небольших рек. Он вполне может жить рядом с человеком: в садах, парках,
на приусадебных участках. Ежи живут по одному. На участке ёж устраивает
несколько гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в куче
хвороста. Гнездо небольшое, в нём находится подстилка из сухой травы или
листьев, мха. Не любит надолго уходить из своего дома. День ежи проводят
в гнезде или других укрытиях. А в ночное время активно охотится. За лето
ему необходимо запасти как можно больше жира, ведь если ёж впадёт в
спячку без достаточного запаса жира, то зимой рискует умереть от голода.
С наступлением заморозков ежи плотно закрывают вход в нору и впадают в
3
Мультиме
дийное со
провож
дение
слайд
№ 3
слайд
№ 4
слайд
№ 5
гиперсс
ылка
слайд
№ 6
слайд
№ 7спячку, свернувшись в неплотный клубок, с октября по апрель. Весной,
когда температура воздуха прогреется до +15 0 С, он просыпается, выходит
из норы и много охотится, даже днём. Не следует ежей подбирать в лесу
или в саду – в их иглах живут клещи, блохи, переносчики многих опасных
инфекций, которые живут на нём всю жизнь. Однако ежа можно погладить с
безопасностью для себя. Для этого нужно гладить в направлении от
мордочки к спине, при этом мышца ослабевает и мускулы расслабляются.
4. Ежиное меню.
– Знаете ли вы, чем питаются ежи?
Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Больше всего он любит
насекомых, гусениц, улиток, дождевых червей, лягушек. Редко нападает на
мышейполёвок, змей, ужей, яйца мелких птиц, птенчиков. Из растений
может поедать ягоды и фрукты, жёлуди, грибы. Живя рядом с человеком,
охотно ест мясо, яйца, хлеб. А вот молоко ежам вредно. Тем не менее, очень
любит мороженое, кашу из овсяных хлопьев. Не боится пчёл, потому что
укусы пчёл ему нипочём. Жуков и других насекомых придавливает лапой, а
потом берёт зубами. Ест еж много и очень шумно, в его меню присутствуют
ужи, жабы, жуки, кузнечики, а также земляника, малина, желуди и дыни.
Еж может заползти в огород, но не для того, чтобы разорить грядки. Он
съедает гусениц и улиток, вредных насекомых, которые приносят много
неприятностей огородникам. Видит еж очень плохо, но нюх у него
прекрасный. Мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является
ошибочным. Иногда они катаются в опавшей листве, таким образом,
накалывая ее на свои иголки, для того чтобы спалось мягче.
Еж, несмотря на свои иголки, часто попадает в желудок другим
животным. Филин глотает его вместе с иголками, амурские тигры тоже не
прочь полакомиться этим зверем. А куницы выкапывают зимой ежей,
которые находятся в зимней спячке. На зверьков охотятся собаки, лисы,
хорьки, барсуки, крупные совы. Лиса действует с хитростью. Аккуратно
подталкивая свернувшегося в клубок ежа к краю лужи или ручья, она
сбрасывает его в воду. Ёж вынужден развернуться и плыть к берегу, где
хищница ловко хватает его за морду.
5. Ежиная семья.
–Вам интересно узнать, как живёт ежиная семья?
После выхода из спячки самка роет нору или занимает брошенную нору
грызунов. В норе находится подстилка из сухой травы и листьев. В ежиной
семье ежата рождаются в разное время, начиная с мая месяца и всё лето.
Последние ежата появляются в октябре, обычно их бывает 5. Детёныши
родятся слепыми, голыми, с яркорозовой кожей, уже через несколько часов
у них появляются мягкие белые иглы. А через два дня прорезаются
тёмноокрашенные иголки. Пройдёт ещё 10 дней, и ежата будут уметь
сворачиваться в клубок, а через 34 дня откроются глазки. Мать ухаживает
за потомством всего 2 месяца. Она очень хорошо смотрит за детёнышами,
ходит с ними на прогулки. Ежата любят играть, особенно «бодаться».
4
слайд
№ 8Находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.
Разговаривает ежиха с детёнышами с помощью свиста. А если кто из ежат
потерялся, то начинает от страха громко пищать. Самостоятельными ежата
становятся через два месяца.
5. Почемучкам.
Если у вас есть желание больше узнать про ежа, то вы можете в библиотеке
и взять книги, журналы, газеты, энциклопедии с рассказами, стихами,
пословицами, поговорками, играми, загадками, сказками. Рассмотрите
обложки некоторых из них. Как вы думаете, что в них помещено? Как вы
догадались?
6. Почему мы так говорим?
Наблюдая за жизнью ежей, люди придумывали пословицы, поговорки,
выражения про животных с переносным смыслом (значением). В речи
взрослых вы не раз слышали эти выражения и фразы.
Предлагаю вам поиграть в игру – загадку «Почему мы так говорим».
Прочитаем выражения в левом столбце, а потом их объяснение в правом
столбце. Как вы думаете, как их надо соединить?
ЁЖИТЬСЯ злиться, звереть, приходить в ярость, проявлять агрессивность.
ЁЖИТЬ морщить, стягивать.
ЁЖИТЬСЯ пожиматься всем телом, стесняться, дичиться.
ВЫЁЖИВАТЬСЯ проявлять неуважительное отношение к окружающим,
нарушать принятые в данной группе нормы поведения.
7. Итог презентации. Звери всякие нужны. Звери всякие важны.
Про кого мы сегодня говорили? Что интересного, нового вы узнали про
этого зверя? Если вы внимательно слушали, то сможете ответить на вопрос:
Почему ежа люди прозвали сердитым недотрогой? За ежиный характер.
8. Просмотр мультфильмов.
После занятия в свободное время по желанию детей можно предложить им
просмотреть мультфильмы и видеоролики про ежа.
слайд
№ 9
слайд
№ 10
слайд
№ 11
слайд
№ 12
слайд
№ 13
слайд
№ 14
5