Конспект занятия (колледж, литература)
Оценка 5

Конспект занятия (колледж, литература)

Оценка 5
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
03.09.2019
Конспект занятия  (колледж, литература)
Кто виноват в том, что люди опускаются на "дно жизни"? Это вопрос актуален и в современном мире. Максим Горький в своей пьесе !"На дне" постарался дать ответ на это вопрос. Содержание конспекта может быть полезным как преподавателям, так и студентам.
Трагедия общества в произведении М.Горького На дне.docx
Конспект занятия на тему: «Трагедия общества в произведении  М. Горького «На дне»» Введение Конец XIX ­ начало XX века ­ это эпоха острых социальных противоречий.  В этот период А. М. Горький пишет пьесы и рассказы, в которых он глубоко и ярко показывает   всю   сущность   противоречий   капиталистического   общества.   В   них   писатель показывает  трагедию человека, безвыходность его положения и неукротимое стремление к свободе.   В   русской   действительности   того   времени   было   множество   людей,   которые влачили жалкое существование на «дне» жизни. Они были лишены всего: крова, хлеба, любви, дружбы, являлись жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек переставал быть человеком. Эти люди живут сегодняшним днем, не думая, что будет и что ждет их завтра. Они ищут счастье в забытьи и повседневной пьянке.  Кто же виноват? Кто вынуждает людей опускаться на самое «дно» жизни, лишая их чести и достоинства, заставляет мириться с таким чудовищным положением.  Актуальность  данной темы заключается в том, что и в современном мире есть люди, которые, сами не замечая, опускаются на «дно жизни». История создания пьесы М. Горького «На дне» История   создания   пьесы   «На   дне»   Горького:   этапы   работы,   интересные   факты Замысел пьесы Творческий замысел пьесы «На дне» появился у Горького в начале 1900 г. Весной этого же года он рассказывал К. С. Станиславскому о задуманной пьесе. Вот что об этом писал Станиславский: «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берег воротничок от фрачной рубашки ­ единственное, что связывало   его   с   прежней   жизнью.   В   ночлежке   было   тесно,   обитатели   ее   ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом' ночлежки полицией. При  вести об этом весь  муравейник  начинал копошиться, спешили  спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, забывали о ненависти друг к другу» [3].  В середине октября 1901 г. Горький писал К. П. Пятницкому о задуманной им новой пьесе:   «...Босяки,   Татарин,   еврей,   актер,   хозяйка   ночлежного   дома,   воры,   сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу ­ лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий ­ ясны,все ясно!..»   М. Горький начал писать пьесу «На дне» в конце 1901 г. в Крыму. 5 мая 1902 г. писатель прибыл в Арзамас, где напряженно работал над произведением. 15 июня 1902 г. пьеса была завершена.  25 июля 1902 г. Горький отправил экземпляр пьесы в Петербург в издательство «Знание» для последующей публикации. После этого текст драмы больше не подвергался авторской правке. Поиски заглавия Интересно, что в процессе работы Горький не   раз   менял   заглавие   пьесы.   В   рукописи   произведение   называлось   «Без   солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Окончательное название «На дне» впервые появилось на афишах накануне премьерного спектакля в Москве.  Пьеса «На дне» была впервые напечатана отдельной книгой под заглавием «На дне жизни» в Мюнхене издательством Мархлевского и поступила в продажу в конце декабря 1902 г. В России пьеса была впервые опубликована в январе 1903 г. под заглавием «На дне» издательством товарищества «Знание»  (СПб). Книга пользовалась огромным спросом: весь первый петербургский тираж (40 000 экземпляров) был распродан за две недели. К концу того   же   1903   г.   было   продано   уже   более   75   000   экземпляров.   До   этого   ни   одно литературное   произведение   не   пользовалось   подобным   успехом.   Первая   постановка Театральная цензура сначала категорически запрещала пьесу «На дне» к постановке. В 2 конце   концов,   Горькому   удалось   добиться   постановки   на   единственной   площадке   ­   в Московском Художественном театре. При этом театральные цензоры внесли значительные изменения в текст, чтобы ослабить революционную направленность драмы. Впервые пьеса была поставлена на сцене 18 (31) декабря 1902 г. в Московском Художественном театре. Вот что писал Станиславский об этой премьере: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссеров, всех артистов и... самогоГорького» [3]  Начиная с 1903 г., пьеса с огромным успехом была поставлена во всех крупных театрах мира. По соображениям цензуры в России пьеса находилась под неофициальным запретом до апреля 1905 года [2]. Основные образы и герои пьесы «На дне» «На дне» ­ это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской   литературе.   Автор   повествует   о   мыслях   и   чувствах   людей,   которые   по   воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы. С   первых   страниц   драмы   «На   дне»   перед   нами   разворачивается   темная   и нелицеприятная картина. Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни. Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование. Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого­либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна». Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее   мыслящих   жителей   ночлежки,   не   в   силах   применить   свои   философские размышления на практике, окончательно спивается. В   страшных   муках   умерла Анна,   которая   все   же   свято   верила   до   последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах   был   человек,   который   пытался   обнадежить   и   зажечь   огонь   веры   в   душах обездоленных. Таким героем был священник Лука. Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все ­ таки была в их душах. Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за   существование.   Надежда   на   то,   что   хотя   бы   кто­нибудь   сможет   выбраться   отсюда, оказалась   полностью   растоптана.   У   обитателей   не   было   сил   пойти   за   тем   огоньком, который Лука им показывал. Своеобразием   художественного   мира   пьесы   являются:   переплетение   нескольких сюжетных линий (Василиса – Костылев – пепел – Наташа; Барон – Настя; Клещ – Анна; Медведев – Квашня); особенности диалогов; эпическое начало сочетается с драматизмом) [2]. Проблематика пьесы М. Горького «На дне» В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки 3 как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями   ночлежки   на   протяжении   всей   пьесы   и,   прежде   всего,   между   Лукой   и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения.  Философия   Луки   основана   на   том,   что   вера   может   и   часто   должна   заменить реальную   правду,   так   как   помогает   человеку   уйти   от   страшной   реальности   в   мир прекрасных иллюзий. И действительно, с приходом странника атмосфера в ночлежке стала человечнее.   Старик   стремится   дать   погибающим   людям   хоть   какую­то   надежду, утверждает, что люди живут для лучшего, утешает их и одновременно пытается разбудить в каждом Человека. Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу ­ возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и тот верит и преображается: «Я сегодня ­ работал, мел улицу, а водки ­ не пил!» Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает, насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда.  Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная   реальность.   Но   в   самый   важный   момент   для   обитателей   ночлежки,   когда   у многих   зародилась   вера   во   что­то   лучшее,   старик   исчезает.   Разбуженные   Лукой   люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер ­ повесился, Пепел ­ в тюрьме, Анна ­ умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера.  Философию Луки отвергает Сатин: «Ложь ­ религия рабов и хозяев. Правда ­ бог свободного человека!» В одном Сатин согласен со странником: «Человек ­ вот правда!» Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба ­ дело рук и мозга каждого. Но и тут не все однозначно: сам­ то герой оказался «на дне». Сатин не пригоден к настоящему делу. Слова его, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, как и слова Луки. Трагедия несбыточности надежд, напрасность слов, отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит «на дно» всех персонажей Горького.  Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы [1, 2, 5]. Идейно­тематическое содержание пьесы «На дне» М. Горького Человек всегда оставался главным героем произведений Горького. Писатель любил людей, поэтому он выступал против всего, что принижало Человека. Однако любовь к людям не мешала Горькому объективно изображать своих героев. В   центре   действия   драмы   «На   дне»   не   столько   человеческие   судьбы,   сколько столкновений   идей,   спор   о   человеке,   о   смысле   жизни.   Центром   этого   спора   является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какой она есть на самом деле, со всей ее безысходностью   и   своей   правдой.   Спор   начинается   до   появления   в   ночлежке   Луки   и продолжается после его ухода. Автор спорит сам с собой. Если в ранних произведениях Горький   изображал   босяков   в   романтическом   ореоле,   то   в   отвергнутых   обществом обитателях ночлежки ему не удается найти положительных черт. Жестокость героев по отношению   друг   к   другу   разрушает   авторские   иллюзии.   Появление   Луки   вносит   в драматическое действие новую струю. Он утешает людей, прибегая ко лжи, как средству против боли. 4 Горький писал о смысле пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это что лучше ­ истина или сострадание? Что нужно? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общечеловеческий». Одним из идейных центров пьесы становится рассказ Луки о том, как он спас двух беглых   каторжников.   Главная   мысль   странника   заключена   в   словах   о   всесилии   добра: «Человек может добру научить…». Идейная борьба в пьесе разворачивается вокруг таких понятий как допустимая ложь и правда. Считается, что главным оппонентом Луки в споре о правде является Сатин. Однако в действительности спорит с Лукой сам автор. Горький показывает, что спасительная ложь никого не спасла, человек, постоянно живущий во лжи, привыкает к ней и примиряется со своей убогой реальностью. А это приводит к тому, что он соглашается терпеть, не протестует и не пытается вырваться из оков этой жизни. Это был спор Горького­человека с Горьким­писателем. О несостоятельности, с точки зрения автора, теории Луки говорили неудачно сложившиеся судьбы ночлежников. Трагическая развязка пьесы ­ своего рода приговор проповеди терпения и покорности и в то же время утверждение необходимости борьбы за правду, за Человека. Критика  того времени  не  приняла  концепцию  автора  и  восприняла  пьесу  иначе. Основной мотив, связанный с Лукой, трактовался как примирение с жизнью и чувством жалости   к   человеку.   Сегодня   проповеди   Луки   о   жалости   к   человеку   и   милосердии чрезвычайно актуальны, и пьеса Горького приобретает современную значимость [1, 2, 6]. Жанровое своеобразие пьесы «На дне» По   жанру   пьеса   «На   дне»   (1902)   ­   драма,   при   этом   её   жанровое   своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания. В пьесе изображается жизнь «бывших людей» (босяков, воров, бродяг и т.п.), и это является темой социального содержания данного произведения. Горький начинает пьесу с того,   что   в   первой   ремарке   даёт   описание   ночлежки:   «Подвал,   похожий   на   пещеру. Потолок ­ тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Одно окно под потолком». И в этих условиях живут люди! Драматург подробно показывает разных ночлежников из  заведения Костылёва. Основные герои в пьесе имеют короткую биографию, по которой можно судить, что за люди попали на «дно» жизни. Это бывшие уголовники, отсидевшие разные сроки в тюрьме (Сатин, Барон), запойные пьяницы (Актёр, Бубнов),   мелкий   вор   (Пепел),   разорившийся   ремесленник   (Клещ),   девица   лёгкого поведения (Настя) и т.п. Стало быть, все ночлежники ­ люди определённого сорта, их принято называть «отбросы общества». Описывая «бывших людей», Горький показывает, что у них нет никакой возможности подняться   со   «дна».   Особенно   ярко   эта   идея   раскрывается   в   образе   Клеща.   Он   ­ мастеровой, хороший слесарь, однако вместе с больной женой оказался в ночлежке. Клеш объясняет катастрофический поворот в своей судьбе тем, что он разорился из­за болезни Анны, которую, между прочим, сам довёл побоями до болезни. Он гордо и решительно заявляет ночлежникам, что они ему не товарищи: они бездельники и пьяницы, а он честный труженик.   Обращаясь   к   Пеплу,   Клещ   говорит:   «Ты   думаешь   ­   я   не   вырвусь   отсюда? Вылезу...». Клещу так и не удаётся исполнить свою заветную мечту: формально потому, что для похорон Анны нужны деньги, и он продаёт свои слесарные инструменты; по сути потому, что Клещ хочет благополучия только для себя. В последнем действии пьесы он обитает всё в той же ночлежке. Он уже не думает о достойной жизни и вместе с другими босяками бездельничает, пьёт, играет в карты, совершенно смирившись со своей участью. Так Горький показывает безысходность жизни, отчаянное положение людей на «дне». Социальная   идея   пьесы   заключается   в   том,   что   люди   на   «дне»   живут   в нечеловеческих условиях, а общество, которое допускает существование таких ночлежек, несправедливо   и   негуманно.   Таким   образом,   в   пьесе   Горького   выражен   упрёк 5 современному   государственному   устройству   России.   Драматург,   понимая,   что   в   своём бедственном положении ночлежники во многом виноваты сами, всё­таки сочувствует им и не делает из «бывших людей» отрицательных героев. Однозначно   отрицательными   персонажами   у   Горького   являются   только   хозяева ночлежки. Костылёву, конечно, далеко до настоящих «хозяев жизни», но и этот «хозяйчик» ­ беспощадный кровосос, который не стесняется «накинуть денежку», то есть повысить плату за проживание в ночлежке. Денежка, как он сам объясняет, нужна ему, чтобы купить лампадного маслица, и тогда перед его иконами лампада будет неугасимой. При своей набожности Костылёв не стесняется обижать Наташу, попрекая её куском хлеба. Под стать хозяину   ночлежки   его   жена   Василиса,   порочная   и   злобная   женщина.   Чувствуя,   что любовник Васька Пепел охладел к её прелестям и влюбился в Наташу, она решает разом отомстить   и   ненавистному   мужу,   и   изменнику   Ваське,   и   счастливой   сопернице­сестре. Василиса подговаривает любовника убить мужа, обещая за это и деньги, и согласие на брак с Натальей, но Пепел быстро понимает хитрость надоедливой любовницы. И Костылёв, и Василиса,   как   их   изображает   Горький,   ­   лицемеры,   готовые   ради   выгоды   переступить любые нравственные и юридические законы. Социальный конфликт в пьесе завязывается как раз между постояльцами и хозяевами ночлежки. Правда, Горький не заостряет этот конфликт, так как ночлежники совершенно смирились со своей участью [1, 4]. «Дно жизни» в пьесе «На дне» Пьеса М. Горького «На дне» по праву является одним из лучших драматических произведений писателя. Об этом говорит невероятный успех ее на протяжении длительного времени   в   России   и   за   рубежом.   Пьеса   вызвала   и   до   сих   пор   вызывает   разноречивые толкования по поводу изображенных характеров и своей философской основы. Горький в драматургии выступил как новатор, поставив важный философский вопрос о человеке, о его месте, роли в жизни, о том, что для него важно. «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?», ­ это слова самого М. Горького. Невероятному успеху и признанию пьесы «На дне» способствовала также удачная постановка ее на сцене МХТ в 1902 году. В. Н. Немирович­Данченко писал М. Горькому: «Появление «Дна» одним ударом проложило целые пути театральной культуре... Имея в пьесе «На дне» образец подлинно народной пьесы, мы считаем этот спектакль гордостью театра».  М. Горький выступил как создатель нового типа социальной драмы. Он верно и правдиво изобразил среду обитателей ночлежки. Это особая категория людей со своими судьбами и трагедиями.  Уже в первой авторской ремарке мы встречаем описание ночлежки. Это «подвал, похожий на пещеру». Нищая обстановка, грязь, свет, идущий сверху вниз. Это еще более подчеркивает,   что   речь   идет   о   самом   «дне»   общества.   Шулер,   вор,   проститутка   ­ представители изображенного в пьесе общества. Хозяева ночлежки также находятся на «дне» моральных правил, они не имеют в душе никаких нравственных ценностей, несут в себе разрушительное начало. Все в ночлежке происходит вдали от общего течения жизни, событий в мире. «Дно жизни» это течение жизни не захватывает.  Персонажи пьесы ранее принадлежали к разным слоям общества, но сейчас всех их объединяет   одно   ­   их   настоящее,   бесперспективность,   неспособность   изменить   свою судьбу, да и какое­то нежелание это сделать, пассивное отношение к жизни. На первых порах от них отличается Клещ, но после смерти Анны и он становится таким же ­ он утрачивает надежду вырваться отсюда.  Различное   происхождение   определяет   поведение,   речь   героев.   Речь   Актера содержит   цитаты   из   литературных   произведений.   Речь   бывшего   интеллигента   Сатина 6 насыщена иноязычными словами. Слышится негромкая, неторопливая, успокаивающая речь Луки.  В пьесе множество различных конфликтов, сюжетных линий. Это отношения Пепла, Василисы, Наташи и Костылева; Барона и Насти; Клеща и Анны. Мы видим трагические судьбы Бубнова, Актера, Сатина, Алешки. Но все эти линии идут как бы параллельно, нет общего, стержневого конфликта между героями. В пьесе мы можем наблюдать конфликт в сознании людей, конфликт с обстоятельствами ­ это было необычно для русского зрителя.  Автор не рассказывает подробно историю каждого ночлежника, и все же мы имеем о каждом   из   них   достаточно   сведений.   Жизнь   одних,   их   прошлое,   например,   Сатина, Бубнова,   Актера,   драматична,   сама   по   себе   достойна   отдельного   произведения. Обстоятельства  вынудили   их  опуститься   на  «дно».  Другие,   такие   как  Пепел,   Настя,  с рождения   познали   жизнь   этого   общества.   В   пьесе   нет   главных   героев,   все   занимают примерно одинаковое положение. В перспективе же у них нет никакого улучшения в жизни, которая   удручает   своим   однообразием.   Все   привыкли,   что   Василиса   бьет   Наташу,   все знают об отношениях Василисы и Васьки Пепла, все устали от страданий умирающей Анны. Никто не обращает внимания на то, как живут другие; связей между людьми нет; никто не способен прислушаться, посочувствовать, помочь. Не зря Бубнов повторяет, что «ниточки­ то гнилые».  Люди уже ничего не хотят, ни к чему не стремятся, считают, что все на земле лишние, что их жизнь уже прошла. Они презирают друг друга, каждый считает себя выше, лучше других. Все сознают ничтожность своего положения, но не пытаются выбраться, перестать влачить жалкое существование и начать жить. А причина этого в том, что они привыкли и смирились.  Но   не   только   социально­бытовые   проблемы   поднимаются   в   пьесе,   герои   спорят также о смысле человеческой жизни, о ее ценностях. Пьеса «На дне» является глубокой философской драмой. Люди, выброшенные из жизни, опустившиеся на «дно», спорят о философских проблемах бытия.  М. Горький поставил в своем произведении вопрос о том, что полезнее человеку: правда реальной жизни или утешительная ложь. Этот­то вопрос и вызвал столько споров. Проповедником идеи сострадания, лжи служит Лука, который всех утешает, всем говорит добрые слова. Он уважает каждого человека («ни одна блоха не плоха, все черненькие»), видит в каждом доброе начало, считает, что человек все может, если захочет. Наивно пытается пробудить в людях веру в себя, в свои силы и возможности, в лучшую жизнь.  Лука знает, насколько важна для человека эта вера, эта надежда на возможность и реальность  лучшего.  Даже  просто  доброе,  ласковое  слово,  слово,  поддерживающее  эту веру, способно дать человеку опору в жизни, твердую почву под ногами. Вера в свою способность изменить, улучшить собственную жизнь примиряет человека с миром, так как он погружается в свой выдуманный мир и живет там, прячась от пугающего его реального мира, в котором человек не может себя обрести. И в реальности этот человек бездеятелен.  Но   это   касается   только   слабого,   потерявшего   веру   в   себя   человека.  Поэтому такие люди и тянутся к Луке, слушают его и верят ему, потому что его слова ­ чудодейственный бальзам на их измученные души.  Анна слушает его потому, что он один посочувствовал ей, не забыл про нее, сказал ей доброе слово, которого она, может быть, никогда и не слышала. Лука вселил в нее надежду на то, что в другой жизни она не будет страдать.  Настя тоже слушает Луку, потому что он не лишает ее иллюзий, из которых она черпает жизненные силы.  Пеплу он дает надежду на то, что тот сможет начать жизнь заново там, где никто не знает ни Ваську, ни его прошлого. 7 Актеру   Лука   говорит   о   бесплатной   лечебнице   для   алкоголиков,   в   которой   тот сможет вылечиться и снова вернуться на сцену.  Лука не просто утешитель, он философски обосновывает   свою   позицию.   Одним   из   идейных   центров   пьесы   становится   рассказ странника   о   том,   как   он   спас   двух   беглых   каторжников.   Главная   мысль   горьковского персонажа здесь в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма, а только добро: «Человек может добру научить...».  Другим   обитателям   ночлежки   не   нужна   философия   Луки,   поддержка несуществующих идеалов, потому что это более сильные люди. Они понимают, что Лука лжет, но лжет из сострадания, любви к людям. У них возникают вопросы о необходимости этой лжи. Все рассуждают, и у каждого есть своя позиция. Все ночлежники участвуют в споре о правде и лжи, но не очень серьезно относятся друг к другу.  В противовес философии странника Луки Горький представил философию Сатина и его   суждения   о  человеке.   «Ложь   ­  религия   рабов   и   хозяев...   Правда   ­  бог   свободного человека!» Произнося монологи, Сатин не рассчитывает в чем­либо убедить окружающих. Это его исповедь, итог его долгих размышлений, крик отчаяния и жажда действия, вызов миру сытых и мечта о будущем. Он с восхищением говорит о могуществе человека, о том, что человек создан для лучшего: «человек ­ это звучит гордо!», «человек выше сытости», «не   жалеть...,   не  унижать  его  жалостью...  уважать  надо».  Этот  монолог,   произносимый среди оборванных, опустившихся обитателей ночлежки, показывает, что вера в подлинный гуманизм, в правду не угасает.  Пьеса   М.   Горького   «На   дне»   является   острой   социально­философской   драмой. Социальной, так как в ней представлена драма, вызванная объективными условиями жизни общества.   Философский   же   аспект   драмы   каждым   поколением   переосмысливается   по­ новому. Образ Луки долгое время оценивался однозначно отрицательно [1, 2, 5, 6]. Обощение.  Герои пьесы были выброшены из жизни в силу условий, созданных в обществе. Если человек выбивался из колеи, ему грозило «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.  «На дне» ­ пьеса о силе человека, задавленной капиталистическим обществом. Пьеса разоблачает и обнажает подлинное лицо общества, принципы, правила, законы, царящие в стране, направленные против человека­труженика. «На дне» ­ это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской   литературе.   Автор   повествует   о   мыслях   и   чувствах   людей,   которые   по   воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы. На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни. «На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века. Многие люди, воспринимали это не как нечто ужасное и антигуманное, а так как закономерное   явление.   В   этом   и   состоит   трагедия   общества,   которое   фактически поспособствовало падению слабых людей, и даже не осознает факт своей причастности к этому. Литература: 1. Горький М. На дне. – Спб: Лениздат, 2013. 8 2. Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования: в 2­х ч. Ч. 1 /под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Академия, 2012. 3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1941. 4. Философов Д.В. «На дне»: анализ, отзывы современникеов. – СПб, 2015. 5. Шебуев Н.Г. Живые, яркие краски в пьесе «На дне». – М., 2012. Интернет­источники: 6. http://www.literaturus.ru/2016/01/kritika­pesa­Na­dne­Gorkij­otzyvy.html /Мир русской литературы.

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)

Конспект занятия (колледж, литература)

Конспект занятия  (колледж, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019