Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе предназначен для воспитателей, педагогов детского сада
Знакомство с художником- маринистом И. К. Айвазовским и его творчеством. Дети знакомится с биографией художника, рассматривают его картины и подробнее останавливаются на картине " Девятый вал".
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Знакомство с художником – маринистом И. К. Айвазовским и его
творчеством (репродукция с картины «Девятый вал»)
Программное содержание:
Познакомить детей с жизнью и творчеством И. К. Айвазовского. Учить
детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства,
переданные художником. Продолжить знакомство детей с морским пейзажем.
Показать, что изображение изменчивой стихии моря – труднейший мотив
живописи.
Продолжать развивать связную речь, побуждать детей использовать в своей
речи эпитеты и сравнения. Обогащать словарь детей словами: маринист,
репродукция, девятый вал.
Развивать у детей интерес к изобразительному искусству, эстетический
вкус.
Оборудование:
Репродукция картин К. Айвазовского "Морской пейзаж", "Ниагарский
водопад", "Девятый вал", "Радуга"; портрет И. К. Айвазовского, аудиозапись
музыкальных произведение морской тематики, шум моря в произведениях
Вивальди, Римского – Корсокого, М. Дунаевского;
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов, репродукций с изображением морских пейзажей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Ребята, я приглашаю вас на экскурсию в мини – музей. Я буду вашим
экскурсоводом. Вы знаете кто такой экскурсовод? (Ответы детей)
Воспитатель:
Да, правильно, это человек, который проводит экскурсии по городу , в
музеях.
И так следуйте за мной.... Вот мы с вами и оказались в музее
Воспитатель:
Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с художником Иваном
Константиновичем Айвазовским.
Рассказ об И. К. Айвазовском
Родился Айвазовский 17 июля 1817 года в Феодосии.
Взгляните на его портрет. (Показ)Когда художник был еще маленьким мальчиком, больше всего он любил
рисовать. Бумаги и карандашей у него не было, поэтому он рисовал углем на
белых стенах домов. Эти рисунки заметил градоначальник Казначеев. С его
помощью мальчик был отправлен учиться в Петербургскую Академию
художеств. После ее окончания молодой художник Айвазовский решил
навсегда поселиться в своем родном городе Феодосии. Он построил на берегу
моря дом, в котором жил и писал картины. Иван Константинович за свою
долгую жизнь написал множество картин и сделал много добрых дел, но
знаменит он в основном своими морскими пейзажами.
А вы знаете, что художник, который изображает море, называют
«маринист». Давайте ещё раз повторим это слово «маринист» и постараемся
его запомнить.
А сейчас я вас познакомлю с репродукциями художникамариниста
Айвазовского. (Рассматривание картин сопровождается аудиозаписью
музыкальных произведений).
Репродукция картины «Морской пейзаж»
Мы видим волнующееся море, исчезающие в солнечной дымке высокие скалы
на берегу, накренившийся парусник с парусом, наполненным ветром…
Следующая репродукция «Ниагарский водопад» с безудержной силой
низвергается с высокого скального уступа огромная лавина воды. Маленькие
фигурки людей на вершине скалы и катер на озере усиливают впечатление
грандиозности зрелища.
Репродукция «Радуга» в центре холста — корабль, потерпевший
крушение у скал. На шлюпке уходят моряки, пытаясь спастись. Сильным
ветром брызгами воды размывается силуэт потерпевшего крушение корабля.
Но особое внимание хочу обратить на репродукцию с картины Айвазовского
«Девятый вал» Девятым валом моряки называли самую огромную и страшную
волну. Девятый вал ломал мачты кораблей, рвал паруса, разбивал в щепки и
переворачивал корабли. Девятый вал нес разрушения и гибель. «Девятый
вал». Так назвал свою картину маринист Айвазовский. И нам станет понятно
почему, когда мы внимательно ее рассмотрим.
Что изобразил Айвазовский на картины?
Какую погоду хотел изобразить художник?
Каким цветом изображено небо?
Что изображено в верхней части картины?
Что изображено в нижней части картины?
давайте рассмотрим море. Какое оно?
Почему вы думаете, что на море бушует ураган?
Правильно,когда на море большие волны, дует сильный ветер – это морская
буря.
Посмотрите внимательно на чем плывут люди?
Что случилось с кораблем?
Почему вы так решили?
Да, люди, потерпели кораблекрушение.
Шторм продолжается уже долго. Корабль разбили волны. Почти вся команда
погибла. Несколько моряков спаслись, успев привязать себя веревками к
обломку мачты.
Но вот на потерпевших кораблекрушение надвигается самая большая, самая
разрушительная волна.
Вы запомнили, как она называется? Девятый вал.
Что же случится с моряками?
Как вы думаете, удастся ли им спастись?
Наверняка мы незнаем, но мы можем самим придумать окончание этой
истории.
Заслушиваются минирассказы об окончании этой истории.
Воспитатель:
На этом наша экскурсия по музею заканчивается, до новых встреч!Приложение
Портрет И. К. Айвазовского
Девятый валМорской пейзаж
Радуга
Ниагарский водопад