Данная разработка занятия позволяет познакомить дошкольников с вулканами. Датт представление о видах вулканов: мертвый, спящий, действующий, о людях, которые изучают вулканы и называются вулканологами. Проведенные опыты помогают на практике закрепить полученные знания. Также данный конспект помогает расширить представления дошкольников о планете, на которой мы живем, обогатить словарный запас, узнать новые слова и определения.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, мы с вами живем на удивительной планете, которая
называется
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Реки, горы и поля, ох огромная Земля.
Но на нем вся поместилась,
В шарик меньше превратилась.
Ты его крути, верти, точку мира в миг найди.
Дети: Глобус.
Воспитатель (показывая детям глобус): Дети, что такое глобус?
Дети: Модель нашей планеты Земля.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом?
Дети: Моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым.
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то
почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы
«просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин
вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по
склонам течет настоящий огненный поток. (Переходят к телевизору).
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран.
Что вы видите на экране?Я плююсь огнем и лавой,
Я опасный великан.
Славен я недоброй славой,
А зовут меня (вулкан).
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком
загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан это большая
гора с крутыми склонами.
На самой вершине находится кратер огромная яма, а внутри находится
жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Есть живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также
вулканы бывают наземные и подводные.
Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул,
из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические
бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это
расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько
высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы
застывают, получаются новые камни.
Воспитатель: А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти
вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок.
Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то
печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно
бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться.
Воспитатель: Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
Воспитатель: А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу
рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог некрасивый,
хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему
кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,
раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.
А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, горадрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг.
Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные
камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и
уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие
горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия
вулкан. Понравилась? (Да)
Воспитатель: А теперь, дети, посмотрите внимательно, какой формы вулкан,
на что он похож?
Дети: Похож на пирамиду, конус.
Воспитатель: Правильно, вулкан конусообразной формы.
Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать»
очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить
людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых
называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают,
когда вулкан «спит» а когда проснется.
А вы хотите стать вулканологами?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, какая это опасная профессия.
Воспитатель: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на
земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания,
перекрывает дороги.
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых
вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но прежде чем
приступать к серьезным опытам. Давайте передохнем и разомнемся.
Физминутка
Люди с самого рожденья
Жить не могут без движенья.
(Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно
поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что
ваше тело – как гора.)Одна половинка горы говорит:
«Сила во мне!» и тянется вверх.
Другая говорит:
«Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх.
«Нет! – решили они.
– Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих».
Потянулись обе вместе, сильносильно.
Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
Воспитатель:
Проходите в нашу лабораторию. Сейчас приступаем к приготовлению
раствора, который поможет оживить вулкан. Смешиваем пищевую соду,
лимонную кислоту и пищевой краситель. Осторожно насыпаем в жерло
вулкана, и начинаем вливать туда воду. Посмотрите, что происходит.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан оживает!
Воспитатель: Что вытекает из вулкана?
Дети: Лава
Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на
поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни.
Воспитатель: Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.
Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите?
Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в
стакане»).
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с
вулканами, а вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какую фигуру напоминает вулкан?
Что извергается из вулкана?
Чем опасны вулканы?Как называют людей, которые изучают вулканы?
Для чего они это делают?
Воспитатель: Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и
замечательные.