Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Вулкан"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка занятия позволяет познакомить дошкольников с вулканами. Датт представление о видах вулканов: мертвый, спящий, действующий, о людях, которые изучают вулканы и называются вулканологами. Проведенные опыты помогают на практике закрепить полученные знания. Также данный конспект помогает расширить представления дошкольников о планете, на которой мы живем, обогатить словарный запас, узнать новые слова и определения.
Иконка файла материала Занятие для аттестации.docx
Ход занятия. Воспитатель: Дети, мы с вами живем на удивительной планете, которая  называется Дети:­ Земля.  Воспитатель:­ Верно.  Воспитатель: ­ Отгадайте загадку: Реки, горы и поля, ох огромная Земля. Но на нем вся поместилась, В шарик меньше превратилась. Ты его крути, верти, точку мира в миг найди. Дети:­ Глобус. Воспитатель (показывая детям глобус): ­ Дети, что такое глобус? Дети:­ Модель нашей планеты Земля. Воспитатель: ­ Правильно. Давайте вспомним, что изображено синим цветом? Дети: ­ Моря, океаны, реки. Воспитатель: ­ А зеленым, желтым, коричневым. Дети: ­ Суша, пустыни, горы.  Воспитатель: ­ Ребята, а что же такое горы? Дети: ­ Это высокие холмы. Воспитатель:­ А на Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то  почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы  «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин  вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по  склонам течет настоящий огненный поток. (Переходят к телевизору). Воспитатель:­ Давайте посмотрим на экран. ­ Что вы видите на экране?Я плююсь огнем и лавой, Я опасный великан. Славен я недоброй славой, А зовут меня (вулкан). Дети:­ Вулкан.  Воспитатель:­ Правильно, это вулкан. Сегодня мы поговорим о таком  загадочном, удивительном, грозном явлении природы. Вулкан ­ это большая  гора с крутыми склонами.  На самой вершине находится кратер ­ огромная яма, а внутри находится  жерло ­ дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.  Есть живые вулканы (действующие), есть спящие, а есть мертвые. А также  вулканы бывают наземные и подводные.  Живые вулканы «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул,  из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические  бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это  расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько  высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы  застывают, получаются новые камни. Воспитатель:­ А есть вулканы спящие. Натрудившись, наработавшись, эти  вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок.  Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то  печку топит. А вулкан это и впрямь печка, только подземная. В ней постоянно бушует огонь. Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Воспитатель:­ Мертвые вулканы никогда не извергаются, молчат все время.  Воспитатель:­ А сейчас мы заглянем внутрь вулкана, но сначала я хочу  рассказать вам легенду, которую вы еще не слышали. ­ “Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог ­ некрасивый,  хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему  кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу,  раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы.  А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, горадрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные  камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и  уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие  горы стали называть вулканами. ” Воспитатель:­ Вот какая интересная легенда о происхождении названия  вулкан. ­ Понравилась? (Да) Воспитатель: А теперь, дети, посмотрите внимательно, какой формы вулкан,  на что он похож? Дети: ­ Похож на пирамиду, конус. Воспитатель:­ Правильно, вулкан конусообразной формы. ­ Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать»  очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить  людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых  называют вулканологами.  С помощью специальных приборов они узнают,  когда вулкан «спит» а когда проснется.  ­ А вы хотите стать вулканологами? Дети: ­ Да. Воспитатель:­ Посмотрите, какая это опасная профессия.  Воспитатель: ­ Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на  земле. Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания,  перекрывает дороги. Воспитатель:­ А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых­ вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Но прежде чем  приступать к серьезным опытам. Давайте передохнем и разомнемся. Физминутка Люди с самого рожденья Жить не могут без движенья. (Руки опустите, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно  поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что  ваше тело – как гора.)Одна половинка горы говорит: «Сила во мне!» и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они. – Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно­сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы! Воспитатель:  ­ Проходите в нашу лабораторию. Сейчас приступаем к приготовлению  раствора, который поможет оживить вулкан. Смешиваем пищевую соду,  лимонную кислоту и пищевой краситель. Осторожно насыпаем в жерло  вулкана, и начинаем вливать туда воду. Посмотрите, что происходит. Воспитатель:­ Ребята, кажется наш вулкан оживает! Воспитатель:­ Что вытекает из вулкана? Дети:­ Лава Воспитатель:­ Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на  поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни. Воспитатель:­ Ребята, вулканы бывают не только на суше, но и под водой.  Хотите посмотреть, как это происходит? Дети:­ Да. Воспитатель:­ Предлагаю сделать извержение подводного вулкана, хотите?  Тогда возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в  стакане»). Воспитатель: ­ Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с  вулканами, а вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Какую фигуру напоминает вулкан? Что извергается из вулкана? Чем опасны вулканы?Как называют людей, которые изучают вулканы? Для чего они это делают? Воспитатель:­ Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и  замечательные.