Конспект занятия по педагогике «Основы технологии развития критического мышления»
Оценка 4.9

Конспект занятия по педагогике «Основы технологии развития критического мышления»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
психологическая работа +1
Взрослым
24.04.2018
Конспект занятия по педагогике   «Основы технологии развития критического мышления»
Цель представленного конспекта занятия по курсу "педагогика" - познакомить студентов с базовой моделью технологии развития критического мышления, о пределить роль технологии в образовательном процессе. В ходе занятия предполагается решить такие образовательные задачи как знакомство со структурными компонентами технологии, ее приемами, которые могут быть использованы на фазах вызова, осмысления и рефлексии. В конспекте определена роль учителя и ученика на уроках, построенных в данной технологии.
Конспект занятия ТРКМчп.doc

Технологическая карта и конспект открытого занятия

«Основы технологии развития критического мышления»

преподаватель педагогики -  Пружинская В.Б.

 

Дисциплина

МДК 01.01. Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Группа

731 группа специальности 440203 Педагогика дополнительного образования

Тема урока

«Основы технологии развития критического мышления»

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Цели урока

Познакомиться с базовой моделью технологии развития критического мышления. Определить роль технологии в образовательном процессе.

Задачи урока

 

Образовательные:

1.Познакомиться со структурными компонентами технологии развития критического мышления.

2. Рассмотреть приёмы, используемые на фазе вызова, осмысления и рефлексии.

3.  Определить роль учителя и ученика на уроках, построенных в данной технологии.  

4. Собрать копилку учебно-методических материалов по технологии.

Развивающие:

1. Сформировать навыки и умения моделировать урок в технологии критического мышления.

2. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

 3. Учить анализировать информацию, обобщать полученную информацию, критически оценивать ее, делать выводы.

4. Развивать логическое мышление, интерес к самоанализу учебной деятельности.

Воспитательные:

 1. Формировать умение работать в группах, коллективно обсуждать информацию и принимать совместные решения, сохранять позитивную психологическую атмосферу в группе.

 2. Воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

3. Содействовать формированию интереса к будущей профессии и ответственности за профессиональную деятельность.

4. Продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности.

 

 

Планируемые результаты

1.                 Научиться использовать технологию развития критического мышления в педагогической практике, эффективно применять методы и приемы технологии в процессе обучения.

2.                 Овладеть профессиональными компетенциями:

-Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации

-Коммуникативной (умение принимать коллективные решения)

-Социально - трудовой (способность отбирать приемы технологии и применять их на различных этапах занятия).

Уметь самостоятельно овладевать новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, оценивать собственную деятельность.

Технологии обучения

Технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ-технологии, проблемно-диалоговое обучение

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические. Приемы технологии развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности

Работа в микрогруппах. Фронтальная работа. Индивидуальная работа обучающихся.

Оборудование урока

Раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация, книжная выставка.

 

 

Конспект занятия

Тема: «Основы технологии развития критического мышления»

 

 

1.     Организационный момент. Проверка готовности к занятию. Создание условий для работы микрогрупп.

2.     Повторение пройденного материала.

- На предыдущем занятии мы начали с вами разговор о педагогических технологиях. Из предложенных вам источников мы отобрали определения понятий «технология», «педагогическая технология». ( см. рабочий лист)

- Мы определили с вами задачи, которые необходимо решить, начали накапливать вопросы для поиска ответов на них.

- Давайте вспомним, на какие вопросов мы нашли ответы? Какие новые вопросы у вас появились? (см. рабочий лист)

3.     Актуализация знаний. Мотивация.

3.1 Предлагаю вам ряд мнений ученых, педагогов-практиков, кинорежиссера, психологов о технологичном подходе в современной жизни, к образованию.

( см. рабочий лист – высказывания).

      3.21   Выберите высказывание, которое привлекло ваше внимание, объясните 2-4   предложениями почему? Или задайте автору высказывания вопросы… Оставим пока незаполненным третью часть таблицы.

Таблица (слайд)

Высказывание

Почему эта цитата привлекла ваше внимание? (вопросы)

Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)

 

3.3. Хочу обратить ваше внимание на высказывание Ирины Сергеевны Якиманской — доктора психологических наук, профессора, действительного члена Международной педагогической академии и Нью-Йоркской академии   наук, руководителя    отдела «Проектирование    личностно- ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО.

 

«Идея в том, чтобы на всех этапах урока «инструментовать» учение как деятельность, свободно измеряемую и управляемую учащимися».  Якиманская И.С.

 

- Объяснительно-иллюстративная технология – усовершенствована – классно-урочная система. Суть: учитель- посредник в передаче информации, знания передаются в готовом виде.

Вячеслав Валерьянович Гузеев разработал   Технологию Образования в Глобальном Информационном Сообществе (ТОГИС). Этот подход позволил сделать шаг от информативной технологии обучения к деятельностной.

«Знание не берут, а добывают, штурмуют…». Образование вне деятельности лишено личностного смысла (отчужденное образование). Информативное обучение всегда отчужденное. …Увидеть личностный смысл…Деятельностный подход – модель образования – решение личных целей…

 

4.     Знакомство с новой темой.

4.1.          Предлагаю познакомиться с основами технологии развития критического мышления, как технологии деятельностной. (слайд).

(Слайд) Думать критически ЭТО –

4.2.          Практическое задание. Работа с текстом.

 Предлагаю познакомиться с некоторыми фрагментами «О технологии развития критического мышления» с карандашом в руках предлагаю вам прочитать текст и поставить в нем следующие значки (слайд)

«V»

«+»

« – »

«?»

поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

- Создайте кластер по содержанию данного текста.

Слайды - СПРАВКА – КЛАСТЕР, пример…

4.3.          Раскрытие темы. Освоение понятия «Критическое мышление»

Критическое мышление, критический мыслитель, цель технологии… См. (слайды)

    4.4. Раскрытие темы.  Структура технологии. (слайды)

Практическая работа: (работа с рабочим листом «Характеристика стадий»)

- Прочитайте характеристику каждой из стадий. Для эффективного чтения и размышления работайте с карандашом, делайте системную разметку.

 

- Обсудите в микрогруппах вопросы, предложенные в текстах. 

- Сформулируйте вопросы, которые возникли у вас по поводу реализации каждой из стадий технологии. (Здесь же, на рабочем листе, запишите их)

4.5. Раскрытие темы. Функции стадий технологии. Принципы технологии.

- В чем вы видите особенности принципов данной технологии в отличие от других образовательных технологий?

Мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ

 

4.6.. Раскрытие темы. Знакомство с приемами ТРКМ.  Слайд

   - Обзорное знакомство с приемами технологии. (раздаточный материал)

 

Практическая работа: систематизация приемов по формированию определенных универсальных учебных действий (умений). Работа с раздаточным материалом.

 

Дискуссия по сформулированным студентами вопросам:

1. Можно ли адаптировать традиционные методы обучения к технологии формирования критического мышления?  Каким образом?

2. Каким образом ученик может проявить себя в качестве организатора процесса учения?

3. Можно ли использовать приёмы технологии ТРКМ в коррекционной школе?

4. Какие риски могут возникнуть при использовании отдельных приемов технологии?

5. Можно   ли   использовать  на традиционном   уроке элементы  технологии РКМ?

6. Каковы возможности использования ТРКМ во внеурочной деятельности школьников?

7. Как отслеживать эффективность использования приемов ТРКМ?

8. Насколько важно соблюдать последовательность стадий, приёмов, методов в технологии РКМ?

9. Какова должна быть доля уроков с использованием ТРКМ в условиях перехода на ФГОС?

10. Должен ли каждый урок быть построен в технологии РКМЧП или данная технология является предпочтительной для определённого типа урока?

11. ТРКМ - технология универсальная, или же она отдает предпочтение определенным образовательным дисциплинам?

 

 

5.     Рефлексия

5.1.          Определите истинность утверждений. (рабочий лист) Самоанализ ответов.

5.2.          Заполнение таблицы «Плюс-минус- интересно»

 

Пример:

Плюс:

1. ТРКМ формирует самостоятельное мышление

2.ТРКМ учит совместной работе, в которой возникает общее мнение

3.ТРКМ формирует умение делать обдуманный выбор между различными мнениями

Минус:

1.  Требует от учителя пересмотра своего стиля отношений с учениками в процессе обучения и воспитания

2.  Постоянное создание условий, побуждающих учащихся к принятию самостоятельных решений

 Интересно:

 1. Поиск и подготовка новых познавательных ситуаций

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта и конспект открытого занятия «Основы технологии развития критического мышления» преподаватель педагогики -

Технологическая карта и конспект открытого занятия «Основы технологии развития критического мышления» преподаватель педагогики -

Планируемые результаты 1

Планируемые результаты 1

Хочу обратить ваше внимание на высказывание

Хочу обратить ваше внимание на высказывание

Раскрытие темы. Освоение понятия «Критическое мышление»

Раскрытие темы. Освоение понятия «Критическое мышление»

Какова должна быть доля уроков с использованием

Какова должна быть доля уроков с использованием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018