Конспект занятия по внеурочной деятельности
Клуб «Юные математики»
Тема: «Геометрический калейдоскоп»
Автор: Любас Ольга Богдановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ п. Джонка
Цель: Познакомить со знанием слова «геометрия», историей возникновения науки геометрии; систематизировать знания детей о геометрических фигурах.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Ребята, у нас на занятии гости. Давайте поздороваемся
Учитель читает стихотворение
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо прежде всего математику знать!
И на свете нет профессии вы, заметьте-ка, друзья,
Где бы нам ни пригодилась
Ма-те-ма-ти-ка!
Математика сложна,
Но скажу с почтением-
Математика нужна
Всем без исключения!
- Занятие внеурочной деятельности «Юные математики».
- Ребята, посмотрите на доску (экран). (Сл. 1)
– Что лишнее? - Земля.
-Почему? – Планета, а остальные геометрические фигуры.
- Назовите фигуры. (Сл.2) (Учитель показывает, дети называют)
-Как называется эта фигура? – Квадрат.
- Почему? – Все стороны равны и углы прямые и т.д.
- Вы уже наверно догадались, о чём мы сегодня будем говорить, что узнавать? (о геометрических фигурах).
Тема нашего занятия «Геометрический калейдоскоп». (Сл. 3)
Знакомство со словом «Калейдоскоп» (Сл. 4)
Учитель. Сегодня я предлагаю вашему вниманию «Геометрический калейдоскоп». Что это такое? Узнаете, если переставите местами одинаковые геометрические фигуры (рисунок на доске).
нн
ответ: журнал
Учитель. «Геометрический калейдоскоп» - так называется придуманный мною детский журнал, на страницах которого собраны разнообразные задания (для вас), связанные с темой «Геометрия».
Итак, открываем «Геометрический калейдоскоп»
- Сегодня вы отправляетесь в путешествие - в чудесную страну под названием Геометрия.
- Что это такое - геометрия? (Сл. 5)
В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» -измерять). Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям.
Задачи:
- А вы на занятиях научитесь представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, будете чертить, рисовать, конструировать. И я думаю, что вы полюбите уроки занимательной геометрии.
Знакомство с геометрическими инструментами
Для начала загадаю вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какими инструментами пользуются на уроках геометрии.
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаш.)
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка.)
Сговорились две дуги
Делать дуги и круги. (Циркуль.)
Два конца, два кольца.
Посредине гвоздик. (Ножницы.)
- Некоторые из этих инструментов нам сегодня пригодятся на занятии. (учитель заранее готовит необходимые инструменты)
- А на чём можно отправиться в путешествие? (высказывания детей)
- А мы отправимся на ракете.
- Первое задание, которое нужно выполнить из нашего журнала «Собери ракету»
Работа в группах
Соберём ракету (заготовки у каждого на столе). Прикрепите её на доску (приклейте на белый лист).
Физкультминуткка
Раз, два – стоит ракета
Три, четыре – самолёт.
Раз, два – хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре
Руки выше, плечи шире,
Раз, два, три, четыре
И на месте походили.
- Продолжаем работу.
- Как называют такую фигуру? (Сл. 6)
Соедини точки по порядку, превращая их в отрезки. Что у тебя получилось?
Подсказка: у тебя должен получиться грузовик.
Игра «День - ночь»
Ночь – одна из фигур убирается. День – дети называют, какая фигура спряталась. Как вариант: ночь – фигуры меняются местами.
- Ребята, а какие ещё геометрические фигуры вы знаете? (линия…….)
Открываются створки доски (слайд). На жёлтой карточке фигуры.
- Эти фигуры забыли свои имена. Разделите их на группы. Помогите вспомнить их.
Прямые и кривые линии.
Эти линии очень рады вашей помощи и предлагают вам выполнить своё задание. Красным карандашом обведите все прямые линии, синим – кривые.
- Во время путешествия дорогу нам преградила толстая веревка. Мы сможем двинуться дальше, если сможем изготовить из этой веревки модель луча. (работа в группах).
- Ребята, что вы знаете о луче? (имеет начало, но не имеет конца)
(Дети разрезают веревку, завязывают узлы)
на доске
Пирог четырёх угольной формы надо разрезать двумя разрезами на 4 части так, чтобы 2 куска были треугольной формы и 2 – четырехугольной.
Вариант А
Ребята выполняют индивидуально на листах.
Давайте разрежем наш пирог. Не забываем о технике безопасности при работе с ножницами. Ребята, покажите друг другу, какие кусочки пирога у вас получились.
Молодцы, справились с заданием.
«Дорисуйка». На этой странице можно нарисовать какие-либо предметы, используя только данные геометрические фигуры. (Детям выдаются бланки с нарисованными геометрическими фигурами.). ( 5-7 мин)
Загадки.
В дверь, в окно стучать не будет,
А войдёт и всех разбудит. (Солнечный луч).
Делать ровную черту
Всем всегда я помогу.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я? ….. (Линейка).
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ. (Точка)
Сговорились две дуги
Делать дуги и круги. (Циркуль).
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья.
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход. (Карандаш).
Подведение итогов. Рефлексия.
Путешествие подошло к концу.
- С чем познакомились на занятии? Все ли у вас получалось?
- Какие задания понравились больше всего?
- На ракете нарисуйте одно из предложенных изображений, отражающее ваше настроение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.