Конспект занятия по внеурочной деятельности

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к занятию курса "Занимательная грамматика"

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Заним. грамматика. Конспект - копия.docx
Горбунова А.Г. Занятие внеурочной деятельности курса «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»  на тему: "Путешествие в Страну Слов" Цели: 1) Познакомить учащихся со значением понятия тематические группы слов. 2) Развивать внимание, память, умение сравнивать, обобщать. обогатить словарный запас  учеников; развивать правильную образную речь.        3) Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу,                         любознательность и самостоятельность, умение работать в коллективе.        4) Воспитывать  чувство патриотизма, любовь к природе. УУД Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;   учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого  текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 1. 2. 1. 2. 3. 1. 1. 2. 3. Ход занятия 1. Организационный момент.  2. Ход занятия.        Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну слов, где нет ни единого  уголка где царствовало бы безмолвие или раздавались бы непонятные первобытные звуки. Я вас поведу в страну слов, которая населена племенами «слов­ братьев», но их объединяет не  кровное родство, а одинаковые вкусы, интересы и симпатии. Они всегда вместе и не могут  жить друг без друга. Каждый житель знает свое место и не желает занять место другого, все  выполняют свою работу и понимает, что он нужен в большом общем деле. Говоря языком науки – это тематические группы слов.       Наше путешествие мы сегодня начнем с игры. Из моей заветной корзинки ребята будут  доставать карточки со словами и называть. А мы вы должны вспомнить все «слова­братья» и  называть их.       Итак, начинаем перечислять названия: 1. Месяцы: январь, февраль... 2. Дни недели: воскресенье... 3. Времена года: лето...4. Время суток: утро... 5. Деревья: сосна... 6. Цветы: роза... 7. Овощи: огурец... 8. Ягоды: малина… 9. Мебель: шкаф... 10.Одежда: пальто...              Мы видим, что племена «братьев­слов» очень разнообразны. В одних тематических группах  их очень много, а в других мало.       Очень много слов, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Правила игры «Эстафета» я назову слово и передам игрушку одному из участников, он должен  назвать слово той же тематической группы и передать игрушку следующему участнику. Как  только слова «закончаться», я называю новое  слово.            Итак, начинаем! (Белый …, большой…, мамин…, восточный…, говорить…,  покраснеть…, идти…, убирать.)        А теперь послушайте загадки и подумайте, в какую группу можно объединить слова  отгадки. Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, белые реснички. Эх, звоночки, синий цвет, ­ С язычком, а звону нет.   Я шариком пушистым Белею в поле чистом, ­ А дунул ветерок, ­ Остался стебелек.        Какими другими словами можно дополнить эту группу слов?       А теперь ребята подготовили для вас небольшой сюрприз. Вы посмотрите сценку, но  должны очень внимательно следить за словами артистов. Может кто­то заметит в их словах  ошибку? М а м а.  Что ты делал в живом уголке, Илюша? И л ю ш а.  Да разное. Чистил птицам клетки, менял им воду, давал корм. М а м а.  А кто там живет? И л ю ш а.  Щеглы, чижи, снегири синицы. Канарейка есть, кактусы… М а м а.  Значит, ты и у кактусов чистил клетку?         Кто догадался, какая была ошибка? Назовите еще какие слова мы можем добавить к этой  группе.       Да, значит для вас эта головоломка была нетрудной. Попробую вам задать потруднее  задачу.В эту корзинку нам надо сложить ягоды, но ягоды эти волшебные и чтобы не забыть их  названия мы записали их на корзине, но почти все буквы стерлись, и от названий осталось лишь  по 3  буквы И К А. Попытайтесь узнать, как назывались эти ягоды, и мы сможем положить их в  корзину.       Ребята, скажите, а можем ли мы положить в корзину орехи? Почему? Что мы можем еще  положить в корзину? Да, мы туда можем положить ягоды, т.к. они входят в одну тематическую  группу.  А с чем же можно объединить орехи? Да, с семечками, шишками, т.е. с различными  семенами.       А теперь новое испытание.  Вам нужно внимательно послушать стихотворение,  которое я  прочитаю. Сзади вас лежат головные уборы с теми растениями, названия которых подходят к  заданию. Ребята, у которых оказались нужные названия строго выходят по порядку, точно так,  как сказано в стихотворении. Что растет на нашей грядке Что растет на нашей грядке Огурцы, горошек сладкий.  Помидоры и укроп  Для приправы и для проб.  Есть редиска и салат,  Наша грядка ­ просто клад.  Если слушал ты внимательно,  Запомнил обязательно.  Отвечай­ка по порядку.  Что растет на нашей грядке?   В. Коркин       Как можно назвать эту тематическую группу слов? Какие еще слова можно отнести в эту  группу?       Скажите, а в какое время года мы собираем такой щедрый урожай? Какое потом наступает  время года?        Вы уже слышали много  сказок,  рассказов и стихов о зиме.  И, наверное, удивлялись, как  точно и умело подобраны у мастеров художественного слова – писателей слова из нужных  тематических групп. Кто решил учиться хорошей речи у писателей, я познакомлю со "словами­ братьями» другой тематической группы. Попробуйте найти их в  рассказе Н.Надеждиной  «Снежные слова». Снежные слова С неба снег падает по­разному. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья». Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка». Снежные   слова   придумал   народ,   и   они   по­народному   метки.   Кажется,   что   и   впрямь сыплется с неба снежное пшено, ледяная крупа. Свежий, только­только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие. Нет лучше охоты, чем на пороше! Снег лег на землю, но это не значит, что он до весны успокоился. Подул ветер, и снегзашевелился, ожил Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель — «поземка». Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег, — это «вьюга». Ну а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря — «буран». Крикнешь, и голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно. Февраль — месяц метелей, месяц бегучих и летучих снегов. В марте снег становится ленивым. Он уже не разлетается с руки как лебединый пух, он загрубел, стал плотным. Ступишь на него — и не провалится нога. Над   ним   колдовали   два   волшебника:   мороз   и   солнце.   Днем   на   солнце   таяло,   к   ночи подморозило: снег подернулся твердой корочкой, стал как черствая пастила. И для этого черствого снега есть в русском языке свое хрустящее жесткое слово — «наст». За зиму ты услышишь много еще других снежных слов. Записывай их в отдельную тетрадку. У тебя получится целый словарик. сроднились с нею. Наш   русский   язык   богат   снежными   словами.   Мы   —   народ   северный,   любим   зиму,       Какие снежные слова вы услышали?       К следующему занятию вы с помощью родителей, можете записать в свои тетрадки новые   слова, с которыми вы познакомились сегодня или еще узнаете за неделю, а теперь подведем  итог. Рефлексия. Что нового вы узнали на занятии? Что было интересно?