Материал для реализации первого направления подготовительного периода «Развитие мелкой моторики».
Цель: сформировать моторную базу для освоения графомоторных навыков. На данном этапе решается задача: развивать общую и тонкую моторику.
Для достижения указанной цели и поставленных задач используются игровые упражнения.Самомассаж тыльной стороны кистей рук и т.п.
Материал для реализации первого направления подготовительного
периода «Развитие мелкой моторики»
Цель: сформировать моторную базу для освоения графомоторных
навыков. На данном этапе решается задача: развивать общую и тонкую
моторику.
Для достижения указанной цели и поставленных задач используются
игровые упражнения.
1. При развитии тактильных ощущений и кинестетического
компонента двигательного акта используются следующие упражнения:
Самомассаж тыльной стороны кистей рук
«Утюг»
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки:
Зайцу, ежику и мишке.
(движения вперед назад подушечками 4 х пальцев, смещая кожу на
1 см).
Самомассаж ладоней
«Терка»
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
Ты вкуснее поищи!
(движения вверх вниз костяшками пальцев по ладони другой руки)
Самомассаж пальцев рук:
«Клещи»
Ухватили клещи гвоздь
Выдернуть пытаются.
Может, что нибудь и выйдет,
Если постараются!
(на каждое слово выполняем двумя пальцами хватательные
движения по кисти другой руки).
«Пунктиры» (подушечками четырех пальцев смещаем кожу на другой
руке движениями «вперед назад», продвигаясь к запястью).
«Пила» (ребром правой руки имитировать пиление по всей поверхности
левой в направлении «вверх вниз»).
«Утюжок» (правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую).
«Каток» (костяшками сжатых пальцев правой двигаем «вверх вниз» по
ладони левой руки).
«Краб» (пальцы расставлены, сгибаем указательный и средний пальцы
правой руки, и фалангами пощипываем пальцы левой).
«Согреем ладошки» (сильно потираем руки).«Спиральки» (каждый палец левой поочередно, начиная с мизинца,
кладется на четыре пальца правой руки, и делаем спиралевидные движения по
пальцу левой руки большим пальцем правой руки).
2. Развитие кинетического компонента двигательного акта.
А) Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся
одной, затем другой рукой, потом одновременно двумя руками.
Катание теннисного мячика по наклонной плоскости ладонью.
Сжимание резиновой игрушки (можно с водой).
«Веселые маляры» (локти стоят на столе, пальцы вытянуты, плотно
прижаты друг к другу; движения кистями «вверх вниз»).
«Погладим котенка» (и. п. тоже, движения «вправо влево»).
«Флажок» (и. п. тоже, большой палец оттопырен и направлен вверх;
движения «вправо влево»).
«Хорошо плохо» (и. п. тоже, большой палец оттопырен и направлен
вверх «хорошо», затем вниз «плохо»).
«Осы» (локти опираются на стол, указательный палец вытянут, остальные
плотно прижаты к ладони; движения производятся кистями по кругу).
Б) Движения пальцами рук. Выполняются по образцу, производятся
одной рукой, затем другой, потом двумя одновременно.
«Жук» (локти на столе, указательный палец вытянут, остальные прижаты
к ладони; движения указательным пальцем по кругу (жук летит).
«Змея» (и. п. тоже; указательный имитирует движение змеи).
«Зайчик» (указательный и средний пальцы имитируют движение
«заячьими ушками»).
В) Упражнения, выполняемые двумя руками совместно
«Ковшик» (ладони соединены ребрами на столе, кончики пальцев
соприкасаются, большие пальцы прижаты к ладоням).
«Пароход» (и. п. тоже, большие пальцы оттопырены вверх).
«Крыша дома» (локти на столе, пальцы рук соприкасаются, кисти
раздвинуты).
«Скворечник» (и. п. тоже, пальцы рук согнуты, большие внутри).
«Очки» (локти на столе, пальцы собраны в кольцо).
3. Упражнения на динамическую координацию движений
«Кулачок» (рука тыльной стороной на столе, поочередно сжимаем
пальцы в кулачок).
«Здравствуй, пальчик» (локти на столе, пальцы поочередно касаются
большого пальца этой же руки).
«Человечек бегает» (указательный и средний «шагают» по столу).
«Бинокль» (ладони вверх, пальцы поочередно касаются большого
пальца, образуют «бинокль»).
«Мишка косолапый» (все пальцы, кроме среднего, стоят на столе,
средний согнут и приподнят вверх (голова), имитировать походку медведя).«Коза» (указательный и мизинец «коза бодается»).
«Бочонок» (пальцы в кулачок, большой «открывает и закрывает»
бочонок).
«Крокодил» (указательный и мизинец согнуты и оттянуты назад, средний
и безымянный вперед, большой снизу (пасть).
«Улитка» (рука лежит на столе, поднять указательный и средний пальцы,
подвигать ими «улитка шевелит рожками»).
«Сова» (локти на столе, указательный, средний и безымянный пальцы
согнуты, касаясь подушечками основания пальцев, большой и мизинец
оттопырены в сторону, имитируют движение «сова летит»).
«Ворота» (и. п. тоже, ладони вверх, пальцы прижаты друг к другу).
«Мостик» (и. п. тоже, пальцы прижаты и вытянуты горизонтально).
«Корзинка» (ладони к себе, пальцы переплетены вовнутрь ладоней,
большие пальцы замкнуты в кольцо).
«Колокольчик» (локти на столе, ладони вверх, пальцы переплетены,
средний палец правой руки опущен вниз «язычок колокольчика»).
«Игра на рояле» (ладони на столе, имитировать игру на рояле).
«Краб» (ладони вниз, пальцы переплетены вовнутрь, большие к себе;
имитировать движение краба).
4. Развитие реципрокной координации движений.
«Стул» (локти на столе, левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы
плотно сжаты; правая согнута, кулак приставлен к нижней части ладони
левой руки, затем положение рук поменять).
«Стол» (левая согнута, пальцы собраны в кулак, ладонь ребром стоит на
столе; правая выпрямлена, накрывает сверху левую; затем поменять).
«Птенцы» (левая рука лежит на столе ладонью вверх, пальцы прижаты и
выпрямлены вверх; правой рукой обхватываем пальцы левой; затем
положение рук поменять).
«Прятки» (локти опираются на стол, ладони прижаты тыльной стороной;
левая ладонь сжата в кулак, находится сзади правой (прячется), ладонь
правой руки выпрямлена).