Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
09.04.2017
Материал предназначен для преподавателей литературы в СПО. (Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./ Г.А. Обернихина [и др.] ; под ред. Обернихиной Г.А. – 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с, 400 с.). Конспект включает анализ рассказов В.Т. Шаламова "Надгробное слово", "Заклинатель змей" и "Последний бой майора Пугачева".Текст лекции
Литература. Занятие 19.
Варлам Тихонович Шаламов (1907 1982). «Колымские рассказы».
Цели занятия:
обучающая – знакомство с жизнью и творчеством В.Т. Шаламова и содержанием сборника
«Колымские рассказы»;
развивающая – выявление художественных особенностей прозы В.Т. Шаламова;
формулировка идеи, объединяющей цикл рассказов; развитие навыков работы с информацией
(анализ, сопоставление, выделение главного, установление причинноследственных связей, подбор
примеров); анализ художественного текста; активизация познавательной активности студентов.
воспитательная раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи.
Ход занятия:
Этапы
№
урока (время)
1. Организацион
ный
этап(1мин.)
Этап
постановки
цели; мотива
ция учебной
деятельности
(3 мин.)
2.
3.
Этап актуали
зации и подго
товки к актив
ному, созна
тельному усво
ению новых
знаний (3 мин.)
Действия преподавателя
Действия студента
Быстрое включение в деловой ритм.
Знакомство с темой и
учебной
проблемой.
(Формулирование и
проговаривание целевых установок
занятия и плана работы. Обоснование
актуальности темы.)
Приветствие;
фиксация отсутст-
организация внимания
вующих;
студентов.
Сообщение темы, постановка учебной
проблемы, совместное определение
цели занятия и
планирование
действий для её
достижения.
Постановка привлекательной цели.
У: Тема нашего занятия – … Попробуйте определить, что необходимо освоить каждому из
вас в ходе занятия. (С: Перед нами стоят 3 задачи: 1) познакомиться с жизнью и
творчеством В.Т. Шаламова и содержанием сборника «Колымские рассказы»; 2) выявить их
основную идею и худ. особенности; 3) определить отношение писателя к событиям
тоталитарной эпохи.
У: А теперь попробуйте обосновать актуальность сегодняшней темы. (Изучение темы
поможет лучше понять трагические страницы истории нашей страны.)
Актуализация субъектного опыта студентов (эвристическая беседа).
Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность
документа. Сам автор – свидетель, любым своим словом, любым
поворотом души он дает окончательную формулу, приговор.
В.Шаламов
У: - Что такое XX век в истории страны и в истории литературы? (После страшных лет
Первой мировой войны, революций, Гражданской войны строится Советское государство.
Всё становится "советским": "советское" искусство, "советская" литература.)
Вспомните основные положения статьи В.И. Ленина «Партийная организация и партийная
литература. (Национальная культура открыто причислялась к идеологии, причем к
идеологии особенной, не имеющей аналога в истории человечества; к идеологии классовой,
партийной, государственной. Литература принадлежала государству. Она должна была
прославлять утопический образ лучшей в мире страны. Никогда ещё Слово не позволяло
себе столь кощунственной лжи: славили государство, в котором нарушались все права
человека.)
Что такое ГУЛАГ? Назовите известные вам произведения, в которых упоминается
ГУЛАГ. (Система тюрем, следственных изоляторов и лагерей опутала всю страну.
ГУЛАГ стал символом произвола и насилия. Страшно звучат слова наркома Ежова о
том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и
1 подозреваемые. Лучшие люди страны учёные и писатели, инженеры и дипломаты,
художники и военные пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои
убеждения, называли политзаключёнными. Имена тех, кто пытался об этом рассказать в
своих произведениях, были не просто забыты. Они были запрещены, выброшены. Две
литературы в одной стране. От государственного террора в нашей стране пострадало
множество литераторов:
Борис Пильняк 28.10.1937 года арестован на даче в Переделкино и 21.04.1938 года
расстрелян.
Исаак Бабель 16.05.1939 года арестован на даче в Переделкино и 27.01.1940 года
расстрелян.
Осип Мандельштам дважды отбывал срок в ссылке по нелепому обвинению в
контрреволюционной деятельности и скончался 27.12.1938 года в дальневосточном
лагере.
Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.
Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.
В конце августа 1921 года по обвинению в контрреволюционном заговоре расстрелян
поэт Николай Гумилёв.
В 1935 году был арестован единственный сын Анны Ахматовой Лев Николаевич
Гумилёв.
Организация
знакомства
с
теоретическим
материалом
по
теме; обеспечение
метода
исследования
изучаемых знаний,
способов
и
средств;
обеспечение ус-
воения методики
воспроизведения
изучаемого мате-
риала.
содержания
Знакомство с теоретическим материалом по теме;
освоение методов исследования изучаемых знаний,
способов и средств
(эвристическая беседа;
воспроизведение
литературного
произведения; анализ и интерпретация художественного
произведения; работа с материалами по истории и теории
литературы (тематика, проблематика, нравственный
пафос, система образов, особенности композиции,
языка,
изобразительно-выразительные
художественная деталь); построение структурно-логи-
ческих схем изучаемого материала,
кластера,
концептуальной таблицы; реферативные; сообщения;
фронтальный опрос). Перенос знаний и умений, их
использование в нестандартных ситуациях.
средства
и творчество В.Т. Шаламова»
ЭПУ 1: Реферативное сообщение «Биография
ЭПУ 2: Главный труд писателя В.Т. Шаламова – книга «Колымские рассказы». 20 лет он
отдал их созданию. Это 137 рассказов, собранных в 5 сборниках: "Колымские рассказы";
"Левый берег"; "Артист лопаты"; "Воскрешение лиственницы"; "Перчатка, или КР2".
Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная
целостность.
20 лет жизни автора прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы. Мы уже знаем, что
трагедия Варлама Шаламова отнюдь не была уникальной. Такова реальность страны с
тоталитарным режимом: через лагеря в нашей стране прошли миллионы безвинных.
Известно, что труд заключённых в 30е гг. интенсивно использовался для освоения
дальневосточных и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих
мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В энциклопедии
«История России и её ближайших соседей», изданной в 2000 году, зафиксировано:
«Самыми страшными лагерями были колымские. В лагерях люди умирали, прежде
всего, от голода и связанных с ним болезней. На Колыме ещё в 1928 году нашли
2
4.
5.
6.
Этап первич
ного усвоения
новых знаний
Этап
первичной
проверки
усвоения новых
знаний
Этап
первичного
закрепления
новых знаний месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную
пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами
жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».
О времени репрессий, политике беспросветной лжи можно узнать из многих
произведений, но в рассказах В. Шаламова показана еще одна сторона этой политики: в
лагерях была целая система истребления.
Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея в виду как
их идейноконцептуальную, так и чисто эстетическую новизну. Шаламов, предвидя, что его
проза вызовет много вопросов, что она будет сложна для восприятия, написал ряд
теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём
состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере.
ЭПЗ 1:
Художественные особенности «новой прозы» Шаламова
идейноконцептуальные
эстетические
1) «Новая проза» должна раскрывать жизненно важную
тему. Сквозная тема «Колымских рассказов» лагерь
как школа зла, поскольку в нём человека «пропускают
через мясорубку» и освобождают от всего «слишком
человеческого». Лагерь – отмена всякого земного чело
веческого порядка, это «преисподняя», растлевающая
человека. Шаламов понимает, что нравственные и
физические силы человека не безграничны.
2) Документальность.
3) «Новая проза» «может быть создана только людьми,
знающими свой материал в совершенстве».
4) Герои «новой прозы» «доходяги» (лагерный жар
гонизм), люди без биографии, без прошлого и буду
щего, дошедшие до предела физических и психических
возможностей, с помутившимся сознанием и атрофи
рованной волей, не способные отвечать за свои поступ
ки, живущие элементарными животными инстинктами.
1) Сюжетная законченность каждого
рассказа.
2) Лаконизм (короткая фраза; от
сечение всего лишнего, полут
онов; отсутствуют пространные
описания, цифровой материал,
выводы).
3) Повествование эпически спо
койное, нет нагнетания чув
ственности, авторский коммен
тарий
и
беспристрастен.
лаконичен
4) Наличие художественной детали,
создающей подтекст (её новизна,
верность факту и чувству,
точность заставляют поверить в
рассказ не как в информацию, а
как в открытую сердечную рану).
ЭПЗ 2: Анализ "Колымских рассказов".
Вопросы для анализа рассказа "Надгробное слово".
1. Какое впечатление производит рассказ, начинающийся словами: "Все умерли:"? Все: это
кто, почему, как? (Люди, о которых сам Шаламов скажет: "Это судьба мучеников, не
бывших, не умевших и не ставших героями".)
2. В прозе Шаламова очень важна деталь. О чём, например, говорит такая небольшая
подробность: "…бригадир Барбэ товарищ, помогавший мне вытащить большой камень
из узкого шурфа". (Даже в таких условиях заключённые оставались людьми.
Бригадир, который в лагере обычно враг, убийца, называется товарищем. При
товарищеских отношениях план не выполнялся, потому что выполнить его можно
было только при нечеловеческой, смертельной нагрузке. А Барбэ помог зеку, а не
прибил его. Но на Барбэ донесли, и он погиб.)
3. О чем мечтают люди в рождественскую ночь? (Володя Добровольцев (обратите
внимание на фамилию): " А я, и голос его был покоен и нетороплив, хотел бы быть
обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашел в себе
3 силу плюнуть им в рожу за все, что они делают с нами.")
4. Что является сюжетом рассказа? (Смерть, небытие и есть тот художественный мир, в
котором разворачивается действие рассказа. И не только здесь. Факт смерти
предшествует началу сюжета. Согласитесь, что это необычно для русской прозы.)
Вопросы для анализа рассказа "Заклинатель змей".
1. Прочитайте начало рассказа и найдите слова и словосочетания, которые действуют на
чувства читателя. Какие чувства возникают?
2. Почему же рассказ называется "Заклинатель змей"? Кого можно считать заклинателем
змей?
3. Почему Платонов согласился всетаки рассказывать романы? Можно ли его осуждать?
4. Согласие Платонова "тискать романы" это проявление силы или слабости?
5. Почему у Платонова развилась сердечная болезнь?
6. Каково авторское отношение к такому способу улучшить свое положение? (Резко
отрицательное.)
7. Как изображен Сенечка и что он собой олицетворяет? (На первый взгляд кажется,
что это рассказ о противостоянии политических и блатных, но если вглядеться
глубже, то не случайно Платонов киносценаристинтеллигент противостоит
блатарям, те. духовность противостоит грубой силе. Но есть и еще один план,
связанный с темой "художник и власть", "художник и общество". "Тисканье
романов" эта фраза из блатного жаргона сама по себе является мощной
сатирической метафорой: подобное "тисканье" в угоду сильным мира сего является
древней и трудно изживаемой чертой литературы, Шаламов сумел показать свое
негативное отношение и к "змеям", и к "заклинателям".)
Вопросы для анализа рассказа "Последний бой майора Пугачева".
1. О чем повествует этот рассказ?
2. Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930х и 1940х годов? Чем
отличались бывшие фронтовики от других заключенных?
1. Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на
них опыт войны?
2. Как вели себя заключенные во время побега?
3. Почему в госпитале не было раненных заключенных?
4. Зачем лечили Солдатова?
5. Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?
6. Какое чувство остается после прочтения рассказа?
7. Как проявляется авторское отношение к героям? ( Об авторском отношении к героям
говорит и фамилия Пугачев, и то, что автор постоянно называет его по званию
майором, подчеркивая, что он боец, бросивший вызов лагерным властям, и улыбка
майора при воспоминании о погибших товарищах перед собственной смертью. Шаламов
скажет о нем "трудная мужская жизнь", перед смертью подарит ему безвкусную ягоду
бруснику, дважды повторит слова "лучшие люди" и вспомнит его улыбку, испытывая
радость от того, что в человеке есть духовная высота.)
8. Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов на Колыме быть не может,
прославил майора Пугачева?
9. В чем же подвиг майора Пугачева? (Подвиг Пугачева и его товарищей состоит не в
том, что они отстаивали свою свободу с оружием в руках, не в том, что они
повернули свои автоматы против советской власти, не в том, что они все до
одного предпочли гибель сдаче. Они стали героями, потому что отказались
4 7.
8.
7.
Этап контроля
и
самопроверки
Этап
подведения
итогов;
рефлексия
Этап
информиро
вания о задании
для самостоя
тельной работы
и инструктаж по
его выполнению
принять навязываемую им систему мышления и чувства. Осознав лагерь как
внечеловеческую систему, они отказались в ней существовать. Побег из лагеря в
тайгу из Лагеря в Мир был, несомненно, чудом физической отваги, но прежде
всего детищем отважной мысли.)
ЭПП 1. Вывод: Лагерь – не место для человека, судьбы заключённых – преступления,
каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Но Шаламов выводит новый
лагерный закон закон сохранения личности, он отвечает на вопрос, как же выбраться
из этого мира смерти. В тот момент, когда Шаламов поставил себе задачу
"запомнить и написать", он, подобно его герою Пугачеву, повел бой по своим правилам
из Заключенного стал Писателем, перенес сражение с внечеловеческой системой на
чуждую лагерю и родную для него самого территорию культуры. Оказалось, что есть
способ бороться с этой системой – даже погибая, не принимать ее правил, побеждать
ее силой искусства и гармонии.
Составление кластера с центральным понятием "Колыма". Попытайтесь
отразить в нем ваше восприятие ГУЛАГа, мира Колымы.
1 Какую полезную для вас информацию вы получили на сегодняшнем
2 Что ещё вы хотели бы узнать о жизни и творчестве В.Т. Шаламова?
3 Оцените по пятибалльной системе эффективность занятия для вас
С: Составляют
кластер.
С:
на вопросы.
Отвечают
занятии?
лично.
У: [1], стр. 319 – 325, вопр. 2 – 6 стр. 327 – 328. Прочитать рассказы В.М.
Шукшина «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик» и
сделать их письменный анализ [2], стр 17. (по рядам). Подготовить
реферативное сообщение «Жизнь и творчество В.М. Шукшина».
С: Записывают
задание
для
сам. работы.
5
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.