Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Оценка 4.6

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
Взрослым
09.04.2017
Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Материал предназначен для преподавателей литературы в СПО. (Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч./ Г.А. Обернихина [и др.] ; под ред. Обернихиной Г.А. – 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с, 400 с.). Конспект включает анализ рассказов В.Т. Шаламова "Надгробное слово", "Заклинатель змей" и "Последний бой майора Пугачева".Текст лекции
Варлам Тихонович Шаламов. «Колымские рассказы»..docx
Литература. Занятие 19.   Варлам Тихонович Шаламов (1907 ­ 1982). «Колымские рассказы».  Цели занятия: обучающая  –  знакомство   с   жизнью   и   творчеством   В.Т.   Шаламова   и   содержанием   сборника «Колымские рассказы»;  развивающая –  выявление  художественных   особенностей   прозы  В.Т.   Шаламова; формулировка  идеи,   объединяющей   цикл   рассказов;  развитие   навыков   работы   с   информацией (анализ, сопоставление, выделение главного, установление причинно­следственных связей, подбор примеров); анализ художественного текста; активизация познавательной активности студентов.  воспитательная  ­ раскрыть своеобразие взгляда писателя на события тоталитарной эпохи.  Ход  занятия: Этапы   № урока (время) 1. Организацион­ ный  этап(1мин.) Этап  постановки  цели; мотива­ ция учебной  деятельности (3 мин.) 2. 3. Этап актуали­ зации и подго­ товки к актив­ ному, созна­ тельному усво­ ению новых  знаний (3 мин.) Действия преподавателя Действия студента Быстрое включение в деловой ритм. Знакомство с темой и учебной проблемой. (Формулирование и проговаривание целевых установок занятия и плана работы. Обоснование актуальности темы.)  Приветствие; фиксация отсутст- организация внимания вующих; студентов. Сообщение темы, постановка учебной проблемы, совместное определение цели занятия и планирование действий для её достижения. Постановка привлекательной цели. У: Тема нашего занятия – …  Попробуйте определить, что необходимо освоить каждому из вас   в   ходе   занятия.   (С:    Перед   нами   стоят   3   задачи:   1)  познакомиться   с   жизнью   и творчеством В.Т. Шаламова и содержанием сборника «Колымские рассказы»; 2) выявить их основную   идею   и   худ.   особенности;   3)   определить   отношение   писателя   к   событиям тоталитарной эпохи.  У:  А   теперь   попробуйте   обосновать   актуальность   сегодняшней     темы.   (Изучение   темы поможет лучше понять трагические страницы истории нашей страны.) Актуализация субъектного опыта студентов (эвристическая беседа). Каждый мой рассказ – это абсолютная достоверность. Это достоверность  документа. Сам автор – свидетель, любым своим словом, любым  поворотом души он дает окончательную формулу, приговор.  В.Шаламов У: - Что такое XX век в истории страны и в истории литературы? (После страшных лет Первой мировой войны, революций, Гражданской войны строится Советское государство. Всё становится "советским": "советское" искусство, "советская" литература.)  ­ Вспомните основные положения статьи В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература.   (Национальная   культура   открыто   причислялась   к   идеологии,   причем   к идеологии особенной, не имеющей аналога в истории человечества; к идеологии классовой, партийной,   государственной.   Литература   принадлежала   государству.  Она   должна   была прославлять утопический образ лучшей в мире страны. Никогда ещё Слово не позволяло себе   столь   кощунственной   лжи:   славили   государство,   в   котором   нарушались   все   права человека.)    ­   Что   такое   ГУЛАГ?   Назовите   известные   вам   произведения,   в   которых   упоминается ГУЛАГ. (Система тюрем, следственных изоляторов и лагерей опутала всю страну. ГУЛАГ стал символом произвола и насилия.  Страшно звучат слова  наркома Ежова  о том, что население страны делится на три категории: заключённые, подследственные и 1 подозреваемые. Лучшие   люди   страны   ­   учёные   и   писатели,   инженеры   и   дипломаты, художники и военные ­ пребывали за колючей проволокой. Тех, кто пострадал за свои убеждения, называли политзаключёнными. Имена тех, кто пытался об этом рассказать в своих   произведениях,   были   не   просто   забыты.   Они   были   запрещены,   выброшены.   Две литературы   в   одной   стране.   От   государственного   террора   в   нашей   стране   пострадало множество литераторов:  Борис Пильняк 28.10.1937 года арестован на даче в Переделкино и 21.04.1938 года расстрелян.  Исаак   Бабель   16.05.1939   года   арестован   на   даче   в   Переделкино   и   27.01.1940   года расстрелян.  Осип   Мандельштам   дважды   отбывал   срок   в   ссылке   по   нелепому   обвинению   в контрреволюционной   деятельности   и   скончался   27.12.1938   года   в   дальневосточном лагере.  Борис Пастернак был вынужден отказаться от Нобелевской премии.  Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.  В конце августа 1921 года по обвинению в контрреволюционном заговоре расстрелян поэт Николай Гумилёв.  В   1935   году   был   арестован   единственный   сын   Анны   Ахматовой   Лев   Николаевич Гумилёв. Организация знакомства с теоретическим материалом по теме; обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств; обеспечение ус- воения методики воспроизведения изучаемого мате- риала. содержания Знакомство с теоретическим материалом по теме; освоение методов исследования изучаемых знаний, способов и средств (эвристическая беседа; воспроизведение литературного произведения; анализ и интерпретация художественного произведения; работа с материалами по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, языка, изобразительно-выразительные художественная деталь); построение структурно-логи- ческих схем изучаемого материала, кластера, концептуальной таблицы; реферативные; сообщения; фронтальный опрос). Перенос знаний и умений, их использование в нестандартных ситуациях. средства    и творчество В.Т. Шаламова» ЭПУ 1: Реферативное сообщение «Биография  ЭПУ 2: Главный труд писателя В.Т. Шаламова – книга «Колымские рассказы». 20 лет он отдал их созданию. Это 137 рассказов, собранных в 5 сборниках: "Колымские рассказы"; "Левый берег"; "Артист лопаты"; "Воскрешение лиственницы"; "Перчатка, или КР­2". Удивительным   качеством   «Колымских   рассказов»   является   их  композиционная целостность.            20 лет жизни автора прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы. Мы уже знаем, что трагедия   Варлама   Шаламова   отнюдь   не   была   уникальной.   Такова   реальность   страны   с тоталитарным   режимом:   через   лагеря   в   нашей   стране   прошли   миллионы   безвинных. Известно,   что   труд   заключённых   в   30­е   гг.   интенсивно   использовался   для   освоения дальневосточных   и северных окраин СССР. Малонаселённость и суровая природа этих мест создавали идеальные условия для изоляции больших масс людей. В  энциклопедии «История   России   и   её   ближайших   соседей»,   изданной   в  2000   году,   зафиксировано: «Самыми страшными лагерями были колымские.  В лагерях  люди  умирали, прежде всего,   от   голода   и   связанных   с   ним   болезней.   На   Колыме   ещё   в   1928   году   нашли 2 4. 5. 6. Этап первич­ ного усвоения  новых знаний Этап  первичной  проверки  усвоения новых знаний Этап  первичного  закрепления  новых знаний месторождение золота, а позднее и других полезных ископаемых. Осваивать ледяную пустыню заключённым приходилось буквально с нуля, оплачивая тысячами и тысячами жизней строительство городов и посёлков в вечной мерзлоте».                    О   времени   репрессий,   политике   беспросветной   лжи   можно   узнать   из   многих произведений, но в рассказах  В. Шаламова показана  еще одна сторона этой политики: в лагерях была целая система истребления.          Свои «Колымские рассказы» Шаламов обозначил как «новую прозу», имея в виду как их идейно­концептуальную, так и чисто эстетическую новизну. Шаламов, предвидя, что его проза   вызовет   много   вопросов,   что   она   будет   сложна   для   восприятия,   написал   ряд теоретических работ («О прозе», 1965; «Новая проза», 1971), в которых объяснял, в чём состоит её своеобразие, его размышления о том, как надо писать о лагере.  ЭПЗ 1: Художественные особенности «новой прозы» Шаламова идейно­концептуальные эстетические 1) «Новая   проза»   должна   раскрывать   жизненно   важную тему.  Сквозная тема «Колымских рассказов»  ­ лагерь как школа зла, поскольку в нём человека «про­пускают через   мясорубку»   и   освобождают   от   всего   «слишком человеческого». Лагерь – отмена всякого земного чело­ веческого  порядка,  это  «преисподняя»,  растлевающая человека.   Шаламов   понимает,   что   нравственные   и физические силы человека не безграничны.   2) Документальность. 3) «Новая   проза»   «может   быть   создана   только   людьми, знающими свой материал в совершенстве». 4) Герои   «новой   прозы»   ­   «доходяги»  (лагерный   жар­ гонизм),   люди   без   биографии,   без   прошлого   и   буду­ щего, дошедшие до предела физических и психических возможностей,   с   помутившимся   сознанием   и   атрофи­ рованной волей, не способные отвечать за свои поступ­ ки, живущие элементарными животными инстинктами. 1) Сюжетная законченность каждого рассказа.  2) Лаконизм   (короткая     фраза;   от­ сечение   всего   лишнего,   полут­ онов;   отсутствуют   пространные описания,   цифровой   материал, выводы). 3) Повествование   эпически   спо­ койное,   нет   нагнетания   чув­ ственности,   авторский   коммен­ тарий и беспристрастен.  лаконичен     4) Наличие художественной детали, создающей подтекст (её новизна, верность   факту   и   чувству, точность   заставляют   поверить   в рассказ не как  в информацию,  а как в открытую сердечную рану).  ЭПЗ 2: Анализ "Колымских рассказов".  Вопросы для анализа рассказа "Надгробное слово". 1. Какое впечатление производит рассказ, начинающийся словами: "Все умерли:"? Все: это кто, почему, как? (Люди, о которых сам Шаламов скажет: "Это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями".)  2. В   прозе   Шаламова   очень   важна   деталь.   О  чём,   например,   говорит   такая   небольшая подробность: "…бригадир Барбэ ­ товарищ, помогавший мне вытащить большой камень из   узкого   шурфа".   (Даже   в   таких   условиях   заключённые   оставались   людьми. Бригадир,   который   в   лагере   обычно   враг,   убийца,   называется   товарищем.   При товарищеских отношениях план не выполнялся, потому что выполнить его можно было только при нечеловеческой, смертельной нагрузке. А Барбэ помог зеку, а не прибил его. Но на Барбэ донесли, и он погиб.) 3. О   чем   мечтают   люди   в   рождественскую   ночь?   (Володя   Добровольцев   (обратите внимание на фамилию): "­ А я, ­ и голос его был покоен и нетороплив, ­ хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашел в себе 3 силу плюнуть им в рожу за все, что они делают с нами.")   4. Что является сюжетом рассказа? (Смерть, небытие и есть тот художественный мир, в котором   разворачивается   действие   рассказа.   И   не   только   здесь.   Факт   смерти предшествует началу сюжета. Согласитесь, что это необычно для русской прозы.) Вопросы для анализа рассказа "Заклинатель змей".  1. Прочитайте начало рассказа и найдите слова и словосочетания, которые действуют на чувства читателя. Какие чувства возникают?  2. Почему же рассказ называется "Заклинатель змей"? Кого можно считать заклинателем змей? 3. Почему Платонов согласился все­таки рассказывать романы? Можно ли его осуждать?  4. Согласие Платонова "тискать романы" ­ это проявление силы или слабости? 5. Почему у Платонова развилась сердечная болезнь?  6. Каково   авторское   отношение   к   такому   способу   улучшить   свое   положение?   (Резко отрицательное.) 7. Как изображен Сенечка и что он собой олицетворяет?  (На первый взгляд кажется, что это рассказ о противостоянии политических и блатных, но если вглядеться глубже,   то   не   случайно   Платонов   ­   киносценарист­интеллигент   противостоит блатарям, те. духовность противостоит  грубой силе. Но есть и еще один план, связанный   с   темой   "художник   и   власть",   "художник   и   общество".   "Тисканье романов"   ­   эта   фраза   из   блатного   жаргона   сама   по   себе   является   мощной сатирической метафорой: подобное "тисканье" в угоду сильным мира сего является древней и трудно изживаемой чертой литературы, Шаламов сумел показать свое негативное отношение и к "змеям", и к "заклинателям".) Вопросы для анализа рассказа "Последний бой майора Пугачева".  1. О чем повествует этот рассказ? 2. Почему   в   начале   рассказа   автор   сравнивает   аресты   1930­х   и   1940­х   годов?   Чем отличались бывшие фронтовики от других заключенных? 1. Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны? 2. Как вели себя заключенные во время побега? 3. Почему в госпитале не было раненных заключенных?  4. Зачем лечили Солдатова? 5. Почему рассказ завершается гибелью Пугачева? 6. Какое чувство остается после прочтения рассказа?  7. Как проявляется авторское отношение к героям? ( Об авторском отношении к героям говорит и  фамилия ­ Пугачев, и  то, что автор постоянно называет его  по званию  ­ майором, подчеркивая, что он ­ боец, бросивший вызов лагерным властям, и улыбка майора при воспоминании о погибших товарищах перед собственной смертью. Шаламов скажет о нем ­ "трудная мужская жизнь", перед смертью подарит ему безвкусную ягоду бруснику, дважды повторит слова "лучшие люди" и вспомнит его улыбку, испытывая радость от того, что в человеке есть духовная высота.) 8. Почему   Шаламов,   утверждавший,   что   удачных   побегов   на   Колыме   быть   не   может, прославил майора Пугачева?  9. В чем же подвиг майора Пугачева? (Подвиг Пугачева и его товарищей состоит не в том,   что   они  отстаивали   свою   свободу   с  оружием   в   руках,   не   в   том,   что   они повернули свои автоматы против советской власти, не в том, что они ­ все до одного   ­   предпочли   гибель   сдаче.   Они   стали   героями,   потому   что   отказались 4 7. 8. 7. Этап контроля  и  самопроверки Этап  подведения  итогов;  рефлексия Этап  информиро­ вания о задании  для самостоя­ тельной работы  и инструктаж по  его выполнению принять   навязываемую   им   систему   мышления   и   чувства.   Осознав   лагерь   как внечеловеческую систему, они отказались в ней существовать. Побег ­ из лагеря в тайгу ­ из Лагеря в Мир ­ был, несомненно, чудом физической отваги, но прежде всего ­ детищем отважной мысли.) ЭПП 1.  Вывод:  Лагерь – не место для человека, судьбы заключённых – преступления, каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Но Шаламов выводит новый лагерный закон ­ закон сохранения личности, он отвечает на вопрос, как же выбраться из   этого   мира   смерти.   В   тот   момент,   когда   Шаламов   поставил   себе   задачу "запомнить и написать", он, подобно его герою Пугачеву, повел бой по своим правилам ­ из Заключенного стал Писателем,  перенес сражение с внечеловеческой системой на чуждую лагерю и родную для него самого территорию культуры. Оказалось, что есть способ бороться с этой системой – даже погибая, не принимать ее правил, побеждать ее силой искусства и гармонии.  Составление кластера с центральным понятием "Колыма". Попытайтесь отразить в нем ваше восприятие ГУЛАГа, мира Колымы.  1 Какую  полезную для вас информацию вы получили на сегодняшнем 2 Что ещё вы хотели бы узнать о жизни и творчестве В.Т. Шаламова? 3 Оцените   по   пятибалльной   системе   эффективность   занятия   для   вас С:  Составляют кластер. С:  на вопросы.   Отвечают занятии? лично. У: [1], стр. 319 – 325, вопр. 2 – 6 стр.  327 – 328. Прочитать рассказы В.М. Шукшина   «Выбираю   деревню   на   жительство»,   «Срезал»,   «Чудик»   и сделать   их   письменный   анализ  [2],   стр   17.  (по   рядам).   Подготовить реферативное сообщение «Жизнь и творчество В.М. Шукшина». С:   Записывают задание   для сам. работы. 5

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"

Конспект занятия "В. Т. Шаламов . «Колымские рассказы»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017