Конспекты
Оценка 5

Конспекты

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
24.04.2017
Конспекты
Публикация является частью публикации:
Технкарта Фольклор в музыке русских композиторов 5 кл.docx
Предмет Класс Тип урока Тема Цель Технологическая карта изучения темы. Музыка 5 Урок формирования первоначальных музыкальных понятий. Фольклор в музыке русских композиторов Познакомить учащихся с произведением композитора А.К.Лядова народное сказание  «Кикимора» . Привить интерес и уважение к национальному фольклору и русской  классической музыке. Воспитание эстетических чувств.  Основные термины  и  понятия Программная инструментальная музыка Планируемый результат. Предметные умения: Наблюдать за многообразными  явлениями жизни и искусства, выражать своё  отношение  к искусству, оценивая художественно­образное  содержание произведения в единстве с его формой. Раскрывать символическое значение, содержательный  смысл знаков­образов в произведении. Раскрыть образное содержание и определить средства  музыкальной выразительности. Создавать музыкальный ряд к сказкам, легендам,  преданиям своего народа. Личностные  УУД:  Ценностное отношение к историческому прошлому. Регулятивные  УУД: Регулятивные : целеполагание, самооценка. Познавательные  УУД: рассуждать, анализировать,  обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные   УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Аргументация своего  мнения и позиция в коммуникации. Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д  Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская  «Система заданий 5­7 классы» , «Методическое пособие  для учителя» ­ Критская, Сергеева, Шмагина, Хрестоматия  для фортепиано Музыка 5  класс» ­  Критская, Сергеева,  Шмагина. ТСО (технические средства обучения):  компьютер, проектор,   музыкальный центр,  презентация к уроку, фортепиано. Формы работы Фронтальная Самостоятельная Организация пространства. Ресурсы ТСО: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр,  фортепиано. Технология изучения. Этапы урока Формируемые умения Цели этапа 1.Организационный (этап мотивации). Личностные УУД: Ценностное отношение к  историческому прошлому. Метапредметные  УУД:  регулятивные: ­осуществлять самоконтроль Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на  личностно­значимом  уровне внутренней  готовности  выполнения  нормативных  требований. Деятельность  учителя 1.Добрый день ребята! Я прошу вас проверить  как организованно ваше  рабочее место. Деятельность  обучающегося Выполняют требования  учителя. 2. Актуализация  опорных знаний и  умений. Метапредметные  УУД:  регулятивные: ­осуществлять самоконтроль; ­ овладевать умением  прогнозировать; ­ сравнивать  предлагаемые  образы, находить в них  общее и различное (характер формы,   цветовое решение); Активизация  мыслительных  операций(ана­ лиз,обобщение,класси фикация) и   познавательных  процессов(внимание,  память).   коммуникативные: ­обсуждать задание Небольшая разминка­ распевание используя  народные интонации. На интерактивной доске  портрет композитора  А.К.Лядова (1855­1914),  ученик Н.А.Римского­ Корсакова, создал  несколько  симфонических  миниатюр(небольших  пьес), на сюжеты русской Отвечают, высказывают  свое мнение.  Композитор А.К.Лядов  написал музыкальное  произведение по мотивам русских сказок. 3.Постановка учебной  проблемы. ­выражать в творческой работе  своё отношение  ­ находить ответы на  заданные  вопросы Метапредметные УУД регулятивные: ­ отличать различные виды  объектов выполняемого  задания; ­осуществлять самоконтроль; предметные: ­ правильно владеть  музыкальными  терминами; ­ сравнивать образы; ­находить общее и разное; коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; ­умение грамотно ( точно ,  понятно и развёрнуто)выражать  свои мысли   с помощью  разговорной речи ,во время  ответов. Познавательные УУД       ­  действия по исследованию,  поиску и отбору необходимой  Обеспечение  мотивации для  принятия цели  учебно­позна­ вательной  деятельности  творческого  характера учащимися фольклорной сказочной  фантастики. Среди них  иллюстрация к русской  народной сказке "Баба­ Яга", сказочная  иллюстрация к  картине  "Волшебное озеро",  народное сказание  "Кикимора".  Что  связывает портрет   русского композитора и  представленный  изобразительный ряд? Учит  давать  музыкальную  характеристику  дейтвующим лицам   посредством  тембральной окраски,  распознавать  особенности интонаций   русского фольклора.  Творчество Лядова  невелико по объему, но  трех оркестровых  миниатюр по мотивам  русских сказок и  «Восьми русских  народных песен» для  оркестра оказалось  достаточно, чтобы  прославить его имя. 1 слайд Дети дают ответы на  основе текста учебника. информации, моделированию изучаемого  материала; ­ самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого характера. Показ слайда –Анатолий  Константинович Лядов.  Портрет работы И.  Репина... Откройте учебник на  странице 18 и  самостоятельно  познакомтесь с  творчеством  композитора. Что вы узнали нового о  композиторе? Родился в Петербурге.  Отец Лядова, дирижёр  Мариинского театра,  стал его первым  учителем музыки. В 23  года Лядов закончил  Петербургскую  консерваторию ­ ученик  Н. А. Римского­ Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал   преподавать в  Петербургской  консерватории. 4.Формулирование   учебной проблемы,  планирование действий. Личностные УУД Устанавливать связь между  целью и мотивом(зачем?)  учебной деятельности,  обсуждать задание; Создание  условий  для формулировки  цели урока и  постановки учебных  задач Итак, какова же тема  нашего урока? СЛУШАНИЕ Послушайте  произведение  Формулируют тему,  ставят цель. Думают, высказывают  мнения, обсуждают. 5.Открытие нового  знания Делают зарисовки,  слушают, смотрят,  обсуждают. Задания; ­ уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому  объекту. регулятивные: ­ определять и формулировать  цель деятельности на уроке; ­под руководством учителя  планировать свою деятельность  на уроке . Метапредметные УУД: познавательные: ­ ориентироваться в своей  системе знаний коммуникативные: ­слушать и понимать речь  других; ­ ориентироваться в учебнике; ­находить ответы на вопросы  с  помощью своего жизненного  опыта,  имеющихся в наличии  иллюстраций и презентации; ­ уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать  получаемую информацию; ­владеть опытом обобщения по  теме урока; регулятивные: ­уметь планировать свою  деятельность на уроке под  руководством учителя и  определять её  последовательность; ­ определять критерии   сравнения изучаемого и  усвоенного   в правильном  Установление  правильности  и  осознанности  усвоения учебного  материала,  выявление пробелов и неверных  представлений , их коррекция. А.К.Лядова «Кикимора». Какие чувства вызвало у  вас произведение  композитора? Какие  картины природы вы  представляете, можно ли музыкой нарисовать  картину ?  2 слайд Цель урока:  знакомство с жизнью и  творчеством великого  русского композитора  Анатолия  Константиновича  Лядова.  3 слайд План урока  Знакомство с  произведением  «Кикимора».  Творческая работа – сравнительная  характеристика.  Подведение итогов  4 слайд Знакомство с  особенностями   программной  инструментальной  музыки  на основе  средств художественной  выразительности  произведения. Показ слайдов с  изображением восприятии материала( знаний)  на уроке и проводить его. «Кикиморы»  Кикимора­это злой дух,  нечистая сила в женском  обличье, чаще всего в  народных преданиях  встречается кикимора  болотная ­ злое,  коварное, привередливое существо, созданное  воображением русского  человека. Именно это сказаний  русского народа,  записанное  фольклористом­ собирателем Сахаровым,  стало литературной  основойнародного  сказания для оркестра,  симфонической  миниатюры "Кикиморы"  А. К. Лядова. Именно  его текстом композитор  открывает партитуру  произведения.  ­ что такое партитура  для оркестра? – ответы  детей! Показ слайда   партитура.      ­ Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось  12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в  Петербурге (ныне  Большой зал  филармонии), оркестром  Императорской Русской  оперы дирижировал  А.Зилоти.      исполнения  Просмотр и   «Кикиморы»  симфоническим  оркестром. Обсуждение с детьми  прослушанной музыки.  Анализ произведения. Это программное  произведение.  Что это  значит?  Программной музыкой  называется такая  инструментальная  музыка, в основе которой лежит «программа», то  есть какой­то  совершенно конкретный  сюжет или образ. В основе «Кикиморы» у  нас лежит народное  сказание. И здесь видно,  как литературная основа, соединяясь с музыкой  воедино, рисуют нам  удивительный, сказочный образ. Медленный, неторопливо разворачивающийся  первый раздел музыки  рисует не только место  действия ­ волшебное  царство Кудесника,  "хрустальную  колыбельку" ­ звонко и  бесстрастно звучит  челеста, Показ слайда с  изображением челесты Челеста (по­итальянски  небесная, прозрачная)  похожа на очень  маленькое пианино. Это  тоже клавишный  инструмент, но вместо  струн в нем  металлические  пластинки, по которым и  ударяют молоточки.  Диапазон челесты четыре октавы, начиная от «До»  первой.  в которой качают  Кикимору, но и облик  самой Кикиморы ­ звучит нежная колыбельная, и  вдруг раздаются  беспокойные выкрики  флейт и гобоев. Затем  вновь тема колыбельной  ­  её мягко поёт  английский рожок­  деревянный духовой  инструмент типа гобоя и  вновь её прерывает  резкий выкрик  деревянных духовых. Показ слайдов флейты и  гобоя. Быстрый второй раздел  начинается с темы  Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до  конца пьесы ­ скачущий  ритм, колючие акценты,  резкие, угловатые  мелодические фразы.  Всё это создаёт образ  маленького злобного  существа, пронырливого  и едкого. Необычно окончание  этой оркестровой пьесы ­ противопоставление  звучания крайних  регистров, когда еле  слышному пиццикато  контрабасов отвечает  сухой, визгливый  форшлаг флейты­ пикколо. Может это  неожиданно исчезает из  виду наш сказочный  герой­ Кикимора? Показ слайдов с  изображением флейты­ пикколы.   Уточняем, правильность  понимания задания,  выявляем наличие  вопросов по ходу  ведения работы. Вопрос к ребятам:    Какую музыку вы бы  сочинили о героях сказа,  какие тембры оркестра  использовали? Слушание "Кикиморы  А.К.Лядова, в  сопровождении слайдов  6. Первичная проверка  понимания Установление  правильности  и  осознанности  усвоения учебного  материала,  выявление пробелов и неверных  представлений, их  коррекция. Метапредметные УУД: регулятивные: ­ определять и формулировать  деятельность на уроке; ­ под руководством учителя,  планировать свою деятельность  на уроке и определять  последовательность своих  действий; ­проводить анализ творческой  деятельности ; ­ определять критерии   сравнения изучаемого и  усвоенного   в правильном  восприятии материала( знаний) 7.Применение новых  знаний. на уроке и проводить его. Предметные: ­ уметь определять черты  русской национальной музыки, ­умение слушать музыку,  анализировать и  давать  собственную оценку.  Метапредметные УУД регулятивные: ­ анализировать правильность  выполнения задания; ­осуществлять самоконтроль; ­ определять и формулировать   цель деятельность на уроке; ­ определять  последовательность своих  действий на уроке; познавательные: ­проводить сравнение объясняя  его критерии; коммуникативные: слушать и понимать речь  других; Обеспечение усвоение новые знаний и  способов действий на  уровне применения в  изменённой ситуации. сказочных персонажей. Вопросы:      Какой из  образов запомнился ярче, совпали ли ваши  представления с  музыкальным  изображением  композитора? Как  завершает он свою  миниатюру и что хочет  сказать? Используя опорные  вопросы составьте тест  по теме урока или  кроссворд. ВОПРОСЫ:  1. С творчеством, какого  композитора мы сегодня  с вами познакомились? 2. Какое произведение  мы слушали? 3. Кто такая Кикимора? 4. Что такое  программная музыка? 5. Что лежит в основе  «Кикиморы» А.Лядова? Дети отвечают на  вопросы, а затем,  соблюдая определённый  план своих действий,   выполняют практическую работу, рассказывают  друг другу о  приобретённых  на уроке  знаниях. 8.Рефлексия учебной  деятельности ­ умение развёрнуто и точно  (понятно и доступно) выражать  свои мысли во время ответов Личностные УУД ­ установление связи между  целью  деятельности и её  результатом; ­ проводить анализ своей  творческой деятельности; ­ обсуждать творческие работы  одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; ­ уметь критически оценивать  творческие работы  ( свои и  одноклассников), определять  лучшие и  разделять их по  уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : ­анализировать свою  творческую деятельность; ­ осуществлять самоконтроль; коммуникативные: ­уметь точно, развёрнуто и  грамотно выражать свои мысли. 6.Совпали ли ваши  представления образа  кикиморы с  музыкальным    изображением  композитора? 7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет  сказать? Как ты считаешь  правильно ли ты  выполнил эту работу?  Почему? Ответы и рассуждения  детей. Анализ и оценка  успешности  достижения цели.  Выявление качества и  уровня овладения  знаниями. Подводит итог урока. В заключении хочу  сказать, что музыка Анатолия Лядова – это  паузы, переходящие в  шорохи, и шорохи,  растворенные в паузах:  намек на волшебное  «завтра», которое так и  не случилось. А  продолжить путешествие в сказочный мир звуков и красок вы сжете дома,  выполняя домашнее  задание. Задает дом. задание. Учебник стр.19, 4  вопрос. Дети записывают в  дневник

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты

Конспекты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017