конспекты

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Технкарта Фольклор в музыке русских композиторов 5 кл.docx
Предмет Класс Тип урока Тема Цель Технологическая карта изучения темы. Музыка 5 Урок формирования первоначальных музыкальных понятий. Фольклор в музыке русских композиторов Познакомить учащихся с произведением композитора А.К.Лядова народное сказание  «Кикимора» . Привить интерес и уважение к национальному фольклору и русской  классической музыке. Воспитание эстетических чувств.  Основные термины  и  понятия Программная инструментальная музыка Планируемый результат. Предметные умения: Наблюдать за многообразными  явлениями жизни и искусства, выражать своё  отношение  к искусству, оценивая художественно­образное  содержание произведения в единстве с его формой. Раскрывать символическое значение, содержательный  смысл знаков­образов в произведении. Раскрыть образное содержание и определить средства  музыкальной выразительности. Создавать музыкальный ряд к сказкам, легендам,  преданиям своего народа. Личностные  УУД:  Ценностное отношение к историческому прошлому. Регулятивные  УУД: Регулятивные : целеполагание, самооценка. Познавательные  УУД: рассуждать, анализировать,  обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные   УУД: Умение с достаточнойполнотой выражать свои мысли. Аргументация своего  мнения и позиция в коммуникации. Книгопечатная продукция: учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д  Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская  «Система заданий 5­7 классы» , «Методическое пособие  для учителя» ­ Критская, Сергеева, Шмагина, Хрестоматия  для фортепиано Музыка 5  класс» ­  Критская, Сергеева,  Шмагина. ТСО (технические средства обучения):  компьютер, проектор,   музыкальный центр,  презентация к уроку, фортепиано. Формы работы Фронтальная Самостоятельная Организация пространства. Ресурсы ТСО: компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр,  фортепиано.Технология изучения. Этапы урока Формируемые умения Цели этапа 1.Организационный (этап мотивации). Личностные УУД: Ценностное отношение к  историческому прошлому. Метапредметные  УУД:  регулятивные: ­осуществлять самоконтроль Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на  личностно­значимом  уровне внутренней  готовности  выполнения  нормативных  требований. Деятельность  учителя 1.Добрый день ребята! Я прошу вас проверить  как организованно ваше  рабочее место. Деятельность  обучающегося Выполняют требования  учителя. 2. Актуализация  опорных знаний и  умений. Метапредметные  УУД:  регулятивные: ­осуществлять самоконтроль; ­ овладевать умением  прогнозировать; ­ сравнивать  предлагаемые  образы, находить в них  общее и различное (характер формы,   цветовое решение); Активизация  мыслительных  операций(ана­ лиз,обобщение,класси фикация) и   познавательных  процессов(внимание,  память).   коммуникативные: ­обсуждать задание Небольшая разминка­ распевание используя  народные интонации. На интерактивной доске  портрет композитора  А.К.Лядова (1855­1914),  ученик Н.А.Римского­ Корсакова, создал  несколько  симфонических  миниатюр(небольших  пьес), на сюжеты русской Отвечают, высказывают  свое мнение.  Композитор А.К.Лядов  написал музыкальное  произведение по мотивам русских сказок.3.Постановка учебной  проблемы. ­выражать в творческой работе  своё отношение  ­ находить ответы на  заданные  вопросы Метапредметные УУД регулятивные: ­ отличать различные виды  объектов выполняемого  задания; ­осуществлять самоконтроль; предметные: ­ правильно владеть  музыкальными  терминами; ­ сравнивать образы; ­находить общее и разное; коммуникативные: ­ слушать и понимать речь  других; ­умение грамотно ( точно ,  понятно и развёрнуто)выражать  свои мысли   с помощью  разговорной речи ,во время  ответов. Познавательные УУД       ­  действия по исследованию,  поиску и отбору необходимой  Обеспечение  мотивации для  принятия цели  учебно­позна­ вательной  деятельности  творческого  характера учащимися фольклорной сказочной  фантастики. Среди них  иллюстрация к русской  народной сказке "Баба­ Яга", сказочная  иллюстрация к  картине  "Волшебное озеро",  народное сказание  "Кикимора".  Что  связывает портрет   русского композитора и  представленный  изобразительный ряд? Учит  давать  музыкальную  характеристику  дейтвующим лицам   посредством  тембральной окраски,  распознавать  особенности интонаций   русского фольклора.  Творчество Лядова  невелико по объему, но  трех оркестровых  миниатюр по мотивам  русских сказок и  «Восьми русских  народных песен» для  оркестра оказалось  достаточно, чтобы  прославить его имя. 1 слайд Дети дают ответы на  основе текста учебника.информации, моделированию изучаемого  материала; ­ самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого характера. Показ слайда –Анатолий  Константинович Лядов.  Портрет работы И.  Репина... Откройте учебник на  странице 18 и  самостоятельно  познакомтесь с  творчеством  композитора. Что вы узнали нового о  композиторе? Родился в Петербурге.  Отец Лядова, дирижёр  Мариинского театра,  стал его первым  учителем музыки. В 23  года Лядов закончил  Петербургскую  консерваторию ­ ученик  Н. А. Римского­ Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал   преподавать в  Петербургской  консерватории. 4.Формулирование   учебной проблемы,  планирование действий. Личностные УУД Устанавливать связь между  целью и мотивом(зачем?)  учебной деятельности,  обсуждать задание; Создание  условий  для формулировки  цели урока и  постановки учебных  задач Итак, какова же тема  нашего урока? СЛУШАНИЕ Послушайте  произведение  Формулируют тему,  ставят цель. Думают, высказывают  мнения, обсуждают.5.Открытие нового  знания Делают зарисовки,  слушают, смотрят,  обсуждают. Задания; ­ уметь выражать в своей работе отношение к создаваемому  объекту. регулятивные: ­ определять и формулировать  цель деятельности на уроке; ­под руководством учителя  планировать свою деятельность  на уроке . Метапредметные УУД: познавательные: ­ ориентироваться в своей  системе знаний коммуникативные: ­слушать и понимать речь  других; ­ ориентироваться в учебнике; ­находить ответы на вопросы  с  помощью своего жизненного  опыта,  имеющихся в наличии  иллюстраций и презентации; ­ уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать  получаемую информацию; ­владеть опытом обобщения по  теме урока; регулятивные: ­уметь планировать свою  деятельность на уроке под  руководством учителя и  определять её  последовательность; ­ определять критерии   сравнения изучаемого и  усвоенного   в правильном  Установление  правильности  и  осознанности  усвоения учебного  материала,  выявление пробелов и неверных  представлений , их коррекция. А.К.Лядова «Кикимора». Какие чувства вызвало у  вас произведение  композитора? Какие  картины природы вы  представляете, можно ли музыкой нарисовать  картину ?  2 слайд Цель урока:  знакомство с жизнью и  творчеством великого  русского композитора  Анатолия  Константиновича  Лядова.  3 слайд План урока  Знакомство с  произведением  «Кикимора».  Творческая работа – сравнительная  характеристика.  Подведение итогов  4 слайд Знакомство с  особенностями   программной  инструментальной  музыки  на основе  средств художественной  выразительности  произведения. Показ слайдов с  изображениемвосприятии материала( знаний)  на уроке и проводить его. «Кикиморы»  Кикимора­это злой дух,  нечистая сила в женском  обличье, чаще всего в  народных преданиях  встречается кикимора  болотная ­ злое,  коварное, привередливое существо, созданное  воображением русского  человека. Именно это сказаний  русского народа,  записанное  фольклористом­ собирателем Сахаровым,  стало литературной  основойнародного  сказания для оркестра,  симфонической  миниатюры "Кикиморы"  А. К. Лядова. Именно  его текстом композитор  открывает партитуру  произведения.  ­ что такое партитура  для оркестра? – ответы  детей! Показ слайда   партитура.      ­Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось  12 декабря 1909 года, зал Дворянского собрания в  Петербурге (ныне  Большой зал  филармонии), оркестром  Императорской Русской  оперы дирижировал  А.Зилоти.      исполнения  Просмотр и   «Кикиморы»  симфоническим  оркестром. Обсуждение с детьми  прослушанной музыки.  Анализ произведения. Это программное  произведение.  Что это  значит?  Программной музыкой  называется такая  инструментальная  музыка, в основе которой лежит «программа», то  есть какой­то  совершенно конкретный  сюжет или образ.В основе «Кикиморы» у  нас лежит народное  сказание. И здесь видно,  как литературная основа, соединяясь с музыкой  воедино, рисуют нам  удивительный, сказочный образ. Медленный, неторопливо разворачивающийся  первый раздел музыки  рисует не только место  действия ­ волшебное  царство Кудесника,  "хрустальную  колыбельку" ­ звонко и  бесстрастно звучит  челеста, Показ слайда с  изображением челесты Челеста (по­итальянски  небесная, прозрачная)  похожа на очень  маленькое пианино. Это  тоже клавишный  инструмент, но вместо  струн в нем  металлические  пластинки, по которым и  ударяют молоточки.  Диапазон челесты четыреоктавы, начиная от «До»  первой.  в которой качают  Кикимору, но и облик  самой Кикиморы ­ звучит нежная колыбельная, и  вдруг раздаются  беспокойные выкрики  флейт и гобоев. Затем  вновь тема колыбельной  ­  её мягко поёт  английский рожок­  деревянный духовой  инструмент типа гобоя и  вновь её прерывает  резкий выкрик  деревянных духовых. Показ слайдов флейты и  гобоя. Быстрый второй раздел  начинается с темы  Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до  конца пьесы ­ скачущий  ритм, колючие акценты,  резкие, угловатые  мелодические фразы.  Всё это создаёт образ  маленького злобного  существа, пронырливого  и едкого.Необычно окончание  этой оркестровой пьесы ­ противопоставление  звучания крайних  регистров, когда еле  слышному пиццикато  контрабасов отвечает  сухой, визгливый  форшлаг флейты­ пикколо. Может это  неожиданно исчезает из  виду наш сказочный  герой­ Кикимора? Показ слайдов с  изображением флейты­ пикколы.   Уточняем, правильность  понимания задания,  выявляем наличие  вопросов по ходу  ведения работы. Вопрос к ребятам:    Какую музыку вы бы  сочинили о героях сказа,  какие тембры оркестра  использовали? Слушание "Кикиморы  А.К.Лядова, в  сопровождении слайдов  6. Первичная проверка  понимания Установление  правильности  и  осознанности  усвоения учебного  материала,  выявление пробелов и неверных  представлений, их  коррекция. Метапредметные УУД: регулятивные: ­ определять и формулировать  деятельность на уроке; ­ под руководством учителя,  планировать свою деятельность  на уроке и определять  последовательность своих  действий; ­проводить анализ творческой  деятельности ; ­ определять критерии   сравнения изучаемого и  усвоенного   в правильном  восприятии материала( знаний)7.Применение новых  знаний. на уроке и проводить его. Предметные: ­ уметь определять черты  русской национальной музыки, ­умение слушать музыку,  анализировать и  давать  собственную оценку.  Метапредметные УУД регулятивные: ­ анализировать правильность  выполнения задания; ­осуществлять самоконтроль; ­ определять и формулировать   цель деятельность на уроке; ­ определять  последовательность своих  действий на уроке; познавательные: ­проводить сравнение объясняя  его критерии; коммуникативные: слушать и понимать речь  других; Обеспечение усвоение новые знаний и  способов действий на  уровне применения в  изменённой ситуации. сказочных персонажей. Вопросы:      Какой из  образов запомнился ярче, совпали ли ваши  представления с  музыкальным  изображением  композитора? Как  завершает он свою  миниатюру и что хочет  сказать? Используя опорные  вопросы составьте тест  по теме урока или  кроссворд. ВОПРОСЫ:  1. С творчеством, какого  композитора мы сегодня  с вами познакомились? 2. Какое произведение  мы слушали? 3. Кто такая Кикимора? 4. Что такое  программная музыка? 5. Что лежит в основе  «Кикиморы» А.Лядова? Дети отвечают на  вопросы, а затем,  соблюдая определённый  план своих действий,   выполняют практическую работу, рассказывают  друг другу о  приобретённых  на уроке  знаниях.8.Рефлексия учебной  деятельности ­ умение развёрнуто и точно  (понятно и доступно) выражать  свои мысли во время ответов Личностные УУД ­ установление связи между  целью  деятельности и её  результатом; ­ проводить анализ своей  творческой деятельности; ­ обсуждать творческие работы  одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; ­ уметь критически оценивать  творческие работы  ( свои и  одноклассников), определять  лучшие и  разделять их по  уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные : ­анализировать свою  творческую деятельность; ­ осуществлять самоконтроль; коммуникативные: ­уметь точно, развёрнуто и  грамотно выражать свои мысли. 6.Совпали ли ваши  представления образа  кикиморы с  музыкальным    изображением  композитора? 7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет  сказать? Как ты считаешь  правильно ли ты  выполнил эту работу?  Почему? Ответы и рассуждения  детей. Анализ и оценка  успешности  достижения цели.  Выявление качества и  уровня овладения  знаниями. Подводит итог урока. В заключении хочу  сказать, что музыкаАнатолия Лядова – это  паузы, переходящие в  шорохи, и шорохи,  растворенные в паузах:  намек на волшебное  «завтра», которое так и  не случилось. А  продолжить путешествие в сказочный мир звуков и красок вы сжете дома,  выполняя домашнее  задание. Задает дом. задание. Учебник стр.19, 4  вопрос. Дети записывают в  дневник