Урок литературы в 11 классе 03.05.2017
Тема: Повесть «Живи и помни», рассказ «Не могуу…». Философское осмысление
социальных проблем современности.
Цель: познакомиться с личностью писателя современника В. Г. Распутина,
выявить проблемы повести «Живи и помни», рассказом «Не могуу»; развивать
творческие способности, речь, готовиться к экзаменационному сочинению;
формировать положительные нравственные качества школьников.
Образовательные: Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с
главными темами его творчества. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.
Развивающие: развивать умения художественного восприятия, истолкования эпизодов
литературного произведения, его художественных деталей; навыки публичного
выступления и аналитического слушания учебного материала; культуру речи, память,
мышление, творческие способности; умения художественного восприятия,
художественного истолкования эпизодов литературного произведения, его
художественных деталей; способствовать развитию коммуникативных и познавательных
способностей обучающихся, навыков работы с текстовым материалом; формировать
самостоятельность и креативность мышления в условиях индивидуальной и парной работы.
Воспитательные: Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут
герои В. Распутина. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное
отношение к окружающим.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организационный момент
Психологический настрой.
Составление плана урока.
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных
произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине
выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести
В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урокпутешествие, но не в
какиелибо далёкие страны, в глубины человеческой души.
Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»?
(Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).
Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу
психологии человека?
(Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).
Нас приглашает в это путешествие автор повести Валентин Распутин.
Работа с текстом Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной
задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот,
люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими
государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни»,
вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.
Чтение краткого содержания повести
Анализ повести.
В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем
разобраться.
Для начала определим тему повести. О чём она?
Варианты ответа:
о любви;
о дезертире;
о русской женщине;
о войне.
Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет
определить нам один из героев повести:
«Это все война, все она проклятая!»
Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат?
(Андрей Гуськов).
Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным
колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки, но
их прощают, говоря: «Война всё спишет». Но всё ли можно оправдать войной?
Какую сторону войны затрагивает автор в повести?
(Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство).
Замыслом повести послужило воспоминание детства:
«Я помню, как недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался,
жил в стороне от человеческого жилья Он озлобился, убил теленка, у когото чтото украл.
Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это детское
впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко сюжета».
Путешествие в глубь человеческой души начинается.
Какой эпизод описан первым в вопести?
(Исчезновение топора).
Почему Настёна догадалась, что топор взял свой?
(Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).
Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные
снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь? (Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).
Какое символическое значение имеет эта деталь?
(Гуськов занёс топор над своей судьбой).
Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства
испытывает героиня?
(«Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце
заставляла её искать продолжения истории с топором»).
Именно в этом первом фрагменте впервые возникает мотив судьбы. Как вы думаете, сама
героиня выбирает судьбу или судьба идёт за ней по пятам?
(То ли сама приближает свою судьбу, то ли судьба ведёт её к тому, что предначертано).
Как автор описывает первое появление Андрея?
(«Дверь открылась, и чтото, шебурша, полезло в баню»).
Какое чувство возникает у Настёны?
(«А муж ли? Не оборотень с нею был?»)
Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь
зверя.
Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и
везде, независимо от века и национальности?
Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте
посмотрим.
«Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почемуто готов был уже не войну, а
деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».
«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему
предстояло воевать, долго не проходила.
«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто,
похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый
человек».
(Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).
Был ли Гуськов трусом?
«Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару,
чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, не лучше и
не хуже».
Что же заставляло его обижаться?
(Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).
Что вызывает обиду Гуськова?
(Страх).
За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).
Какая черта характера порождает этот страх?
(Эгоизм).
Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе. Эгоизм, по определению Сухомлинского
– это «первопричина рака души», а, по мнению М. Горького, эгоизм – «родной отец
подлости». Именно беспокойство о себе, о своей жизни и побуждает Андрея совершить
этот поступок.
Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех,
движимый побуждениями эгоизма.
(Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем
ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она чтонибудь
скажет).
Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки.
Как автор показывает расчеловечивание героя?
Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь
мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и
телёнка.
Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство?
«Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с
мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова,
чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова.
Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»
Как ведут себя человек и животное?
(Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).
Этот эпизод напоминает нам другой похожий. Какой именно?
(Убийство старухипроцентщицы из романа «Преступление и наказание»).
Чем отличаются герои Раскольников и Гуськов?
(Раскольников идёт на преступление, движимый любовью к людям, а Гуськов, движимый
любовью к себе).
На какое ещё несчастье обрекает себя герой?
Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню,
отца?
«Он стоял, смотрел, припоминал, но всё както легко, без волнения и боли – или они ещё не
проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться
своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа
пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»
На что обрекает себя герой?
(Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей). Герой какого произведения, какого автора тоже обрёк себя на одиночества изза
собственного эгоизма?
(Ларра – герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).
Такое же чувство одиночества испытывает Раскольников. Но как герои относятся к
своему одиночеству?
(Раскольников страдает, ему невыносим разлад с людьми, а Гуськов только лишь боится за
свою жизнь).
Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)
Раскольников получает прощение. Достоевский даёт ему возможность быть прощённым.
А Гуськов? Можно ли его оправдать или пожалеть?
Посмотрим, что говорит об этом сам автор:
«Для писателя нет и не может быть человека конченого… Не забывай судить, а потом
оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую».
Есть ли в Гуськове человеческое и когда оно начинает проявляться в нём?
«Чем я провинился перед судьбой?» «Ято боюсь, мне есть за что, а тебе? Тебето изза
чего с белым светом расходиться?» «господи, что я наделал? Что я наделал, Настёна?! Не
ходи больше ко мне, не ходи – слышишь?»
III. Закрепление
И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок
можно оправдать войной. Обратимся к словам другого русского писателя В.П. Астафьева:
«Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое
рядом с твоим народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей,
недоразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины, народа, а стало
быть, и для тебя…»
Всякое ли преступление можно оправдать войной?
– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет
права преступить и оправдать такие поступки невозможно.
IV. Рефлексивный этап.
Составление синквейна
План создания Синквейна
Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в
лаконичной форме.(пятистишие)
1.Заявляется тема или предмет ( одно существительное)
2. Даётся описание предмета ( два прилагательных или причастия).
3. Состоит из трёх глаголов, характеризующих действия предмета.
4. Приводится фраза обычно из четырёх значимых слов, выражающая автора к предмету.
5. Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
VI. Домашнее задание: ознакомиться с содержанием рассказа «Не могуу»
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.