Урок литературы в 11 классе 21.02.2017
Тема: Взаимотворчество, единство человеческой души и природы в лирике Б.Пастернака.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во
всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть
знаменитым некрасиво…», «Плачущий сад», «В больнице», «Гефсиманский сад».
Цель: познакомить учащихся с творчеством Б.Л. Пастернака; аскрыть тему поэта и поэзии
в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед
чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы.
Методические приёмы: лекция, работа с текстом, учебником, анализ стихотворений.
Ход урока:
1. Организационный этап
2. Актуализация опорных знаний
Приём «Верные и неверные утверждения».
Одним из первых учителей раннего Пастернака был Александр Блок.
Был знаком с Л. Толстым, художниками Репиным, Ге, Врубелем.
Русский композитор Александр Скрябин был кумиром поэта.
Мечтал стать композитором.
Изучал философию в Марбургском университете.
Стихи начал писать изза неразделённой любви.
Ему принадлежат слова: «Никогда не теряйте лица ради положения».
Мечтал быть знаменитым.
3. Слово учителя.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве 29.01.1890 г. в семье талантливого
художника Леонида Пастернака и подающей большие надежды пианистки Розалии
Исидоровны Пастернак – Кауфман. В доме были часты музыкальные вечера, на которых
присутствовали художники: Левитан, В. Поленов, В. Серов. Бывали Л. Н. Толстой,
композитор Скрябин.
Учась в гимназии и одновременно в консерватории, Пастернак отказался от профессии
композитора.
В 1908 г. он поступил в Московский университет на философское отделения, а через год
перешёл на историкофилологический факультет. В 1912 г. уехал в Германию в Марбург.
Там посещает лекции по философии в университете. В 1913 г. окончил университет. Выходит его первая книга «Близнец в тучах». Затем в 1914 г. вторая книга «Поверх
барьеров», третья книга «Сестра моя – жизнь». 1917 г. «Темы и вариации», «Детство
Люверс». Активно участвует в создании Союза писателей. Смело отвечает на критику,
отстаивая своё мнение самостоятельного художника. С 1936 по 1940 гг. занимается
переводом Шекспира.
Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет,
дышит его лирическое я?
Вечный и прекрасный мир природы, о котором когдато сказал Ф.И. Тютчев:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Его грудь заполнена природой до предела, – писала о Пастернаке Марина
Цветаева, – кажется, уже с первым своим вздохом он вдохнул, втянул ее всю – и вдруг
захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом (дыханием) выдыхает
ее, но никогда не выдохнет».
Ранняя лирика Пастернака наполнена в буквальном смысле языческим
преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные
спутники его монологов.
Поэт не только слышит звуки природы, но и видит, как его вдохновитель –
композитор Скрябин или, к слову сказать, РимскийКорсаков, обладавший так называемым
«цветным слухом».
Вот почему стихи Пастернака наполнены цветом. Вся его лирика – своеобразный
атлас цветов со множеством тонов, полутонов и оттенков.
Особенностью лирики Пастернака является и высокая ассоциативность мышления.
Вот первые строки стихотворения «Импровизация»:
Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.
Попробуем выстроить ассоциативный ряд; музыкант у рояля – черные и белые
клавиши – черный пруд – белые и черные лебеди – «Лебединое озеро» Чайковского – свет
и тьма – добро и зло – жизнь и смерть.
Права М. Цветаева: «Пастернак неисчерпаем… Можно сказать, что Пастернака
читатель пишет сам».
2. Чтение и анализ лирических произведений.
Анализ стихотворения «Февраль».
Это раннее стихотворение своеобразная визитная карточка поэта. Он родился
10 февраля в Москве. Подумайте, пожалуйста, к какой картине ближе «Февраль»
Пастернака – «Февральская лазурь» И. Грабаря или «Грачи прилетели» А.К. Саврасова.
Звучит стихотворение
Обрисуйте, пожалуйста, цветовую гамму стихотворения. Какой цвет здесь
преобладает?
Чёрный.
Обычно какую ассоциацию вызывает у нас чёрный цвет?
Мрачную
Есть ли здесь привычная мрачность чёрного цвета?
Есть ли черты пейзажа в стихотворении Пастернака? Давайте выделим
предметный ряд этого стихотворения (работа в парах).
Февраль, чернила, слякоть, пролётка, шесть гривен, ливень, чернила, слёзы, деревья, грачи, лужи, проталины, ветер, стихи
Скажите, какие слова здесь вполне «вписываются» в пейзажную зарисовку?
Какие «выбиваются»?
Чернила, слёзы, стихи
Пастернак не хочет корёжить и уродовать жизнь, истинное предназначение поэта –
следовать закону жизни, красоте жизни, быть покорным её законам. В одном из своих
стихотворений Пастернак уподобил себя, как поэта, «греческой губке с присоской». Он
должен, как губка, впитать этот мир, чтобы выжать его «во благо жадной бумаги».
Мы уже можем сделать некоторые выводы.
С какими тезисами вы можете согласиться? Какой (один) ложный?
Чернила, слякоть, ливень, грачи, лужи, проталины, слезы, ветер в
стихотворении всё это музыка приближающейся весны.
Конкретные реальные внешние образы наполнены метафорическим смыслом.
Природа и поэзия уравнены, природная стихия и стихия творчества переходят друг в
друга.
Поэт пытается разложить окружающий его мир на составляющие частицы и
заново «переустроить» его.
Поэт не пытается «переустроить» жизнь, он послушен её воле.
Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?
«Быть знаменитым некрасиво».
Автор убеждён в независимости искусства.
Определить временные рамки сборника «Сестра моя – жизнь».
(Время обозначено самим автором в подзаголовке – «Лето 1917». Казалось бы он имеет
чёткие временные границы. «До всего этого была зима» этим стихотворением
открывается «Книга степи». Начавшись весной, в апреле («Из суеверья»), действие
продолжается жарким летом («Степь», «Душная ночь»), и заканчивается осенью. Но
посвящение Лермонтову, эпиграфы из Лермонтова. Гоголя, Варлена, из мифологии (Троя,
Елена, Тристан и Изольда), введение в текст Байрона, Киплинга, Верлена, Эдгара По
делают временные рамки ненужными, а временное пространство безграничным.
Учащиеся читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».
Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?
(Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она
становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами
действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лускал
семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною
ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях
назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в
трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже – сравнения:
«ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря
чему образ природы приобретает свежесть и первозданность, становится слышимым и
видимым). В творчестве Пастернак черпает силы противостоять хаосу, стихии разрушения, бушующей
в мире.
Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака могут служить слова его
современницы, друга, поэтессы Анны Ахматовой.
Он награжден какимто вечным действом,
Той щедростью и яркостью светил.
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
Прочитаем стихотворение «Быть знаменитым некрасиво».
«Быть знаменитым некрасиво».
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчёркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен не единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Назовите строчки, определяющие того Пастернака, которого вы сегодня открыли
для себя. Конечно, полноценно проследить поэтическую эволюцию Б. Пастернака по 4
рассмотренным нами стихотворениям, конечно, нельзя. Но некоторые выводы мы
можем
сделать. Итак, чем отличаются ранние и более поздние стихи Б. Пастернака? В чем
своеобразие
лирики? С какими тезисами вы согласитесь?
Лирический герой взрослел вместе с автором, пришёл к
пониманию необходимости постичь сущность явлений.
Как художник Пастернак пришёл к мудрости «неслыханной
простоты».
Ранние стихи – ощущение незавершённости, буйства чувств и
эмоций. Поздние стихи – это знак высшей гармонии.
Главной в поздней поэзии Пастернака становится социальная
проблематика.
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
В лирике Пастернака невозможно четко выделить какуюто одну тему. Конкретное
переходит у этого лирика в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов
Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя –
жизнь и сегодня в разливе. Расшиблась весенним дождем обо всех…» написал поэт в
одноименном стихотворении. Пастернак показывает единство мира, собирает его
разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой,
временами даже срастаясь. Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную,
главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…». Считаю, что на нашем уроке, нам
удалось приоткрыть завесу в творческий мир поэта, показать своеобразие его поэзии.
Домашнее задание
Выучить стихотворение по выбору
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
\конспекты по русскому языку 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.