Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Оценка 4.8

Конспекты уроков по русскому языку и литературе

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
18.04.2018
Конспекты уроков по русскому языку и литературе
Публикация является частью публикации:
Научный стиль 11.doc

Учитель  Наумова Е.А.

Урок русского языка 11а________11б_______

Тема: Научный стиль.

Цели урока:

·         отработать навыки определения характерных признаков научного стиля;

·         обучать сопоставительному анализу текстов различных стилей речи;

·         активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;

·         развивать мыслительную деятельность учащихся;

·         воспитывать осознанное отношение к  изучаемому.

   

 

Ход урока

1.Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

1.1.Распределительный диктант.

Удвоенные согласные в корне / одна согласная

Группа, количество, ассоциация, перила, колоссальный, грамматика, оппозиция, атавизм, хлорофилл, апелляция, галерея.

Какие из записанных слов относятся к терминам? Что они означают?

В каком стиле речи используются термины? Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

1.2. Докажите принадлежность данного текста к научному. (Запись текста под диктовку учителя, один ученик у доски)

Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл., м.: 2000. – с.217)

Какие орфограммы встретились в этом тексте? Объясните их написание.

 

III.Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

IV Работа над темой урока.

 

1.Работа с теоретическим материалом.

Какие особенности данного стиля речи вы знаете?

Опираясь на материал учебника стр,116 заполните таблицу

 

Стиль

цель высказывания

сфера применения( жанры)                                   - в устной речи                                   - в письменной речи

функция стиля

Характерные черты стиля

Научный стиль

Разъяснение достижений науки, техники, сообщение о них

Наука и техника, учебный процесс, исследования

Научны статьи, учебники, рефераты, аннотации

информативная

 

 

2.Практическая работа.

-упр. 160 (письменно)

-упр. 161 (письменно)

 

3) Самостоятельная работа

1вариант-Текст « Из книги природы»

(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то  опускают, и дали им имя.

1.Определите основную мысль текста.

1)Расцветка корольков помогает им выжить.

2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.

3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.

4)Корольки проживают в хвойных лесах.

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»

1)1   2)5   3)3   4)8

3.Укажите стиль речи.

1)художественный 2) научный 3)публицистический 4)разговорный

4.В каком предложении употреблены антонимы?

1)1      2)6      3)8     4)4

 

 2 вариант-Текст из детской энциклопедии «Что есть что?»

(1)Календарь-это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. (2) По латыни «календы»-первые дни месяцев, которые в Древнем мире публично объявляли глашатаи.(3) Первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад.(4) Недавно были найдены обломки костей с зарубками, обозначающими определенное количество дней в другом крупном отрезке времени. (5)В древности и в средневековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праздников. (6) Сегодня  календари имеют самую разнообразную форму. (7) Самыми популярными являются карманный и отрывной календари. (8) Есть функция календаря и в наручных часах, и в сотовых телефонах, указывающих точную дату, даже учитывая високосные годы.

1.Как вы считаете, о чем этот текст?

1)Об истории календаря.2) О современных календарях.3) О древних календарях.4) О том, что означает слово календарь.

2.В каком предложении текста рассказывается о функциях календаря в древности?

1)5 2)2 3)3 4)4

3.Определите стиль текста.

1)художественный 2)научный  3) научно-популярный 4) публицистический

4.В каком предложении употреблен фразеологизм?

1)1  2)2  3)5  4)8

 

V. Итог. Рефлексия.

 

V1. Домашнее задание

 

Стр.122, упр. 159 (по заданию)

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

1вариант-Текст « Из книги природы»

(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то  опускают, и дали им имя.

1.Определите основную мысль текста.

1)Расцветка корольков помогает им выжить.

2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.

3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.

4)Корольки проживают в хвойных лесах.

2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»

1)1   2)5   3)3   4)8

3.Укажите стиль речи.

1)художественный 2) научный 3)публицистический 4)разговорный

4.В каком предложении употреблены антонимы?

1)1      2)6      3)8     4)4

 

 Самостоятельная работа

2 вариант-Текст из детской энциклопедии «Что есть что?»

(1)Календарь-это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. (2) По латыни «календы»-первые дни месяцев, которые в Древнем мире публично объявляли глашатаи.(3) Первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад.(4) Недавно были найдены обломки костей с зарубками, обозначающими определенное количество дней в другом крупном отрезке времени. (5)В древности и в средневековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праздников. (6) Сегодня  календари имеют самую разнообразную форму. (7) Самыми популярными являются карманный и отрывной календари. (8) Есть функция календаря и в наручных часах, и в сотовых телефонах, указывающих точную дату, даже учитывая високосные годы.

1.Как вы считаете, о чем этот текст?

1)Об истории календаря.2) О современных календарях.3) О древних календарях.4) О том, что означает слово календарь.

2.В каком предложении текста рассказывается о функциях календаря в древности?

1)5 2)2 3)3 4)4

3.Определите стиль текста.

1)художественный 2)научный  3) научно-популярный 4) публицистический

4.В каком предложении употреблен фразеологизм?

1)1  2)2  3)5  4)8


Учитель Наумова Е.А. Урок русского языка 11а________11б_______

Учитель Наумова Е.А. Урок русского языка 11а________11б_______

Самостоятельная работа 1вариант-Текст «

Самостоятельная работа 1вариант-Текст «

Самостоятельная работа 1вариант-Текст «

Самостоятельная работа 1вариант-Текст «
Скачать файл