КОНСТРУКТ
организации совместной непрерывной непосредственно-образовательной деятельности
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Формирование элементарных математических представлений
Шульгиной Натальи Авенировны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 431)
Дата: 12.10.2018
Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года)
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 12»
Тема: «Шар»
Форма НОД: формирование у детей представления о множестве, элементах множества и отношениях между множествами
Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная
Образовательная область: интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Учебно-методический комплект: 1) Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155./Издательский дом «Ажур», 2017. – 24 с.
3)Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова/ Практический курс математики для дошкольников. Москва 1999
Цель: способствовать развитию у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую деятельность, формирование представление о геометрическом теле «Шар»
Планируемый результат:
Задачи |
Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей |
Воспитательные: - воспитывать желание участвовать в совместной деятельности со сверстниками; Развивающие: - продолжать развивать умение сравнивать предметы: (большой, маленький); - способствовать снятию мышечного напряжения у детей. - развивать внимание, мышление, память; - способствовать снятию мышечного напряжения у детей; - развивать умение воспроизводить ритм стихотворения; - развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания; - обогащать словарь детей за счёт представлений о предметах, их действиях, ярко выраженных особенностях; -развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. Обучающие: - формировать представление о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрической фигуре - шаре; о множестве, элементах множества (один, много). - формировать представление о шаре, о его свойствах: (отсутствие углов, способность катиться); - учить детей отвечать на вопросы, используя полную форму предложения; - формировать умение соотносить сенсорные эталоны (по форме) с предметами окружающего мира; - закреплять умение считать предметы в пределах трех; - помочь детям сформулировать вывод ОД.
|
Максим: способствовать активной вовлечённости в совместную деятельность
Настя: учить отвечать на вопросы полными ответами
Алина: научить отличать зелёный и синий цвета спектра |
Принципы дошкольного образования (ФГОС):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастая адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Принципы обучения и воспитания:
· Принцип наглядности
· Принцип доступности
· Принцип систематичности и последовательности
· Принцип научности
· Принцип деятельности
Методы воспитания: беседа, поощрение, игровая ситуация.
Методы обучения: беседа, художественное слово, демонстрация, показ, упражнение, инструкция.
Средства воспитания и обучения: демонстрационный столик; мешочек; шары разных размеров; предметы разной формы (яблоко, апельсин, мячик, книга, кубик); раскраски для детей.
Предварительная работа: игры, упражнения с мячами; формирование у детей представлений о сенсорных эталонах: цветах спектра
Этапы деятельности
|
Методы обучения
|
Содержание деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируе мый результат |
1.Мотивационный этап. Задача: воспитывать желание участвовать в совместной деятельности |
Беседа, вопрос, Стимули рующий материал
|
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, поставленные полукругом на ковре. - Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Правильно, это ежик. Давайте с ним поздороваемся. -Ребята, ежик гулял по лесу и нашел вот такой красивый мешочек. Но разобраться, что в нем находится он так и не смог. -Ребята, поможем ежику определить, что же находится в мешочке? |
Стимулирует любознатель ность, желание детей к совместной деятельности
|
|
Дети проявляют желание участвовать в совместной деятельности |
2.Основной этап 2.1 Игровое упражнение «Чудесный мешочек» Задачи: формировать представление о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрической фигуре - шаре; о множестве, элементах множества (один, много); развивать мышление, внимание; развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания. |
Беседа, вопросы, стимули рующий материал демонст рация
|
Воспитатель открывает мешочек и достает из него шар. -Ребята, а вы знаете, что это такое? Правильно, это шар. Но в мешочке ещё что-то осталось. Я предлагаю вам по очереди подходить ко мне и доставать предметы из мешочка. Дети по очереди достают по одному шару из мешочка и садятся на место. -Ребята, посмотрите, я свой шар могу обнять ладонями. Обнимите вы свои шары, вы можете обнять?... -Шар – это объемная фигура, ее можно обнять. А если мы захотим сфотографировать шар, что мы увидим на фото? Правильно, мы увидим круг. -Значит, на какую геометрическую фигуру похож шар?... - Правильно, на круг. -Ребята, сколько у меня шаров? А сколько шаров у ребят?... (много) -У тебя, Дима, сколько шаров? (один). А у тебя, Софа, сколько шаров? … (один). -Один, один, один…много шаров у ребят. |
Эмоционально включает детей в действие, вовлекает в слушание, поощряет -стимулирует любознательность, обсуждает с детьми возможные варианты ответов, дополняет ответы детей при необходимости
|
Дети выражают собственные мысли, выдвигают предположения. Отвечают на вопросы.
|
У детей сформировано представление о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометричес кой фигуре - шаре; о множестве, элементах множества (один, много); у детей развивается мышление, внимание; дети проявляют умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания |
2.2. Упражнение на сравнение Задача: продолжать развивать умение сравнивать предметы: (большой, маленький); формировать представление о шаре, о его свойствах: (отсутствие углов, способность катиться). |
ажнен Показ, игра, вопрос, объяснение, поощрение
|
Воспитатель сравнивает в двух руках большой и маленький шар. - Ребята, посмотрите, у меня большой шар, а у вас? ... - Правильно, маленький. В мешочке лежали один большой шар и много маленьких шаров. -Ребята, а как вы думаете, мы можем покатать шарик?... А давайте попробуем покатить его. Катятся ваши шары? … - Молодцы, а вы знаете, почему они катятся?... -Правильно ребята, шарик катится, потому что у него нет углов. -Ребята, ежик немного устал и предлагает вам отдохнуть. Вы хотите немного поиграть?
|
Показывает, задаёт вопросы, объясняет
|
Дети слушают, смотрят, отвечают на вопросы, выполняют задание
|
Дети демонстрируют умение сравнивать предметы: больше, меньше (большой, маленький); дети имеют представление о шаре, о его свойствах: (отсутствие углов, способность катиться). |
3. Физкульт минутка «Мячик» Задача: способствовать снятию мышечного напряжения у детей;
развивать умение воспроизво дить ритм стихотворения;
обогащать словарь детей за счёт представлений о предметах, их действиях, ярко выраженных особенностях. |
ия Показ, вопрос, художественное слово, показ, поощрение
|
Воспитатель предлагает детям выполнить физкультминутку
- Ребята, а какие игрушки похожи на шар? - Правильно, на шар похож мячик. Давайте с вами представим, что мы мячики. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной:
«Мой веселый звонкий мяч (дети хлопают в ладоши) Ты куда помчался вскачь? (дети прыгают на месте) Красный, желтый, голубой (дети загибают по одному пальцу) Не угнаться за тобой»… (дети бегут на месте).
Молодцы ребята! |
Спрашивает, проговаривает и показывает движения
|
Дети смотрят, слушают, отвечают, повторяют текст и движения
|
Дети демонстрируют умение снимать мышечное напряжение; проявляют умение воспроизводить ритм стихотворения; дети развивают свой словарь за счёт представлений о предметах, их действиях, ярко выраженных особенностях |
4. Игровое упражнение «Найди шар». Задачи: формировать умение соотносить сенсорные эталоны (по форме) с предметами окружающего мира;
закрепить умение считать в пределах трех; развивать внимание, мышление, память; развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь. |
Беседа, Занима тельное содержание, игра, демонстрация, инструкция, упражнение, поясне ние, поощрение
|
-Ребята, а вы хотите помочь ежику, среди всех предметов, которые лежат на столе, выбрать те, которые похожи на шар. -Лера, как ты думаешь, какой из этих предметов, похож на шар? Правильно, мячик. Давайте отложим его от других предметов. -Артем, а ты как думаешь, какой из этих предметов похож на шар?... Правильно, яблоко похоже на шар. Давайте положим его рядом с мячиком. - Данил, а ты нашел предмет, который похож на шар? - Правильно, апельсин. Давайте положим его рядом с яблоком и мячиком. - Ребята, а есть еще предметы, которые похожи на шар? … Правильно, нет. - Ребята, а сколько мы нашли предметов, которые имеют форму шара? Давайте посчитаем. Сколько всего предметов? Правильно, три. - Молодцы ребята! Ребята, а в группе еще есть предметы, которые похожи на шар? Давайте, назовем их. - Молодцы! |
Воспитатель подводит детей к столу, на котором лежат различные предметы (мяч, яблоко, апельсин, кубик, коробка, книга) и просит выбрать, похожие на шар, спрашивает, поясняет |
Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, принимают активное участие в выполнении упражнения.
|
Дети умеют соотносить сенсорные эталоны (по форме) с предметами окружающего мира; дети умеют считать предметы в пределах трех; у детей формируется внимание, мышление, память; дети применяют связную грамматически правильную речь. |
5.Подведение итогов ОД. Задача: помочь детям сформулиро вать вывод ОД.
|
Беседа, вопрос, поощрение |
Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг. - Ребята, ежик говорит вам большое спасибо за то, что вы ему помогли, ему у нас очень понравилось, и он многому у нас научился. А что ему нужно ответить? -Ребята, ежик хочет, чтобы вы дали ему шары, чтобы он научил своих ежат тому, чему вы его научили. А чему вы его сегодня научили? Правильно, мы рассказали ежу про шар, про его свойства и научили находить предметы, имеющие форму шара. -Молодцы! А сейчас давайте с ним попрощаемся и скажем ему: «до свидания» |
Помогает детям выстроиться в круг, задаёт вопрос, хвалит |
Дети слушают, отвечают на вопросы воспитате ля.
|
Дети совместными с педагогом усилиями сформулировали вывод ОД.
|
6. Открытость Задача: сориентиро вать детей на самостоятель ную деятельность в режимных моментах |
Беседа, демонстрация, поощрение.
|
- Ребята, а за то, что вы сегодня были такие внимательные и активные, ежик оставил вот такие раскраски. Посмотрите, что на них изображено? -Ребята, вам нужно будет раскрасить только те предметы, которые имеют форму шара. Вы справитесь с этим? -Вы можете это сделать в группе или дома с родителями. Занятие окончено. Всем спасибо за внимание!
|
Поощряет, раздаёт раскраски, даёт задание. |
Дети слушают, отвечают на вопросы, благодарят за подарок.
|
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.