Конструкт урока изобразительного искусства
по преддипломной практике по ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Аввакумовой Татьяны Александровны
Дата: 12.05.2021
Класс: 3 А
ФИО учителя: Фотеева Елена Николаевна
УМК: «Школа России»
Тема урока: Весенние птицы
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
· Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе
· Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи).
· Предметные: обучающиеся наблюдают и анализируют птиц по их пению и описанию, овладевают художественными приёмами работы с красками; изображают скворца на основе анализа зрительных впечатлений; знают, кто такие перелётные и неперелётные птицы, знают кто к ним относится; знают технику безопасности при работе с красками.
Цель: развитие учебно – познавательного интереса обучающихся, посредством поэтапного изображения птицы- скворца.
Задачи:
· Воспитательная: воспитывать потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценности и чувства, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе в процессе работы
· Развивающая: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
· Образовательная: учить наблюдать и анализировать птиц по их описанию и пению, использовать художественные приёмы работы с красками; учить изображать скворца на основе анализа зрительных впечатлений, уточнить представления о перелетных и неперелётных птицах, кто к ним относится; учить соблюдать технику безопасности при работе с красками.
· Изобразительная: учить выделять общие существенные признаки птиц, учить детей рисовать перелётную птицу (скворца) по заданному алгоритму;
· Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла;
· Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции;
· Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с видом выбранной птицы (скворца).
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
· принцип наглядности
· принцип деятельности
· принцип систематичности и последовательности
· принцип креативности;
Принципы воспитания:
· создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема
· воспитание через творчество
· формирование личностного стиля взаимоотношений с педагогом и сверстниками
Методы обучения:
· Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;
· Метод организации учебно-познавательной деятельности (метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;).
· Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (методы развития познавательного интереса: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования)
· Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (постановка проблемной ситуации, творческое задание).
Методы воспитания:
· Методы формирования социального опыта детей (ситуация свободного выбора, пример).
· Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
· Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Обеспечение урока:
1 Информационное
обеспечение
1.1 . Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Министерство образования и науки Российской Федерации. Документ с изменениями
внесенными: приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года №507. ПРИКАЗ от 6
декабря 2009г. №373
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Документ с изменениями внесенными: от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15)
1.3 Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство 1-4 класс». Утверждено директором центра образования «Аксиома». Приказ от 30.08.2020.
2 Оборудование:
2.1 Демонстрационное: Презентация «Весна, шум птиц», схема поэтапного рисования скворца, видеофрагмент про птиц весной, аудиозапись голосов птиц.
2.2 Индивидуальное: краски, альбом, емкость для воды.
Структура (план) урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний. Выявление проблемы
3. Решение проблемы
4. Физминутка
5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа
7. Рефлексия учебной деятельности
Ход урока:
Этапы урока, задачи работы |
Методы и приемы обучения и воспитания |
Деятельность учителя
|
Планируемый результат |
||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность,
проверить готовность к уроку.
|
Методы обучения: формирование готовности к восприятию; предъявление педагогического требования Методы воспитания: беседа, рассказ. создание ситуации успеха. |
-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на столах должен быть пенал, альбом, кисти и краски, емкость для воды. - Сейчас предлагаю внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопрос. Какое время года описано в нем.
Весенний воздух свеж и чист… Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут звеня. Ватага вольных воробьёв Ворону гонит из кустов… Весна готовит свой парад - Весь мир весне весёлой рад.
-Ребята, какое время года описано в стихотворении? А какое время года сейчас? (весна) -А о каких признаках весны в нем упоминается? (весенний воздух, зеленеет первый лист, проталина в земле, бегут ручьи) - А какие еще признаки вы знаете?
-Поэт может через художественное слово передать образ весны. -А что вместо слов используют художники, чтобы изобразить весну или что угодно другое? (кисти и краски) |
Обучающиеся демонстрируют: Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
||||||
2. Актуализация знаний. Выявление проблемы. Постановка темы, цели и задач. Задача: актуализировать знания о перелетных и неперелетных птицах; создать проблемную ситуацию, поставить задачи урока в совместной деятельности с обучающимися. |
Методы обучения: создание ситуации творческого поиска; предъявление педагогического требования, постановка проблемной ситуации, творческое задание. Методы воспитания: беседа, рассказ создание ситуации успеха. |
- Ой, ребята, взгляните, кто это прилетел к нам? (птица) -А вы знаете, что это за птица? (скворец) -Это, ребята, скворец. Скворцы у нас являются перелетными птицами. Наш гость передал мне письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, ученики 2 класса! Прошу вас о помощи. Мы с моими товарищами, другими скворцами, возвращались из теплых стран. Я отвлекся на прекрасные виды природы вашего края и отбился от моей стаи. А стая не заметила этого и они улетели. Один лететь я боюсь, дорога может быть опасной. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой подарить (нарисовать) мне товарищей, чтобы я мог продолжить путь дальше. С уважением, скворец, птица перелетная!»
-Ребята, скажите, какая беда приключилась с этим скворцом? (отбился от стаи) -Верно, он отбился от стаи. А откуда же они летели? (с юга) -А какие птицы весной возвращаются к нам? (стриж, скворец, соловей) - Скажите еще раз, как же они называются? (перелетные) - А что вы знаете о таких птицах?
- Перелётные птицы – это птицы, улетающие зимой в тёплые края, из-за того, что поздней осенью и зимой не находят для себя корма. - А неперелётные птицы – это птицы, которые не покидают пределов страны в зимнее время. Их еще называют зимующие птицы.
- Ребята, а какая просьба у скворца к нам? Чем мы можем ему помочь? (нарисовать товарищей). - Поможем ему?
-Ребята, в наших краях весной бывает очень много птиц. Гуляя по лесу, вы когда-нибудь слышали там пение птиц? - Давайте еще раз послушаем пение птиц и определим, какая это птица. - Итак, первая птица. - Вы догадались, пение какой это птицы? (дятла) - Верно, это пение дятла. Дятел не перелётная птица. - Слушаем следующее пение птицы. - Кто догадался, что это за птица? (скворец) - Верно, это пение скворца. Скворец перелётная птица.
- Ребята, вы уже догадались, какая будет тема нашего урока? (птицы) - Верно, тема связана с птицами, но вспомните стихотворение, которое вы прослушали в начале урока, про что оно было? (про весну) - Значит, как будет звучать тема урока? (Весенние птицы) - Верно, тема нашего урока: «Весенние птицы». -А чего еще нам не хватает, чтобы начать помогать нашему гостю? Что нам еще нужно сформулировать? (задачи) -Верно, задачи.
- Для того, чтобы сформулировать задачи нашего урока, вам нужно соединить начало предложения и конец. Слева на слайде представлено начало задачи, а справа – конец. Соотнесите начало и конец, прочитайте задачу.
- Кто может сформулировать первую задачу? Вторую? Третью? 1. Вспомнить перелетных и неперелетных птиц. 2. Нарисовать птицу. 3. Оценить свою работу. |
Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи) Предметные: обучающиеся наблюдают и анализируют птиц по их пению; знают, кто такие перелётные и неперелётные птицы.
|
||||||
3. Решение проблемы. Задача: найти пути решения проблемы и выбор способов их реализации. |
Методы обучения: формирование готовности к восприятию; объяснение, беседа, демонстрация. предъявление педагогического требования Методы воспитания: беседа, рассказ создание ситуации успеха |
- (Имя), прочитай нам ещё раз первую задачу. - Для её решения предлагаю выполнить задание. Обратите внимание на доску, здесь представлены 2 колонки, как они называются? (перелётные и неперелётные птицы) - Я вам буду описывать птиц, ваша задача отгадать, что это за птица и отнести в 1 колонку либо во 2. - Итак, первая птица - может питаться из кормушек гречкой и пшеном. Летом увидеть птиц практически невозможно. Её размеры могут доходить до 30 см. Окрас белый с яркими красными грудками и черной шапочкой на голове. - Ребята, вы догадались, описание какой это птицы? (снегирь) - Верно, это снегирь. Как вы думаете, эта птица перелётная или неперелётная? (неперелётная) - Верно, снегирь не перелётный, значит в какую колонку мы его отнесём? (во 2) - Кто желает выйти и прикрепить птицу во 2 колонку?
- Следующая птица –длинное худощавое тело, узкие, заострённые на конце крылья, хвост длинный, скошен по краю в форме клина. Ноги короткие, развиты слабо, непригодны для ходьбы по земле. Строение лап – два когтя смотрят вперед, а два остальных повернуты назад. Клюв короткий, загнут книзу. - Какая это птица? (кукушка) - Верно, куда мы её отнесём в перелётные или неперелётные? (перелётная) - Кто желает выйти и прикрепить изображение кукушки в 1 колонку?
- Следующая птица - длина тела у самцов и самок – 16 см, размах крыльев 24-27 см. Окрас оперения обыкновенного соловья оливково-коричневый, хвост и крылья темнее, а брюшко – светлее, бока – серые, клюв – маленький, желтого цвета. Эта птица похожа на воробья. - Догадались, что это за птица? (соловей)
- Верно, это соловей. А соловей перелётная птица или неперелётная? (перелётная) - Кто желает выйти и прикрепить изображение соловья на доску?
-Ребята, назовите, каких птиц мы относим к перелетным? (те, которые на зиму улетают в теплые страны) - А к неперелетным? (это птицы, которые зимуют лядом с человеком)
-Мы успешно справились с решением первой задачи, это поможет выполнить вторую задачу. Назовите ее. - Ребята, а мы можем нарисовать всех птиц? (нет) - А напомните, как называется перелетная птица, которая сегодня у нас в гостях? (скворец) - Ребята, предлагаю её и нарисовать. - Давайте ещё раз послушаем ее пение! -Скажите, можно ли нарисовать птицу, не зная, как она выглядит? (нет)
-Предлагаю послушать мой рассказ о скворце. После рассказа ответим на вопросы. Как выглядит эта птица? Какие звуки она может издавать?
Скворцы – небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте наблюдаются красноватые крапинки. Вернулись скворцы из далеких теплых стран, где они весело коротали время, пережидая суровую русскую зиму. Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Чего только не услышишь, находясь рядом со скворчиной стаей! Тут и скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур. Можно даже услышать слова человеческой речи.
- Как выглядит эта птица? (небольшая птица, длинный клюв, оперенье чёрного цвета) - Какие звуки она может издавать? (скрип колеса, и лай собаки и кудахтанье кур) -Молодцы, ребята, вы внимательно послушали мой рассказ. Это поможет вам в дальнейшем. |
Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу;), осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: обучающиеся наблюдают и анализируют птиц по их и описанию; знают, кто такие перелётные и неперелётные птицы, знают кто к ним относится. |
||||||
4. Физминутка Задача: снять у обучающихся мышечное напряжение.
|
Методы обучения: упражнение |
- Ребята, я вижу, вы устали, давайте немного отдохнём и разомнёмся. Поднимемся со своих мест и встанем так, чтобы не мешать друг другу. Сейчас я буду читать стихотворение, и совершать под него движения. Вам необходимо за мной повторять. Птички начали спускаться, На поляне все садятся. Предстоит им долгий путь, Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.) И опять пора в дорогу, Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».) Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора.
- Давайте сделаем ещё раз. - Спасибо, ребята, присаживайтесь на места. |
Метапредметные: обучающиеся осуществляют волевую саморегуляцию. |
||||||
5.Первичное закрепление. Задача: проверить уровень освоения пройденного материала с помощью |
Методы обучения: формирование готовности к восприятию; объяснение, беседа, демонстрация. предъявление педагогического требования Методы воспитания: беседа, рассказ создание ситуации успеха |
-Давайте проверим, насколько точно вы поняли, что на уроке мы будем изображать? -Какую именно птицу? (скворца) - При помощи чего мы будем рисовать птицу. - Заранее я для вас приготовила уже изображение скворца. (показываю готовый рисунок) - Я для вас обвела фломастером, чтобы было видно, а вы будете работать простым карандашом. На моем рисунке соблюдены все пропорции, когда вы начнете рисовать не забывайте о них. - Предлагаю рассмотреть поэтапно. Посмотрите, что на первом этапе изображено? (туловище, голова, глаз, клюв, лапы, крылья, хвост) - Верно, посмотрите, как они пропорционально подходят друг друга, голова не должна быть больше туловища. - Что добавляется на втором этапе? (веточка) - Последний этап третий, что изменилось? (раскрасили) - Посмотрите, какие цвета используются? (серый, черный, зеленый) - У скворца помимо черных и серых перьев присутствуют также зеленые, поэтому на крыльях присутствует зеленый цвет. - Чем мы будем пользоваться при раскрашивании нашего скворца? (красками) - Давайте напомним друг другу технику безопасности при работе с красками (называют)
|
Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач). Предметные: обучающиеся овладевают художественными приёмами работы с красками; изображают скворца на основе анализа зрительных впечатлений; знают технику безопасности при работе с красками.
|
||||||
6.Самостоятельна я работа Задачи: Изобразительная: учить выделять общие существенные признаки птиц, учить детей рисовать перелётную птицу (скворца) по алгоритму; Техническая: совершенствовать навыки рисования при помощи средств художественного выражения для достижения замысла; Композиционная: совершенствовать композиционные навыки, продумывать замысел композиции; Цветовая: учить детей выбирать цвет в соответствии с видом выбранной птицы. |
Методы обучения: Беседа демонстрация. предъявление педагогического требования Методы воспитания: беседа, рассказ. создание ситуации успеха |
- Итак, переходим к рисованию
1. Положите перед собой лист А4 (альбом) вертикально. 2. Сделаем эскиз туловища и головы простым карандашом. 3. Далее на голове рисуем глаз, клюв. На туловище появляются крылья, также хвост и лапы. 4. Далее рисуем ветку дерева, чтобы наша птица стояла на ней. 5. Необходимо рисунок раскрасить. Фон у нас голубой – небо. Переходим к птице. Голова – серая, туловище – темно серое и черное, крылья – серые с зеленым. Хвост – серый. Ноги- коричневые. Ну и последнее – ветвь дерева – коричневая. 6. Оценить свою работу - Соблюдая все этапы работы, работу получится выполнить быстро и аккуратно. - Ваша работа должна быть аккуратной, оригинальной, рисунок должен соответствовать теме, обязательно наличие фона, не может же ваша птица быть в пустом пространстве. - После завершения работы вы представите свои рисунки.
- Теперь я предлагаю оценить свои работы на карточках. Здесь представлены такие критерии, как соответствие теме, аккуратность, наличие фона, самостоятельность, оригинальность. Ставим плюс или минус. Не забудьте подписать карточки. - Ребята, кто желает представить свою работу? (спрашиваю 2-3 учеников)
(соответствие теме, аккуратность, наличие фона, самостоятельность, оригинальность) -Какую оценку себе поставишь? |
Личностные: обучающиеся проявляют потребность в общении с искусством, потребность в творческом отношении к окружающему миру, потребность в самостоятельной практической деятельности, ценностей и чувств, познавательный интерес к уроку изобразительного искусства, аккуратность в работе Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). Предметные: овладевают художественными приёмами работы с красками; изображают скворца на основе анализа зрительных впечатлений. |
||||||
7. Рефлексия, подведение итогов Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого- эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимся принципов саморегуляции и сотрудничества
|
Методы воспитания: ситуация свободного выбора. Беседа. создание ситуации успеха. |
- Ребята, давайте теперь вспомним, какая у нас была тема урока? (весенние птицы) - Что мы рисовали? (скворца) - Что нового мы узнали? (перелётных и неперелётных птиц) - Как звучала 1 задача? (вспомнить перелётных и неперелётных птиц - Как мы выполнили первую задачу? (распределяли птиц по колонкам, по звукам определяли птицу) - Как звучала наша вторая задача? (нарисовать птицу) - Какую птицу мы с вами рисовали? (скворца) - Как звучала наша третья задача? (оценить свою работу) - Мы её выполнили? (да) Спасибо!
- Наш гость благодарит вас за то, что вы нарисовали для него товарищей, они вместе догонят стаю. А когда они прилетят на место, смогут поселиться в удобных скворечниках. Давайте выберем их. -Если работа у вас получилась, и вы не испытывали трудностей, выберите желтый скворечник и поселите скворца туда. -Если работа получилась, но у вас были трудности, с которыми вы справились, то выберите зеленый скворечник.
- Я хочу похвалить … за аккуратность при выполнении работы. … за точное изображение птицы. …, ты отлично справился с изображением фона. - Мне было очень приятно работать с вами, большое спасибо за урок. Урок окончен, вы можете убрать свои рабочие места. -До свидания. |
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.