Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12 комбинированного вида»
Конструкт
непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию в средней общеобразовательной группе № 5
Составитель: Шульгина Наталья Авенировна
г. Каменск-Уральский, 2020
Дата: 19.01.2020
Тема: « Путешествие по ферме в поисках котёнка». Произношение звука «О».
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»
Образовательная ситуация: Речевое развитие,
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, обогащать активный словарь по теме: «Домашние животные»
Планируемый результат:
· Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям.
· Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным.
· Дети проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность.
· Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух, могут управлять органами артикуляции.
· Дети умеют снимать мышечное напряжение.
· Дети могут внятно произносить в словах гласный звук «О»
· Дети проявляют умение правильного словопроизношения.
· Дети используют суффиксы: –ок, - онок, - ёнок при словообразовании;
· Дети проявляют умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; используют активный словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь.
· Дети используют активный словарь с названиями домашних животных и их детёнышей.
· Дети проявляют умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам.
· Дети демонстрируют представления о мире природы (о домашних животных); сенсорную культуру (называют цвета животных).
· Дети могут определить место звука в слове.
· Дети умеют находить слова с определённым звуком в предложении.
· Дети демонстрируют умение (по плану и образцу) рассказывать о животных, проявляют умение составлять рассказ по картине.
· Дети составляют слова, словосочетания, предложения по картинкам, с присутствием в словах звука «о».
· Дети проявляют умение составлять описательный рассказ об объектах живой природы.
· Дети демонстрируют связную диалогическую и монологическую речь.
· У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах.
Задачи образовательной деятельности |
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: · Воспитывать интерес и смотивировать детей на предстоящую деятельность. · Сформировать потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах · Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым. · Воспитывать культуру чувств и переживаний. Развивающие: · Развивать вариативные формы приветствия. · Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность. · Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, учить управлять органами артикуляции (движениями губ). · Развивать умение чистого произношения звука «О». · Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание. · Развивать умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам. · Развивать умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам. · Развивать диалогическую речь, связную речь. Обучающие: · Учить детей внятно произносить в словах гласный звук «О». · Формировать у детей использование суффиксов: –ок, - онок, - ёнок при словообразовании. · Обогащать активный словарь названиями домашних животных и их детёнышей. · Упражнять в составлении слов, словочетаний, предложений по картинкам, чтобы в словах присутствовал звук «о». · Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий. · Обогащать представления о мире природы (о домашних животных); развивать сенсорную культуру(названия цветов спектра). · Учить составлять описательный рассказ об объектах живой природы; продолжать расширять представления о ближайшем окружении. ·
|
Виталий Ларин, Алиса Шауракс, Цепилова Тая: развивать силу голоса.
Алексеев Филипп, Антон Низовцев: воспитывать интерес слушать рассказы воспитателя.
|
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип развития языкового чутья, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, словотолкование).
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной речевой практики.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения:
Словесные: беседа, художественное слово, объяснение, стимулирование занимательным содержанием, чёткий показ образца с правильной артикуляцией.
Наглядные: кукла, игрушка котёнок, иллюстрации, картинки, показ.
Практические: упражнения и игры.
Методы развития речи: словесные (речевой образец, объяснение, указания, оценка детской деятельности, вопрос.), наглядные, составление рассказов и пересказов с опорой.
Предварительная работа: беседа о домашних животных, рассматривание
иллюстрации в книгах про домашних животных.
Последователь ность действий |
Методы и приёмы |
Деятельность педагога |
Действия, деятель ность детей |
Планируемый результат |
|
1. Организацион ный этап Задача: развивать вариативные формы приветствия; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым |
Приветст вие
Игра
|
- Дети, внимание, кто желает поиграть – становитесь в ряд! «Ты приходишь в детский сад, будешь ты учиться, в путь! Поздороваться со всеми ты сначала не забудь!». Что это значит? Что всегда, когда вы куда-то приходите, или кого-то встречаете, нужно обязательно …(здороваться). Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру: «Давайте поздороваемся». Когда, я хлопну 1 раз, вы поздороваетесь с помощью рук (рукопожатием). Когда я хлопну 2 раза, вы будете кивать друг другу головой, вот так. Когда, я три раза хлопну, скажете всем нашим гостям: «Здравствуйте!» |
Дети слушают, здоровают ся разными приёмами |
Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям |
|
2. Мотивацион ный этап. Задача: вызвать интерес и смотивировать детей на предстоящую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным
|
Загадка. Сюрприз ный момент, показ, стимулирование занима тельным содержа нием, проблем ная ситуация |
Загадаю вам загадку, вы дадите мне отгадку? «Ей меняю я наряды, Спать кладу, гулять вожу, Расчешу и, если надо, Бант красивый повяжу. С чем же так играю я, Подскажите-ка, друзья?» …(Показ куклы) Кукла. Как мы её назовём, чтобы первым звуком было «О»? …Оля. Что-то грустная Оля, может у неё болит животик, спросим у неё. Все вместе: Оля у тебя болит животик?... - Нет. У меня пропал лучший друг – котик. (Отвечает воспитатель от лица куклы). - Поможем найти котёнка Оле?... |
Дети слушают, отгадывают загадку, отвечают на вопросы |
Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным |
|
3. Практический этап. Звуковая культура речи. 3.1 Артикуляционная гимнастика Задача: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, учить управлять органами артикуляции (движениями губ); развивать умение чистого произношения звука «О»
|
Чёткий показ образца с правильной артикуляцией, объяснение, упражнение, вопросы |
Мы пойдём его искать, а от грусти будем напевать «О» Потренируем губки, чтобы хорошо произносить звук «О». (Необходимо добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их). "Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние зубки видны.
Я говорю предложение, если вы рады, удивлены, то громко произносите «О». Если нет, - тихо «о». Мама вернулась с работы. …(«О»). Я пролила молоко…(«о»). Бабушка из сада принесла клубники целое ведро… Яблоко на тарелке всего одно… В небе увидели мы самолёт…Болит живот… Нашёлся кот… А теперь ответьте на такие вот вопросы: Как курочка зовет своих цыплят? (Ко-ко-ко, ко-ко-ко). Как лошадка зовет своего жеребенка? (И-го-го, и-го-го). Как Оля грустит о потере друга? (О-о-о). Как мы грустим? (О-О-О).
|
Дети слушают и повторяют за воспитателем |
Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух, могут управлять органами артикуляции (движениями губ) |
|
3. 2. Физминутка. Задача: снять нервное и мышечное напряжение, тренировка речевого аппарата
|
Показ, художественное слово, поощрение |
Ребята пойдём вместе со мной и найдём котёнка. Для этого вам надо просто встать с мест и повторять за мной слова и движения. «Жить котёнку интересно, Прыгнул к бабушке на кресло, Пряжу принялся мотать. Где котёнок? Не видать! Размотали пряжу и нашли пропажу!» Молодцы! (достаю игрушку котёнка, разматываю из клубка, и сажу рядом с куклой. |
Дети слушают, повторяют за воспитате лем слова и движения
|
Дети сняли нервное и мышечное напряжение, потренировали речевой аппарат.
|
|
3.3 Дидактическая игра. «Найди в слове «О»
Задачи: развивать умение правильного словопроизноше ния
|
|
- Котёнок вновь на месте не усидел, и куда-то исчез. Как же нам отыскать котёнка? Для начала разберёмся: что любит он делать? Что любит котик? (мо-ло-ко) Чем любит заниматься? (Смотреть в окно). Окно оказалось открытым, и Олин пушистый друг через него ушёл. А кто мог ему повстречаться на ферме? Я перечисляю названия животных, а вы если услышите в слове «О», то хлопайте в ладоши один раз. (Показываю разные картинки, чтобы при составлении слов, словосочетаний, предложений, присутствовали слова со звуком «О»). Например: - Собака. Овца. Свинья. Кролик. Коза. Лошадь. - Молодцы! А каким общим названием можно назвать всех этих животных?... - Правильно, молодцы, домашние животные. |
Дети слушают, отвечают на вопросы, играют |
Дети проявляют умение правильного словопроизношения |
|
3.4. Дидактичес кая игра «Назови детёныша» Задачи: формировать у детей использование суффиксов: –ок, - онок, - ёнок при словообразовании; обогащать активный словарь названиями домашних животных и их детёнышей |
Вопросы. Игра |
-У каждого домашнего животного есть детёныши. Назови их так чтобы он заканчивались на –ок, - онок, - ёнок? У кошки - …(котёнок); у собаки - …(щенок); у козы -…(козлёнок); у коровы -… (телёнок); у овцы -…(ягнёнок); у лошади -…(жеребёнок); у крольчихи -…(крольчонок); у свиньи - …(поросёнок). У кого же мог быть котёнок, если он очень скучал по маме?... - Верно, у кошки. Вот где мы его нашли.
|
Дети слушают, отвечают на вопросы |
Дети используют суффиксы: –ок, - онок, - ёнок при словообразовании; используют активный словарь с названиями домашних животных и их детёнышей |
|
3.5 Дидактичес кая игра «Кто, где живёт?» Задачи: развивать умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; развивать связную грамматически правильную диалогическую речь |
Диалог |
Воспитатель: -«Домашние животные»- почему их так называют? Дети: - Потому что они живут рядом с человеком, в его доме или рядом с домом. Воспитатель показывает картинки с изображением животных и там где они живут. - Где живёт собака? - В конуре, в будке. - А где живёт кошка? - Кошка живёт дома, в комнате. - А где живут корова,.., свинья…,лошадь?
|
Дети слушают, отвечают на вопросы |
Дети проявляют умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; используют активный словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь |
|
3.6. Речевая игра «Кого встретил кот на ферме» Задача: Развивать умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам; обогащать представления о мире природы (о домашних животных); развивать сенсорную культуру(названия цветов спектра)
|
Игра |
-Поиграем с котом. « Кого кот встретил на ферме?» Передавая друг другу кота, назовите домашних животных и их любые признаки, не повторяясь. Например: белый кролик, чёрная собака…, пять рыжих лошадей…
|
Дети играют, называют названия животных, их цвета и другие признаки |
Дети проявляют умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам; Дети демонстрируют представления о мире природы (о домашних животных); сенсорную культуру (называют цвета животных) |
|
3.7. Игра-драматизация. «Кто важнее» Задача: упражнять в составлении слов, словочетаний, предложений по картинкам, чтобы в словах присутствовал звук «о»; развивать самостоятельность, инициативу, любознательность; учить составлять описательный рассказ об объектах живой природы; продолжать расширять представления о ближайшем окружении.
|
Показ |
-Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: какое самое полезное животное. Каждый доказывал. Что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним. Какую пользу приносит каждое животное. И попробуем сочинить сказку и проиграть её по ролям. У каждого из вас последнее предложение должно быть: «Я самое нужное домашнее животное» (Воспитатель раздаёт маски.) Начинаем. - Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить. Кто из них самый нужный для человека. Дети: (по цепочке придумывают предложения. относительно своего персонажа) Собака сказала: « Гав-гав. Я охраняю дом и всех, кто живёт в нём. Я - самое нужное домашнее животное» Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей. Я – самое нужное домашнее животное. В спор вмешалась корова: «Му-у. Я даю молоко, из которого делают сметану, творог… Но коза возмутилась: «Ме-е-е. Моё молоко жирнее и полезнее, а ещё я даю шерсть и пух. Я…». Овца: «Бе-е-е. Я тоже даю много шерсти, я… Лошадь: «Иго-го. А я катаю хозяина и вожу тяжести. Я- самое нужное домашнее животное. В это время вышла хозяйка-Оля и сказала: «Вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу. И все животные дружно закивали головами». -Молодцы, справились со своими ролями. |
Дети сочиняют |
Дети составляют слова, словосочетания, предложения по картинкам, с присутствием в словах звука «о»; проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность; дети проявляют умение составлять описательный рассказ об объектах живой природы |
|
4. Заключитель ный этап 4.1 Подведение итогов Задача: развивать связную диалогическую и монологическую речь
|
Беседа, вопросы. Диалог. |
Ребята, вам понравилось наше путешествие по ферме Оли? Что вам больше понравилось делать? О ком мы сегодня говорили? Какой звук мы сегодня изучали? Трудно вам было? Что показалось самым трудным? Котёнок уснул и нам, надо попрощаться друг с другом, но так чтобы не разбудить его. Шёпотом скажите на ушко по кругу друг другу «До свидания, …(имя)» |
Дети делятся впечатлениями, высказы вают собствен ные суждения, вступают в диалог. |
Дети демонстрируют связную диалогическую и монологическую речь |
|
4.2. Открытость Задача: сформировать потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах |
Просьба |
Сегодня в свободное время вы можете раскрасить раскраски домашних животных (на выбор). |
Слушают. Делают выбор. |
У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.