Конструкт НОД по развитию речи средняя группа

  • Документация
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • Таблицы эксель
  • doc
  • 27.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конструкт НОД по развитию речи "Путешествие по ферме в поисках котёнка" (произношение звука "О"
Иконка файла материала КОНСТРУКТ ПО развитию речи средняя группа.doc

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

Конструкт

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию  в средней общеобразовательной группе № 5

                                                 

 

 

 

 

                                                                                                               

   Составитель: Шульгина Наталья Авенировна

 

                                                                                    г. Каменск-Уральский, 2020


Дата: 19.01.2020

Тема: « Путешествие по ферме в поисках котёнка». Произношение звука «О».

Возрастная группа: средняя (4-5 лет).

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Образовательная ситуация: Речевое развитие,

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

     2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

 

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, обогащать активный словарь по теме: «Домашние животные»

 

Планируемый результат:

·       Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям.

·       Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности; проявляют эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным.

·       Дети проявляют самостоятельность, инициативу, любознательность.

·       Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух, могут управлять органами артикуляции.

·       Дети умеют снимать мышечное напряжение.

·       Дети могут внятно произносить в словах гласный звук «О»

·       Дети проявляют умение правильного словопроизношения.

·       Дети используют суффиксы: ок, - онок, - ёнок   при словообразовании;

·       Дети проявляют умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; используют активный словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь.

·       Дети используют активный словарь с названиями домашних животных и их детёнышей.

·        Дети проявляют умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам.

·       Дети демонстрируют представления о мире природы (о домашних животных); сенсорную культуру (называют цвета животных).

·       Дети могут определить место звука в слове.

·       Дети умеют находить слова с определённым  звуком в предложении.

·       Дети демонстрируют умение (по плану и образцу) рассказывать о животных, проявляют умение составлять рассказ по картине.

·        Дети составляют слова, словосочетания, предложения по картинкам, с присутствием в словах звука «о».

·       Дети проявляют умение составлять описательный рассказ  об объектах живой природы.

·       Дети демонстрируют связную диалогическую и монологическую  речь.

·       У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах.

 

 

 

Задачи образовательной деятельности

Задачи с учётом особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

·       Воспитывать интерес  и смотивировать детей на предстоящую деятельность.

·       Сформировать потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах

·       Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым.

·       Воспитывать культуру чувств и переживаний.

Развивающие:

·       Развивать вариативные формы приветствия.

·       Развивать самостоятельность, инициативу, любознательность.

·       Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, учить управлять органами артикуляции (движениями губ).

·       Развивать умение чистого произношения звука «О».

·       Развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание.

·       Развивать умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

·       Развивать умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам.

·       Развивать диалогическую речь, связную речь.

Обучающие:

·       Учить детей внятно произносить в словах гласный звук «О».

·       Формировать у детей использование суффиксов: –ок, - онок, - ёнок   при словообразовании.

·       Обогащать активный словарь названиями домашних животных и их детёнышей.

·       Упражнять в составлении слов, словочетаний, предложений по картинкам, чтобы в словах присутствовал звук «о».

·       Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий.

·       Обогащать представления о мире природы (о домашних животных); развивать сенсорную культуру(названия цветов спектра).

·       Учить составлять описательный рассказ об объектах живой природы; продолжать расширять представления о ближайшем окружении.

·        

 

Виталий Ларин, Алиса Шауракс, Цепилова Тая: развивать силу голоса.

 

Алексеев Филипп, Антон Низовцев:

воспитывать интерес слушать рассказы воспитателя.

 

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип развития языкового чутья, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип семантизации лексики (раскрытие значений новых слов, словотолкование).

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной речевой практики.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения:

Словесные: беседа, художественное слово, объяснение, стимулирование занимательным содержанием, чёткий показ образца с правильной артикуляцией.

Наглядные: кукла, игрушка котёнок,  иллюстрации, картинки, показ.

Практические: упражнения и игры.

Методы развития речисловесные (речевой образец, объяснение, указания, оценка детской деятельности, вопрос.), наглядные, составление рассказов и пересказов с опорой.

 

Предварительная работа: беседа о домашних животных, рассматривание иллюстрации в книгах про домашних животных.

Последователь ность действий

Методы

и приёмы

Деятельность педагога

Действия, деятель ность детей

Планируемый результат

 

1.     Организацион

      ный этап

Задача: развивать вариативные формы приветствия; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым

Приветст вие

 

 

 

Игра

 

 

 

 

 

 

- Дети, внимание, кто желает поиграть – становитесь в ряд!

«Ты приходишь в детский сад, будешь ты учиться, в путь!

Поздороваться со всеми ты сначала не забудь!». Что это значит?   Что всегда, когда вы куда-то приходите, или кого-то встречаете, нужно обязательно …(здороваться).

Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру: «Давайте поздороваемся». Когда,  я хлопну 1 раз, вы поздороваетесь с помощью рук (рукопожатием).

Когда я хлопну 2 раза, вы будете кивать друг другу головой, вот так.

Когда,  я  три раза хлопну, скажете всем нашим гостям: «Здравствуйте!»

Дети слушают, здоровают ся разными приёмами

Дети применяют вариативные формы приветствия; проявляют доброжелательное отношение к взрослым и детям

 

2.     Мотивацион ный       этап.

Задача: вызвать интерес и смотивировать детей на предстоящую деятельность; развивать эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным

 

Загадка.

Сюрприз ный момент, показ, стимулирование занима тельным содержа нием, проблем

ная ситуация

Загадаю вам загадку, вы дадите мне отгадку?

                       «Ей меняю я наряды,

                       Спать кладу, гулять вожу,

                       Расчешу и, если надо,

                       Бант красивый повяжу.

                       С чем же так играю я,

                       Подскажите-ка, друзья?» …(Показ  куклы)

Кукла. Как мы её назовём, чтобы первым звуком было «О»? …Оля. Что-то грустная Оля, может у неё болит животик, спросим у неё. Все вместе: Оля у тебя болит животик?...

- Нет. У меня пропал лучший друг – котик. (Отвечает воспитатель от лица куклы).

-  Поможем найти котёнка Оле?...

Дети слушают,

отгадывают загадку, отвечают на вопросы

Дети заинтересованы и готовы к предстоящей деятельности;

проявляют

эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям, сопереживание, доброе отношение к животным

 

3.     Практический этап. Звуковая культура речи.

3.1 Артикуляционная гимнастика

Задача: Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух, учить управлять органами артикуляции (движениями губ); развивать умение чистого произношения звука «О»

 

Чёткий показ образца с правильной артикуляцией,

объяснение,

упражнение,

вопросы

Мы пойдём его искать, а от грусти будем напевать «О»

Потренируем губки, чтобы хорошо произносить звук «О».

(Необходимо добиваться от каждого ребенка умения вытягивать губы вперед и округлять их).

"Бублик". Зубы сомкнуты. Губы округлые и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние зубки видны.

 

Я говорю предложение, если вы рады, удивлены, то громко произносите «О». Если нет, - тихо «о».

Мама вернулась с работы. …(«О»).

Я пролила молоко…(«о»).

Бабушка из сада принесла клубники целое ведро…

Яблоко на тарелке всего одно…

В небе увидели мы самолёт…Болит живот… Нашёлся кот…

 А теперь ответьте на такие вот вопросы:

Как курочка зовет своих цыплят? (Ко-ко-ко, ко-ко-ко).

Как лошадка зовет своего жеребенка? (И-го-го, и-го-го).

Как Оля грустит о потере друга?  (О-о-о). Как  мы грустим? (О-О-О).

 

 

 

Дети слушают и повторяют за воспитателем

Дети демонстрируют работу речедвигательного аппарата, проявляют слуховое восприятие, речевой слух, могут управлять органами артикуляции (движениями губ)

 

3. 2. Физминутка.

Задача: снять нервное и мышечное напряжение, тренировка речевого аппарата

 

 

Показ, художественное слово,

поощрение

Ребята пойдём вместе со мной и найдём котёнка. Для этого вам надо просто встать с мест и повторять за мной слова и движения.

                   «Жить котёнку интересно,

                   Прыгнул к бабушке на кресло,

                   Пряжу принялся мотать.

                   Где котёнок? Не видать!

                   Размотали пряжу и нашли пропажу!»

Молодцы! (достаю игрушку котёнка, разматываю из клубка, и сажу рядом с куклой.

Дети слушают, повторяют за воспитате лем слова и движения

 

 

 

 

Дети сняли нервное и мышечное напряжение, потренировали  речевой аппарат.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Дидактическая игра. «Найди в слове «О»

 

Задачи: развивать умение правильного словопроизноше ния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Котёнок вновь на месте не усидел, и куда-то исчез. Как же нам отыскать котёнка? Для начала разберёмся: что любит он делать?

Что любит котик? (мо-ло-ко)

Чем любит заниматься? (Смотреть в окно). Окно оказалось открытым, и Олин пушистый друг через него ушёл. А кто мог ему повстречаться на ферме? Я перечисляю названия животных, а вы если услышите в слове «О», то хлопайте в ладоши один раз.

 (Показываю разные картинки, чтобы при составлении слов, словосочетаний, предложений, присутствовали слова со звуком «О»). Например:

- Собака. Овца. Свинья. Кролик. Коза. Лошадь.

- Молодцы!

А каким общим названием  можно  назвать всех этих животных?...

- Правильно, молодцы, домашние животные.

 

Дети слушают, отвечают на вопросы, играют

 

Дети проявляют умение правильного словопроизношения

 

3.4. Дидактичес кая игра «Назови детёныша»

Задачи: формировать у детей использование суффиксов: –ок, - онок, - ёнок   при словообразовании;

обогащать активный словарь названиями домашних животных и их детёнышей

Вопросы. Игра

-У каждого домашнего животного есть детёныши. Назови их так чтобы он заканчивались на –ок, - онок, - ёнок?

 У кошки - …(котёнок); у собаки - …(щенок); у козы -…(козлёнок); у коровы -… (телёнок); у овцы -…(ягнёнок); у лошади -…(жеребёнок); у крольчихи -…(крольчонок); у свиньи - …(поросёнок).

У кого же мог быть котёнок, если он очень скучал по маме?...

- Верно, у кошки. Вот где мы его нашли.

 

Дети слушают, отвечают на вопросы

Дети используют суффиксы: ок, - онок, - ёнок   при словообразовании;

используют активный словарь с названиями домашних животных и их детёнышей

 

3.5 Дидактичес

кая игра «Кто, где живёт?»

Задачи: развивать умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; развивать связную грамматически правильную диалогическую речь

Диалог

Воспитатель: -«Домашние  животные»- почему их так называют?

Дети: - Потому что они живут рядом с человеком, в его доме или рядом с домом.

Воспитатель показывает картинки с изображением животных и там где они живут.

- Где живёт собака?

- В конуре, в будке.

- А где живёт кошка?

- Кошка живёт дома, в комнате.

- А где живут корова,.., свинья…,лошадь?

 

Дети слушают, отвечают на вопросы

Дети проявляют умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам; используют активный словарь посредством ознакомления детей со свойствами и выполнения обследовательских действий; демонстрируют связную грамматически правильную диалогическую речь

 

3.6. Речевая игра «Кого встретил кот на ферме»

Задача:

Развивать умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам;

обогащать представления о мире природы (о домашних животных); развивать сенсорную культуру(названия цветов спектра)

 

Игра

-Поиграем с котом. « Кого кот встретил на ферме?» Передавая друг другу кота, назовите домашних животных и их любые признаки, не повторяясь.

Например: белый кролик, чёрная собака…, пять рыжих лошадей…

 

 

 

Дети

играют, называют названия животных, их цвета и другие признаки

Дети проявляют умение выявлять простейшие зависимости объектов природы (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения по одному-двум признакам;

Дети демонстрируют представления о мире природы (о домашних животных); сенсорную культуру (называют цвета животных)

 

3.7.          Игра-драматизация. «Кто важнее»

Задача: упражнять в составлении слов, словочетаний, предложений по картинкам, чтобы в словах присутствовал звук «о»; развивать самостоятельность, инициативу, любознательность;

учить составлять описательный рассказ об объектах живой природы; продолжать расширять представления о ближайшем окружении.

 

Показ

-Вышли животные на лужок погулять, и вдруг между ними возник спор: какое самое полезное животное. Каждый доказывал. Что именно он – самое полезное. Мы сейчас с вами вместе вспомним. Какую пользу приносит каждое животное. И попробуем сочинить сказку и проиграть её по ролям.  У каждого из вас последнее предложение должно быть: «Я самое нужное домашнее животное» (Воспитатель раздаёт маски.)

        Начинаем.

- Собрались однажды домашние животные на хозяйском дворе и начали спорить. Кто из них самый нужный для человека.

Дети: (по цепочке придумывают предложения. относительно своего персонажа)

Собака сказала: « Гав-гав. Я охраняю дом и всех, кто живёт в нём. Я - самое нужное домашнее животное»

Кошка не согласилась: «Мяу-мяу. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей. Я – самое нужное домашнее животное.

В спор вмешалась корова: «Му-у. Я даю молоко, из которого делают сметану, творог…

Но коза возмутилась: «Ме-е-е.  Моё молоко жирнее и полезнее, а ещё я даю шерсть и пух. Я…».

Овца: «Бе-е-е. Я тоже даю много шерсти, я…

Лошадь: «Иго-го. А я катаю хозяина и вожу тяжести. Я- самое нужное домашнее животное.

 В это время вышла хозяйка-Оля и сказала: «Вы мне очень нужны, все приносите мне большую пользу.  И все животные дружно закивали головами».

-Молодцы, справились со своими ролями.

Дети сочиняют

Дети составляют слова, словосочетания, предложения по картинкам, с присутствием в словах звука «о»; проявляют

самостоятельность, инициативу, любознательность;

дети проявляют умение составлять описательный рассказ  об объектах живой природы

 

4.     Заключитель ный этап

4.1  Подведение итогов

Задача: развивать связную диалогическую и монологическую

речь

 

Беседа, вопросы.

Диалог.

Ребята, вам понравилось наше путешествие по ферме Оли? Что вам больше понравилось делать? О ком мы сегодня говорили?  Какой звук мы сегодня изучали? Трудно вам было? Что показалось самым  трудным?

  Котёнок уснул и нам, надо попрощаться  друг с другом, но так чтобы не разбудить его. Шёпотом скажите на ушко  по кругу друг другу «До свидания, …(имя)»

Дети делятся впечатлениями, высказы вают собствен ные суждения, вступают в диалог.

Дети демонстрируют связную диалогическую  и монологическую речь

 

4.2. Открытость

Задача: сформировать

потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах

Просьба

Сегодня в свободное время вы можете раскрасить раскраски домашних животных (на выбор).

Слушают. Делают выбор.

У детей сформирована потребность использовать полученные знания в продуктивной деятельности в режимных моментах