МКДОУ «Селезянский детский сад «Теремок»
Консультация для педагогов на тему:
«Совершенствование у дошкольников речевых способностей через ознакомление с окружающим миром»
Воспитатель: Кукунина А.Н.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах»
Ян Амос Каменский
Особую роль в развитии связной речи К. Д. Ушинский отводил природе. Логику природы он считал для ребёнка самой доступной и полезной.
В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования.
Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
В процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребёнка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
ОСЕНЬ
Первые приметы близкой осени – золотые листочки в тонких берёзовых прядях – появляются ещё в августе.
Фенологи делят осень на четыре периода:
начало осени – от первых жёлтых листьев на берёзе;
золотая осень – валовой листопад;
глубокая осень – с конца листопада до первого снега;
предзимье.
В конце августа заметно понижается температура воздуха. И дожди идут долгие, холодные. Всё чаще гнутся от ветра вершины деревьев, качаются толстые ветки. Осенние ветры сильнее летних. Листопад в самом разгаре. Наблюдение
листопада – яркое, незабываемое зрелище. Дети с удовольствием собирают опавшие листья.
ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ
Познакомить детей с характерными признаками осени: холодно, идёт дождь, на земле лужи. На первых прогулках следует осмотреть зелёные насаждения участка, научить детей беречь растения, не ходить по клумбам.
Посмотреть вместе с детьми за листопадом. Обратить внимание детей на то, какие красивые цветы растут на клумбах
Наблюдение за домашними животными: собакой, кошкой. На прогулке можно увидеть воробьёв, голубей.
Наблюдения сопровождать коротенькими пояснениями, уточняющими характерные внешние признаки животных, задавайте вопросы, читайте стихи или пойте песни о животных. Развивайте речь ребёнка.
Игры:
«Угадай, кто я»
Цель: развивать творческие, подражательные способности у детей
Ход игры:
Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит
ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так,
чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать
ни звука.
Можно использовать другой вариант, когда группа
детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать
– кого.
ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ
Продолжается воспитание у детей интереса и любви к природе, бережного отношения к растениям и животным. Показывать детям разнообразие осенней природы и труда людей. Подводить детей к элементарным обобщающим понятиям (фрукты, ягоды, овощи, птицы, деревья и т. д.). Установить связи между явлениями природы : идёт дождь – земля мокрая, светит солнце – лужи высохли и пр.
Ознакомление с неживой природой осуществляется путём кратковременных наблюдений и игр во время прогулок.
Приучать подмечать изменения в цвете неба: в солнечный день оно ясное, голубое, чистое, в пасмурный – покрыто тучами, которые закрывают солнце; возможно скоро пойдёт дождь.
Листопад – одно из наиболее характерных осенних явлений. На прогулках дети наблюдают за деревьями и кустарниками своего участка.
Отмечать наиболее видимые изменения листья пожелтели, сухие листья опадают, ветви на деревьях стали голые, листьев на них не осталось. Любуясь
красотой осеннего пейзажа, найти знакомые детям деревья: клён, тополь, берёзу. Обратить внимание на различную окраску, форму и величину листьев.
Организовываются наблюдения за растениями цветника.
Продолжаются наблюдения за домашними животными: кошкой, собакой, коровой и др.
Обратить внимание на птиц: ласточек, скворцов, воробьёв, ворон, голубей.
Игры:
«Бывает – не бывает» с мячом.
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
– Иней летом … (не бывает).
– Снег зимой … (бывает).
– Мороз летом … (не бывает).
– Капе́ль летом … (не бывает).
ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ
На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний о признаках осени.
Со старшими детьми устанавливается последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени).
Знакомство с неживой природой проводится путём кратковременных наблюдений и дидактических игр во время прогулок. Приучайте
следить за погодой (в ветреную погоду деревья качаются, ветер гонит сухие листья).
В начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом, потом день становится короче, ясные дни всё реже, небо покрывается тучами, часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Подвести детей к выводу, что похолодание, ветры, дождь – характерные признаки осени.
В старшей группе полученные знания расширяют: уточняют, что осенью становится холодно, листья на деревьях изменяют окраску, сохнут и опадают, созревают семена и плоды (шишки, жёлуди).
Проведите наблюдения за растениями цветника (георгины, астры, настурции). Наблюдения за бабочками во время цветения лугов.
Привлечь внимание детей к оставшимся птицам. Осенью уже нет ласточек, кукушек, соловьёв, скворцов и т. д. Желательно понаблюдать за отлётом птиц.
Игры:
«Охотник»
Цель: упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб, птиц и т. д.
Ход игры. Дети становятся перед чертой, в конце участка пенек. Это «лес», «озеро», «пруд». В этот лес отправляется «охотник» – один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту. Буду охотиться на …».
Здесь он делает шаг вперед и говорит: «Зайца», делает второй шаг: «Медведя», третий шаг: «Волка». На каждый шаг ребенок называет одно животное. Нельзя два раза называть одно и то же животное. Победителем считается тот, кто дошел до леса первым или прошел дальше.
ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ
В конце осени предложить детям полюбоваться закатом. Приучать
фиксировать свои наблюдения в календаре природы.
Большой интерес вызывают у детей народные приметы, поговорки,
загадки, пословицы о различных явлениях природы.
Продолжаются наблюдения за листопадом. Научить детей определять деревья по расположению ветвей, по плодам.
Следует познакомить детей с трудом садовников. Они заменяют осенью отцветающие цветы другими, а в конце осени укрывают многолетники, убирают отцветшие растения, перекапывают клумбы.
Привлекайте детей к наблюдениям за ещё цветущими осенью цветами, отмечая постепенное их увядание. Можно сделать гербарий «Осенние цветы». Ранней осенью можно собрать семена и плоды кустарников, деревьев, сорняков для будущей подкормки птиц.
На прогулке продолжаются наблюдения за птицами (встречаются ли они ещё : ласточки, скворцы, трясогузки, журавли).
Продолжать наблюдения за домашними животными (коровами,
свиньями, лошадьми) и домашней птицей (курами, гусями, утками, индюками).
Игры:
«Природа и человек»
Первый вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. «Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает
одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких
ответов детей он задает
другой вопрос: «Что создано природой?».
Второй вариант.
Цель: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.
Ход игры. Воспитатель становится в круг, в руках у него мяч. Он заранее договаривается с участниками, что называет предметы, а дети должны ответить одним словом: «человек» или «природа». Например, воспитатель бросает мяч
ребенку
и говорит: «Машина», ребенок отвечает: «Человек». Ошибившийся выходит из круга
на один кон.
ЗИМА
Каждый год зима приходит по-разному.
Фенологи делят зиму на три периода:
первозимье – от покровного снега до солнцестояния;
коренная зима – с 20 декабря и до песни большой синицы;
перелом зимы – его открывает звонкая капель.
Начиная с 3-летнего возраста детей приучают обращать внимание
на погоду: светит солнышко дует ветер, идёт снег, везде сугробы, скользко, под снегом лёд.
Рассматриваем следы на снегу. Учим детей различать следы птиц.
Наблюдаем за жизнью птиц (снегири, синицы, воробьи, за жизнью деревьев и кустарников.
ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ
Ознакомление детей младшей группы с наиболее характерными признаками зимнего сезона проводится повседневно во время прогулок на участке детского сада или в ближайшем парке, сквере. Представление о зиме дети получают во время игра, посильного труда, зимних развлечений и кратковременных наблюдений. На прогулках надо обращать внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе и воспитывать бережное отношение к ним.
Во время прогулок воспитатель привлекает внимание детей к неживой природе (снег белый, солнышко светит, небо чистое, голубое).
На прогулках надо приучать детей к наблюдению за птицами (за воробьями).
Игры:
«Летает, плавает, бегает»
Цель: закрепить знания детей о животных и об их передвижении.
Ход игры: Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ
На прогулках надо расширить и уточнить конкретные представления детей о характерных признаках зимы. С явлениями неживой природы, свойствами снега и льда воспитатель знакомит детей в повседневной жизни, на прогулках, во время коротких наблюдений, в процессе игр, труда, зимних развлечений.
В течение всей зимы воспитатель привлекает ребят к ярким и характерным зимним явлениям. Дети наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом,
замечают, как в ветреную погоду ветки гнутся и с них осыпается снег. Обращаем внимание на красоту деревьев в зимнем
уборе, напоминаем, что деревья и кусты надо беречь и зимой: не затаптывать их, не обламывать ветки.
Во время прогулок рассматривать строение деревьев (ствол, ветки).
Сравнивать деревья (дуб, берёзу) по толщине и виду веток, ствола. Учить различать хвойные и лиственные деревья.
Ежедневно на прогулках воспитатель привлекает детей к подкормке птиц, прилетающих к кормушке (воробьи, ворона, голубь, сорока, галка) .
Игры:
«Повторяй друг за другом»
Играющий называет любое слово (животное, птица). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое («медведь», «лиса» и т. д.). Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ
У детей шестого года жизни знания о характерных признаках зимней природы расширяют и обобщают речевые возможности.
Воспитатель привлекает внимание детей к признакам наступающей
зимы: дни стали короче, похолодало, лужи замёрзли. Воспитатель объясняет, что солнце светит зимой мало (днём, а луна и звёзды – вечером.
Воспитатель учит детей определять погоду по приметам, устанавливать связи между явлениями. Когда сильный мороз, дым из труб поднимается столбом, снег скрипит под ногами, рассыпается в руках, при дыхании виден пар. В дальнейшем по этим приметам сами дети определяют температуру.
На прогулках в начале зимы дети наблюдают замерзание воды в лужах. К концу зимы, в феврале, воспитатель привлекает внимание ребят к увеличению дня, к появлению первых весенних признаках: образованию сосулек, таянию снега на солнце.
Основное время на прогулках должно отводиться развлечениям. В
тёплые дни воспитатель организует лепку из снега, даёт детям формочки и лопатки. Так они узнают, что из снега можно лепить.
Зимой продолжается воспитание бережного отношения к деревьям и кустарникам.
Воспитатель учит ребят различать знакомые им деревья по стволам (высоте, коре, расположению ветвей (кроне, оставшимся плодам.
Зимой дети ежедневно подкармливают птиц, прилетающих на участок (воробьи, синицы, снегири).
Игры:
«Закончи предложение»
Цель: учить детей
понимать причинные связи между
явлениями, упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, потому что…», «Дети надели панамы, потому что…» и т. п.
Можно предложить детям самим придумать начало предложения.
ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ
Разнообразны и интересны зимой наблюдения за неживой природой.
В декабре зимой дни становятся короче, солнце светит мало, а в январе происходит заметное увеличение дня. Утром можно наблюдать восход солнца, на вечерней прогулке – заход.
Приучайте детей самостоятельно определять по признакам, солнечный или пасмурный день, морозный или тёплый, какой ветер (сильный, слабый, безветрие). Ребята должны знать слова снегопад, метель, пурга, позёмка, капель, оттепель т. д.
Учить детей различать следы на снегу: находить следы человека, разных птиц, домашних животных, следы от санок, лыж.
На прогулках надо воспитывать у детей интерес и бережное отношение к деревьям и кустарникам. Организовать наблюдения за растительным миром. Обратить внимание на красоту деревьев и кустарников в зимнем уборе – в снегу, инее. Напомнить, что зимой ветки деревьев и кустарников легко ломаются, они хрупкие. Нельзя сгибать их, ломать во время игр и развлечений на участке. Обратить внимание детей на почки (зимой деревья не погибают, они отдыхают; станет тепло, из почек разовьются листочки).
Дети 6-7 лет наблюдают за птицами, прилетающими на участок
детского сада (снегирь, синица, свиристель, сорока, воробьи, галка). Дети
вместе с воспитателем делают кормушки, заготовляют корм и подкармливают птиц.
Игры
«Цепочка»
Цель: закрепить знания детей о земных обитателях.
Материалы и оборудование:
карточки с изображением объекта живой и неживой природы.
Ход игры:
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.
ВЕСНА
Приближение весны чувствуется ещё в конце февраля. Заметно
прибавился день, ярче светит солнце, южные ветры чаще приносят тепло.
Фенологи делят весну на четыре периода:
снеготаяние – от первых проталин до зацветания серой ольхи и
орешника;
оживление весны – от зацветания мать-и-мачехи до появления
листвы на берёзе;
разгар весны – от зелени берёз до зацветания рябины;
предлетье – от зацветания рябины до начала цветения мелколистной липы и шиповника.
Солнце весной поднимается значительно раньше. Для ранней весны характерны резкие перепады температуры тела.
На крышах появляются сосульки. Стучит капель. Вскоре появляются первые проталины вокруг стволов деревьев. Весной ребята очень охотно играют у ручейков.
ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ
Наступают заметные изменения в природе. Тепло, светит солнце,
тает снег и лёд, появляются проталины (снег растаял, видна земля).
Весной знакомим детей с изменениями в жизни растений. (Зелёная трава; первые весенние цветы; деревья зелёные, на них распустились зелёные листочки).
С первыми тёплыми днями появляются мухи, вылетают бабочки, жуки. Вместе с детьми наблюдаем за птицами (воробьи, грачи, скворцы, ласточки). О птицах надо заботиться – они друзья человека.
Игры:
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, воображения и
фантазии у детей.
Материалы и оборудования:
мешок
с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В этот мешок
кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятий.
Ход игры:
Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в мешке,
предварительно описав природный предмет.
ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ
Пробуждение природы после зимы, быстрая смена весенних явлений, изменение содержания игр и развлечений весной радуют детей и возбуждают интерес и любознательность. Это создаёт благоприятную почву для наблюдений на прогулках, накопления у ребят представлений о признаках весны, развития речи.
В течение всей весны дети наблюдают за изменениями в природе,
за погодой (солнце, пасмурно и др.).
Наблюдения на прогулках чередуются с играми, трудом. Много радости детям доставляет пускание в ручейках корабликов, игры с водой.
Обращаем внимание на потепление (солнце светит ярко, стало тепло). Привлекает внимание таяние снега, изменение снежного покрова (снег и лёд на солнце тают, текут ручьи, сосульки тают от весеннего солнца).
Наблюдаем за домашними животными и их детёнышами. Вместе со взрослыми дети могут ухаживать за курами, кроликами, утками, гусями. Кормят кошку с котятами, собаку.
Продолжается наблюдение за птицами (за воробьями, голубями, скворцами, грачами).
Игры:
«Кто знает, пусть продолжит»
Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие.
Воспитатель. Насекомое – это …
Дети. Муха, комар, …
ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ
Продолжаются наблюдения за погодой: весной чаще бывают солнечные тёплые дни. Обращаем внимание на удлинение дня и потепление, на таяние снега и льда на солнце.
Одно из ярких и интересных весенних явлений – ледоход (лёд вздувается, трескается).
Весенние явления в неживой природе связывают с изменениями в жизни растений и животных. Тает снег, зеленеет трава. Появляются первые весенние цветы (мать-мачеха, голубая и белая перелеска, медуница, одуванчик).
В начале весны появляются насекомые (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, муравьи, майские жуки, божья коровка).
Игры:
"Журавли-журавли".
Цель: закреплять умение быстро бегать, ориентироваться в пространстве, воспитывать любовь ко всему живому.
Ход игры:
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения
выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
ОТ 6-ти ДО 7-ми ЛЕТ
Стало светлее. Наблюдаем заход солнца. Весенний день всё время прибывает. Тает снег. В марте появляются весенние проталины. В речь детей вводятся понятия: ледоход, разлив.
День удлиняется, потепление. Зеленеет трава, появляются первые
весенние цветы: мать-и-мачеха, голубая и белая перелеска, первоцвет, ландыш, одуванчик. На деревьях и кустарниках набухают почки (берёза, тополь, сирень, бузина, чёрная смородина и др.). Продолжаются наблюдения за цветением деревьев и кустов участка, парка, леса (черёмуха, сирень, татарская жимолость).
Весной на прогулках расширяют и уточняют представления детей о
перелётных птицах: из тёплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
Игры
Игра с мячом «Я знаю»
Цель: создать условия для речевой активности, закрепить название животных.
Материалы и оборудование:
· мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом.
Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери,
птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я
знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц,
олень) и возвращает мяч воспитателю.
Аналогично называются другие классы объектов природы.
ЛЕТО
Фенологи делят лето на три периода:
начало лета – от зацветания шиповника и мелколистной липы;
полное лето – от созревания садовой земляники и черники;
спад лета – от созревания озимой ржи.
Начало лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, вспышки молнии, разноцветная радуга… Наблюдения этих явления даёт большой простор для обогащения словаря, развития мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Знакомство с луговыми растениями: ромашки, васильки, колокольчики, одуванчик, подорожник.
ОТ 3-х ДО 4-х ЛЕТ
Приучать детей беречь траву на лугу, не мять её, не рвать зря цветы. Познакомить с луговыми растениями: колокольчики, ромашки, красный клевер. Привлекать ребят к рассматриванию деревьев: берёзы, ели, сосны. Познакомить с лесной ягодой – земляникой.
На прогулках детей знакомят с домашними животными: пасущимися на лугах коровами, лошадьми, козами.
Игры:
«Птицы (звери, рыбы).
Цель: закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры. Дети становятся в круг, ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, цветок) и передает маленький мячик соседу, тот тоже называет птицу. Кто не сможет ответить, выходит из круга.
ОТ 4-х ДО 5-ти ЛЕТ
На прогулках закрепляются и расширяются представления детей о луге. В начале лета луг покрыт цветущими одуванчиками, колокольчиками, ромашками. Проводятся наблюдения за бабочками, жуками.
Наблюдения за жизнью леса: деревья высокие - низкие, старые –
молодые (берёза, ель, рябина с красными ягодами).
Познакомить детей с лесными ягодами: земляникой, черникой, малиной, брусникой.
В лесу дети находят грибы (лисички, сыроежки).
В течение лета обогатить представления детей о домашних животных и их детёнышах. Закрепить названия: собака, щенята; лошадь, жеребёнок. Словообразование: кот – котёнок - котята и т. д.
Провести наблюдение за домашними птицами: петух, курица с цыплятами, утки, гуси.
Игры:
«Подбери слово»
Задача: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных.
Ход игры. Воспитатель приносит игрушку медведя и говорит: «Мишка будет рассказывать историю, а вы ему помогать подбирать слова».
Мишка: - Я набрел в лесу на полянку. Какую?...(большую, зеленую, красивую). Там росла малина. Какая?...(сладкая, красная, спелая). Я угостил малиной своих братьев. Каких?...(младших, старших).
«Что растет в парке?».
Цель: закреплять знания о растениях.
Ход игры. Воспитатель выбирает трех детей и предлагает назвать, что растет в парке (цветы, деревья). Дети должны назвать как можно больше наименований.
ОТ 5-ти ДО 6-ти ЛЕТ
На прогулке уточнить представления детей о том, что такое луг.
Рассмотреть знакомые луговые цветы: одуванчики, лютики, ромашка, луговой василёк. Составить с детьми гербарий «Цветы нашего луга».
На прогулках в процессе наблюдений закрепляются и уточняются
знания детей о насекомых. В процессе наблюдения развивается связная речь. Дети упражняются в узнавании деревьев 9ели и сосны, рябины и т. д.).
Игры:
«Фотограф»
Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с
природой.
Ход игры:
«Хорошо ли я фотографирую».
Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф»,
другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо
объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши), предварительно
задумав, что он хочет «сфотографировать».
Воспитатель задаёт детям вопросы:
Что
«сфотографировала» «камера»?
Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?
Природный это объект или нет?
Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»
Чем этот природный объект ему понравился?
Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?
Второй вариант: «Мгновенная фотография».
Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит
«камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок –
«камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот
мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать
что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в
один день делать не стоит).
Таким образом, общение с природой способствует расширению словарного запаса у детей, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи.
В процессе систематических, целенаправленных наблюдений дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи, овладение сложноподчиненным предложением.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.