Консультация для родителей "Когда можно считать ребенка агрессивным?"
Оценка 5

Консультация для родителей "Когда можно считать ребенка агрессивным?"

Оценка 5
doc
15.05.2022
Консультация для родителей "Когда можно считать ребенка агрессивным?"
agressiya.doc

Жалобы на агрессивность ребенка — одни из самых распространенных в психологической практике. Начинаешь разбираться в деталях — и становится заметным, насколько разное поведение взрослые называют агрессивным.

Когда можно считать ребенка агрессивным?

Какое поведение ребенка принято объяснять агрессивностью? Часто дерется со сверстниками, может стукнуть маму или бабушку, рвет и ломает вещи, кричит, ругается, угрожает, обижает животных.

Да, все это — внешние признаки агрессивного поведения. Только вот это не причина называть ребенка агрессивным. Агрессивность как личностная особенность и проблема свойственна не такому большому числу детей. В остальных случаях за внешне похожим поведением может скрываться множество различных причин.

Прежде всего, нужно сказать о том, что агрессия — это все-таки реакция на определенную ситуацию, так или иначе для ребенка неблагополучную. Эту ситуацию важно увидеть и правильно отнестись к ней. Нужно помнить о том, что чаще всего такое поведение проявляется в период возрастных кризисов (3—4 года, 6—7 лет, 13—14 лет). А значит, скорее всего, благополучно пройдет. Агрессия — это поведение, основанное на таких эмоциях, как гнев или злость. Это простое, но очень важное понимание агрессии. Первый вопрос, на который должны ответить себе родители: а испытывал ли ребенок гнев, когда это делал? Сжатые кулаки, напряженное выражение лица, стиснутые зубы — вот те признаки, по которым легко это определить.

Поведение, похожее на агрессию

Ребенок попадает в большой новый коллектив детского сада и вдруг становится «агрессивным»? Чаще всего это исследовательское поведение. Ребенок определяет границы нового пространства: можно ли тут кричать или швырять игрушки, а что будет, если подбежать и ударить ребенка, а если кинуть в него песком?.. Стресс может усилить эти реакции, но на основе истинного гнева и злости в этот период ребенок ведет себя не так часто.

И конечно, задача родителей в таком случае — помочь ребенку в его «исследованиях». Важно совместно с воспитателями помочь ребенку быстрее адаптироваться к новым условиям детского сада. Показывая и рассказывая, как правильно общаться с другими детьми, как привлечь к себе внимание воспитателя адекватными способами, чего нельзя делать в садике и т.д. Кстати, если родители сами частенько прибегают к агрессии, чтоб решить какую-то ситуацию, научить ребенка иному будет практически невозможно.

Как быть с гневом?

Но вернемся к гневу как основе агрессивного поведения. Итак, вы обратили внимание, что вашим ребенком и правда движет гнев, злость. Первое, что нужно для себя понять самим родителям: гнев — нормальные человеческие эмоции. Запрещая и отрицая их, мы не сможем избавить от них ребенка. Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом. Другое дело, что нужно учить ребенка адекватным формам выражения этой эмоции, ведь все мы живем в обществе. Даже двухлетнему ребенку уже можно объяснять, что наша злость на кого-то, вполне нормальное явление, только вот сразу хватать обидевшего за волосы или кусаться — вовсе не единственный способ выразить эмоцию.

Развитие у ребенка эмоционального самоконтроля должно сочетаться с обучением осознаванию и выражению эмоций. Об эмоциях можно и нужно говорить, их можно рисовать, лепить и даже петь. Гнев и злость возникают как реакция на появление препятствия к удовлетворению потребности. Допустим, вы голодны, вы видите яблоко, понимаете, что хотите его взять, но появляется другой человек и забирает его - вы злитесь.

Казалось бы, все просто, но именно этот механизм помогает разобраться с агрессией. Ребенок злится на вас и ведет себя агрессивно? Это означает, что, во-первых, у него сейчас есть какая-то очень важная потребность, которую он никак не может удовлетворить, а во-вторых, видит причину этой невозможности — в вас. Может быть, ребенку необходимо ваше тепло, а вы заняты чем-то другим? А может, наоборот, ребенок очень увлечен игрой, а вы его отвлекаете? Сложность в том, что маленький ребенок обычно сам не может осознать и, тем более, сказать о своей потребности. Но для вас его агрессивное поведение должно стать звоночком и поводом разобраться в том, какая же важная потребность ребенка сейчас не удовлетворена.

Можно попробовать разобраться с помощью ролевой игры. Достаньте с ребенком побольше мягких игрушек или кукол. Просто участвуйте в его игре, заодно проверяя свои гипотезы. Для этого предлагайте для разыгрывания разные ситуации из жизни. Та, что болезненна для ребенка, зацепит его. К примеру, вы сможете заметить, как ребенок раз от раза проигрывает ситуацию, будто всех забрали из детского сада, а одна игрушка осталась последней.

На прямой запрет гнев является еще более естественной реакцией. Запрещают то, чего так сильно хочется, это у любого человека вызовет гнев, даже семимесячный, к примеру, ребенок не исключение. Подумайте, что успокоило бы в таком случае ваш собственный гнев? Во-первых, понятное объяснение, почему вы не можете получить желаемое. Во-вторых, предложение альтернативы. Это же успокоит и ребенка. Постарайтесь даже самому маленькому ребенку спокойно и понятно рассказать о причинах вашего запрета и предложить другой вариант. К примеру: «Если ты будешь вставать в коляске, ты упадешь на землю и очень больно ударишься головой, придется ехать в больницу. Если тебе так хочется постоять, давай доедем до детской площадки и там ты полазаешь по лесенкам».

 

 

Когда нужно бить тревогу?

Однако иногда бывают ситуации, что агрессивное поведение ребенка — явление чуть ли не ежедневное и не связано с какими-то стрессами или кризисными периодами. Особенно стоит насторожиться, если вы неоднократно замечали проявления жесткого обращения с животными. В таком случае ребенка необходимо показать хорошему неврологу или психоневрологу и пройти тщательное обследование.

Агрессивность и особенности воспитания

Остановимся напоследок на том, какие действия родителей способствуют развитию у ребенка агрессивности как устойчивой черты характера. Психологи нашли четкую связь высокой детской агрессивности с тремя факторами. Во-первых, это применение родителями физических наказаний, о чем уже говорилось выше. Во-вторых, это негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, игнорирование). В этом случае агрессивность становится реакцией на постоянно переживаемую неудовлетворенность в тепле, участии, внимании. Ну и, наконец, этому способствует терпимость родителей к проявлению агрессии ребенка и даже поощрение ее («Все правильно, ты же мужчина»). Итак, агрессивность — это, прежде всего, ситуативное поведение ребенка. От родителей, их участия в жизни ребенка, их желания разобраться в первую очередь зависит, станет ли агрессивность устойчивой чертой характера.

Как определить агрессивность ребенка?

Родители могут попробовать сами на время стать психологами и проанализировать, агрессивен ли ребенок. Мы предлагаем вам несложный психологический тест. Предложите ребенку порисовать. Вам понадобятся цветные карандаши и лист бумаги. Попросите ребенка нарисовать «несуществующее животное». Не ограничивайте ребенка, не подсказывайте ему и не торопите. После того как ребенок закончит рисовать, предложите ему придумать животному название (имя) и попросите немного рассказать о нем. Вы можете задавать уточняющие вопросы: «Где он живет и с кем?», «Чем он питается?», «Есть ли у него друзья и враги?» и т.п.

Обсуждая, внимательно рассматривайте рисунок. Вам нужно, прежде всего, обратить внимание на следующие детали, чтобы судить об агрессивности:

• сильный нажим карандаша говорит о внутреннем напряжении ребенка, наличии невыраженных негативных эмоций;

• хорошо прорисованные зубы, когти и особенно шипы на туловище животного свидетельствуют о присутствии агрессивных тенденций, чем больше таких деталей, тем ярче выражена агрессия;

• шипы, направленные преимущественно вверх, говорят о желании ребенка защититься от тех, кто «выше» его — родителей, воспитателей, — об ощущении угрозы от этих людей;

• расположение рисунка не по середине, а близко к верхнему краю листа может означать, что у ребенка есть нереализованные желания в принятии обществом, которые он может реализовывать силовыми, агрессивными методами;

• четко прорисованный рот с зубами говорит о склонности к вербальной (словесной) агрессии.

Все эти гипотезы необходимо проверить в беседе с ребенком. В обсуждении старайтесь не давать никаких оценок вроде «Ай-яй-яй, какое злое животное» и тому подобных. Просто с интересом расспрашивайте ребенка. Важно понять, идет речь об агрессии нападения или о защитной агрессии. Это даст информацию о самом ребенке и его ситуации. В процессе проведения теста вы сами сможете обратить внимание и на другие детали, почувствуете, в какую сторону лучше вести беседу.

Игры для снижения агрессивности детей

«Игрушка в кулаке»

Попросите ребенка закрыть глаза. Дайте ребенку в руку какую-нибудь красивую игрушку. Теперь попросите его сильно сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребенок раскроет ручку и увидит игрушку. Это снимает напряжение и переключает на положительные эмоции.

«Мешочек гнева»

Если ребенок склонен к агрессивному поведению, заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребенок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите его. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, объяснив, что «мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда на кого-то злишься. Его можно кидать, бить им о стену.

«Тух-тиби-дох»

Когда ребенок напряжен и зол на кого-то, предложите ему такую игру. Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу — «Тух-тиби-дох». Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так как ему стало смешно.

«Кошка злая и добрая»

Предложите ребенку изобразить злую кошку. Пусть «кошка» выгнет спину, зарычит и т.д. Когда это получится, предложите ребенку теперь изобразить добрую кошку. Убедитесь, что ребенок расслабился, что у него изменилось выражение лица.


Жалобы на агрессивность ребенка — одни из самых распространенных в психологической практике

Жалобы на агрессивность ребенка — одни из самых распространенных в психологической практике

Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду

Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду

Когда нужно бить тревогу? Однако иногда бывают ситуации, что агрессивное поведение ребенка — явление чуть ли не ежедневное и не связано с какими-то стрессами или…

Когда нужно бить тревогу? Однако иногда бывают ситуации, что агрессивное поведение ребенка — явление чуть ли не ежедневное и не связано с какими-то стрессами или…

Все эти гипотезы необходимо проверить в беседе с ребенком

Все эти гипотезы необходимо проверить в беседе с ребенком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2022