Консультация для родителей на тему «Путешествие в страну Сенсорики»
Оценка 4.9

Консультация для родителей на тему «Путешествие в страну Сенсорики»

Оценка 4.9
docx
20.09.2021
Консультация для родителей на тему  «Путешествие в страну Сенсорики»
Путешествие в страну Сенсорики.docx

Консультация для родителей на тему

«Путешествие в страну Сенсорики»

 

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.
Игры для развития осязания (тактильного восприятия)
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое. 
Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить. 

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. 
Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон. 
Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. 
Дополнительные развивающие игры:
"Поймай киску" Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек" В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет" Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру" Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет" На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
"Найди пару" Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
"Что внутри?" Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.  Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков. 
"Отгадай цифру" (букву) На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке
Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр. 
"Что это?" Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
"Собери матрешку" Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
"Угадай, что внутри" Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает? 

Пять систем чувственного восприятия - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать - начинается период сенсорного (от лат. "sensus" - чувство или ощущение) развития. Это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования таких психических функций как наблюдательность, умение концентрироваться, логическое и творческое мышление, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения. 

Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой. С первых дней на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений и перед ним стоит задача научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для дальнейшего познания. 

"Впитывающий разум" - так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой - он впитывает в себя огромные объемы информации. Мы не можем не заметить это, так как малыш, движимый волей своего разума, беспрерывно смотрит, слушает, трогает, нюхает и пробует на вкус все, что его окружает. В возрасте от трех до шести лет ребенок становится «строителем самого себя», именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития всех органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей. 

 Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно. 

Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. 

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира? Рассмотрим каждую из систем чувственного восприятия. 

 

Тактильное восприятие – осязание 

Подбирайте для малыша не только пластиковые игрушки, но и резиновые, деревянные, из различных видов тканей, с разными текстурами – шершавые, ребристые, пушистые. 

Тактильные ощущения полезно получать не только руками, но и всем телом. Заворачивайте малыша в простынь или махровое полотенце, прикасайтесь к нему шелковым платком или вязаным шарфом. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Проводите по телу мягкой кисточкой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Во время купания для мытья тела можно использовать губки разной жесткости. 

Интересными будут ощущения пальчиковых красок на ручках, животе, спинке. Поэтому лучше использовать краски в ванной, и давать малышу вдоволь измазать себя. 

Полезно играть с сыпучими материалами – крупами. Насыпайте фасоль, горох, рис, гречу или макароны в таз и давайте ребенку вдоволь возиться в нем – пересыпать, трогать. 

Используйте для игры различные природные материалы - камешки, сухой и мокрый песок, глину, землю, листья, цветы, желуди, каштаны. Обращайте внимание ребенка на разность температур - холодный снег и горячие батареи, например. При купании можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную, и попеременно опускать в них ручки или ножки. 

Развивайте чувствительность стоп. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. 

 

Зрение 

Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня. 

Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе. 

Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в слингах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг. 

Психологи рекомендуют при выборе детской одежды, предметов мебели и игрушек отдавать предпочтение естественным цветам и их оттенкам – белому, зеленому, синему, красному, желтому. Натуральные оттенки способствуют развитию внутренней гармонии, а пестрота и слишком яркие, неоновые краски - раздражают. 

Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров. 

Подбирайте «правильные» картинки для рассматривания, соответствующие возрасту. Для возраста от рождения до шести лет – это графические изображения, с одним предметом или простым узором, ближе к году предлагайте смотреть на простые сюжеты - заяц прыгает, машина едет, ближе к трем годам вводите сложные картинки с большим количеством деталей. 

 

Обоняние и вкус 

Запах мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка. 

Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные ароматизаторы, но лучше находить натуральные источники запахов.

Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса. 

 

Слух 

Слух - это сенсорная способность, которая развивается еще задолго до появления малыша на свет. Известно, что находясь в животе у мамы малыш слышит биение ее сердца, журчание в животе, голоса родителей, а также способен слышать музыку. Также, малыша тревожат громкие звуки, а спокойные и мелодичные успокаивают. 

С появлением ребеночка на свет его предпочтения в звуках остаются прежними. Он успокаивается под мамин голос и под биение ее сердца, прижимаясь к маминой груди, ребенок способен узнавать те мелодии, которые слышал еще до рождения и реагировать на них улыбкой или блаженным успокоением. 

Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной. 

 

Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например, "большой - маленький, самый большой - самый маленький", можно сортировать предметы по цвету, размеру, форме или выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому, от самого светлого к самому темному и т.д. 

Я приведу список основных сенсорных понятий, на которые стоит обратить внимание и разделю их на две группы: первая - простая (для возраста от рождения до 1,5 лет) и вторая - сложная (от 1,5 лет до 3): 

 

Итак, первая группа сенсорных понятий: 

·         мягкий - колючий пример: вата и жесткая губка 

·         гладкий - шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы 

·         пушистый - колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка 

·         сухой - мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая 

·         гибкий - жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная 

·         теплый - холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике 

·         легкий - тяжелый пример: вата и камень 

·         светлый - темный пример: два шелковых платка 

·         пустой - полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем то опустошаем 

·         большой - маленький пример: горошина и яблоко 

·         высокий - низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков 

 

Вторая группа: 

·         длинный - короткий пример: две веревки или палки разной длины 

·         толстый - тонкий пример: две подушки - объемная и тонкая 

·         широкий - узкий пример: два отверстия в коробке 

·         глубокий - мелкий пример: две тарелки 

·         цвета - красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки 

·         громкий - тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон 

·         яркий - бледный пример: карандаши и мелки 

·         кислый - сладкий пример: лимон и конфета 

·         сладкий - соленый пример: мед и соленый огурец 

·         приятный запах - неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло 

·         геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 

·         геометрические формы - куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 

 

Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте. 

 

Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д. 

Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы. 

Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики. 

Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам. 

Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов. 

 

Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, - делать разнообразнее окружающую ребенка действительность - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира. 


 

Скачано с www.znanio.ru

Консультация для родителей на тему «Путешествие в страну

Консультация для родителей на тему «Путешествие в страну

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями

Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке

Узнай фигуру" На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке

Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол

Золушка" Дети (2-5 человек) садятся за стол

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира?

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира?

Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась

Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась

Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной

Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной

Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен

Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен

Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т

Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2021