Норма и задержка речевого развития
В развитии у ребенка речи главную роль играют родители.
Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
Спросите себя:
1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?
2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?
3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?
4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?
Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
- Поощряйте стремление задавать вопросы.
- Поощряйте любопытство и воображение.
- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
- Читайте ребенку каждый день.
- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
- Поощряйте общение и игры с другими детьми.
- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
- Играйте вместе с ребенком, если он просит.
- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.
Все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам. Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
Употребляет местоимение "Я" |
2 года 3 мес
|
Адекватно использует названия цветов |
2 года 6 мес
|
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) |
К 3 годам
|
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде |
К 3 годам
|
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями |
С 2 лет 1 мес.
|
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи |
К 3 годам
|
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи
|
С 2 лет 3 мес.
|
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей |
К 3 годам
|
Начинает подбирать рифмы к словам |
С 3 лет
|
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
Показатели речевого развития |
Время появления в норме |
Употребляет в активной речи слова - названия частей предметов |
3 года 6 мес
|
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами |
С 3 лет |
Использует в речи приставочные глаголы |
3 года 1 мес |
Появляется словотворчество |
С 3 лет |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) |
К 4 годам |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи |
К 4 годам
|
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту |
К 4 годам
|
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки |
К 4 годам |
Стоит беспокоиться если:
- ребенок и в 2 года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря;
- в 2,5 года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может составить фразу из двух слов;
- в 3 года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама, не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений;
- ребенок использует речь не для коммуникации (просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту).
Значит, ребенок имеет задержку в развитии речи (ЗРР). Это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, центральной нервной системы, генетического отклонения или же психического расстройства. Диагноз «задержка речевого развития» ставится врачом-неврологом или логопедом. В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист. Задержка речевого развития выявляется, как правило, у детей до трех лет и впоследствии, при невнимательном отношении родителей к проблеме, перерастает в другой диагноз - общее недоразвитие речи (ОНР).
Коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной и предусматривает работу трех специалистов - врача-невролога, логопеда и психолога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.