Консультация для родителей "Задержка речевого развития"
Оценка 4.6

Консультация для родителей "Задержка речевого развития"

Оценка 4.6
doc
17.09.2024
Консультация для родителей "Задержка речевого развития"
консультация.doc

Норма и задержка речевого развития

 

В развитии у ребенка речи главную роль играют родители.

Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).

Спросите себя:

1. Достаточно ли вы говорите с вашим ребенком?

2. Доступны ли ваши фразы для понимания малыша?

3. Достаточно ли четко вы проговариваете слова, звуки, окончания, предлоги? Не торопитесь когда говорите?

4. Сформирована ли потребность в общении у вашего ребенка?    

Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.

- Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.

- Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.

- Поощряйте стремление задавать вопросы.

- Поощряйте любопытство и воображение.

- Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.

- Читайте ребенку каждый день.

- Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.

- Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.

- У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).

- Поощряйте общение и игры с другими детьми.

- Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.

- Играйте вместе с ребенком, если он просит.

- Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

Все дети разные и развиваются по-разному, поэтому одни начинают говорить 10 слов в год, другие только к полутора годам. Граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием проходит на расстоянии примерно в 4-5 месяцев.

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ

 

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение "Я"     

2 года 3 мес

 

Адекватно использует названия цветов   

2 года 6 мес

 

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

К 3 годам

 

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

К 3 годам

 

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

С 2 лет 1 мес.

 

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи   

К 3 годам

 

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи      

 

С 2 лет 3 мес.

 

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей          

К 3 годам

 

Начинает подбирать рифмы к словам      

С 3 лет

 

 

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова - названия частей предметов

3 года 6 мес

 

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

 

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

 

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

Стоит беспокоиться если:

- ребенок и в 2 года плохо произносит десять слов и не имеет большого пассивного словаря;

- в 2,5 года ребенок использует не более 20 слов, не знает и не понимает названий предметов, не может составить фразу из двух слов;

- в 3 года ребенок говорит непонятно и его не понимает даже мама, не говорит простых предложений и не понимает простых объяснений;

- ребенок использует речь не для коммуникации (просто машинально повторяет слова из увиденного мультфильма к месту и ни к месту).

Значит, ребенок имеет задержку  в развитии речи (ЗРР). Это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие отклонения в здоровье ребёнка, например, связанное с работой и развитием мозга, центральной нервной системы, генетического отклонения или же психического расстройства. Диагноз «задержка речевого развития» ставится врачом-неврологом или логопедом. В каждом конкретном случае причину задержки развития речи определяет специалист.  Задержка речевого развития выявляется, как правило, у детей до трех лет и впоследствии, при невнимательном отношении родителей к проблеме, перерастает в другой диагноз - общее недоразвитие речи (ОНР).  

 

Коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной и предусматривает работу трех специалистов - врача-невролога, логопеда и психолога.


Норма и задержка речевого развития

Норма и задержка речевого развития

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2024