«Развитие мышления
у детей с общим
недоразвитием речи»
Разработала:
учитель-логопед
Беловол Н.М.
«Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний. Которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы.
В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Такая взаимосвязь позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.
Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.
За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Среди них большую группу составляют дети с общим недоразвитием речи.
Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.
Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:
-
Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг,
что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является
сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?
Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных
и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:
- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).
Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время, одним их эффективных средств в коррекции речи, стало применение информационно-коммуникационных технологий.
Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность к самоконтролю. Общение с компьютером вызывает у ребенка живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольное внимание и память.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. В работу активно включаются неговорящие дети. Охотно угадывают и показывают на компьютере, чей голос слышали, кто больше, меньше, какое время года и т.д.
Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи зависит успешность его учебы, карьеры, социальное положение. Нет ни одного аспекта деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы мышление.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.