Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»
Оценка 4.6

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Детсад
23.01.2023
Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»
В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний, которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы.
КДВ «Развитие мышления у детей с ОНР».docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей логопедических групп

 

 

«Развитие мышления

             у детей с общим                                        

               недоразвитием речи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель-логопед

Беловол  Н.М.

 

«Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»

 

Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущее к получению новых знаний. Мышление является одним из важнейших факторов психологического развития ребенка.

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

В период дошкольного детства происходят глубокие изменения в мышлении ребенка. Наблюдая доступные его пониманию простейшие явления природы и общественной жизни, определенным образом участвуя в жизни семьи и детского сада, играя и приучаясь к организованным занятиям, ребенок приобретает ряд новых знаний. Которые должны составлять основу его последующего умственного развития и обучения в условиях школы.

В процессе умственного развития ребенка тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое. Такая взаимосвязь позволяет говорить об общих закономерностях развития мыслительной деятельности у дошкольников.

Чтобы научить детей думать над тем, что они видят, с чем встречаются, необходимо воспитывать: во-первых, их любознательность, т.е. пытливость, желание узнавать новое; во-вторых, обогащать их опыт, расширять их знания и, в-третьих, систематически учить их методу анализа-синтеза.

За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Среди них большую группу составляют дети с общим недоразвитием речи.

Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Отклонения от нормы в речевом развитии детей с общим недоразвитием речи может проявляться в позднем появлении речи, бедностью его словарного запаса, несформированностью грамматического строя речи, несовершенством звукопроизношения и фонемообразования. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений. Например:

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?
- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
- Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?
            Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:
- Чем отличаются кукла и девочка?
- Чем отличаются птица и самолет?
- Чем отличаются куст и дерево?


          Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

- Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).

- Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

 

Организация обучения детей с нарушениями речи требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. В последнее время, одним их эффективных средств в коррекции речи, стало применение информационно-коммуникационных технологий.

Одним из преимуществ специализированных компьютерных средств обучения является то, что они позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность к самоконтролю. Общение с компьютером вызывает у ребенка живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольное внимание и память.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.  В работу активно включаются неговорящие дети. Охотно угадывают и показывают на компьютере, чей голос слышали, кто больше, меньше, какое время года и т.д.

Ни у кого не вызывает сомнения важность процесса мышления в жизни человека. От способности человека быстро и эффективно решать поставленные перед ним задачи зависит успешность его учебы, карьеры, социальное положение. Нет ни одного аспекта деятельности, для успешного выполнения которого не понадобилось бы мышление.

 


 

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие мышления у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие мышл ения у детей с общим недоразвитием речи»

Развитие мышл ения у детей с общим недоразвитием речи»

Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном

Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2023