Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя
.
Виды развивающей работы музыкального руководителя средней логопедической группы,
цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами ОНР1, ОНР11уровней.
Цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами 1уровня ОНР и 11 уровня ОНР |
Слушание звуков и музыки. У всех детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения импрессивной речи. Поэтому важно на музыкальных занятиях развивать понимание обращенной речи (в полном объеме), на бытовом уровне, в пределах ситуации, воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании, привлекать внимание к ее содержанию, развивать умение вслушиваться в нее. · Учить детей слушать спокойные, ласковые и веселые песни и пьесы различного характера (контрастные), понимать и говорить, о чем поется в песне, о чем исполняемая пьеса. · Развивать умение различать и узнавать контрастные по настроению отдельные произведения, запоминать их (песни и пьесы), узнавать. · Обучить различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учить прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. · Закреплять умение слушать музыку в исполнении старших. |
Развитие фонематического слуха на неречевых звуках. У всех детей с общим недоразвитием речи 1уровня и 11 уровня отчетливо выявляются затруднения в различении звуков, воспроизведении слоговых структур. Преодоление элизии, персеверации, итерации, антиципатии, перестановки звуков, слогов, контаминации, парафазии, начинаются с формирования сенсорных способностей детей, что и происходит на занятиях музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя. Именно совместная работа специалистов по развитию фонематического слуха на неречевых звуках, а потом и речевых, поможет учителю-логопеду научить ребенка преодолевать затруднения в воспроизведении слоговых структур. · Учить детей различать природные звуки, неречевые (скрип двери, тиканье часов, и т.д.). При обучении важно учитывать, что изолированному слуховому восприятию неречевых звуков должно предшествовать обучение восприятию звуков с опорой на зрение и слух. · «На чем играл Мишутка?» Учить детей различать тембр звучания 8 детских музыкальных инструментов (игрушеек): дудочки, барабана, губной гармошки, погремушки, бубна, колокольчика, металлофона, треугольника. Научить узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминать его название. Предложить выполнение действий с музыкальными игрушками («Подуди в дудку». Понятия один - много, задание: Подуди в дудку много раз (один раз)). · Приучать различать высокое и низкое звучание колокольчиков, регистров фортепиано, разный ритм («Великан и лилипутик», «Птица и птенчики») · Различать звуки, разные по высоте. Развивать умение отмечать хлопками (и в движении) тихое и громкое; высокое и низкое звучание («Тихие и громкие звоночки», «Игра с колокольчиками») Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводить понятия: тихо - громко, учить дифференцировать звуки по силе. · Передавать высокие и низкие интонации «Чей домик?» · Вызывать интерес к движущимся, забавным озвученным игрушкам (клюющие птички, пляшущие куклы, заяц-барабанщик, шагающий утенок и т. д.), желание наблюдать за их движением, прислушиваться в издаваемым звукам, присматриваться к действиями взрослого, эмоционально реагировать на занимательность звуковых игровых ситуаций. · Обучать восприятию и воспроизведению разнообразых неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, подпрыгивание и т.д.) · Учить сравнивать ритмы. Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!. Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами. Воспроизведение определенного ритма по образцу музыкального руководителя, по заданному рисунку. · Развивать слуховое внимание, и другие психические процессы в игровой форме. |
Подпевание и пение. У детей с ОНР отмечаются нарушения сенсомоторного уровня речи, страдает общее звучание речи. Это проявляется в снижении разборчивости речи: речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих; темпе: быстрый или замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (разная степень, форма). У большинства детей с ОНР прослеживается дисритмия, ритм - растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Дыхание, у всех детей с нарушениями речи, может быть: затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох, у речевиков, не сформирован; носовое дыхание может быть затруднено, и даже отсутствовать, при фонации выдох, в основном, ротовой, смешанный. Голос у детей с речевыми патологиями бывает: тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, наблюдается отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, с наличием носового оттенка. Поэтому, для всех детей с ОНР важны занятия профессионального музыкального руководителя, который будет формировать у логопатов певческие интонации, протяжность звучания гласных звуков, навыки чистого интонирования несложных песен, коллективного пения. · Развивать правильное дыхание (выдох). · Учить четко артикулировать гласные звуки - изолированно, в звукосочетаниях, словах, произносить их долго и плавно на одном длительном выдохе. · Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Вызвать междометия. · Развивать умение подпевать окончания музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен в сопровождении голоса взрослого и инструмента. · Развивать имитационную способность, формировать умения отраженному воспроизведению слогового контура в музыкальных произведениях: «кап-кап», «бим-бом», и т.д. · Развивать умение подпевать повторяющиеся в песне фразы. · Учить петь, в сопровождении фортепиано, совместно со взрослым, подражая протяжному звучанию, и подстраиваться к пению взрослого (к интонациям голоса) и инструменту. · Формировать умение петь совместно со взрослым знакомые песни: бодро, подвижно, напевно в одном темпе, ласково, протяжно, не отставая и не опережая друг друга, смягчая концы фраз. · Формировать умение, во время пения правильно и отчетливо выговаривая слова простой структуры: двусложные, односложные, трехсложные слова. Артикуляционная моторика у детей с ОНР 1 уровня ОНР и 11 уровня ОНР еще слаба. Объем движений органов артикуляции: строго ограничен или неполный. Тонус может быть повышен, или понижен. Переключаемость, подвижность, точность движений губ, языка - недостаточная, наблюдаются: тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия. У части детей саливация повышена. В преодолении вышеуказанных нарушений органов артикуляции, могут помочь элементарные пропевки (гласных звуков, легких текстов), проводимые музыкальным руководителем на своих занятиях артикуляционные упражнения, на развитие челюстий, языка, губ с детьми-логопатами. |
Музыкально-ритмические движения (Развитие моторной сферы) У детей с общим недоразвитием речи могут отмечаться нарушения общей и ручной моторики ( незначительно нарушены координация, темп, ритм движения, моторно неловки; недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго ограничен), темп (N, быстрый, медленный), переключаемость (точная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, нарушена, неполная), бывает и сохранность функции моторной сферы. Поэтому возникает необходимость формировать у детей-логопатов элементарную ритмичность движений, развивать согласованность движений и музыки при освоении дошкольников несложных танцевальных, образных движений. · «Ходим-бегаем-подпрыгиваем» Учить детей передавать в движении бодрый и спокойный характер музыки, ритмично ходить, меняя со сменой частей марша ходьбу на подпрыгивание, бег. Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега. · Передавать игровые действия и характерные особенности игровых персонажей «Паровоз», «Прятки», «Зайцы и медведь». В процессе работы проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны - в кулачок, разжимай - и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). · Выполнять танцевальные движения (хлопки, притопывания, повороты кистей рук); по одному и в парах. · Учить двигаться с предметами - бубном, куклами, листиком, погремушкой, флажком, передавая равномерный ритм, меняя движение во второй части пьесы, передавая предметы друг другу. · Упражнять в передаче разных образно-игровых движений («Разбудим медведя»,«Зайчики и лисичка». · Учить в плясках становиться в круг, и двигаться по нему, держась за руки всем вместе и индивидуально, меняя движение соответственно; выполнять различные движения по куплетной форме и содержанию (текста) песни («Хоровод»,«Фонарики»), выполнять танцевальные движения двигаясь парами («Танцуем вместе»). · Формировать умение отмечать в движении различный равномерный ритм, делать ритмичные полуприседания «Пружинка», кружиться в парах, притопывать одной ногой, в пляске поочередно сменять движения. · Учить передавать в связи с музыкой различные характерные действия игровых персонажей («Котята и кошка», «Цок, цок, лошадки»), характер пляски хлопками, притопыванием, помахиванием, кружением, полуприседаниями, в разных направлениях. · Учить детей чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двухчастную форму («Играть, отдыхать»). |
Праздничные утренники и развлечения Дети с речевыми патологиями часто бывают нерешительными, или наоборот расторможенными, отказываются от общения, поэтому важно последовательно, постепенно формировать активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этапе коррекционного обучения необходимо сделать специально организованную эмоциональную игру с определенной учебно-речевой задачей. Для этого необходимо систематически организовывать развлечения, различные по форме и содержанию. Приучать детей-логопатов эмоционально откликаться на предложения педагога похлопать, позвать, спрятаться, охотно выполнять эти действия, через организацию веселых игр, забав. · Побуждать детей эмоционально воспринимать веселые сценки настольного кукольного театра, активно следить за развертыванием сюжета, отвечать на простые вопросы взрослого, подражать крику птиц, животных («гав-гав», «га-га-га», «мяу»). · Привлекать детей к участию в развлечениях, отвечая простейшими движениями на задания ведущего (догнать зайчика, подержать птичку на ладони, поехать на лошадке и т. д.). Побуждать детей к выполнению совместных музыкально-игровых действий, простейших драматизированных образных движений («зайчик прыгает», «зайчик спит», «медвежонок идет» «цыплятки клюют»), с проговариванием простейших звукоподражаний и короткого текста (воробышек прыгает: «чик-чи- рик», курочка зовет цыплят: «ко-ко-ко»). · Радость, парадность и необычность праздника новогодней елки дети-логопаты должны почувствовать, через изменение окружающей обстановки: красиво оформлен музыкальный зал, звучит веселая музыка; у взрослых приподнятое праздничное настроение, нарядны взрослые и дети. Необходимо предложить детям рассматривать флажки, звезды, воздушные шары, связывая их с праздником, на котором они маршируют, подпевают песни, смотрят интересные сценки, выступления старших детей. В праздник новогодней елки привлекать всех детей к активному участию в утреннике, к индивидуальным и коллективным выступлениям в разных видах художественной деятельности (читать детские стихи с четким ритмичным рисунком (двустишья и четверостишья, что можно отхлопать), петь песни, плясать, водить хороводы). В утренники включать забавные сценки, игровые моменты (с предметами), которые активизируют самостоятельные действия детей с нарушениями речи: играть и плясать, выполнять знакомые действия, движения в играх и забавах. · С целью развития импрессивной речи, активизации речевой деятельности на музыкальных занятиях и развлечениях, разыгрывать для детей небольшие сценки с участием игрушек настольного театра, используя народные потешки, песенки, произведения А. Барто. · Воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к активной музыкально-речевой деятельности старших детей, через организацию посещения их праздников, наблюдения за музыкальными играми. |
Большое значение в работе музыкального руководителя логопедической группы имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевых возможностей дошкольника и характер нарушения речи. Характерными особенностями развивающей работы музыкального руководителя в коррекционной группе будет: проведение работы на невербальном и (затем на) вербальном материале; многократная повторяемость видов (развивающей работы) на разном речевом материале.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.