Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя . Виды развивающей работы музыкального руководителя средней логопедической группы, цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами ОНР I, ОНР II уровней.
Оценка 5

Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя . Виды развивающей работы музыкального руководителя средней логопедической группы, цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами ОНР I, ОНР II уровней.

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
дефектология
4 кл—6 кл
24.02.2023
Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя . Виды  развивающей работы музыкального руководителя средней логопедической группы,   цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами ОНР I, ОНР II уровней.
В консультации раскрываются цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми имеющими I уровень ОНР и II уровень ОНР
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя.docx

 Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя

.

Виды  развивающей работы музыкального руководителя средней логопедической группы,

 цели и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми-логопатами ОНР1, ОНР11уровней.

 

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы

с детьми-логопатами 1уровня ОНР и 11 уровня ОНР

Слушание звуков и музыки.

У всех детей  с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения импрессивной речи. Поэтому важно на  музыкальных занятиях развивать понимание обращенной речи (в полном объеме), на бытовом уровне, в преде­лах ситуации, воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера, же­лание слушать ее, замечать изменения в звучании, привлекать внимание к ее содержанию, развивать умение вслушиваться в нее.

·         Учить детей слушать спокойные, ласко­вые и веселые песни и пьесы различ­ного характера (контрастные), понимать и говорить, о чем поется в песне, о чем исполняемая пьеса.

·         Развивать умение различать и узнавать контра­стные по настроению отдельные произведения, запоминать их (песни и пьесы), узнавать.

·         Обучить различать гром­кую (разговорную) и шепотную речь, учить прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.

·         Закреплять умение слушать музыку в исполнении старших.

Развитие фонематического слуха на неречевых звуках.

У всех детей  с общим недоразвитием речи 1уровня и 11 уровня отчетливо выявляются за­труднения в различении звуков, воспроизведении слоговых структур. Преодоление  элизии, персевера­ции, итерации, антиципатии, переста­новки звуков, слогов, контамина­ции, парафазии, начинаются с формирования сенсорных способностей детей, что и происходит на занятиях музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя. Именно совместная работа специалистов по развитию фонематического слуха на неречевых звуках, а потом и речевых, поможет учителю-логопеду научить ребенка преодолевать за­труднения в воспроизведении слоговых структур.

·         Учить детей различать природные звуки, неречевые (скрип двери, тиканье часов, и т.д.). При обучении важно учитывать, что изолированному слуховому восприятию неречевых звуков должно предшествовать обучение восприятию звуков с опорой на зрение и слух.

·          «На чем играл Мишутка?» Учить детей различать тембр звучания 8 детских музыкальных инструментов (игру­шеек): дудочки, барабана, губной гармош­ки, погремушки, бубна, колокольчика, металлофона, треугольника. Научить узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоми­нать его название. Предложить выполнение действий с музыкальными игрушками («Подуди в дудку». Понятия один - много, задание: Подуди в дудку много раз (один раз)).

·         Приучать различать высокое и низкое звучание колокольчи­ков, регистров фортепиано, разный ритм («Великан и лилипутик», «Птица и птенчики»)

·         Различать звуки, разные по высоте. Разви­вать умение отмечать хлопками (и в движении) тихое и громкое;  высокое и низкое звучание («Тихие и громкие звоночки», «Игра с колокольчиками») Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводить понятия: тихо - громко, учить дифференцировать звуки по силе.

·         Передавать высокие и низкие интонации «Чей домик?»

·         Вызывать интерес к движущимся, забавным озвученным игрушкам (клю­ющие птички, пляшущие куклы, заяц-барабанщик, шагающий утенок и т. д.), желание наблюдать за их движением, прислушиваться в издаваемым звукам, присматриваться к действиями взрослого, эмоционально реагировать на занимательность звуковых игровых ситуаций.

·         Обучать восприятию и воспроизведению разнообразых неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, подпрыгивание и т.д.)

·         Учить сравнивать ритмы. Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!. Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами. Воспроизведение определенного ритма по образцу музыкального руководителя, по заданному рисунку.

·         Развивать слуховое внимание, и другие психические процессы  в игровой форме.

Подпевание и пение.

У детей  с ОНР отмечаются нарушения сенсомоторного уровня речи, страдает общее звучание речи. Это проявляется в снижении разборчивости речи: речь смазанная, нарушенная, невнятная, малопонятная для окружающих; темпе: быстрый или  замедленный, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание (разная степень, форма). У большинства детей с ОНР прослеживается дисритмия, ритм - рас­тянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов. Дыхание, у всех детей с нарушениями речи, может быть: затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой выдох, у  речевиков, не сформирован; носовое дыхание может быть затруднено, и даже отсутствовать, при фонации выдох, в основном, ротовой, сме­шанный. Голос у детей с речевыми патологиями бывает: тихий, слабый, неполетный, маломодулированный, монотонный, наблюдается отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, с наличием но­сового оттенка. Поэтому, для всех детей  с ОНР важны занятия профессионального музыкального руководителя, который будет формировать у логопатов певческие интонации, протяжность звучания гласных звуков, навыки чистого интонирова­ния несложных песен, коллективного пения.

·         Развивать правильное дыхание (выдох).

·         Учить четко артикулировать  гласные звуки - изолированно, в звукосочетаниях, словах, произносить их долго и плавно на одном длительном выдохе.

·         Уточнение произношения согласных звуков в звукоподражаниях. Вызвать междометия.

·         Развивать умение подпевать окон­чания музыкальных фраз, повторяющиеся слова песен в сопро­вождении голоса взрослого и инструмента.

·         Развивать имитационную способность, формировать умения отраженному воспроизведению слогового контура в музыкальных произведениях:  «кап-кап», «бим-бом», и т.д.

·         Развивать умение подпевать по­вторяющиеся в песне фразы.

·         Учить петь, в сопровождении фортепиано,  совместно со взрослым, подражая про­тяжному звучанию, и подстраиваться к пению взрослого (к интонациям голоса) и инстру­менту.

·         Формировать умение петь совместно со взрослым знакомые пес­ни: бодро, подвижно, напевно в одном темпе, ласково, протяжно, не отставая и не опережая друг друга, смягчая концы фраз.

·         Формировать умение, во время пения правильно и отчетливо выговаривая слова простой структуры: двусложные,  односложные, трехсложные слова.

Артикуляционная моторика у   детей  с ОНР 1 уровня ОНР и 11 уровня ОНР еще слаба. Объем движений органов артикуляции: строго ог­раничен или  неполный. Тонус  может быть повышен, или  пони­жен. Переключаемость, подвижность, точность движений губ, языка - недо­статочная, наблюдаются: тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия. У части детей саливация повышен­а. В преодолении вышеуказанных нарушений органов артикуляции, могут помочь элементарные пропевки (гласных звуков, легких текстов), проводимые музыкальным руководителем на  своих занятиях артикуляционные упражнения, на развитие челюстий, языка, губ с детьми-логопатами.

Музыкально-ритмические движения

(Развитие моторной сферы)

У детей  с общим недоразвитием речи могут отмечаться нарушения общей  и ручной моторики ( не­значительно нарушены коорди­нация, темп, ритм движения, моторно неловки;  недостаточ­ность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений (полный, неполный, строго огра­ничен), темп (N, быстрый, мед­ленный), переключаемость (точ­ная, неточная), координация (N, незначительные нарушения, на­рушена, неполная), бывает и со­хранность функции моторной сферы.

Поэтому возникает необходимость формировать у детей-логопатов элементарную ритмичность движений, развивать согласован­ность движений и музыки при освоении дошкольников несложных танцевальных, образных движений.

·         «Ходим-бегаем-подпрыгиваем» Учить де­тей передавать в движении бодрый и спокойный характер му­зыки, ритмично ходить, меняя со сменой частей марша ходьбу на подпрыгивание, бег. Побуж­дать детей передавать ритм ходьбы и бега.

·         Передавать игровые действия и характерные осо­бенности игровых персонажей «Па­ровоз», «Прятки», «Зайцы и медведь». В процессе работы проводить игровые занятия на развитие подражатель­ности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны - в кулачок, разжимай - и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать).

·         Выполнять танце­вальные движения (хлопки, притопывания, повороты кистей рук); по  одному и в парах.

·         Учить двигаться с предметами - бубном, куклами, листиком, погремушкой, флажком, передавая равномерный ритм, меняя движение во второй части пьесы, передавая предметы друг другу.

·         Упражнять в пе­редаче разных образно-игровых движений («Разбудим медведя»,«Зайчики и лисичка».

·         Учить в плясках становиться в круг, и двигаться по нему, держась за руки всем вместе и индивидуально, меняя движение соответственно;  выполнять различные движения по куплетной форме и  содержанию (текста) песни («Хоровод»,«Фонари­ки»), выполнять танцевальные дви­жения двигаясь парами («Танцуем вместе»).

·         Форми­ровать умение отмечать в движении различный равномерный ритм, делать ритмичные полуприседания «Пружинка», кружиться в парах, притопывать одной ногой, в пляске поочередно сменять движения.

·         Учить передавать в связи с музыкой различные ха­рактерные действия игровых персонажей («Котята и кошка», «Цок, цок, лошадки»), характер пляски хлопками, притопыванием, помахиванием, кружением, по­луприседаниями, в разных направлениях.

·         Учить де­тей чувствовать окончание пьесы, отмечать в движениях двух­частную форму («Играть, отдыхать»).

Праздничные утренники и развлечения

Дети с речевыми патологиями часто бывают нерешительными, или наоборот расторможенными, отказываются от общения, поэтому важно последовательно, постепенно формировать ак­тивное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этапе коррекционного обучения необходимо сделать спе­циально организованную эмоциональную игру с определенной учебно-речевой задачей. Для этого необходимо систематически организовывать развлечения, различные по форме и содержа­нию. Приучать детей-логопатов эмо­ционально откликаться на предложения педагога похлопать, позвать, спрятаться, охотно выполнять эти действия, через организацию веселых игр, забав.

·         Побуждать детей эмоционально воспринимать веселые сценки настольного кукольного театра, активно следить за развертыванием сюжета, отвечать на простые вопросы взрослого, подражать крику птиц, животных («гав-гав», «га-га-га», «мяу»).

·         Привлекать детей к участию в развлечениях, отвечая простей­шими движениями на задания ведущего (догнать зайчика, подержать птичку на ладони, поехать на лошадке и т. д.). Побуждать детей к выполнению совместных музыкально-игровых действий, простейших драмати­зированных образных движений («зайчик прыгает», «зайчик спит», «медвежонок идет» «цыплятки клюют»), с проговариванием простейших звукоподражаний и короткого текста (воробышек прыгает: «чик-чи- рик», курочка зовет цыплят: «ко-ко-ко»).

·         Радость, парадность и необычность праздника ново­годней елки дети-логопаты должны почувствовать, через изменение окружающей обстановки: кра­сиво оформлен музыкальный зал, звучит веселая музыка; у взрослых приподнятое праздничное настроение, нарядны взрослые и дети. Необходимо пред­ложить детям рассматривать флажки, звезды, воздушные шары, связывая их с праздником, на котором они маршируют, подпе­вают песни, смотрят интересные сценки, выступ­ления старших детей. В праздник новогодней елки привлекать всех детей к активному участию в утрен­нике, к индивидуальным и коллектив­ным выступлениям в разных видах художественной деятельности (читать детские стихи с четким ритмичным рисунком (двустишья и четверостишья, что можно отхлопать), петь песни, плясать, водить хороводы). В утренники включать забавные сценки, игровые моменты (с предметами), которые активи­зируют самостоятельные действия детей с нарушениями речи: играть и плясать, вы­полнять знакомые действия, движения в играх и забавах.

·         С целью развития импрессивной речи, активизации речевой деятельности на музыкальных занятиях и развлечениях, разыгрывать для детей небольшие сценки с участием игрушек настольного театра, используя  народные потешки, песенки, произведения А. Барто.

·         Воспитывать эмоциональную от­зывчивость и интерес к активной музыкально-речевой деятельности старших детей, через организацию посещения их праздников, наблюдения за музыкальными играми.

 

Большое значение в работе музыкального руководителя логопедической группы имеет дифференцированный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей ребенка, его работоспособность, речевых возможностей дошкольника и характер нарушения речи. Характерными особенностями развивающей работы музыкального руководителя в коррекционной группе будет: проведение работы на невербальном и (затем на) вербальном материале; многократная повторяемость видов (развивающей работы) на разном речевом материале.


 

Скачано с www.znanio.ru

Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя

Консультация учителя-логопеда для музыкального руководителя

У большинства детей с ОНР прослеживается дисритмия, р итм - рас­тянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов

У большинства детей с ОНР прослеживается дисритмия, р итм - рас­тянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов

Музыкально-ритмические движения (Развитие моторной сферы)

Музыкально-ритмические движения (Развитие моторной сферы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2023