Консультация для педагогов - АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ, говорится о том, что предлагается цикл занятий направленных на снижение мышечного напряжения, развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя, усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания вне занятий.В консультации для педагогов - АДАПТАЦИЯ ПЕДАГОГОВ, говорится о том, что предлагается цикл занятий направленных на снижение мышечного напряжения, развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя, усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия для его поддержания вне занятий.
Иконка файла материала Адаптация педагогов в коллективе.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «АДАПТАЦИЯ   ПЕДАГОГОВ»                                   Материал подготовили педагог – психологг. Волгодонск – 2007г. 2АДАПТАЦИЯ   ПЕДАГОГОВ. Методические аспекты и проведения практических занятий Цикл практических занятий рассчитан на 16­20 часов (8­ 10 занятий). Оптимальное число участников ­ 10­12 человек. Продолжительность занятий ­1­2 часа. Условия   проведения:   комната   психологической   разгрузки,   оборудованная   в соответствии с основным требованием ­ располагать к отдыху, расслаблению. Режим проведения ­ один раз в неделю, один раз в месяц или каждый день в течение двух недель. Цикл занятий рекомендуется проводить два раза: в зимние каникулы (январь) и в конце учебного года (май, июнь). Занятие 1. Материал.  Кисти, краски, баночки  с  водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); бумага для записей; бланки тестов, заданий; свеча; коврики; музыка в аудиозаписи (по выбору психолога), которая сопровождает вес занятия. Часть I. Вводная Цель:  Настроить на занятие. Расположение   участников.  Педагоги   по   одному   садятся   за   столы,   распо­ ложенные по всему залу. Содержание: 1.  Тест   «Самооценка   эмоционального  состояния».  Педагоги   заполняют   бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент (приложение 1). 2. Упражнение «Настроение». Инструкция: Возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь  в   свои   переживания.   Выберите   цвет   и   проведите   линии  так,   как   вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением.  Представьте,  что   вы   свое настроение переносите на бумагу, как бы материализуете его. Когда все закончат рисовать, ведущий  предлагает на другой стороне листа на­ писать пять ­ семь слов, отражающих их настроение. Часть II Первый блок упражнений Цель: Снять мышечное напряжение.  Расположение   участников:  Педагоги   садятся   на   стулья,   расположенные полукругом. Содержание: 1. Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». Инструкция: Начните с плавного вращения глазами ­ два раза в одну сторону, два в другую. Зафиксируйте внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет,   расположенный   поблизости.   Нахмурьтесь,   напрягая   окологлазные   мышцы,   а потом  расслабьтесь и широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала  покачав 3головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи как можно выше и медленно   опустите  их,   расслабьте   запястья   и   подвигайте  ими.  Сожмите  и  разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем   мягко   прогнитесь   в   позвоночнике  вперед­назад   и   из   стороны   в   сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног так, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза. 2. Упражнение «Снятие мышечного напряжения ». Инструкция:  Сядьте   на   стул   в   удобной   позе,   так,   чтобы   спина   касалась   спинки. Обхватите стул обеими руками снизу и, напрягшись, попытайтесь под себя вместе со стулом ­ оставайтесь в состоянии напряжения так долго, как сможете, но не переусердствуйте, а затем быстро опустите руки и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите это несколько раз. Волнение и возбуждение отступят. 3. Упражнение «Дыхание на счет 7­11» Инструкция:  Дышите очень медленно и глубоко, так, чтобы цикл дыхания занимал около 20 сек. Возможно, вначале вам будет непросто. Но не нужно напрягаться. Считайте от семи при вдохе и до одиннадцати при выдохе. Второй блок упражнений Цель: Снизить эмоциональное напряжение.  Расположение   участников:  Первое   упражнение   выполняется   сидя   на   стульях, остальные ­ лежа. Содержание: 1 .Упражнение «Достижение состояния покоя». Инструкция: Сядьте в удобную для   вас позу и сосредоточьтесь на рассматривании горящей   свечи   (картины,   репродукции)   в   течение   некоторого   времени.   Постарайтесь достичь ощущения полного покоя, когда нет ни мыслей, ни чувств только созерцание.  2. Упражнение "Поплавок в океане».  Инструкция: Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, суда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите     движение   волны,   тепло   солнца,   капли   дождя,   водяную   подушку,   под­ держивающую вас снизу. Какие еще возникают ощущения, когда вы представляете   себя маленьким   поплавком   в большом океане?  3. Упражнение «Прогулка».  Инструкция:  Третий блок упражнений Цель: Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя. Расположение   участников.  Педагоги   садятся   на   стулья,   расположенные  по всему залу. Содержание: 1. Упражнение «Я  в лучах солнца».  Инструкция:  На   листе   нарисуйте  солнце   так,   как   его   рисуют   дети   ­   с кружком посередине и множеством лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте 4автопортрет. Около каждого луча напишите что­нибудь хорошее о себе.  Задача ­ вспомнить как можно больше хорошего. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо  на душе и покажется, что вы ни на  что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое качество. 2.   Упражнение   «Я   в   общении   с   другими»  (педагоги   заполняют   бланк   с заданиями,  приложение 2).  Инструкция:  Проанализируйте   свое  общение   с   людьми.   Отметьте,   что   в   нем было   позитивного   (за   последнюю   неделю,   месяц);   в   каких   ситуациях   общения    вы испытывали недовольство собой (за последнюю неделю, месяц). Часть Ш. Заключительная Цель: Углублять позитивное эмоциональное состояние и создавать условия    для его поддержания вне занятий. Расположение   участников:    Педагоги   по   одному   садятся   за   столы, расположенные по всему залу.  Содержание: 1. Упражнение «Осознание своего дыхания». Инструкция:  Сделайте   глубокий  вдох   животом,   дайте   воздуху   заполнить  всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух,  произнося  мягкий  согласный   звук  «с­с­с».  Следите   за  ритмом  дыхания.  Воздух входит в вас и выходит. «С­с­с». Спросите себя: что я  чувствую, когда я так дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете. 2.  Упражнение   «Настроение»  (повторение   второго   упражнения   из   первой части). Инструкция: Нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия. 3. Тест «Самооценка эмоционального состояния».  Педагоги заполняют бланк, оценивая свое эмоциональное состояние в конце занятия (приложение 1). Занятие 2 Материал:  Кисти, краски, баночки с  водой; альбомные листы (по два на каждого педагога); глина; досточки под глину; салфетки (полотенца); бланки тестов, заданий; бумага для записей; зеркала; кассеты с музыкальным сопровождением. Часть I. Вводная  Цель:  Настроить на занятие.  Расположение участников:  Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу. Содержание: 1.Тест «Самооценка эмоционального  состояния».  Педагоги заполняют  бланк, оценивая свое эмоциональное состояние (приложение 1). 2. Упражнение «Воспоминания детства». Инструкция. Возьмите краски, кисточки и чистый лист бумаги. Расслабьтесь, левой рукой нарисуйте приятные воспоминания из своего детства. 5Часть II Первый блок упражнений  Цель: Снять мышечное напряжение.  Расположение   участников.  Педагоги   садятся   на   стулья,   расположенные полукругом. Содержание: 1. Упражнение «Самомассаж». Инструкция:  Посмотрите   и   запомните   эти   точки   (ведущий   показывает расположение   точек   и   способ   их   массажа):   межбровная   область:   потрите  это  место медленными круговыми движениями; задняя часть шеи: мягко сожмите  ее несколько раз одной рукой; челюсть  потрите с обеих сторон место, где заканчиваются коренные зубы; плечи: помассируйте верхнюю часть плеч пятые пальцами; ступни ног: потрите ступни со всех сторон. 2. Упражнение «руки». Инструкция: Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки. Представьте себе, что энергия усталости «вытекает  из вас в землю. Вот она струится от головы к плечам, перетекает  к  предплечьям   и  достигает   локтей,   устремляется   к   кистям  и   через   кончики пальцев просачивается вниз. Вы физически ощущаете теплый поток, скользящий по вашим рукам. Посидите так минуты полторы­две, а затем слегка потрясите кистями рук, оконча­ тельно избавляясь от усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, походите по залу. Второй блок упражнений  Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Расположение участников. Педагоги расходятся по залу и по одному садятся на стулья (за столами, без столов) или на корточки и т.п. Содержание: Работа с глиной Сегодня   мы   будем   выполнять   необычное   упражнение.   Мы   поработаем   с  глиной. Почему именно с ней? По мнению психологов, работа с глиной помогает анализировать свои ощущения. чувства, помогает выходу негативных эмоций, т.е. эмоции и чувства мы передаем глине за счет выполнения определенных действий. Инструкция: Закройте глаза. Пальцы станут более чувствительными к  глине. Но если вдруг откроете глаза, не тревожьтесь, просто закройте их снова.  Разминайте глину пальцами,   ладонью,  тыльной   поверхностью   кистей.   Посидите минуту, положив руки на кусок глины. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок глины таким, какой он есть; «подружитесь» с ним. Ощупайте его. Он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Возьмите кусок глины       и  подержите  его. Он легкий? Тяжелый?  И  отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, а потом     быстрее. Отщипните большие и маленькие кусочки. Сожмите глину. Теперь разгладьте ее. Разгладив, ощупайте места.   которые   вы   разгладили.   Слепите    Проткните   его.   Если   глина расплющивается,   опять   слепите   шар   и   проткните его. Теперь попробуйте сделать это другой рукой. Ударяйте по глине. Шлепайте по ней, ощупывайте гладкие места, которые образовались   после   похлопывания.   Еще   раз   потрогайте   весь   кусок.   Работа   с   глиной подошла к концу. Можно открыть глаза.   шар. 6Затем ведущий предлагает каждому письменно ответить на вопросы. • Что   больше   всего   понравилось   делать  с глиной? (Ощущать кусок глины в  рук ах, отщипывать, сминать, протыкать, пошлепывать по ней, поглаживать.) • О чем вы думали, когда работали с глиной?         Листки   не   подписываются.   Ведущий  зачитывает   ответы   с   тем,   чтобы   каждый сравнил свои ощущения при работе с глиной с ощущениями коллег. Третий блок упражнений Цель:  Развивать   умение   вступать   в  контакт   с   самим   собой;   занимать   позицию независимого   наблюдателя   по   отношению   к   самому   себе   и   к   своей   ситуации: формировать позитивное принятие себя. Расположение участников:  Педагоги садятся на стулья, расположенные  по всему залу. Содержание: 1. Упражнение «Самохвальство».  Инструкция: Составьте список хороших дел, которые вы сегодня совершили (то, что   не   удалось   осуществить,   в  расчет  не   берите).   Можете   записать   их  положительные результаты. Например.   • Вовремя встал. • Приготовил завтрак для всей семьи и отдельно второй завтрак детям в школу. • Вовремя пришел на работу. • Сварил коллеге кофе.  • Выполнил…...  • Завершил работу над......  • Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.       • Вымыл посуду и т.д.       Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сделали за день. После выполнения упражнения ведущий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете  делать  в течение  всего  дня,   то   не   перестанете   удивляться,  сколько  хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».       2. Упражнение «Уверенность» (педагоги заполняют бланк с заданиями, приложение 3) Инструкция   после   выполнения  упражнения:    Посмотрите   еще   раз внимательно   на   свои   записи   и   попробуйте   оценить,   каким   страхам   вы   подвержены  в большей степени. Затем   ведущий   предлагает   другой   вариант   выражения   отношения   к   подобным утверждениям (необходимо мысленно повторить их вслед за ведущим). 1.  Я уверена: в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое. 2.  Я абсолютно уверена: всегда найдется кто­то, кому не понравится то, что я делаю (на вкус и цвет товарищей нет). 3.   Да,   всегда   найдется   кто­то,   кто   будет   критиковать   меня.   Я   действительно     несовершенна. Критика полезна.          4. Конечно! Всякий раз, перебивая кого­то, я высовываюсь. 5.   Может   быть,   он   думает,   что   я   нехороша!   Конечно,   иногда   я   не   такая   уж   и хозяйственная,   и   деловая,   да   и   кто­то  иногда   поступает   лучше,   чем   я.   Но   я переживу и это. 76. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это. Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное отношение к происходящему». Часть III. Заключительная.   Цель:   Усилить позитивное эмоциональное состояние и создать условия  для его поддержания вне занятий.  Расположение участников: Педагоги садятся по одному за столы, расположенные по всему залу Содержание: 1. Упражнение «Разговор со своим телом». Инструкция: Дышите спокойно, полностью сосредоточьтесь на дыхании. Воздух входит в вас и выхолит «с­с­с». Вы дышите в том темпе, который для вас удобен. Продолжая дышать медленно­медленно, начните мысленный  обзор своего тела. Пусть ваш внутрен­ ний взор поднимется по телу от кончиков пальцев ног по ступням, голеням, позвоночнику, мысленно охватите свою голову и спуститесь вниз по шее, животу. Продолжая дышать в удобном для вас темпе и издавая на выдохе звук «с ­ с ­ с», ощутите себя целиком, назовите себя по имени, скажите себе:­ Это Я». 2. Упражнение «Настроение». Инструкция:  Нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия. 3.  Тест   «Самооценка   эмоционального  состояния».  Педагоги   заполняют   бланк, оценивая свое эмоциональное состояние на данный момент (приложение 1). Приложение 1 Самооценка эмоционального состояния                                                    (Я. Уэссман, Д Рикс) Задание.  Выберите   в   каждом   из   предложенных   наборов   суждений   то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас. Шкала «Спокойствие ­ тревожности 10. Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9. Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 8. Ощущение полного благополучия. Уверен, чувствую себя непринужденно. 7. В целом уверен и свободен от беспокойства. 6. Ничто особенно не беспокоит меня. Я чувствую себя более или менее непри­ нужденно. 5. Несколько озабочен, чувств себя скованно, немного встревожено. 4. Переживаю   некоторую   озабоченность,   страх,   беспокойство   или   неопреде­ 8ленность. Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3. Значительно не уверен. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2. Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1. Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями. Шкала «Энергичность ­ усталость» 10. Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. 9. Бьющая   через   край   жизнеспособность,   огромная   энергия,   сильное   стрем­ ление к деятельности. 8. Много энергии, сильная потребность в действии. 7. Чувствую себя очень свежим. В запасе значительная энергия. 6. Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр. 5. Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 4. Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии. 3. Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2. Ужасно утомлен. Почти изнурен и   практически   неспособен  к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1. Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию. Шкала «Приподнятость ­ подавленность» 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 6. Чувствую себя довольно хорошо ­ в порядке. 5. Чувствую себя чуть­чуть подавленно­ так себе. 4. Настроение подавленное и несколько унылое. 3. Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое. 2. Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. 1.   Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо. Шкала «Чувство уверенности в себе ­ чувство беспомощности» 910. Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать  все, что захочу.   9. Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. 8. Очень уверен в своих способностях.  7. Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши. 6. Чувствую себя довольно компетентным.  5. Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены. 4 Чувствую себя довольно неспособным. 3. Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 2. Чувствую себя жалким и несчастным. тал от своей некомпетентности. 1. Давящее чувство слабости и тщетности  усилий. У меня ничего не получается.                                                                                                                                Приложение 2 ПОЗИТИВНОЕ В МОЕМ ОБЩЕНИИ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ За последнюю неделю  За последний месяц  Ощущение недовольства собой в общении  с окружающими людьми За последнюю неделю   За последний месяц 10Пользуясь десятибалльной системой,  определите, насколько выражены следую­ щие страхи (отметьте степень выраженности этих опасений баллом). Приложение 3 1. 2. 3. 4. 5. 6.  Я могу совершить ошибку:  Кому­то это может не понравиться.  Кто­то может меня раскритиковать.  Вдруг подумают, что я выскочка.  Он подумает, что я плохая.  Он может меня бросить. Занятие 3 Материал:    Кисти, краски, баночки с  водой; альбомные листы (по два на каждого педагога);   мячи,   гимнастические  палки;   бумага   для   записей;   бланки   тестов,  заданий; коврики; кассеты с музыкальным сопровождением. Цель: Настроить на занятие.  Часть I. Вводная 11Расположение участников:  Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу. Содержание: 1.  Тест   «Самооценка   эмоционального  состояния».  Педагоги   заполняют   бланки, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент {приложение1 к занятию 1.) 2. Упражнение Счастливые воспоминания». Инструкция: Возьмите краски, кисточки и чистый лист бумаги. Расслабьтесь, левой рукой  нарисуйте  свое  состояние  в  тот  момент,  когда  мир  казался  вам  прекрасным,   вы испытывали чувство влюбленности и летали на крыльях. Часть II Первый блок упражнений Цель:  Снять мышечное напряжение.  Расположение   участников:  Педагоги   садятся   на   стулья,   расположенные   по­ лукругом. Содержание: 1. Упражнение «Расслабление всего тела». Инструкция:  Сядьте   на   стул,   спокойно  подышите.   Обратите   внимание   на   лицо: поднимите брови вверх, насколько это возможно (при этом возникает ощущение напряжения на лбу и вокруг глаз). Медленно возвращаясь в обычное состояние, вы почувствуете приятное расслабление. Надавите на глаза, чтобы почувствовать напряжение в висках и на переносице. Снимите   пальцы   с   глаз   и   наслаждайтесь   расслаблением.   Продолжайте   упражняться, поочередно напрягая разные части тела,  придайте   рту   широкий   оскал,   крепко  стиснув зубы.   Постарайтесь   выдвинуть  вперед   нижнюю   челюсть.   Медленно   поднимите   плечи   так высоко, как это возможно. Так же медленно поворачивайте голову вправо, влево, пока не почувствуете   напряжение   шейных   мускулов.   Поднимите   руки   на   высоту   плеч,   широко разведите пальцы, сожмите их в кулаки. Напрягите мышцы спины, прогнитесь. Втяните живот. Напрягите ягодичные мышцы, ноги. После каждой фазы упражнения расслабляйте мускулы на несколько секунд. Все движения совершайте плавно и медленно.  2. Упражнение «Простое расслабление мышц». Расположение участников:  Педагоги   расходятся   по   залу   и   садятся   на   коврики  по одному. Инструкция:  Возьмите   любой   предмет   цилиндрической   формы   такого   диаметра, чтобы его можно было обхватить пальцами (например, гимнастическую палку). Держа этот предмет в правой  (левши ­ в левой) руке, сожмите его так  сильно,   будто   собираетесь раздавить. Следите за тем, что происходит с вашей рукой. Напряжение вы почувствуете в пальцах и предплечье. Когда станет невмоготу, разожмите пальцы. Выполняя упражнение, необязательно держать  предмет на весу. Лучше, если вы поставите его так, чтобы он занял устойчивое положение,  и вы не боялись его сломать. После напряжения соответствующей группы   мышц   следует   расслабление   ­   ваша  рука   свободно   повиснет   или   опустится  на колено. Сравните ощущение расслабленности с ощущениями напряженности. Сидя на полу, упритесь в него руками сзади и, подняв ногу, прижмите ступню к стене, давите на нее так, словно   хотите  подвинуть.   Следите   за   мышечным   напряжением   в   ноге,   спине   и   руках. Почувствовав изнеможение, лягте на пол, проследите за ощущениями в конечностях. Рас­ слабьтесь. Второй блок упражнений 12Цель: Снизить эмоциональное напряжение. Расположение участников: Педагоги выстраиваются в линейку перед ведущим. Содержание: 1. Упражнение «Голова». Инструкция:    Встаньте  прямо, свободно   расправив  плечи   и  откинув   голову   назад. Постарайтесь   почувствовать,   в   какой  части   головы   локализовано   ощущение  тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите  головной убор двумя руками и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки вниз, как бы избавляясь от головной боли. 2. Упражнение «Маяк». Расположение участников: Педагоги расходятся по всему залу и ложатся по одному на коврики. Инструкция:    Закройте  глаза.  Представьте маленький скалистый остров далеко в море. На вершине ­ маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры,   постоянно   дующие   на острове, не способны покачнуть нас. Из окон верхнего этажа маяка вы днем и ночью, в хо­ рошую и плохую погоду посылаете мощный поток света, служащий ориентиром для судов. Помните   о   той   энергетической   системе,   которая   поддерживает   постоянство   вашего светового луча, скользящего по океану и являющегося символом безопасности для людей на  море. Постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет. А теперь возвращайтесь в исходное состояние. Упражнение «Идеальный пейзаж». 4.  Ведущий. Каждый человек в мечтах хотел бы оказаться в каком­нибудь месте, где он раньше никогда не был. Инструкция: Закройте глаза. Представьте мысленно прохладу тихого озера, или сень деревьев, или аллею, уходящую вдаль... Совершите путешествие в пространство «Идеального пейзажа». 4. Упражнение «Почувствуйте счастье: Инструкция:    Закройте   глаза,   сосредоточьтесь   на   себе,   успокойте   свое   дыхание, расслабьтесь и вспомните те моменты  своей жизни, когда вы были совершенны, когда вы любили и вас любили, когда вы ощущали гармонию с миром и собой.  Ощутите все, что вы видели тогда перед собой, цвета, звуки... Какое чувство переживало ваше тело? Погрузитесь в это состояние  и позвольте  себе находиться  в  нем ровно столько, сколько вам захочется. Прикоснитесь к мизинцу правой руки ­поставьте «якорь», закрепите это чувство, запомните все краски, звуки, движения. Откройте глаза. Третий блок упражнений  Цель. Развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации, формировать позитивное принятие себя.   Расположение участников. Педагоги садятся на стулья, расположенные по всему залу. Содержание: 1. Упражнение "Ловец блага». Ведущий.  Что   бы   с   вами   ни   происходило,   во   всем  старайтесь  находить   поло­ жительные стороны. Речь идет не о самообмане, а о том, чтобы во всем научиться  видеть хорошее. 13Инструкция:  Назовите положительные  стороны  дождя. Он прибивает пыль ­  воздух становится чище. Поливает все живое ­растительный мир предстает во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц, наполняет водой канавки в саду ­ теперь ее надолго хватит для полива. Благодаря дождю  вы можете наконец заняться насущными  домашними делами. Когда идет дождь, хорошо читается, спится и т. д. Дождь благотворно влияет на качество подземных вод ­ значит, не нужно искать мастера, чтобы углубить колодец. От дождя растут грибы, лучше клюет рыба.   И   еще   ­   кое­кто   перестанет   придираться   к   тому,   что   вы   моете  машину   водой   из водопровода. Педагоги по очереди устно дают варианты ответов. Затем им предлагают следующие ситуации. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус или трамвай? 1. 2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда­нибудь в  отпуск? 3.  Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу? 4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода? Педагоги письменно отвечают на вопросы. Затем ведущий подводит итог: кому удалось найти пять позитивных сторон каждой ситуации; кому ­ больше пяти; кому ­ три; кто не нашел ни одной положительной стороны. Педагоги обмениваются своими позитивными высказываниями. 2. Упражнение «Негативные установки». Перед   выполнением   упражнения   ведущий   делает  вступление:  «Положительные утверждения   способны   повлиять   на   исход   дела,   то   же   характерно   и   для   любых   ­даже подсознательных ­ негативных установок. Они проскальзывают в случайных замечаниях и высказываниях,   отражающих   беспомощность   и   безнадежность   ("Я   никогда   не   смогу рассказать ему", "Она не будет меня слушать", "Я не смогу играть па фортепиано"). Подоб­ ные установки могут закрыть перед нами  многие двери. Наши случайные и непродуманные замечания   ­   это   тоже  своего  рода   "динамичные   самовнушения",   незаметно,   но   упорно формирующие мир вокруг нас. Проблематичные ситуации быстро изменяются, как только мы чувствуем себя готовыми сознательно перестроить мышление и речь. Попробуйте следующее: "В данный момент я не знаю, как ему об этом сказать", "Похоже, что она не слышит меня", "Я пока не научился играть на фортепиано". Не нужно закрывать глаза на нынешние трудности, нужно приветствовать заложенный в них потенциал для перемен». Инструкция:  Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки,  сменив отношение к ним. Негативные установки 1. 2. 3. 4. 5.  Они никогда не будут меня слушаться.  Положение безнадежно.  Бесполезно пытаться что­либо сделать.  Я никогда не смогу выполнить всю эту работу.  Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.          Позитивные установки (возможные варианты) 1. В настоящий момент положение представляется безнадежным. 2. 3. 4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими   Я не решил еще, как исправить положение.  Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием. 14возможностями и желаниями. 5.  Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня. После выполнения упражнения ведущий делает обобщение: «Негативное отношение к жизни и безнадежность могут казаться неизбежными, если вы уже попали под их влияние и решили, будто весь мир настроен против вас. Однако  это может быть следствием лишь вашей собственной негативности; Смените ваши установки ­ и мир тоже изменится». Часть III. Заключительная Цель:  Усилить   позитивное   эмоциональное   состояние   и   создать   условия   для  его поддержания вне занятий. Расположение участников.  Педагоги по одному садятся за столы, расположенные по всему залу. Содержание: 1. Упражнение «Свободное дыхание». Инструкция: Сядьте на стул. Расслабьте руки, положите их на живот в области пупка и следите за тем, чтобы они опускались  и поднимались плавно и медленно ­ в такт  дыханию. Дышите спокойно и равномерно: спокойный ­ раз­два­три ­ вдох; небольшая пауза; раз­два­ три ­ выдох, задержка. Необязательно дышать очень глубоко или очень медленно, главное ­ ритмично, а правильный ритм вы найдете сами. Делая вдох, представьте, как приятная свежесть и покой наполняют вас, проникая в ваш организм вместе с воздухом. 2. Упражнение «Настроение». Инструкция: Левой рукой нарисуйте свое эмоциональное состояние в конце занятия. 3. Тест «Самооценка эмоционального состояния».         Педагоги заполняют бланк, оценивая свое эмоциональное состояние в данный момент (приложение 1 к занятию 1). Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 15