Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
психологическая работа +2
Все классы
18.03.2018
Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса, использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание комплекса условий для получении положительных результатов. Необходима психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
конс.псих.иннов.деят..doc
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №47 «Энже бортеге»
Консультация для педагогов
«Психологическое сопровождение
инновационной деятельности
в дошкольном учреждении»
Подготовила: педагогпсихолог
МБДОУ № 47 «Энже бортеге»
Мудрых Р.Н. г.Альметьевск, 2015г.
Психологическое сопровождение инновационной деятельности педагогов.
Под инновационной педагогической деятельностью понимается освоение
педагогами новых, инновационных способов организации образовательного процесса,
использование в воспитании детей современных образовательных программ. Многие
педагоги образовательных учреждений сегодня уже готовы к серьезной поисковой работе,
разработке авторских программ, современных педагогический технологий, позволяющий
совершенствовать образовательный процесс. В организации инновационной деятельности
очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач, создание
комплекса условий для получении положительных результатов.
Необходима
психологическая подготовка педагогического коллектива к инновационной деятельности.
В таких условиях особое значение придается изучению влияния нововведений на
состояние профессиональной деятельности педагога и психологическому сопровождению
инновационной педагогической деятельности. Иногда одни педагоги, включаясь в
инновационную деятельность,
постоянно стремятся к самосовершенствованию,
самообразованию, повышению уровня своей профессиональной компетентности в вопросах
реализации или разработки инноваций, то другие могут воспринимать инновацию как
дополнительную утомительную нагрузку, которая требует затрат личного времени и усилий
и не приносит удовлетворения собственным педагогическим трудом.
Психологическое сопровождение инноваций – это комплексный метод, в основе
которого единство четырех функций:
диагностика существа возникшей проблемы;
информация о существе проблемы и путях ее решения;
консультации на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
содействие педагогам в инновационной практической деятельности с учетом
рекомендаций.
Диагностика. Цель ее – выявление уровня профессиональной теоретической
подготовленности к педагогической деятельности, которая включает в себя
подготовленность: научную; методическую; психологическую.
Компонентами готовности педагогов к инновациям являются:
компетентность педагога (представления об инновациях, о собственных функциях в
условиях инноваций; сведения о методах психологопедагогического исследования; знания
в области психологии, педагогики, частных методик, теории управления) ;
нравственность (бережное и грамотное отношение к участникам инновационного
процесса; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность) ;
инициативность (направленность на поиск и постановку педагогических проблем) ;
потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении
инновационной деятельности, завершение начатого;
профессиональное мастерство (наличие опыта ведения инновационной деятельности;
способность выбирать и грамотно применять наиболее эффективные, адекватные возрасту,
экономичные методы в педагогическом исследовании; умения и навыки проведения
исследования, получения срезов).
Психологическая подготовленность педагогов подразумевает: информированность о психологических закономерностях обучения, воспитания и
развития детей (понимание закономерностей познания; ориентация в компонентах
обучения, их сущности основ обучения, воспитание и развитие ребенка разного возраста);
информированность о психологических особенностях детей, основных этапах их
развития (ориентация в психологических особенностях детей и необходимость их учета при
отборе содержания, форм и методов воспитания и обучения; понимание роли
психодиагностики в построении индивидуальных образовательных программ; ориентация в
диагностических методах оценки развития различных сторон психики дошкольников) .
Неотъемлемая часть психологического сопровождения инноваций – это
консультирование педагогов.
Консультирование различается двух видов:
индивидуальное (по запросам педагога или руководителя инновации);
групповое (совместно с руководителем инновации, например консультация для
педагогов «Особенности общения с родителями вновь поступивших детей»).
Для изучения влияния инноваций на деятельность педагогов,
рост их
профессиональной компетенции используются анкеты, в содержание которых включены
такие вопросы:
Какое влияние оказало на вас лично участие в инновационной деятельности?
Какое влияние оказала инновация на обстановку в педагогическом коллективе?
Какое участие в инновационной деятельности отразилось на вашей профессионально
педагогической квалификации?
Какое влияние оказала инновация на протекание образовательных процессов?
Также проводится анкетирование на выявление способностей педагогов к
развитию (приложение 1)
Анализ анкетных данных может показать, насколько адекватны требованиям педагогов
нововведения в образовательном учреждении. На основе результатов анкетирования
планируется адресная помощь педагогам: проводятся тренинги и семинары –практикумы,
на методических объединениях и педсоветах решаются проблемы построения программ для
детей с отклонением в развитии, обсуждаются вопросы реализации современных
здоровьесберегающих технологий в образовании детей дошкольного возраста. С
педагогами, уровень готовности которых к нововведениям определяется как низкий,
проводятся консультации, индивидуальные занятия, оказывается психологическая
поддержка в совершенствовании профессиональной деятельности.
Входе осуществления инновационной педагогической деятельности важно
сохранять благоприятный психологический микроклимат в коллективе, который
гарантирует эмоциональное благополучие педагогов, их удовлетворенность
результатами своего труда. С этой целью проводится анкетирование педагогов по
изучению психологического микроклимата в коллективе (приложение 2)
Результаты данного анкетирования позволяют составить банк о педагогах, готовых к
повышению уровня профессионального мастерства; составить план внедрения и обобщения
позитивного педагогического опыта. Но главное, руководитель учреждения получает
сведения о том, как меняется состояние здоровья педагогов, работающих в рамках
нововведений, что позволяет оказать педагогу вовремя поддержку и помощь.
Таким образом, психологическое сопровождение инновационной деятельности в
образовательном учреждении поможет руководителю «держать руку на пульсе» и быть в
курсе всех положительных или негативных изменений, происходящих в коллективе. Позволит включить большинство педагогов в этот процесс с учетом их возрастных,
профессиональных и психологических особенностей, а также получить реальные данные о
возможностях образовательного учреждения и построить оптимальную систему
инновационной педагогической деятельности, которая будет востребована родителями и
объективно подкреплена профессиональной компетентностью педагогов – основных
участников инновационного процесса.
Анкета для выявления способностей педагогов к развитию
(на основе программы Н. В. Немовой)
Приложение 1
Уважаемые коллеги!
Оцените по 5бальной шкале приведение ниже утверждения:
1 – не соответствует;
2 – скорее не соответствует
3 – и да, и нет;
4 – скорее соответствует, чем нет;
5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
1) Я стремлюсь изучить себя
2) Стремлюсь оценить свои возможности в новом направлении деятельности
3) Возникающие препятствия стимулируют мою активность
4) Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5) Рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.
6) Я анализирую свои чувства и опыт.
7) Я широко дискуссирую по интересующим меня вопросам на разного рода
методических мероприятиях внутри образовательного учреждения и за его
пределами.
8) Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы
9) Я верю в свои возможности
10) Стремлюсь быть более открытым человеком
11) Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12) Я управляю своим профессиональным развитием
13) Я получаю удовольствие от освоения нового.
14) Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня 15) Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне
мобилизоваться
Интерпретация результатов: подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
55 и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Благодарим за участие!
Анкета для педагогов ДОУ «Психологический климат в коллективе»
(по материалам Р. Х. Шакуровой. Творческий рост педагогов.)
Приложение 2
Уважаемые коллеги!
Просим Вас отметить каждый пункт данной анкеты соответствующей оценкой:
В какой степени Вы удовлетворены: оцените по 5бальной шкале приведение ниже
высказывания:
1 – вообще неудовлетворен;
2 – скорее не удовлетворен;
3 – и да, и нет;
4 – скорее удовлетворен, чем нет;
5 – полностью удовлетворен.
1) Вашей работой в данном образовательном учреждении
2) Вашими взаимоотношениями с коллегами (дружбой, товариществом)
3) Заботой администрации об удовлетворении Ваших нужд
4) Готовностью коллег оказать помощь в работе
5) Настроением в коллективе (его жизнерадостностью, оптимизмом)
6) Культурой и интеллектуальной атмосферой в коллективе
7) Тем в какой мере администрации прислушивается к вашим замечаниям и
предложениям, касающимся работы образовательного учреждения
8) Культурномассовыми мероприятиями, совместным отдыхом
9) Тем, насколько доброжелательно и объективно оценивается Ваша работа
10) Отношение коллектива к работе
11) Организованностью и порядком в работе
12) Творческой атмосферой в коллективе 13) Вашими взаимоотношениями с руководителем
14) Согласованностью и единством действий педагогов
15) Тем, насколько рационально используются Ваши силы и время на работе
16) Учебноматериальной и материальнотехнической базой
17) Отсутствием «показухи» и формализма в работе
18) Заработной платой
(Определяется средняя бальная оценка). Больше 3,8 – высокий. От 2,3 до 3,7 – средний.
Менее 2,2 – низкий.
Благодарим за участие!
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном учреждении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.