Консультация для педагогов - «Знаки и символы социального общения»

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В консультации для педагогов - «Знаки и символы социального общения», говорится о том, что общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности. Можно охарактеризовать структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной..В консультации для педагогов - «Знаки и символы социального общения», говорится о том, что общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности. Можно охарактеризовать структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной..
Иконка файла материала знаки и символы социального общения.doc
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я                 ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ   « Знаки и символы социального общения»  Материал подготовлен педагогом­психологом­ Е.М.Бондарьг. ВолгодонскЧеловек –  социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Общение  – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности:   люди   не   просто   общаются   в   процессе   выполнения   ими различных   функций,   но   они   всегда   общаются   в   некоторой   деятельности. Можно  охарактеризовать   структуру  общения  путём   выделения  в  нём   трёх взаимосвязанных   сторон:   и перцептивной..  коммуникативной,     интерактивной   Коммуникативная  сторона   общения,   состоит   в   обмене   информацией между обобщающимися индивидами. Интерактивная  сторона   заключается   в   организации   взаимодействия между обобщающимися индивидами, т.е. в обмене только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг   друга   партнёрами   по   обогащению   и   установления   на   этой   основе взаимопонимания.                            К  средствам общения относятся: 1.  Язык  –   система   слов,   выражений   и   правил   их   соединения   в осмысленные высказывания, используемые для общения. 2.  Интонация  –   эмоциональная   выразительность,   которая   способна придавать разный смысл одной и той же фразе. 3.  Мимика, поза, взгляд  собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. 4.  Жесты  – могут быть  общепринятыми  – т.е. иметь закреплённое  за ними   значение   или  экспрессивными  –   т.е.   служить   для   большей выразительности речи. 5.  Расстояние  –   на   котором   общаются   собеседники,   зависит   от культурных, национальных традиций от степени доверия к собеседнику.         В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1. 2. 3. 4. Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт  с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего сообщения.5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает  конкретные средства, фразы, которыми он будет пользоваться,  решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Корректировка направления, стиля, методов общения. 6. 7. Если какое­либо из звеньев нарушено, то говорящему не удаётся  добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.  Эти умения называют коммуникабельностью.  Причиной плохой коммуникации могут быть: Стереотипы – упрощённые мнения относительно отдельных лиц или ситуаций. Предвзятые   представления   –   склонность   отвергать   всё,   что противоречит собственным взглядам. Плохие отношения между людьми. Отсутствие внимания и интереса собеседника. Пренебрежение фактами. Ошибки в построении высказывания. Неверный выбор стратегии и тактики общения.     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Виды общения: 1.               2.                «Контакт   масок»   ­  формальное   общение,   когда   отсутствует стремление   понять   и   учитывать   особенности   личности собеседника,   используются   привычные   маски   –   вежливости, строгости,   безразличия,   скромности,   участливости   –   набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции отношения к собеседнику.  Примитивное   общение,  когда   оценивают   другого   человека   как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступает в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые   реплики.   Если   получили   от   собеседника   желаемое,   то теряют интерес к нему и не скрывают этого.  Формально­ролевое    когда   регламентированы   и содержание   и   средства   общения   и   вместо   знаний   личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.  Деловое   общение  –   когда   учитывается   особенности   характера, личности,   возраста,   настроение   собеседника,   но   интересы   дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.  Духовное.   Межличностное   общение  друзей,   когда   можно затронуть любую тему и не обязательно говорить – друг поймёт вас и по выражению лица, движениям, интонации. общение, 3.               4.               5.6.                Манипулятивное   общение  направлено   на   извлечение   выгоды   от собеседника   с   использованием   разных   приёмов   (лесть, запугивание,   «пускание   пыль   в   глаза»)   в   зависимости   от особенности личности собеседника.  Светское общение – суть его в беспредметности, т.е. люди говорят не   то,   что   думают,   а   то,   что   положено   говорить   в   подобных ситуациях. 7.               Общение,   будуще   сложным   социально­психологическим   процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим каналам: 1. Речевой (вербальный) канал общения. 2. Неречевой (невербальный) канал общения. Невербальные средства общения  имеют следующие виды: I. Визуальные: 1. Проксемика   Выделяют следующие зоны дистанции:   исследует расположение людей в пространстве при  общении. ­ интимная зона  15­45 см – в эту зону допускаются близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. ­  личностная   или   персональная   зона  45­120   см     ­     характерна   для обыденной   беседы   с   друзьями,   коллегами   предполагает   только   визуально­ зрительный контакт между партнёрами. ­  социальная   зона  120­400   см.   –   обычно   соблюдается   во   время официальных встреч в кабинетах. ­  публичная   зона  свыше   400   см   –   подразумевает   общение   с   большой группой людей – в лекционной аудитории.    – движение мышц лица, отражающие внутренние эмоциональные 2. Мимика   состояния – способна дать информацию о том, что человек на самом деле переживает.   Мимические   выражения   несут   более   70   %   информации,   так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.  Взгляд может быть:  Деловым   –  когда   фиксируется   в   районе   лба   собеседника,   это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства. Светский  – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня   губ)   –   это   способствует   созданию   атмосферы   светского непринуждённого общения. Интимным – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица на другие части тела до уровня груди. Взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.  Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – это части тела выражают основные эмоции: сострадание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение и т.д.Причём   легче   всего   распознаются   положительные   эмоции:   радость, любовь, удивление. Труднее   воспринимаются   отрицательные   эмоции   –   печаль,   гнев, отвращение. 3. Жесты   1.          3.          4.            при общении несут много информации:    –это жесты общения:  Жесты иллюстраторы   Указатели – указывающий жест. Кинетографы – движение телом. Жесты­«биты» ­ жесты – «отмашки». Пиктографы – образные картины, изображения (вот такого размера и  конфигурации).  Жесты регуляторы – это жесты, выражающие отношения говорящего к чему   либо.   К   ним   относят   улыбку,   кивок   ,   направление   взгляда, целенаправленное движение руками.  Жесты   эмблемы      –   это   своеобразные   заменители   слов   или   фраз   в общении.    Например,  сжатые   руки   на  манер   рукопожатия  на   уровне руки означает – «здравствуйте», а поднятый над головой «до свидания».   – это специфические привычки человека, связанные с  Жесты адапторы   2.          движением рук, это могут быть:  А) почёсывание, подёргивание отельных частей тела. Б) касание, пошлёпывание партнёра. В) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица). 5.  Жесты аффекторы   – жесты, выражающие через движение тела и мышцы   лица определённые эмоции. Существуют   и   микрожесты:   движения   глаз,   покраснения   щёк, увеличивание количества миганий в минуту, подёргивание губ. Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются   к   жестикуляции.   Особенность   этих   жестов   заключается   в следующем: ­   они   преувеличивают   слабые   волнения   (   усиление   движений   рук   и корпуса). ­ подавляют сильные волнения. При общении часто возникают следующие виды жестов:   Жесты увере  Жесты   оценки  –   почёсывание   подбородка,   потягивание указательного   пальца   вдоль   щетин,   вставание   и   прохаживание, потягивание кончика уха и т.д.   раскачивание на стуле.   рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами.  нности – соединения пальцев в крупные пирамиды,  Жесты нервозности и неуверенности    – переплетённые пальцы Жесты самоконтроля  Жесты   ож  Жесты   отрицания    –   сложенные   руки   на   груди;   отклонённый  идания  –   потирание   ладоней,   медлительное     – руки заведены за спину, одна при этом сплетает   другую;   поза   человека   сидящего   на   стуле   и вцепившегося в подлокотник.   вытирание влажных ладоней о ткань.   назад корпус, дотрагивание до кончика носа.     – прикосновение руки к груди.     – выставление пальцев напоказ.     – «прикрытие рукой рта»; прикосновение к   носу,   поворот   корпуса   в   сторону   от   собеседника,   бегающий взгляд.  Жесты расположения  Жесты доминирования  Жесты неискренности 5.  Кинесика  – движения рук, головы, ног, туловища, походка, выражение лица, выражение глаз, осанка, направление взгляда и т.д. II. Акустические:          1.Паралингвистические  – (качество голоса, его диапазон, тональность): громкость, тембр, ритм, высота звука.      2.Экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, кашель, хлопанье. III. Тактильные: ­ прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй. IV. Ольфакторные: ­ система запахов. ­ приятные и неприятные запахи окружающей среды; ­ естественные и искусственные запахи человека. Таким     образом,   анализ   всех   средств   невербальной     коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаем и получаем лишь 20­40% информации.