В консультации для педагогов - «Знаки и символы социального общения», говорится о том, что общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности. Можно охарактеризовать структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной..В консультации для педагогов - «Знаки и символы социального общения», говорится о том, что общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности. Можно охарактеризовать структуру общения путём выделения в нём трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной..
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
« Знаки и символы социального общения»
Материал подготовлен педагогомпсихологом Е.М.Бондарьг. ВолгодонскЧеловек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без
общения и взаимодействия с людьми.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими
людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения
людей.
Любые формы общения включены в специфические формы совместной
деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими
различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности.
Можно охарактеризовать структуру общения путём выделения в нём трёх
взаимосвязанных сторон:
и
перцептивной..
коммуникативной,
интерактивной
Коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией
между обобщающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия
между обобщающимися индивидами, т.е. в обмене только знаниями, идеями,
но и действиями.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания
друг друга партнёрами по обогащению и установления на этой основе
взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в
осмысленные высказывания, используемые для общения.
2. Интонация – эмоциональная выразительность, которая способна
придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или
опровергать смысл фразы.
4. Жесты – могут быть общепринятыми – т.е. иметь закреплённое за
ними значение или экспрессивными – т.е. служить для большей
выразительности речи.
5.
Расстояние – на котором общаются собеседники, зависит от
культурных, национальных традиций от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.
2.
3.
4.
Потребность в общении – побуждает человека вступить в контакт
с другими людьми.
Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
Ориентировка в личности собеседника.
Планирование содержания своего сообщения.5.
Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает
конкретные средства, фразы, которыми он будет пользоваться,
решает как говорить, как себя вести.
Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
Корректировка направления, стиля, методов общения.
6.
7.
Если какоелибо из звеньев нарушено, то говорящему не удаётся
добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Эти умения называют коммуникабельностью.
Причиной плохой коммуникации могут быть:
Стереотипы – упрощённые мнения относительно отдельных лиц
или ситуаций.
Предвзятые представления – склонность отвергать всё, что
противоречит собственным взглядам.
Плохие отношения между людьми.
Отсутствие внимания и интереса собеседника.
Пренебрежение фактами.
Ошибки в построении высказывания.
Неверный выбор стратегии и тактики общения.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Виды общения:
1.
2.
«Контакт масок» формальное общение, когда отсутствует
стремление понять и учитывать особенности личности
собеседника, используются привычные маски – вежливости,
строгости, безразличия, скромности, участливости – набор
выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть
истинные эмоции отношения к собеседнику.
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как
нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступает
в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные
грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то
теряют интерес к нему и не скрывают этого.
Формальноролевое
когда регламентированы и
содержание и средства общения и вместо знаний личности
собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение – когда учитывается особенности характера,
личности, возраста, настроение собеседника, но интересы дела
более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно
затронуть любую тему и не обязательно говорить – друг поймёт
вас и по выражению лица, движениям, интонации.
общение,
3.
4.
5.6.
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от
собеседника с использованием разных приёмов (лесть,
запугивание, «пускание пыль в глаза») в зависимости от
особенности личности собеседника.
Светское общение – суть его в беспредметности, т.е. люди говорят
не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных
ситуациях.
7.
Общение, будуще сложным социальнопсихологическим процессом
взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим каналам:
1. Речевой (вербальный) канал общения.
2. Неречевой (невербальный) канал общения.
Невербальные средства общения имеют следующие виды:
I. Визуальные:
1. Проксемика
Выделяют следующие зоны дистанции:
исследует расположение людей в пространстве при общении.
интимная зона 1545 см – в эту зону допускаются близкие, хорошо
знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос
в общении, тактильный контакт, прикосновение.
личностная или персональная зона 45120 см характерна для
обыденной беседы с друзьями, коллегами предполагает только визуально
зрительный контакт между партнёрами.
социальная зона 120400 см. – обычно соблюдается во время
официальных встреч в кабинетах.
публичная зона свыше 400 см – подразумевает общение с большой
группой людей – в лекционной аудитории.
– движение мышц лица, отражающие внутренние эмоциональные
2. Мимика
состояния – способна дать информацию о том, что человек на самом деле
переживает. Мимические выражения несут более 70 % информации, так,
замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если
его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.
Взгляд может быть:
Деловым – когда фиксируется в районе лба собеседника, это
предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства.
Светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до
уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского
непринуждённого общения.
Интимным – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица
на другие части тела до уровня груди.
Взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к
собеседнику.
Лоб, брови, глаза, нос, подбородок – это части тела выражают основные
эмоции: сострадание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение и т.д.Причём легче всего распознаются положительные эмоции: радость,
любовь, удивление.
Труднее воспринимаются отрицательные эмоции – печаль, гнев,
отвращение.
3. Жесты
1.
3.
4.
при общении несут много информации:
–это жесты общения:
Жесты иллюстраторы
Указатели – указывающий жест.
Кинетографы – движение телом.
Жесты«биты» жесты – «отмашки».
Пиктографы – образные картины, изображения (вот такого размера и
конфигурации).
Жесты регуляторы – это жесты, выражающие отношения говорящего к
чему либо. К ним относят улыбку, кивок , направление взгляда,
целенаправленное движение руками.
Жесты эмблемы
– это своеобразные заменители слов или фраз в
общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне
руки означает – «здравствуйте», а поднятый над головой «до свидания».
– это специфические привычки человека, связанные с
Жесты адапторы
2.
движением рук, это могут быть:
А) почёсывание, подёргивание отельных частей тела.
Б) касание, пошлёпывание партнёра.
В) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под
рукой (карандаш, пуговица).
5. Жесты аффекторы
– жесты, выражающие через движение тела и мышцы
лица определённые эмоции.
Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснения щёк,
увеличивание количества миганий в минуту, подёргивание губ.
Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они
обращаются к жестикуляции. Особенность этих жестов заключается в
следующем:
они преувеличивают слабые волнения ( усиление движений рук и
корпуса).
подавляют сильные волнения.
При общении часто возникают следующие виды жестов:
Жесты увере
Жесты оценки – почёсывание подбородка, потягивание
указательного пальца вдоль щетин, вставание и прохаживание,
потягивание кончика уха и т.д.
раскачивание на стуле.
рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами.
нности – соединения пальцев в крупные пирамиды,
Жесты нервозности и неуверенности
– переплетённые пальцы Жесты самоконтроля
Жесты ож
Жесты отрицания
– сложенные руки на груди; отклонённый
идания – потирание ладоней, медлительное
– руки заведены за спину, одна при этом
сплетает другую; поза человека сидящего на стуле и
вцепившегося в подлокотник.
вытирание влажных ладоней о ткань.
назад корпус, дотрагивание до кончика носа.
– прикосновение руки к груди.
– выставление пальцев напоказ.
– «прикрытие рукой рта»; прикосновение
к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, бегающий
взгляд.
Жесты расположения
Жесты доминирования
Жесты неискренности
5. Кинесика – движения рук, головы, ног, туловища, походка, выражение
лица, выражение глаз, осанка, направление взгляда и т.д.
II. Акустические:
1.Паралингвистические – (качество голоса, его диапазон, тональность):
громкость, тембр, ритм, высота звука.
2.Экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, кашель, хлопанье.
III. Тактильные: прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.
IV. Ольфакторные: система запахов.
приятные и неприятные запахи окружающей среды;
естественные и искусственные запахи человека.
Таким образом, анализ всех средств невербальной коммуникации
показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную роль в
коммуникативном процессе.
Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных
средств мы передаем и получаем лишь 2040% информации.