Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Детсад
01.05.2017
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
консультация.docx
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Подгоренский детский сад №1
Консультация для родителей
«Развитие речи детей 4 – 5 лет.
Использование приёма моделирования в развитии связной речи
детей»
Воспитатель1КК:
Ковалёва В.Н.
п.г.т. Подгоренский 2017 г
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими
людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения,
а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало
усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
Каковы же особенности речи детей пятого года жизни:
1. Объем и характеристика словаря.
2. Состояние грамматического строя.
3. Состояние звуковой культуры речи.
4. Особенности связной речи.
Рассмотрим кратко каждый раздел.
1. Словарь
Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать
словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства).
Осуществляем подбор действий к предмету: птичка летает, змея ползет,
мальчик бежит за девочкой и т.д.
Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое?
«Что это?» «Шапка», «Шапка какая?» «Красная, теплая, вязаная, меховая,
детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает
несколько прилагательных к одному слову.
В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с
противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру
«Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот.
«Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.)
В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый,
толстый – тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с
противоположным значением.
Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи»,
«Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о
детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со
щенками и т.д.
Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со
знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?
Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у
двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п.
2. Формирование грамматического строя речи.
Что же это такое? Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном
числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У
Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)».
Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только
окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши).
Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа
существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет
деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.
Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде ,
числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий);
цветы (синие)».
Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько
предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье,
яйцо)».
Например, дидактическая игра «Петух».
«Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха
можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один
хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)».
Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем
спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет
посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу».
«Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании
глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова
(пожалуйста, спасибо).
Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).
Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать : мой,
моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки.
Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между,
перед).
Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?»
Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно
ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех
членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка.
Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где
выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала)
Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из
кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное).
Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок:
«Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».
«Мама моет посуду. Что еще моет мама?»
3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой
культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется
голосом (сссова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) –
нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком.
В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения
разработаны и помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие
речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из
35 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяумяумяу»).
4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую
роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе.
Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку
осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми,
поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию.
В начале года , проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
связные высказывания короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно
возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
Для себя я поставила следующие задачи:
развивать связную речь детей;
научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
познакомить с простыми приемами запоминания;
развивать логическое мышление;
уметь формулировать свою мысль;
уметь понимать речь окружающих.
Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к
выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может
служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в
работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ;
составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий
рассказ).
В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом
предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические
фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры,
формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок –
лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т.п.).
Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я
учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый,
сильный и т.п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска
разноцветных кругов, других геометрических фигур.
Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить
основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых
знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей
последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я
рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки.
Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду,
который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или
силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами.
В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по
сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа,
сказки.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к
данному виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь.
В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка»,
«Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах
года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.