Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"
Оценка 4.9

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
Детсад
01.05.2017
Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
консультация.docx
Муниципальное  казённое дошкольное  образовательное   учреждение                                                        «Подгоренский  детский  сад №1 Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет.  Использование приёма моделирования в развитии связной речи детей» Воспитатель1КК:   Ковалёва В.Н.                                        п.г.т. Подгоренский  2017 г Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими  людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало  усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно. Каковы же особенности речи детей пятого года жизни: 1. Объем и характеристика словаря. 2. Состояние грамматического строя. 3. Состояние звуковой культуры речи. 4. Особенности связной речи. Рассмотрим кратко каждый раздел. 1. Словарь Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать  словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем подбор действий к предмету: птичка летает, змея ползет,  мальчик бежит за девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» ­ «Шапка», «Шапка какая?» ­ «Красная, теплая, вязаная, меховая,  детская, красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает  несколько прилагательных к одному слову. В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с  противоположным значением). В течение дня проводим дидактическую игру  «Наоборот». (Знакомство с Незнайкой, который все говорит наоборот.  «Посмотри на улице снег белый». А он в ответ: «Нет, снег черный» и т.п.) В развивающей среде наборы картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый,  толстый – тонкий и т.п. Я показываю картинку, ребенок находит и называет с  противоположным значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь», «Овощи»,  «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем знания о  детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака со  щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями. Работа начинается со  знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем? Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у  двери, у предметов; новый год, костюм, дом, день и т.п. 2. Формирование грамматического строя речи. Что же это такое? ­ Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном  числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У  Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только  окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). ­Учим образовывать форму родительного падежа множественного числа  существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет  деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей. ­Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде ,  числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий);  цветы (синие)». ­Согласование числительных с существительными. «Сосчитай, сколько  предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце, платье,  яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха  можно сказать два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один клюв). А чего у петуха много? (перьев)». ­Учим пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучаем  спряжению глагола (хотеть). «Я хочу посмотреть книгу. Сережа хочет  посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при использовании  глаголов в повелительном наклонении – не забываем волшебные слова  (пожалуйста, спасибо). ­Упражняем в употреблении притяжательного местоимения (мой).  Предложить детям придумать предметы, про которые можно сказать : мой,  моя, моё, мои: мой стул, моя книга, моё окно, мои игрушки. ­Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между,  перед). Дидактическая игра «Найди, где спрятался зайчик?» ­Упражняем в образовании существительных при помощи уменьшительно­ ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку назвать ласково всех  членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. ­Учим образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где  выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала, выбежала) ­Упражняем в образовании прилагательных от существительных. (Сумка из  кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). ­Учим составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок:  «Что делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».  «Мама моет посуду. Что еще моет мама?» 3. Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой  культуры речи. Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с­с­сова) и не выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) –  нога?); осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком. В течение дня я провожу артикуляционную гимнастику (упражнения  разработаны и помещены в картотеку), специальные упражнения на развитие  речевого дыхания (игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из  3­5 слов на одном выдохе (вдох – выдох со словом «мяу­мяу­мяу»). 4. Четвертый раздел – связная речь. Развитие связной речи играет ведущую  роль и занимает центральное место по работе развития речи в нашей группе.  Только владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку  осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми,  поделиться впечатлениями и получить необходимую информацию. В начале года , проведя диагностику, я выявила следующие недостатки: ­связные высказывания короткие; ­отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку; ­фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно  возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может. Для себя я поставила следующие задачи: ­развивать связную речь детей; ­научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; ­познакомить с простыми приемами запоминания; ­развивать логическое мышление; ­уметь формулировать свою мысль; ­уметь понимать речь окружающих.                 Проанализировав программу, изучив дополнительную литературу, пришла к  выводу, что одним из способов планирования связного высказывания может  служить прием наглядного моделирования, который можно использовать в  работе над всеми видами связного монологического высказывания (пересказ;  составление рассказов по картине, описательный рассказ, творческий  рассказ). В ходе использования приема я знакомлю детей с графическим способом  предоставления информации – моделью. Это могут быть геометрические  фигуры, силуэты, контуры. Вначале я использую геометрические фигуры,  формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (зеленый кружок –  лягушка, белый – зайчик, квадрат – домик и т.п.). Затем дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. Я  учу их ориентироваться на качественные характеристики (добрый, трусливый, сильный и т.п.). Здесь в качестве модели может быть представлена полоска  разноцветных кругов, других геометрических фигур. Рассмотрим прием моделирования на пересказе. В этом виде надо выделить  основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии со схемой составить рассказ. Начинаю работу с простых  знакомых сказок типа «Колобок», «Теремок». Чтобы научить детей  последовательно излагать сюжет, использую наглядные модели. Я  рассказываю сказку, а дети выставляют символы – заместители героев сказки.  Я добиваюсь, чтобы ребенок выкладывал символ, соответствующий эпизоду,  который звучит в данный момент. Вначале символами служат картинки или  силуэты, а затем заменяются геометрическими фигурами. В дальнейшем я планирую учить наших детей составлению рассказов по  сюжетной картине, описанию предметов и составлению творческого рассказа,  сказки. Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что у детей повысился интерес к  данному виду деятельности, т.к. дети учатся планировать свою речь. В развивающей среде представлены схемы для пересказа сказок «Репка»,  «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах  года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет"

Консультация  для  родителей  "Развитие  речи  детей  4-5  лет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2017