Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Детсад
08.09.2019
С появлением в Доме ребёнка Отделения ранней помощи особенно остро встала проблема взаимодействия с семьями воспитанников.В предложенной консультации подробно рассмотрены традиционные и нетрадиционные формы организации работы с родителями. Особое внимание уделено познавательным и досуговым мероприятиям, организации наглядно - информационной деятельности воспитателей.
Доклад работа с родителями.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ОБЛАСТНОЙ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЁНКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» города УЛЬЯНОВСКА
ДОКЛАД
Направления и формы
взаимодействия с семьями
воспитанников
Подготовила : Стрельцова Жанна Юрьевна
воспитатель, первая квалификационная категория «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой
признание положительной роли семьи в воспитании детей. Приоритетная роль семьи в
формировании разносторонней личности ребёнка отчётливо обозначена в
законодательных документах международного и отечественного уровня: в Конвенции о
правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании»,
Семейном кодексе. В этих документах закрепляется первоочередное право родителей
на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые
призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность
семьи. 1 января 2014года был принят Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Одним из принципов построения ФГОС
является личностно–развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
организации и детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в
разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками
образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и
мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Семья и детский сад как первичные социально–воспитательные институты
способны обеспечивать полноту и целостность социально–педагогической и культурно–
образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный
эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций
одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга.
«Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей –
установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,
воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их
решать». Анализ современной практики показывает, что в интересах комфортного
пребывания ребенка в детском саду, необходима конструктивная модель
взаимодействия, отвечающая всем современным требованиям.
1.Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с
семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
•
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
•
развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в
воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную
реализацию ее воспитательных функций:
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно
меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в
семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как
к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психологопедагогической
компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через
трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков
практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества, исходя из индивидуальнодифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями,
взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
необходимыми для реализации доверительного • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их
образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их
взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1.Продумывание содержания и форм работы с родителями.
Проведение экспрессопроса с целью изучения их потребностей. Важно не только
сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он
ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают
сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для
игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать
для дальнейшей работы.
2.Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо
заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить,
сформировать у них положительный образ ребенка.
3.Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного
его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно
получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это
может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками,
его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4.Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом
этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную
роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном,
но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
5.Совместное исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе
планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.
Форма (лат. forma) – устройство, структура чеголибо, система организации чего
либо.
Все формы с родителями подразделяются на
• коллективные (массовые), индивидуальные и наглядноинформационные;
• традиционные и нетрадиционные. Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим
составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и
родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с
родителями воспитанников.
Наглядноинформационные формы играют роль опосредованного общения между
педагогами и родителями.
При организации работы необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип сотрудничества между родителями, специалистами и ребенком.
2. Принцип взаимосвязи диагностики и коррекционнопедагогического процесса.
3. Принцип учета интересов родителей.
4. Принцип информационного обеспечения.
5. Принцип комплексного подхода к сотрудничеству ДОУ и семьи.
Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии
равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются
нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных
контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше
узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке,
сближаются с педагогами. Выделяют 4 основные формы работы:
Информационно – аналитические
Досуговые
Познавательные
Наглядно – информационные
Информационно–аналитические формы. Основной задачей информационно–
аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и
использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника,
общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в
психолого педагогической информации. Только на аналитической основе возможно
осуществление индивидуального, личностно–ориентированного подхода к ребенку в
условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с
детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа опросников,
анкетирования,
социологических срезов,
в виде тестов,
интервьюирования, «почтовых ящиков».
Досуговые формы. Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме относятся
совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки,
выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные
походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и так далее.
Познавательные формы. Познавательные формы организации общения педагогов с
семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и
психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания
детей, для формирования у родителей практических навыков.
Проводятся они в виде семинаров–практикумов, педагогических брифингов,
педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме,
педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых
проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского
поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей.
Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые
дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения
родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии,
обучающие культуре общения в семье и обществе.
Наглядно–информационные формы.
Наглядно–информационные формы
организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с
условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность
Наглядно–информационное направление включает в себя:
воспитателей.
родительские уголки, папки–передвижки, групповые альбомы, библиотечки для
родителей, родительскую почту, ответы, рекомендации, памятки для
родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки
проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий.
Анализируя формы работы как традиционные, так и нетрадиционные, очевидно, что все
они, так или иначе, перекликаются между собой, поэтому, для успешного
взаимодействия необходим комплекс тех или иных форм. Рассмотрим некоторые формы работы, направленные на сотрудничество детского сада
и семьи, которые обеспечивают открытое взаимодействие и вовлечение родителей в
педагогический процесс в соответствии с ФГОС.
2. Информационноаналитические формы организации
взаимодействия с родителями
Основной задачей информационноаналитических форм организации общения с
родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого
воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых
педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах,
потребностях родителей в психологопедагогической информации. Только на
аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно
ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение
эффективности воспитательнообразовательной работы с детьми и построение
грамотного общения с их родителями.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который
используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и
вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает
лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее
индивидуальные особенности.
На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в
образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия
родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и
консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в
подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках,
вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь
родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели:
инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной
деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы
родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно
образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как
участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:
активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих
детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во
время проведения совместных мероприятий.
3. Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог родители по сей день продолжают
играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны
повышать психологопедагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать
изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать
рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить
родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей,
рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических
навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также
наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Попрежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы
общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель координация действий родительской
общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания,
оздоровления и развития воспитанников.
На общих родительских собраниях
обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует
тщательной предварительной подготовки. Для родителей, вновь принятых в ДОУ
детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и
задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу,
рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать
выставку работ детей и так далее.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с
семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания
детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция одна из форм повышения педагогической культуры
родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители,
но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного
отдела образования, представители медицинской службы, педагогипсихологи и так
далее. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям
не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и
устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,
интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания
детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам,
например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и
другим. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние
предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать
родителям квалифицированный совет, чемуто научить. Эта форма помогает ближе
узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает
родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их
лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том,
что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Существуют и «заочные»
консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту,
педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться
с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Как
показывает опыт проведения «заочных» консультаций, родители задают разнообразные
вопросы, о которых не желают говорить вслух.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П.
Арнаутова, В. Лапицкая ) в работе с родителями можно и нужно использовать данную
форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье,
вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть
желание чтото изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя
заведующего по основной деятельности, педагога психолога, учителя логопеда,
старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается
воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье.
Итогом работы консилиума может быть:
•
•
наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
•
разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления
родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного
возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности
группы). Рекомендуется проводить 34 собрания в год продолжительностью 1,5 ч. Темы необходимо формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Как
играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и другие.
При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих
правил:
•
•
•
•
собрание должно быть целенаправленным;
отвечать запросам и интересам родителей;
иметь четко обозначенный практический характер;
проводиться в форме диалога;
на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в
•
воспитании.
Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.
Традиционно она включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить,
лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению
лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется
применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия»,
«повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь,
складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении
важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на
собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и
другие), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к
дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и другие).
Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. В объявлении
можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за
поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские
вопросы и так далее Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как
показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения,
особенно если в их подготовке принимали участие дети.
При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до
•
собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации, рисунка, открытки
•
и так далее). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть
•
кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
•
Подготовка конкурсов, выставок. •
Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
Приглашение на собрание сказочного героя (использование сюрпризного
•
момента).
•
Подготовка плакатов по теме собрания и так далее.
Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными формами. Хочется
предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с
родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое
содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после
проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и
собрания.
«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием
специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа
родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать
администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для
осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников,
свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных
мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с
активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей
в ДОУ.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со
структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие
элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на
основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на
основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки
партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как
нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по
мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?»,
«Устами младенца» и других. Неформальный подход к организации и проведению этих
форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования
разнообразных методов активизации родителей. К таким «старым формам на новый
лад» можно отнести:
«Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое
распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов
и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия
педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является
открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть
стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность
детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным
участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения
стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и
вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди,
принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и
сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по
всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как
ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями.
Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх,
занятиях и так далее.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с
открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате
такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и
коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с
детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между
педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости
семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать
им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для
родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается
интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить
полезную и интересную ин формацию по волнующей родителей проблеме, но и
приглашают различных специалистов
Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности
каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40
минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку
часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и
субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации,
размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный
интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое
может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием
магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее
предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания,
вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые
педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для
родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы
воспитания детей.
Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои
педагогические знания, применить их на практике, узнать о чемлибо новом, пополнить
знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского
университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с
родителями можно организовать на разных уровнях:
общесадовском,
внутригрупповом, индивидуальносемейном.
В нём могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
•«Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
•«Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
•«Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Минисобрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее
она приглашает к себе дветри семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании.
Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Исследовательско проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В
процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а
конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники
игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и
найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем
доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку
различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы
обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные формы конструктивными.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает новое общение с ребенком,
постигает новые истины.
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ
ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в
группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных
взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы,
необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид
помощи, которую может оказать родитель и так далее.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и другие) К группе познавательных относятся и индивидуальные формы взаимодействия с
родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что
через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности),
наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги
намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи
по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм
установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и
применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание,
посещение семьи.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее
особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать
стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие
вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на
которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к
охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны
получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того,
беседы должны отвечать определенным требованиям:
•
•
•
•
быть конкретными и содержательными;
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты,
положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее
начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется
конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для
данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог
хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с
положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его
успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться
положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на
проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо
доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание
трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и другое». Дать конкретные
советы.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в
привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и так далее.
Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают
представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в
привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно
воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в
которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников.
Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие
условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные
посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
•
•
•
быть тактичным при посещении семьи;
не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее
выполнять.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе.
Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя
консультацию,
педагог стремится дать
квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным
видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
отвечая на вопросы родителей,
К данным формам также относятся:
•
•
•
•
•
«Школа молодой семьи»;
выполнение индивидуальных поручений;
телефон Доверия;
почта Доверия;
копилка Добрых дел и так далее.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть
разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих
детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за
детьми и игры с ними. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые
могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в
организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать
и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую
должность в качестве члена воспитательного коллектива.
4. Досуговые формы взаимодействия с родителями
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные
отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения
между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними
контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с
семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное
внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных
доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе
форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных
совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские
забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная
семья», «Праздник урожая» и другие. Не обойтись и без спортивных развлечений таких
как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Такие вечера помогают создать
эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Родители
могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в
роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать
стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать
интересные истории и так далее.
Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как
правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это
важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и
значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из
показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Во поле
березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы,
руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление
детскородительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие,
аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического
воспитания. Любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о
насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного
материала, оформляют выставки совместного творчества.
Благотворительный акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое
воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать
подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок
с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а
любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это
большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу».
Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться
библиотека группы.
К данным формам также можно отнести:
кружки и секции;
клубы отцов, бабушек, дедушек;
клуб выходного дня
выпуск стенгазеты
домашние гостиные, работа театральной труппы дети – родители (совместная
постановка спектаклей);
семейные встречи;
веломарафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
музыкальные и литературные салоны;
коллекционирование и другие.
5. Наглядноинформационные формы взаимодействия с родителями.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей
с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного
учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть
методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность
воспитателя.
Наглядноинформационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. Задачами одной из них — информационноознакомительной — является
ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его
работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление
поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. 2.Задачи другой группы — информационнопросветительской — близки к задачам
познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях
развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том,
что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через
газеты, организацию выставок и так далее, поэтому они были выделены в
самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип
систематичности. Главная задача данных форм работы познакомить родителей с
условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и
способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада,
оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных
моментов, занятий;
фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папкипередвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
натурная,
изобразительная,
словеснообразная,
информационная.
Но необходимо отметить, что отношение педагогов к традиционным методам
наглядной пропаганды на современном этапе развития взаимоотношений педагога и
родителей неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с
родителями неэффективны в современных условиях. Они объясняют это тем, что
родители не интересуются материалами, размещенными на стендах, папках
передвижках. А педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с
родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По
мнению других воспитателей, наглядные формы общения способны выполнять задачи
ознакомления родителей с методами и приемами воспитания, оказывать им помощь в
решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве
квалифицированного советника, который может подсказать нужный материал,
обсудить вместе с родителями возникшую трудность.
Рассмотрим группу традиционных информационноознакомительных форм. Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и
оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для
родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное
меню, полезные статьи и справочные материалыпособия для родителей. Материалы
родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня,
объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них
отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно
увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы
на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в
ближайшее время.
Главное содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным,
разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё
очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и
сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1.Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив
входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет
сразу попадаться родителям на глаза. Освободить на стене место для будущего
родительского уголка. Сделайте из фанеры планшетный стенд или купите готовый,
желательно сборноразборный, чтобы иметь возможность при необходимости увеличить
или уменьшить площадь стенда.
2.Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно
должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах
ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок,
советы врачей, родители и их обязанности и прочее.
3.Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи
должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер шрифта букв
не менее 14 кеглей. Информацию дополнить красочными рисунками.
4.Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале,
с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать
личные консультации в случае необходимости. Расписание дня, ежедневное меню,
информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) – все это
непременная часть родительского уголка.
5.Традиционно родительский уголок оформляется в виде теремка, крышу которого
можно сделать из любого материала (бумаги, самоклеящейся клеёнки, соломы, веток и так далее). Украшается уголок рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно
попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут
участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может
быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим
дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую
статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из
разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой
Выставки, вернисажи детских работ. Их цель демонстрируя родителям важных
разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные
игрушки, детские книги, альбомы и так далее).
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность
детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки
детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и другие.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
информацию о дополнительных занятиях с детьми объявления о собраниях,
событиях, экскурсиях;
просьбы о помощи;
благодарность добровольным помощникам и так далее.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного
(грамотного) по выполнению каких либо действий.
Папки–передвижки. Формируются по тематическому принципу: «Чтобы наши дети
не болели», «Роль отца в воспитании детей» и другие. Папка дается во временное
пользование родителям. Когда родители ознакомятся с содержанием папки
передвижки, с ними следует побеседовать о прочитанном, ответить на возникшие
вопросы, выслушать предложения и так далее.
Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают
интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным
вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и
другие.
Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое
воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и другие.
К данным формам работы с родителями можно отнести и
оформление фотомонтажей; совместное создание предметно – развивающей среды;
семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за
днем», «Воспитание со всех сторон»;
фотовыставки «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»,
«Папа, мама, я дружная семья»;
эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и
другие.
6. Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм
общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам
встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какойлибо
вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы
письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как
они не способствуют сплочению детскородительского коллектива группы. А
некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации
работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут
описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут
обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно
обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и
другое.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно
родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду,
о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки
домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что
освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи
детской речи, интересные высказывания ребенка и другое. Семьи также могут посылать
в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским
садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как
дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует
родителей о собраниях на день и другие.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со
своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с
группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с
семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных
контактов.
7. Критерии эффективности использования различных форм работы с
родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Каждое образовательное учреждение выбирает и использует такие формы
взаимодействия с родителями, которые в большей степени соответствуют его
внутренней философии, организационной культуре, образовательной программе,
внутренним ресурсом ДОУ (опыт, образование и компетентность педагогов). Работа по
взаимодействию с семьями должна основываться на партнерстве и сотрудничестве.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия
указывать, контролировать, оценивать.
Партнерство – это умение создавать условия для общего понимания тех или иных
моментов, понятий, ситуаций.
настрой семьи на положительное взаимодействие.
Основой таких отношений педагогов и семьи должны служить:
мотивационная готовность родителей – осознанное отношение к предлагаемой
информации,
Связь
информационного материала с участием в жизнедеятельности детского сада является
залогом успеха встреч специалистов с родителями. Родители должны понять, что
подобное взаимодействие необходимо для детей, а не для педагогов ДУ. Если
сотрудникам ДУ удастся убедить в этом родителей, то включение их в
жизнедеятельность детского сада создает дополнительную опору для эффективного
взаимодействия.
педагогическая грамотность родителей – сутью современных требований является
не передача научных психологопедагогических знаний, а формирование у родителей
«педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их
педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Повышение педагогической культуры
родителей – это обогащение знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного
возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое
сопровождение семьи необходимой информацией по всем этапам дошкольного детства.
Работа должна вестись совместно со всеми специалистами ДУ (логопед, педагог –
психолог, социальный педагог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, старшая медицинская сестра).
благоприятная обстановка для сотрудничества. Чтобы полученные знания перешли
в «педагогическую компетентность», необходима форма подачи материала в открытой
обстановке, теоретические знания должны подкрепляться практическими примерами.
Результатом успешного взаимодействия является включенность родителей в
деятельность дошкольного учреждения.
Под включением родителей понимают тесное сотрудничество обеих сторон, то есть,
совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей
работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в
соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка
результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является
организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные
наблюдатели, а активные участники процесса.
Индикаторы эффективной работы:
1) Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности,
то есть, наличие представлений: о педагогической деятельности в целом о специфике
работы с детьми в целом об особенностях образовательного процесса в ДОУ о
возможных результатах деятельности детей дошкольного возраста.
2) Изменение характера вопросов родителей к педагогам детского сада, рост их
педагогических интересов и знаний.
3) Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
4) Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их
активность; участие в конкурсах, досугах, праздниках и так далее.
5) Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи
детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
6) Степень проявления интереса к активному включению в планирование
образовательного процесса.
7) Общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду. Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи одна
из самых актуальных в наши дни. В современных условиях возникает все большая
необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и
родительского сообщества в новом контексте. Семья и детский сад составляют для
ребенка на определенном этапе основную воспитательную, социализирующую и
образовательную микросреду. И семья, и дошкольное учреждение по своему передают
ребенку социальный опыт, поэтому взаимодействие дошкольного образовательного
учреждения и семьи требует тщательного изучения. Современные требования к
дошкольному образованию обязывают к поиску новых систем и форм взаимодействия.
Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний
процесс: «детский сад – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния
семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими
помощи: «семья – детскому саду» – процесс, характеризующийся включением
родителей в воспитательнообразовательный процесс детского сада.
Источники информации
1.Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н.
Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический
аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С.
89.
3.Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный
ресурс]//http://www.kakprosto.ru/kak33939kakoformitugolokdlyaroditeleyvdetskom
sadu
4.Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный
ресурс]//http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5.Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс]
//http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s
_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/5010105
формы
6.Современные
ресурс]//http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikamdoshkolnogoobrazovaniya/112
sotrudnichestvopedagogoviroditelej/798sovremennyeformyrabotysroditelyamiv
doshkolnomuchrezhdenii
работы
родителями
с
[Электронный
7.Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для
работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005, С.167
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Консультация для воспитателей ДОУ: "Направления и формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.