Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин
Оценка 4.8

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
искусство +2
4 кл—8 кл
29.04.2018
Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин
Статья посвящена вопросам формирования патриотических качеств школьников на уроках музыки. Проанализированы характерные особенности речитатива и арии главного героя, рассмотрены музыкально-выразительные средства, с помощью которых композитор достигает высокого эмоционального накала, что способствует наиболее эффективному формированию нравственно-патриотических качеств у детей. Ключевые слова: патриотизм, нравственность, традиции, воспитание, музыка, опера, ария.Воспитание гражданина, патриота и человека всегда было важнейшей задачей, которую общество ставило перед школой. Сегодня нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к Родине, уважение к своей истории, культуре и традициям народа. Очень важно воспитывать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, формировать у учащихся активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Музыка имеет огромные ресурсы в воспитании духовно-патриотических качеств подрастающего поколения. Важнейший психологический компонент восприятия-слушания музыки – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики испытывают восторг, ликование или гнев, разочарование, тревогу или надежду и т. д. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, с. 170]. В формировании нравственно-патриотических качеств школьников особое место занимает опера А.П. Бородина «Князь Игорь» изучаемая на уроках музыки в 8 классе. Прежде чем приступить к слушанию оперы учащимся предлагается ознакомиться созданным восемь веков назад древнерусским шедевром памятником культуры и истории Руси «Слово о полку Игореве». Многие исследователи литературы обращались к «Слову…» и видят характеристику князя Игоря не такой однозначной, как ее представляет автор произведения. Для того чтобы у школьников сложился определенный взгляд на образ князя Игоря и дать характеристику его поступку, учащиеся должны ответить на вопрос: Каким видят образ Игоря автор «Слова…» и исследователи древнего текста? (учащиеся делятся на три подгруппы: первой подгруппе дается текс «Слова…», второй – текст Д.С. Лихачева, третьей – текст Б.А. Рыбакова) I. Братья и дружина! Лучше быть убиту от мечей, Чем от рук поганых полонёну! Сядем, братья, на лихих коней, Да посмотрим синего мы Дону!.. Скрепил ум силою своею И поострил сердце свое мужеством; Исполнившись ратного духа, Навел свои храбрые полки На землю Половецкую За землю Русскую… Тяжко и голове, Лишенной плеч, А зло и телу Без головы», - Русской земле – без Игоря! Учащиеся приходят к выводу, что у автора «Слова…» князь Игорь представлен храбрым, удалым воином. II. «...Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния плохи <...> Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины...» (Д.С. Лихачев, «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк») Учащиеся приходят к выводу, что у Д. С. Лихачева князь Игорь Святославич храбрый, мужественный, но безрассудный человек. III. «...под пером поэта исчезал эгоистичный, самонадеянный Игорь и рождался рыцарственный герой, отважный воин, готовый пожертвовать собой за Русскую землю...» «...Нелегко было Игорю Святославичу <...> признаться в том, что он хитрил, обманывал, торопился первым поживиться в половецких вежах ... Он предстал перед русскими людьми не как дерзкий победитель, а как беглый пленник, князь сожженной и ограбленной земли, полководец, погубивший своих воев и воевод...» (Б.А. Рыбаков, «Слово о полку Игореве» и его современники») Учащиеся приходят к выводу, что у исследователя Б.А. Рыбакова князь Игорь эгоистичный и самонадеянный человеком, жаждущий славы. - Учитель: «Дела давно минувших дней» и события нашей современной истории имеют много общего. Чтобы понять какое высказывание о князе вам ближе, давайте обратимся к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. С давних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить русский народ. Образ богатыря родился в русской литературе, русском музыкальном и изобразительном искусстве как образ могучего защитника Родины. В одном ряду стоят имена художников В. Васнецова, И. Глазунова и композитора А.П. Бородина, воплотивших в своём творчестве образы богатырей. Бородин вошел в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, но наиболее ярко это проявилось в опере «Князь Игорь». Сюжет оперы (по поэме XII века «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году против половцев) был подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60-70-е годы XIX века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок композитору и всем музыкантам входящим в «могучую кучку». А.П. Бородин изучил множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные напевы. Все это придало опере историческую правдивость, реальность, национальный характер. - Рассмотрите картину художника Бориса Михайловича Ольшанского «Слово о полку Игореве», каким видит художник князя Игоря? у: художник рисует в темных тонах картину похода, хищные птицы вьются: предрекая беду. - Давайте уточним: в чем раскрывается образ героя в музыке? у: образ героя раскрывается в арии. - Прослушайте арию князя Игоря из II действия и определите характер арии? у: В арии композитор создал эпическую тему, которую можно назвать темой «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации раскрывают мужество, душевную стойкость Игоря. - Какой тембр голоса у героя? (баритон) - Какие интонации пронизывают речитатив? у: героические, мужественные, лирические - Какое настроение героя? у: мрачное, тяжелое - Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? у: минорный лад, медленный темп - В чем особенность интонаций в окончании фраз? у: удрученное состояние героя - О чем размышляет герой? у: Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне. - Какие черты являются главными в характере князя Игоря? у: композитор передает страдания томящегося в плену князя в первой и третьей части арии, а во второй части светлая тема воплощает горячее чувство любви и нежности к супруге, к «голубке-ладе». - рассмотрите картину Бориса Михайловича Ольшанского «Плач Ярославны». - Сейчас вы прослушаете Плач Ярославны, ответьте на вопрос, Какой рисует композитор и художник Ярославну? у: Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, любящая, верная, тревожащаяся за судьбу мужа и его дружины. - Что общего можно услышать в интонации Ярославны? у: Она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, сближающие ее с Игорем. - Действительно, в образах Ярославны и Игоря мы слышим и силу и твердость характеров, а также неиссякаемую всепобеждающую любовь друг к другу. В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины. В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния! В тяжелую для мужа минуту она всем сердцем стремится оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его раны на горячем его теле». Понимая, что люди не в силах помочь ее горю, Ярославна обращается к силам природы, заклиная и умоляя их не губить любимого мужа и доблестного воина Игоря Святославовича. Следует отметить, что в последнем акте, Бородин тонко подчеркивает общность судьбы, общность переживаний героини и народа. Плач Ярославны об Игоре и его воинах словно перерастает в «плач народа» – хор поселян. Хор дан непосредственно за Плачем, между ними есть и прямая интонационная связь: выдержанный, долгий звук и такая же октава (фа-диез) – яркая выразительная деталь сквозной, объединяющей темы Плача и в то же время своеобразная концовка каждого куплета хора. - Вы, работая в подгруппах с текстами, делали выводы о том, каким видят Игоря исследователи: с каким высказыванием вы согласны? И каким увидел князя Игоря композитор? у: Бородин нарисовал по существу новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова…», поэтому характеристика князя автора «Слова о полку Игореве» наиболее нам близка. Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает яркий героический образ, обобщающий лучшие качества русского воина-полководца, патриота, человека. Образ князя ярко очерчивает его любовь к своей возлюбленной жене Ярославне, которая олицетворяет собою родную землю, дом, очаг, благополучие, мир, тепло. 23 апреля 1185 года начался знаменитый поход князя Игоря, который закончился военным поражением князя-воина, но духовной победой князя-христианина Сопоставить Исследователи «Слова о полку Игореве» видят характеристику князя Игоря не такой однозначной, как ее представляет автор произведения. Одни исследователи называют князя Игоря патриотом и защитником Руси. Другие исследователи осуждают князя Игоря за то, что он совершил необдуманный поступок и свел на нет успехи Святослава Киевского. Исследователи считают, что Игорь сорвал поход против половцев, задуманный Святославом. Так, известный ученый Д. С. Лихачев называет князя Игоря Святославича храбрым, мужественным, но безрассудным человеком: «...Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния плохи <...> Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний» князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины...» (Д.С. Лихачев, «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк») Исследователь Б. А. Рыбаков считает князя Игоря эгоистичным и самонадеянным человеком, жаждущим славы: «...под пером поэта исчезал эгоистичный, самонадеянный Игорь и рождался рыцарственный герой, отважный воин, готовый пожертвовать собой за Русскую землю...» «...Нелегко было Игорю Святославичу <...> признаться в том, что он хитрил, обманывал, торопился первым поживиться в половецких вежах ... Он предстал перед русскими людьми не как дерзкий победитель, а как беглый пленник, князь сожженной и ограбленной земли, полководец, погубивший своих воев и воевод...» (Б.А. Рыбаков, «Слово о полку Игореве» и его современники») Это был цитатный образ и характеристика князя Игоря Святославича в «Слове о полку Игореве», описание биографии героя и материалы для сочинения. В статье использованы цитаты из «Слова о полку Игореве» в переводе Н.А. Заболоцкого. Либретто написано на материале русской эпической поэмы 16в. «Слово о полку Игореве» А.П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890г. на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/knjaz-igor-slovo-o-polku-igoreve-obraz-harakteristika.html Опера «Князь Игорь» Бородин вошел в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, но наиболее ярко это проявилось в опере «Князь Игорь». Сюжет оперы (по поэме 12 века «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году против половцев) был подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60-70-е годы 19 века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок Бородину и всем кучкистам. К тому же сюжет полностью отвечал особенностям таланта Бородина, которые уже выявились в первой симфонии. С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные напевы. Все это придало опере историческую правдивость, реальность, национальный характер. Образ князя Игоря изображен как безупречно положительный, без реальных недостатков (легкомыслие, некоторая самонадеянность, жажда личной славы). Бородин нарисовал по существу новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова». Кроме того, в поэме нет народных сцен, но сама идея проникнута мыслью о народе, и Бородин широко развил эту идею в опере в многочисленных и разнообразных хоровых сценах. А.П. Бородин Князь Игорь Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Наиболее яркая и полная характеристика русских воинов дана в прологе, в хоре «Слава», а половцев – в марше половецкого войска из 3-го действия. Это наиболее контрастные между собой музыкальные номера: диатоничности хора противопоставляются жесткие хроматизмы марша, распевности – инструментальные угловатые обороты с тритонами, целотоновыми ходами. Этот драматургический музыкальный прием был использован Глинкой в «Иване Сусанине». В то же время Бородин не упростил и не принизил образы врагов, показал их силу, смелость, порой великодушие (Кончак) и богатство их музыкального фольклора (в половецких плясках). В опере имеется и другой оттеняющий конфликт – образ буйного гуляки и смутьяна Вл. Галицкого, который противопоставляется образам Игоря и Ярославны. По определению автора, «Князь Игорь» - эпическая русская опера, во многом близкая «Руслану и Людмиле» Глинки. В обеих операх сталкиваются 2 различные национальные сферы – русская и восточная. При этом основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных характеристик. Масштабы таких картин очень велики, особое значение имеют крупные хоровые сцены: пролог, половецкие пляски, финалы 1-го и 4-го действий. Как и у Михаила Ивановича Глинки, оперу обрамляют монументальные хоровые сцены – пролог и финал, где показаны основные качества народа, его поддержка главных героев оперы, тем самым народ выступает как активная сила истории. Характеры действующих лиц полно раскрываются в сольных номерах – портретах героев. Напевные пластичные мелодии обобщённо выражают характер текста, кантилена преобладает над речитативом – и в этом главное отличие оперного стиля Бородина от других кучкистов, особенно Мусоргского, Даргомыжского. В то же время он учитывает их опыты, что нашло отражение в большом речитативном диалоге Ярославны и Галицкого, в свободных формах арий, в использовании разговорных интонаций в некоторых речитативах. В целом в опере «Князь Игорь» объединились черты эпической оперы и исторической народно–музыкальной драмы, таким образом, это новый этап в истории русской эпической оперы. Опера А.П.Бородина В том, каким достижением стала опера «Князь Игорь», важнейшую роль сыграло то, что её писал человек, органично сочетавший в себе качества выдающегося учёного и талантливого музыканта. Написанию её либретто и музыкальных фрагментов предшествовала большая исследовательская работа. Александр Порфирьевич изучал множество источников, связанных со «Словом» и той эпохой. Это и летописи, и исторические повести, исследования о «Слове». «Либретто оперы Бородин писал сам. Здесь в значительной степени раскрылся еще один его талант - литературный. Главным источником для него послужило «Слово о полку Игореве», пронизанное идеей народного патриотизма. Та же идея лежит в основе содержания оперы «Князь Игорь» - героической эпопеи, воплощающей величие русского народа, его беззаветную преданность родине. Это нашло выражение и в монументальных хоровых сценах оперы, и в столкновении двух противоположных миров – двух укладов жизни, двух культур, и в осуждении тех, кто заботился лишь о собственных личных интересах, и в положительных образах главных героев. Не случайно образ Игоря в опере – поистине собирательный, обобщающий лучшие качества русского воина-полководца, патриота, человека». (А.П. Зорина). Бородин понимал, что для того, чтобы опера приобрела характер подлинного повествования, всё это должно воплотиться в её музыкальном строе. И он берётся за изучение старых напевов, выискивая в них то, что позволило создать необходимые ему мелодические характеристики. Наиболее характерен в этом отношении балетный фрагмент 2-го действия «Половецкие пляски». Для его создания Александру Бородину потребовалось не просто написать мелодии с восточным колоритом – ему понадобилось максимально возможно приблизиться к музыке уже исчезнувшего народа. Он изучал большое количество музыкального материала, фактически проводил музыкальные «археологические раскопки». А по их результатам синтезировал мелодии, характеризующие в опере жизнь половецкого стана. Об успехе, которым увенчалось это исследование, говорит то, что «Половецкие пляски» не только стали грандиозной музыкальной составляющей в опере «Князь Игорь», но и приобрели статус самостоятельного произведения. Этот знаменитый фрагмент оперы исполняется и симфоническими оркестрами, и балетными труппами. Ряд выдающихся балетмейстеров ставил этот номер и как отдельное произведение, и как часть оперы, что ее необычайно украсило. Почти сто лет назад В. В. Стасов писал о «Князе Игоре» как о монументальном явлении русской музыки; критик относил оперу к числу величайших среди созданных в XIX веке, наряду с «Русланом и Людмилой» Глинки, «Борисом Годуновым» Мусоргского. Позже, на рубеже XIX и XX веков, сетуя на то, что гениальные творения Бородина, и в первую очередь «Князь Игорь», еще не оценены по достоинству, Стасов предвещал: торжество Бородина, «конечно, впереди». И он оказался прав. Педагогическая ремарка Яркая, самобытная, наполненная сильными эмоциями и чувствами, музыка А. Бородина обычно с удовольствием воспринимается детьми. Это удовольствие будет еще большим, если учитель подготовит подростков к восприятию оперы, продемонстрировав самые важные темы, интонации и интонационные связи. Очень важно остановиться на продолжении в оперном жанре традиций эпической оперы, заложенных М. Глинкой. Этот материал во многом носит обобщающий характер, поэтому стоит его преподнести целостно, в виде наиболее важных с точки зрения развития оперного спектакля, фрагментов: хор «Слава», сцена затмения из пролога оперы, хор «Мужайся, княгиня» из I действия оперы, арии князя Игоря и хана Кончака из II действия, Половецкие пляски, Плач Ярославны. По мотивам оперы снят художественный фильм, который, конечно же, стоит использовать в учебном процессе. Просмотр видеофильма предваряется беседой об исторических событиях XII века, о «Слове о полку Игореве». Фрагменты видеофильма соединяются с чтением фрагментов «Слова», либо его пересказом близко к тексту, либо чтением фрагментов либретто оперы (Б.С. Рачина) Музыкальная характеристика отдельных номеров В этой опере "...музыка складывается из огромных устойчивых, массивных «пластов» звучаний, плотно прилегающих друг к другу, словно могучие камни или бревна в крепостной стене. ... Настроение эпического сказа о стародавних временах устанавливается уже в оркестровом вступлении к Прологу. Неторопливый темп... тяжелое переступание мелодии по секундам... Ее движение напоминает трезвон медлительно раскачивающихся колоколов. Неспешно и размеренно плывет он в воздухе, доносясь откуда-то издалека смягченный расстоянием. Такое вступление настраивает на долгое повествование, которому надо внимать терпеливо и благоговейно." (А.Сохор) Основную идею пролога можно определить как «Русь, поднявшуюся на врага». Тон задает здесь мощный начальный хор «Слава», с его двумя темами: мужественной энергичной главной и дополняющей её светлой, приветливого характера второй. Далее следует сцена Игоря с народом, построенная на интонациях вступительной темы к хору «Слава». После ряда сольных и ансамблевых эпизодов вновь возвращается хоровая «Слава», ее заключительный характер подчеркнут слиянием обеих тем в единой мелодической линии басов. В результате всего этого создается широкое цельное полотно, на котором очерчен образ народа, охваченного единым патриотическим чувством. Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает яркий героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Наиболее полно Игорь предстает перед нами в большой, развернутой арии второго акта – его «музыкальном портрете». В центре арии – широко известная тема, которую можно назвать темой «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации встречаются в ряде эпизодов, раскрывающих мужество, душевную стойкость Игоря и Ярославны, – в призыве Игоря, вдохновляющего рать на битву, в решительной отповеди Ярославны Галицкому... Но в арии Игоря эти интонации приобретают особую драматическую окраску и сочетаются с интонациями устремления, порыва, что создает высокий эмоциональный тонус, – так раскрывается сила чувств героя. Выделяя главное, типичное в образе Игоря, Бородин с замечательным мастерством сумел показать в той же арии и состояние героя в настоящий момент. Речитатив и медленные, тяжеловесные «шаги» в оркестре – так начинается и заканчивается ария – передают страдания томящегося в плену князя. Замечательна по художественным качествам и лирическая тема арии в сравнении с предыдущей. В ней меньше речевых, декламационно-призывных интонаций, она более песенна, кантиленна. Тема воплощает горячее чувство любви и нежности к супруге, к «голубке-ладе». Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, сближающие ее с Игорем. В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины. В последнем акте, Бородин тонко подчеркивает общность судьбы, общность переживаний героини и народа. Плач Ярославны об Игоре и его воинах словно перерастает в «плач народа» – хор поселян. Хор дан непосредственно за Плачем, между ними есть и прямая интонационная связь: выдержанный, долгий звук и такая же октава (фа-диез) – яркая выразительная деталь сквозной, объединяющей темы Плача и в то же время своеобразная концовка каждого куплета хора. Важный контраст в музыкальную драматургию оперы вносит линия Владимира Галицкого и его приспешников. В темах-характеристиках, рисующих этих любителей пожить в свое удовольствие, темах музыкально ярких, интересных, слышится и бесшабашное веселье, а порою буйное озорство, и скоморошье глумление, и хмельное приплясывание с притоптыванием. И все это так отличается от величаво-благородных тем Игоря, Ярославны и других русских людей, переживающих вместе с родиной час тяжелых испытаний. Однако противоречия в русском лагере носят все же частный, подчиненный характер в сравнении с основным конфликтом: русские – половцы. Какими же показаны в опере половцы? В большой арии Кончак обрисован грозным, умным и умеющим оценить доблесть противника восточным владыкой. Вряд ли он уступает Игорю как воин, как полководец. Но в музыке арии Кончака как в зеркале отражен и весь половецкий мир, особенно же такие его качества, как стихийная сила, воинственность, дикая энергия. Именно с этой стороны характеризует половцев лейтмотивная тема – широкие, размашистые ходы оркестра (по тритонам), – звучащая во вступительном речитативе к арии. Другая тема, лежащая в основе последнего раздела арии Кончака, рассказа о невольницах, – остро танцевальная, динамичная – играет важную роль в половецких плясках второго акта; на ее упругом, пружинящем ритме строится бурный, неистовый величальный хор половцев. Родство характеристик Кончака и половцев, так же как и близость Игоря и Ярославны русским народным образам, весьма примечательно. Важную роль в опере играют женские половецкие образы. Они сосредоточены в основном в первой половине второго акта. Песни и пляски девушек-половчанок отличаются нежностью, томностью, грацией, порою в них сквозит задумчивая печаль. В центре женского мира – пылкая и страстная ханская дочь, красавица Кончаковна. Типичные черты музыки ряда восточных народов – извилистая, богато изукрашенная мелодия с прихотливым, капризным ритмом и часто контрастирующим ей мерным, неизменным аккомпанементом – с замечательным мастерством использованы, например, в песнях и танцах половчанок. И как верно передано здесь своеобразное сочетание почти импровизационной свободы с размеренностью, томной неги с порывистостью! По материалам книги Г. Головина «Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3-е изд., доп. – М.: Музыка, 1980. И 18 лет мало.... Потратив на создание оперы рекордные 18 лет, Бородин ее так и не закончил. Почему? Принято считать, что ему помешали его занятия химией, медициной, преподавательской и общественной работой. Однако Т.В. Чередниченко резонно отмечает, что в течение этих долгих лет композитор начал и успешно завершил целый ряд других сочинений. Так все-таки что же его останавливало, почему это произведение никак "не заканчивалось"? По ее мнению, Бородин остановился перед невозможностью итога: "В оперном финале необходимо торжество одной из сил или их слияние, а ни то, ни другое не соответсовало самобытной красоте "русской" и "половецкой" музыки оперы. В музыке пять низких голосов - басы и баритон. Бас - голос фундаментальный, означающий силу и мощь. Необычайное их обилие (оперная "норма" - 1-2) придает партитуре Бородина звуковой характер незыблемой твердыни. Это отвечает и источнику сюжета - древнему "Слову", на котором покоится русская литература, и самому образу Древней Руси в национальном сознании. Однако все басы - либо враги, либо изменники, либо просто сомнительные персонажи: ханы Кончак и Гзак, разгромившие русскую дружину, разгульный князь Владимир Галицкий, метящий в самозванные правители Путивля; наконец, один из обслуживающих шальные потехи Галицкого скоморохов. Сфера низкого вокального звучания как сфера чужого, опасного, включает еще и контральто Кончаковны. Напротив, высокие или относительно высокие тесситуры располо¬жены на «русском» фланге. Игорь - баритон; сын Игоря Владимир - тенор; помогающий Игорю бежать из плена крещеный половчанин Овлур тоже тенор. Итак, с одной стороны, сползший в басовую сферу баланс регистров - знак вечной прочности национально-исторической почвы; с другой, - этот же заглубленный регистровый строй означает «нехристей» - азиатов (или своих, готовых погубить отчизну) Образ Руси как бы раздваивается он велик, он прочен - «Азией». Не следует забывать, что русский князь в сюжете оперы терпит поражение, хотя не теряет своей нравственной высоты. Но и победив¬ший его хан демонстрирует великодушие и приязнь к русскому князю. Эта двойственность историко-нравственного конфликта, когда ни на чьей стороне нет единственно верной правды, никто не победил и не побежден; но обе стороны как бы застывают в противостоянии-взаимозависимости, выражена и в музыкальной драматургии. «Русские» сцены занимают в написанном Бородиным столько же места, сколько «половецкие». Яркость музыки, хотя и разная по смыслу (знаменитые «Половецкие пляски» увлекают прежде всего экзотической роскошью и стихийностью: русские хоры - ясным, мощным, светлым полнозвучием), тоже одинакова в «европейских» и «азиатских» сценах. Бородину, как, может быть, никому другому в русской музыке, удалось с равной убедительностью воссоздать восточную интонацию в арии Кончака и славянскую в арии Игоря. «Половецкие» фрагменты оперы - это не музыка о Востоке, каковой оставалась все же, несмотря на редкостную стилевую естественность, лезгинка из «Руслана», а словно музыка самого Востока. Возможно, в «Князе Игоре» впервые - собственно-музыкальными средствами - сформулировано понимание евразийской сущности русской истории - истории, которая погружена в невозможность окончательного выбора между Западом и Востоком и которую поэтому не удается «приспособить» ни к одной из заимствуемых цивилизацион¬ных моделей. Такая история не имеет предсказуемой перспективы и однозначного смысла. И композитор не знал, чем закончить оперу. Заключительный хор, славящий в редакции Римского-Корсакова и Глазунова возвратившегося из плена князя, который потерял дружину, оставил в плену сына (впрочем, влюбленного в дочь главного врага), - явная натяжка, попытка повторить финальную «Славу» «Жизни за царя» Но в глинкинской опере западные завоеватели остались в непролазном болоте, а в "Князе Игоре" в восточных топях у реки_каялы осталось христианское воинство". Чередниченко Т.В. "Музыка в истории культуры" вып. 2., М., Аллегро-пресс, 1994. Полезные ссылки 1. Краткое содержание, история создания и постановок оперы "Князь Игорь" на википедии 2. Партитура, клавир и переложение оперы А.П.Бородина "Князь Игорь". Ноты 3. "Князь Игорь" полный текст оперы (слова) 4. "Слово о полку Игореве" перевод Н.Заболоцкого 5. "Слово о полку Игореве" в пересказе для детей В. Яхнина читает В.Соломин 6. Эскизы декораций к опере Н.К.Рериха 7. Межпредметные связи. Школьный урок на стыке истории, музыки, МХК "О чем пел Князь Игорь"
контаминация на урках музыки.docx
Контаминация на уроках музыки. Нравственно­патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин. Статья посвящена вопросам формирования патриотических качеств школьников на уроках музыки. Проанализированы   характерные   особенности   речитатива   и   арии   главного   героя,   рассмотрены музыкально­выразительные   средства,   с   помощью   которых   композитор   достигает   высокого эмоционального   накала,   что   способствует   наиболее   эффективному   формированию   нравственно­ патриотических качеств у детей. Ключевые слова: патриотизм, нравственность, традиции, воспитание, музыка, опера, ария. Воспитание   гражданина,   патриота   и   человека   всегда   было   важнейшей   задачей, которую   общество   ставило   перед   школой.   Сегодня   нравственно­патриотическое воспитание подрастающего поколения приобретает особую значимость. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально­ценностного, духовно­ нравственного   развития,   гражданского   воспитания,   недостаток   которого   трудно восполнить в последующие годы.  Современный гуманистический идеал актуализирует  такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, любовь к Родине, уважение к своей истории, культуре и традициям народа. Очень   важно   воспитывать   у   школьников   гордость   за   свою   страну   и   свой   народ, уважение   к   его   прошлому,   формировать   у   учащихся   активную   гражданскую   позицию, осознание   своего   места   в   обществе.   Музыка   имеет   огромные   ресурсы   в   воспитании духовно­патриотических качеств подрастающего поколения. Важнейший   психологический   компонент   восприятия­слушания   музыки   – эмоциональность.   Воспринимая   высокохудожественные   произведения   искусства,   ярко отражающие   действительность,   ученики   испытывают   восторг,   ликование   или   гнев, разочарование, тревогу или надежду и т. д. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного [4, с. 170]. В   формировании   нравственно­патриотических   качеств   школьников   особое   место занимает опера А.П. Бородина «Князь Игорь» изучаемая на уроках музыки в 8 классе. Прежде   чем   приступить   к   слушанию   оперы   учащимся   предлагается   ознакомиться созданным восемь веков назад древнерусским шедевром памятником культуры и истории Руси «Слово о полку Игореве».  Многие исследователи литературы обращались к «Слову…» и видят характеристику князя Игоря не такой однозначной, как ее представляет автор произведения. Для того чтобы   у   школьников   сложился   определенный   взгляд   на   образ   князя   Игоря   и   дать характеристику его поступку, учащиеся должны ответить на вопрос: Каким видят образ Игоря автор «Слова…» и исследователи древнего текста?  (учащиеся делятся на три подгруппы: первой подгруппе дается текс «Слова…», второй – текст Д.С. Лихачева, третьей – текст Б.А. Рыбакова) I. Братья и дружина!  Лучше быть убиту от мечей,  Чем от рук поганых полонёну!  Сядем, братья, на лихих коней,  Да посмотрим синего мы Дону!.. Скрепил ум силою своею И поострил сердце свое мужеством; Исполнившись ратного духа, Навел свои храбрые полки На землю Половецкую За землю Русскую… Тяжко и голове, Лишенной плеч, А зло и телу Без головы», ­ Русской земле – без Игоря! Учащиеся приходят к выводу, что у автора «Слова…» князь Игорь представлен  храбрым, удалым воином. II.  «...Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния плохи <...>  Игорь Святославич – сын эпохи. Это «средний» князь своего   времени:   храбрый,   мужественный,   в   известной   мере   любящий   родину,   но безрассудный   и   недальновидный,   заботящийся   о   своей   чести   больше,   чем   о   чести родины...» (Д.С. Лихачев, «Слово о полку Игореве». Историко­литературный очерк») Учащиеся приходят к выводу, что у Д. С. Лихачева князь Игорь Святославич храбрый, мужественный, но безрассудный человек. III. «...под пером поэта исчезал эгоистичный, самонадеянный Игорь и рождался рыцарственный герой, отважный воин, готовый пожертвовать собой за Русскую землю...» «...Нелегко было Игорю Святославичу <...> признаться в том, что он хитрил, обманывал, торопился первым поживиться в половецких вежах ... Он предстал перед русскими людьми не как дерзкий победитель, а как беглый пленник, князь сожженной и ограбленной земли, полководец, погубивший своих воев и воевод...» (Б.А. Рыбаков, «Слово о полку Игореве» и его современники») Учащиеся приходят к выводу, что у  исследователя  Б.А. Рыбакова    князь Игорь эгоистичный и самонадеянный человеком, жаждущий славы. ­   Учитель:   «Дела   давно   минувших   дней»   и   события   нашей   современной   истории имеют   много   общего.   Чтобы   понять   какое   высказывание   о   князе   вам   ближе,   давайте обратимся к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве: в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. С давних времён со всех концов на Русь   наступали   враги,   пытались   завладеть   нашими   землями,   богатствами,   поработить русский народ.  Образ   богатыря   родился   в   русской   литературе,   русском   музыкальном   и изобразительном искусстве как образ могучего защитника Родины. В одном ряду стоят имена художников В. Васнецова, И. Глазунова и композитора А.П. Бородина, воплотивших в своём творчестве образы богатырей. Бородин   вошел   в   историю   русской   музыки   как   продолжатель   «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, но наиболее ярко это проявилось в опере «Князь Игорь». Сюжет оперы (по поэме  XII  века «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича   Новгород­Северского   в   1185   году   против   половцев)   был   подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60­70­е годы XIX века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок композитору и   всем музыкантам   входящим   в   «могучую   кучку».   А.П.   Бородин   изучил   множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные напевы.   Все   это   придало   опере   историческую   правдивость,   реальность,   национальный характер. ­ Рассмотрите картину художника Бориса Михайловича Ольшанского «Слово о полку Игореве», каким видит художник князя Игоря? у:   художник   рисует   в   темных   тонах   картину   похода,   хищные   птицы   вьются: предрекая беду. ­ Давайте уточним: в чем раскрывается образ героя в музыке? у: образ героя раскрывается в арии. ­ Прослушайте арию князя Игоря из II действия и определите характер арии?  у:   В   арии   композитор   создал   эпическую   тему,   которую   можно   назвать   темой «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации раскрывают мужество, душевную стойкость Игоря. ­ Какой тембр голоса у героя? (баритон) ­ Какие интонации пронизывают речитатив?  у: героические, мужественные, лирические ­ Какое настроение героя?  у: мрачное, тяжелое ­ Какие средства музыкальной выразительности способствуют его выражению? у: минорный лад, медленный темп ­ В чем особенность интонаций в окончании фраз?  у:  удрученное состояние героя ­ О чем размышляет герой?  у: Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он  раздумывает о битве, стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне. ­ Какие черты являются главными в характере князя Игоря? у:   композитор передает  страдания томящегося в плену князя в первой и третьей части арии, а во второй части светлая тема воплощает горячее чувство любви и нежности к супруге, к «голубке­ладе». ­ рассмотрите картину Бориса Михайловича Ольшанского «Плач Ярославны». ­   Сейчас   вы   прослушаете   Плач   Ярославны,   ответьте   на   вопрос,   Какой   рисует композитор  и художник Ярославну? у: Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, любящая, верная, тревожащаяся за судьбу мужа и его дружины. ­ Что общего можно услышать в интонации Ярославны?  у: Она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, В тоске о муже она, не стыдясь своих слез, плачет на стене Путивля. Этот плач традиционен и церемониален, но сколько в нем искренней тоски, торя, задушевного отчаяния!   В   тяжелую   для   мужа   минуту   она   всем   сердцем   стремится   оказаться рядом с ним, облегчить его страдания, помочь: «Омочу шелковый рукав в Каяле­ реке,   Понимая, что люди  не в силах помочь  ее горю, Ярославна  обращается  к силам природы, заклиная  и умоляя  их не губить любимого  мужа и доблестного воина Игоря Святославовича.   оботру   князю   кровавые   его   раны   на   горячем   его   теле». Следует   отметить,   что   в   последнем   акте,   Бородин   тонко   подчеркивает   общность судьбы, общность переживаний героини и народа. Плач Ярославны об Игоре и его воинах словно перерастает в «плач народа» – хор поселян. Хор дан непосредственно за Плачем, между ними есть и прямая интонационная связь: выдержанный, долгий звук и такая же сближающие ее с Игорем.  ­   Действительно,   в   образах   Ярославны   и   Игоря   мы   слышим   и   силу   и   твердость характеров, а также неиссякаемую всепобеждающую любовь друг к другу.  В образе Ярославны Бородин создал первый в нашей оперной литературе героический тип русской женщины. октава (фа­диез) – яркая выразительная деталь сквозной, объединяющей темы Плача и в то же время своеобразная концовка каждого куплета хора. ­ Вы, работая в подгруппах с текстами, делали выводы о том, каким видят Игоря исследователи:   с   каким   высказыванием   вы   согласны?   И   каким   увидел   князя   Игоря композитор? у:  Бородин нарисовал по существу  новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова…», поэтому характеристика князя автора «Слова о полку Игореве» наиболее нам близка. Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает яркий   героический   образ,   обобщающий   лучшие   качества   русского   воина­полководца, патриота, человека. Образ князя ярко очерчивает его любовь к своей возлюбленной жене Ярославне,   которая   олицетворяет   собою   родную   землю,   дом,   очаг,   благополучие,   мир, тепло.  23 апреля 1185 года начался знаменитый поход князя Игоря, который закончился военным поражением князя­воина, но духовной победой князя­христианина Сопоставить  Исследователи «Слова о полку Игореве» видят характеристику князя Игоря не такой однозначной, как ее представляет автор произведения. Одни исследователи называют князя Игоря патриотом и защитником  Руси. Другие исследователи осуждают князя   Игоря   за   то,   что   он   совершил   необдуманный   поступок   и   свел   на   нет   успехи Святослава Киевского. Исследователи считают, что Игорь сорвал поход против половцев, задуманный  Святославом.  Так,  известный  ученый  Д.  С. Лихачев  называет   князя Игоря Святославича храбрым, мужественным, но безрассудным человеком: «...Сам по себе Игорь Святославич не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния плохи <...>  Игорь   Святославич   –   сын   эпохи.   Это   «средний»   князь   своего   времени:   храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины...» (Д.С. Лихачев, «Слово о полку Игореве». Историко­литературный очерк») Исследователь Б. А. Рыбаков считает князя Игоря эгоистичным и самонадеянным человеком, жаждущим славы: «...под пером поэта исчезал эгоистичный, самонадеянный Игорь и рождался рыцарственный герой, отважный воин,   готовый   пожертвовать   собой   за   Русскую   землю...»   «...Нелегко   было   Игорю Святославичу   <...>   признаться   в   том,   что   он   хитрил,   обманывал,   торопился   первым поживиться в половецких вежах ... Он предстал перед русскими людьми не как дерзкий победитель, а как беглый пленник, князь сожженной и ограбленной земли, полководец, погубивший   своих   воев   и   воевод...» (Б.А.   Рыбаков,   «Слово   о   полку   Игореве»   и   его современники») Это был цитатный образ и характеристика князя Игоря Святославича в «Слове о полку Игореве», описание биографии героя и материалы для сочинения. В статье использованы цитаты из «Слова о полку Игореве» в переводе Н.А. Заболоцкого.  Либретто написано на материале русской эпической поэмы 16в. «Слово о полку Игореве»  А.П. Бородиным. Первое представление состоялось 4 ноября 1890г. на сцене Мариинского  театра в Санкт­Петербурге. Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/knjaz­igor­slovo­o­polku­igoreve­obraz­harakteristika.html Опера «Князь Игорь» Бородин вошел в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, но наиболее ярко это проявилось в опере «Князь Игорь». номера:   диатоничности Сюжет   оперы   (по   поэме   12   века «Слово   о   полку   Игореве» о   походе   князя   Игоря Святославича   Новгород­Северского   в   1185   году   против   половцев)   был   подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60­70­е годы 19 века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок Бородину и всем кучкистам. К тому же сюжет полностью отвечал особенностям таланта Бородина, которые уже выявились в первой симфонии. С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные   напевы.   Все   это   придало   опере   историческую   правдивость,   реальность, национальный характер. Образ князя Игоря изображен как безупречно положительный, без реальных недостатков (легкомыслие, некоторая самонадеянность, жажда личной славы). Бородин нарисовал по существу новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова». Кроме того, в поэме нет народных сцен, но сама идея проникнута мыслью о народе, и Бородин широко развил эту идею в опере в многочисленных и разнообразных хоровых сценах. А.П. Бородин Князь Игорь Основной   конфликт   в  опере   возникает   между   русским народом и чужеземными захватчиками. Наиболее яркая и полная характеристика русских воинов дана в прологе, в хоре «Слава», а половцев – в марше половецкого войска из 3­го   действия.   Это   наиболее   контрастные   между   собой музыкальные хора противопоставляются   жесткие   хроматизмы   марша, распевности   –   инструментальные   угловатые   обороты   с тритонами,   целотоновыми   ходами.   Этот   драматургический   музыкальный   прием   был использован   Глинкой   в   «Иване   Сусанине».   В   то   же   время   Бородин   не   упростил   и   не принизил   образы   врагов,   показал   их   силу,   смелость,   порой   великодушие   (Кончак)   и богатство   плясках). В опере имеется и другой оттеняющий конфликт – образ буйного гуляки и смутьяна Вл. Галицкого, который противопоставляется образам Игоря и Ярославны. По определению автора, «Князь Игорь» ­ эпическая русская опера, во многом близкая «Руслану и Людмиле» Глинки. В обеих операх сталкиваются 2 различные национальные сферы – русская и восточная. При этом основной конфликт раскрывается не столько в прямом   действии,   сколько   в   сопоставлении   контрастных   картин   и   портретных характеристик. Масштабы таких картин  очень велики, особое значение имеют крупные хоровые сцены: пролог, половецкие пляски, финалы 1­го и 4­го действий. Как и у Михаила Ивановича Глинки, оперу обрамляют монументальные хоровые сцены – пролог и финал, где показаны основные качества народа, его поддержка главных героев оперы, тем самым народ истории. Характеры действующих лиц полно раскрываются в сольных номерах – портретах героев. Напевные   пластичные   мелодии   обобщённо   выражают   характер   текста,   кантилена преобладает над речитативом – и в этом главное отличие оперного стиля Бородина от других кучкистов, особенно Мусоргского, Даргомыжского. В то же время он учитывает их опыты, что нашло отражение в большом речитативном диалоге Ярославны и Галицкого, в свободных   формах   арий,   в   использовании   разговорных   интонаций   в   некоторых речитативах. В целом в опере «Князь Игорь» объединились черты эпической оперы и исторической народно–музыкальной драмы, таким образом, это новый этап в истории русской эпической оперы.   музыкального   фольклора   (в   половецких выступает как   активная   сила       их Опера А.П.Бородина В том, каким достижением стала опера «Князь Игорь», важнейшую роль сыграло то, что её писал человек, органично сочетавший в себе качества выдающегося учёного и талантливого музыканта. Написанию её либретто и музыкальных фрагментов предшествовала большая исследовательская   работа.   Александр   Порфирьевич   изучал   множество   источников, связанных   со   «Словом»   и   той   эпохой.   Это   и   летописи,   и   исторические   повести, исследования о «Слове». «Либретто оперы Бородин писал сам. Здесь в значительной степени раскрылся еще один его   талант  ­   литературный.   Главным   источником   для   него  послужило   «Слово   о  полку Игореве»,   пронизанное   идеей   народного   патриотизма.   Та   же   идея   лежит   в   основе содержания оперы «Князь Игорь» ­ героической эпопеи, воплощающей величие русского народа, его беззаветную преданность родине. Это нашло выражение и в монументальных хоровых сценах оперы, и в столкновении двух противоположных миров – двух укладов жизни,   двух   культур,   и   в   осуждении   тех,   кто   заботился   лишь   о   собственных   личных интересах, и в положительных образах главных героев. Не случайно образ Игоря в опере – поистине   собирательный,   обобщающий   лучшие   качества   русского   воина­полководца, патриота, человека». (А.П. Зорина). Бородин   понимал,   что   для   того,   чтобы   опера   приобрела   характер   подлинного повествования,   всё   это  должно  воплотиться   в   её   музыкальном   строе.   И  он  берётся   за изучение старых напевов, выискивая в них то, что позволило создать необходимые ему мелодические характеристики. Наиболее характерен в этом отношении балетный фрагмент 2­го действия «Половецкие пляски».   Для   его   создания   Александру   Бородину   потребовалось   не   просто   написать мелодии с восточным колоритом – ему понадобилось максимально возможно приблизиться к   музыке   уже   исчезнувшего   народа.   Он   изучал   большое   количество   музыкального материала,   фактически   проводил   музыкальные   «археологические   раскопки».   А   по   их результатам синтезировал мелодии, характеризующие в опере жизнь половецкого стана. Об успехе, которым увенчалось это исследование, говорит то, что «Половецкие пляски» не только   стали   грандиозной   музыкальной   составляющей   в   опере   «Князь   Игорь»,   но   и приобрели   статус   самостоятельного   произведения.   Этот   знаменитый   фрагмент   оперы исполняется   и   симфоническими   оркестрами,   и   балетными   труппами.   Ряд   выдающихся балетмейстеров ставил этот номер и как отдельное произведение, и как часть оперы, что ее необычайно украсило. Почти сто лет назад В. В. Стасов писал о «Князе Игоре» как о монументальном явлении русской музыки; критик относил оперу к числу величайших среди созданных в XIX веке, наряду с «Русланом и Людмилой» Глинки, «Борисом Годуновым» Мусоргского. Позже, на рубеже XIX и XX веков, сетуя на то, что гениальные творения Бородина, и в первую очередь «Князь Игорь», еще не оценены по достоинству, Стасов предвещал: торжество Бородина, «конечно, впереди». И он оказался прав. Педагогическая ремарка Яркая, самобытная, наполненная сильными эмоциями и чувствами, музыка А. Бородина обычно с удовольствием воспринимается детьми. Это удовольствие будет еще большим, если   учитель   подготовит   подростков   к   восприятию   оперы,   продемонстрировав   самые важные темы, интонации и интонационные связи. Очень важно остановиться на продолжении в оперном жанре традиций эпической оперы, заложенных М. Глинкой. Этот материал во многом носит обобщающий характер, поэтому стоит его преподнести целостно, в виде наиболее важных с точки зрения развития оперного спектакля, фрагментов: хор «Слава», сцена затмения из пролога оперы, хор «Мужайся, княгиня» из I действия оперы, арии князя Игоря и хана Кончака из II действия, Половецкие пляски, Плач Ярославны. По мотивам оперы снят художественный фильм, который, конечно же, стоит использовать в   учебном   процессе.   Просмотр   видеофильма   предваряется   беседой   об   исторических событиях XII века, о «Слове о полку Игореве». Фрагменты видеофильма соединяются с чтением   фрагментов   «Слова»,   либо   его   пересказом   близко   к   тексту,   либо   чтением фрагментов либретто оперы (Б.С. Рачина) Музыкальная характеристика отдельных номеров В   этой   опере   "...музыка   складывается   из   огромных   устойчивых,   массивных   «пластов» звучаний,   плотно   прилегающих   друг   к   другу,   словно   могучие   камни   или   бревна   в крепостной стене. ...   Настроение   эпического   сказа   о   стародавних   временах   устанавливается   уже   в оркестровом вступлении к Прологу. Неторопливый темп... тяжелое переступание мелодии по секундам... Ее движение напоминает трезвон медлительно раскачивающихся колоколов. Неспешно и размеренно плывет он в воздухе, доносясь откуда­то издалека смягченный расстоянием.   Такое   вступление   настраивает   на   долгое   повествование,   которому   надо внимать терпеливо и благоговейно." (А.Сохор) Основную идею пролога можно определить как «Русь, поднявшуюся на врага». Тон задает здесь   мощный   начальный хор «Слава»,  с   его   двумя   темами:   мужественной   энергичной главной и дополняющей её светлой, приветливого характера второй. Далее следует сцена Игоря с народом, построенная на интонациях вступительной темы к хору «Слава». После ряда   сольных   и   ансамблевых   эпизодов   вновь   возвращается   хоровая   «Слава»,   ее заключительный характер подчеркнут слиянием обеих тем в единой мелодической линии басов. В результате всего этого создается широкое цельное полотно, на котором очерчен образ народа, охваченного единым патриотическим чувством. Игорь  –   прирожденный   воин   и   полководец,  цельная,   могучая  натура.   Подчеркивая   его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает яркий героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Наиболее полно Игорь предстает перед нами в большой, развернутой арии второго акта – его «музыкальном портрете». В центре арии – широко известная тема, которую можно назвать темой «свободы и родины» Ее волевые, энергичные интонации встречаются в ряде эпизодов, раскрывающих мужество, душевную стойкость Игоря и Ярославны, – в призыве Игоря, вдохновляющего рать на битву, в решительной отповеди Ярославны Галицкому... Но в арии Игоря эти интонации приобретают особую драматическую окраску и сочетаются с интонациями устремления, порыва, что создает высокий эмоциональный тонус, – так раскрывается сила чувств героя. Выделяя главное, типичное в образе Игоря, Бородин с замечательным мастерством сумел показать в той же арии и состояние героя в настоящий момент.   Речитатив   и   медленные,   тяжеловесные   «шаги»   в   оркестре   –   так   начинается   и заканчивается ария – передают страдания томящегося в плену князя. Замечательна   по   художественным   качествам   и   лирическая   тема   арии   в   сравнении   с предыдущей.   В   ней   меньше   речевых,   декламационно­призывных   интонаций,   она   более песенна,   кантиленна.  Тема   воплощает   горячее   чувство   любви   и   нежности   к  супруге,   к «голубке­ладе». Ярославна – достойная подруга Игоря. Ласковая, мягкая и женственная, она, когда это необходимо, обнаруживает и силу и твердость характера – качества, сближающие ее с Игорем.   В   образе   Ярославны   Бородин   создал   первый   в   нашей   оперной   литературе героический тип русской женщины. В последнем акте, Бородин тонко подчеркивает общность судьбы, общность переживаний героини и народа. Плач Ярославны об Игоре и его воинах словно перерастает в «плач народа» – хор поселян. Хор дан непосредственно за Плачем, между ними есть и прямая интонационная   связь:   выдержанный,   долгий   звук   и   такая   же   октава   (фа­диез)   –   яркая выразительная деталь сквозной, объединяющей темы Плача и в то же время своеобразная концовка каждого куплета хора. Важный контраст в музыкальную драматургию оперы вносит линия Владимира Галицкого и его приспешников. В темах­характеристиках, рисующих этих любителей пожить в свое удовольствие, темах музыкально ярких, интересных, слышится и бесшабашное веселье, а порою   буйное   озорство,   и   скоморошье   глумление,   и   хмельное   приплясывание   с притоптыванием.   И   все   это   так   отличается   от   величаво­благородных   тем   Игоря, Ярославны   и   других   русских   людей,   переживающих   вместе   с   родиной   час   тяжелых испытаний. Однако противоречия в русском лагере носят все же частный, подчиненный характер в сравнении   с   основным   конфликтом:   русские   –   половцы.   Какими   же   показаны   в   опере половцы? В большой арии Кончак обрисован грозным, умным и умеющим оценить доблесть противника восточным владыкой. Вряд ли он уступает Игорю как воин, как полководец. Но в музыке арии Кончака как в зеркале отражен и весь половецкий мир, особенно же такие его качества, как стихийная сила, воинственность, дикая энергия. Именно с этой стороны   характеризует   половцев   лейтмотивная   тема   –   широкие,   размашистые   ходы оркестра (по тритонам), – звучащая во вступительном речитативе к арии. Другая тема, лежащая в основе последнего раздела арии Кончака, рассказа о невольницах, – остро танцевальная, динамичная – играет важную роль в половецких плясках второго акта; на ее упругом, пружинящем ритме строится бурный, неистовый величальный хор половцев. Родство характеристик Кончака и половцев, так же как и близость Игоря и Ярославны русским народным образам, весьма примечательно. Важную роль в опере играют женские половецкие образы. Они сосредоточены в основном в первой   половине   второго   акта.   Песни   и   пляски   девушек­половчанок   отличаются нежностью,   томностью,   грацией,   порою   в   них   сквозит   задумчивая   печаль.   В   центре женского мира – пылкая и страстная ханская дочь, красавица Кончаковна. Типичные   черты   музыки   ряда   восточных   народов   –   извилистая,   богато   изукрашенная мелодия   с   прихотливым,   капризным   ритмом   и   часто   контрастирующим   ей   мерным, неизменным аккомпанементом – с замечательным мастерством использованы, например, в песнях и танцах половчанок. И как верно передано здесь своеобразное сочетание почти импровизационной свободы с размеренностью, томной неги с порывистостью! По материалам книги Г. Головина «Князь Игорь» А. П. Бородина: Путеводитель по опере. – 3­е изд., доп. – М.: Музыка, 1980. И 18 лет мало.... Потратив на создание оперы рекордные 18 лет, Бородин ее так и не закончил. Почему? Принято считать, что ему помешали его занятия химией, медициной, преподавательской и общественной работой. Однако Т.В. Чередниченко резонно отмечает, что в течение этих долгих лет композитор начал и успешно завершил целый ряд других сочинений. Так все­ таки что же его останавливало, почему это произведение никак "не заканчивалось"? По ее мнению, Бородин остановился перед невозможностью итога: "В оперном финале необходимо торжество одной из сил или их слияние, а ни то, ни другое не соответсовало самобытной красоте "русской" и "половецкой" музыки оперы. В музыке пять низких голосов ­ басы и баритон. Бас ­ голос фундаментальный, означающий силу и мощь. Необычайное их обилие (оперная "норма" ­ 1­2) придает партитуре Бородина звуковой характер незыблемой твердыни. Это отвечает и источнику сюжета ­ древнему "Слову",   на   котором   покоится   русская   литература,   и   самому   образу   Древней   Руси   в национальном сознании. Однако все басы ­ либо враги, либо изменники, либо просто сомнительные персонажи: ханы Кончак и Гзак, разгромившие русскую дружину, разгульный князь Владимир Галицкий, метящий в самозванные правители Путивля; наконец, один из обслуживающих шальные потехи   Галицкого   скоморохов.   Сфера   низкого   вокального   звучания   как   сфера   чужого, опасного, включает еще и контральто Кончаковны. Напротив,   высокие   или   относительно   высокие   тесситуры   расположены   на   «русском» фланге. Игорь ­ баритон; сын Игоря Владимир ­ тенор; помогающий Игорю бежать из плена крещеный половчанин  Овлур  тоже тенор. Итак,  с одной стороны, сползший  в басовую сферу   баланс   регистров   ­   знак   вечной   прочности   национально­исторической   почвы;   с другой, ­ этот же заглубленный регистровый строй означает «нехристей» ­ азиатов (или своих, готовых погубить отчизну) Образ Руси как бы раздваивается он велик, он прочен ­ «Азией». Не следует забывать, что русский князь в сюжете оперы терпит поражение, хотя не теряет своей   нравственной   высоты.   Но   и   победивший   его   хан   демонстрирует   великодушие   и приязнь к русскому князю. Эта двойственность историко­нравственного конфликта, когда ни на чьей стороне нет единственно верной правды, никто не победил и не побежден; но обе стороны   как   бы   застывают   в   противостоянии­взаимозависимости,   выражена   и   в музыкальной драматургии. «Русские»   сцены   занимают   в   написанном   Бородиным   столько   же   места,   сколько «половецкие».   Яркость   музыки,   хотя   и   разная   по   смыслу   (знаменитые   «Половецкие пляски» увлекают прежде всего экзотической роскошью и стихийностью: русские хоры ­ ясным, мощным, светлым полнозвучием), тоже одинакова в «европейских» и «азиатских» сценах. Бородину,   как,   может   быть,   никому   другому   в   русской   музыке,   удалось   с   равной убедительностью воссоздать восточную интонацию в арии Кончака и славянскую в арии Игоря. «Половецкие» фрагменты оперы ­ это не музыка о Востоке, каковой оставалась все же, несмотря на редкостную стилевую естественность, лезгинка из «Руслана», а словно музыка самого Востока. Возможно, в «Князе Игоре» впервые ­ собственно­музыкальными средствами   ­   сформулировано   понимание   евразийской   сущности   русской   истории   ­ истории, которая погружена в невозможность окончательного выбора между Западом и Востоком и которую поэтому не удается «приспособить» ни к одной из заимствуемых цивилизационных   моделей.   Такая   история   не   имеет   предсказуемой   перспективы   и однозначного смысла. И композитор не знал, чем закончить оперу. Заключительный хор, славящий в редакции Римского­Корсакова и Глазунова возвратившегося из плена князя, который потерял дружину, оставил в плену сына (впрочем, влюбленного в дочь главного врага), ­ явная натяжка, попытка повторить финальную «Славу» «Жизни за царя» Но в глинкинской опере западные завоеватели остались в непролазном болоте, а в "Князе Игоре" в восточных топях у реки_каялы осталось христианское воинство". Чередниченко Т.В. "Музыка в истории культуры" вып. 2., М., Аллегро­пресс, 1994. Полезные ссылки Краткое   содержание,   история   создания   и   постановок   оперы   "Князь   Игорь" на википедии Партитура, клавир и переложение оперы А.П.Бородина "Князь Игорь". Ноты "Князь Игорь" полный текст оперы (слова) "Слово о полку Игореве" перевод Н.Заболоцкого "Слово о полку Игореве" в пересказе для детей В. Яхнина читает В.Соломин Эскизы декораций к опере Н.К.Рериха 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Межпредметные связи. Школьный урок на стыке истории, музыки, МХК  "О чем пел Князь Игорь"

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами смежных дисциплин

Контаминация на уроках музыки. Нравственно-патриотическое  воспитание учащихся средствами смежных дисциплин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018