Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Оценка 4.6

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
ppt
русская литература
Взрослым
13.02.2017
Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Диссертационное исследование посвящено проблеме воплощения и развития концепции женского образа в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева в русской и казахской литературах. Образ матери, как составляющая системы женских образов, в обеих литературах является национальным символом. Тем не менее, образ матери как литературная категория, в русской литературе, не смотря на очевидную значимость и устойчивость на протяжении всего ее существования, остается мало исследованным; а в казахской литературе такой феномен, почти не рассматривался.
DOC-20160626-WA0004.ppt

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный Концепция женского образа в поэзии Сергея анализ) Магистрант:Ыбраева Рауана

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Общая характеристика работы. Диссертационное исследование посвящено проблеме воплощения и развития концепции женского образа в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева в русской и казахской литературах. Образ матери, как составляющая системы женских образов, в обеих литературах является национальным символом. Тем не менее, образ матери как литературная категория, в русской литературе, не смотря на очевидную

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
В диссертации образ матери исследуется в качестве части феномена, как женские образы в русской и казахской поэзии в начале XX века, в частности в произведениях С.Есенина и М.Жумабаева, с целью создания ими концепции женского образа. В аспекте нашего исследования значим тот факт, что и Есенин, и Жумабаев состоялись как поэты в период Серебряного века. Оба поэта создавали художественные произведения в начале XX века, в одно историческое время. Короткая, искрометная жизнь поэтов была гражданским, художественным подвигом служения Родине, ее идеалам, родному языку, национальной самобытности жизни, чувств, веры своего народа. Каждый из поэтов был выразителем, певцом, вершиной своего века. Каждый, эволюционно закономерно, исторически и художественно не случайно рожден, выпестован им, испытан в долге, чести, достоинстве, гражданственности, человечности, самоотверженном служении, любви… и убит на гребне творческого полёта.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
проведен экскурс мы намерены краткий творческих по Нами исследованиям наследий С.Есенина и М.Жумабаева, но, в основном же, рассмотреть художественные произведения этих авторов созданию ими концепции женских по образов. У каждого из поэтов мы находим созвучие и параллели в изображении женских образов, и в то же время каждый из них неповторим национальным и духовного нравственного, своим мировосприятием. индивидуален, идеалом

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
В настоящем исследовании проделана попытка проанализировать поэзию С.Есенина, учитывая результаты предшествующих исследователей, с позиции созданной им концепции женских образов в сопоставлении с концепциями женских образов, выдвинутых казахским поэтом этого же времени М.Жумабаева. Безусловно, много общего в их биографии, хотя непосредственного взаимодействия и контакта между русским и казахским поэтами не обнаружены. Тем не менее, придерживаясь мнения В.В. Жирмунского о том, что, при отсутствии непосредственного взаимодействия и контакта возможны историко-типологические аналогии или схождения, мы решили сопоставить несопоставимое, найти в произведениях разнонациональных поэтов Актуальность и общее и особенное, что сближает их, и чем новизна темы. отличаются они друг от друга.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Особое внимание привлекла нас тематика произведений обоих поэтов, а именно созданная ими в этих произведениях концепция образов женщин. Общеизвестное произведение «Письмо матери» (1924) и цикл стихотворений, посвященных образу матери и сестры, любимым женщинам Сергея Есенина и с аналогичной тематикой у Магжана Жумабаева заинтересовали нас мастерством художественного изображения целой галереи женских образов. Подобного сопоставительного исследования творческого наследия русского и казахского поэтов нами не выявлено. Анализ неповторимого женского мира, выявление особенностей создания и существования женских образов в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева даст возможность постичь существующий в их поэзии художественный мир, понять особенности присущее поэтам

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Степень разработанности проблемы. Осознание исключительности и значимости творческого наследия С.Есенина как последнего крестьянского поэта подчеркивалось в исследованиях Е.И.Наумова, П.Ф.Юшина, А.Кулинича, С.П. Кошечкина , Ю.Л. Прокушева и др. В постсоветское время предприняты исследования творчества Есенина с позиции психологического подхода в работе А.Лукьянова; С.Аверинцевым освещается проблема отображения образа матери в поэзии С.Есенина; в русле акмеологической науки отражения поэтом своей жизнью и творчеством воплощения триединства ипостасных жизненных проекций единого человеческого «акме»: «акме» Человека, «акме» искусства, «акме» художника рассматривает Т.А.Полозова. Творчеству Магжана Жумабаева была посвящена первая критическая работа – статья Ж.Аймаутова (1923 г.), написанная к тридцатилетию поэта. Проблему влияния на поэзию Магжана Жумабаева поэтов русского символизма в казахском литературоведении исследовал Ш.Р.Елеукенов, поэтику произведений казахского автора рассматривали А.Давыдов, Жетписбаева Б.А., Аузхан Кодар,

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Цели и задачи исследования. Задачи исследования: 1. Проследить историю развития и значения образа матери в русской и казахской поэзии. 2. Выявить характерные особенности теоретического осмысления понятия образа в литературоведении. 3. Проанализировать осмысление творческих наследий С.Есенина и М.Жумабаева в литературной критике. 4. Рассмотреть общие и отличительные черты анализируемой концепции образа матери в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева. 5. Осуществить анализ художественного осмысления женских образов в творчестве С.Есенина и М.Жумабаева: концепции образа любимой женщины и образа сестры. 6. Попытаться обобщить эстетические взгляды С.Есенина и М.Жумабаева в построении образа лирической героини. Целью настоящего исследования является многоаспектный анализ концепции образа женщины в поэзии русского и казахского поэтов начала XX века С.Есенина и М.Жумабаева.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Теоретическая основа магистерской диссертации - исследования российских и отечественных литературоведов по теории и истории литературы. Близость создания концепции женских образов С.Есениным и М.Жумабаевым вызвала необходимость обратиться к трудам теории литературоведения, и в особенности в области компаративистики: А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского – основоположников сравнительного литературоведения в русском академическом литературоведении и в казахской компаративистике – академика НАН РК С.А.Каскабасова, Ш.Елеукенова, А.С.Исмаковой, Ф.И.Исмаиловой; по теории литературы С.А.Аскольдова, С.С.Неретиной, Т.В.Матвеева, Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, Ю.С.Степанова, Л.Тимофеева, Л.В. Объект исследования: Чернец, В.Д.Сквозникова и др. художественные особенности создания концепции женского образа в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева. Предмет исследования: произведения С.Есенина и М.Жумабаева. В качестве дополнительных источников привлекаются статьи, прозаические произведения и письма поэтов.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
принципы Методологические исследования. В работе были использованы следующие исследовательские методы: сравнительно- сопоставительный историко- литературный, выявление и описание отдельной синхронической темы. анализ,

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проделана попытка описания и классификации основных способов создания концепции женского образа поэтами русской и казахской литературы начала XX века. 1. Выделение, обоснование и характеристика основных черт мировоззренческих ориентаций русского и казахского поэтов и присущих им общих и индивидуальных национальных признаков. 2. Рассмотрение создания концепции образа женщины в начале XX века в творчестве русского и казахского поэтов через соотнесение особенностей мировосприятия, национальной самобытности, индивидуальных качеств, черт характера авторов. 3. Исследование восприятия женской красоты в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева через призму эстетических и этических идей Серебряного века в русской литературе и через призму эстетических и этических идей казахской литературы начала XX века. 4. Анализ нравственной проблематики женской судьбы в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева, в сопоставлении же по проблеме создания концепции женского образа поэтами русской и казахской литературы не находил отражения. 5. Все аспекты анализа были выполнены на основе сопоставительного рассмотрения поэтических произведений русского и казахского поэтов начала XX века, что является

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Основные положения, выносимые на защиту. 1. Своеобразие мировоззрения С.Есенина и М.Жумабаева, отразившегося в разработке концепции образа женщины, определяет взаимосвязь следующих элементов: внимание к личности, к субъективной стороне жизни; напряженность духовной жизни; эстетизм; ценностный приоритет творчества; повышенный интерес к проблемам любви. 2. В эпоху развития русской и казахской литературы начала XX века любовь обретает максимальное мистическое значение, что способствует и изменению представлений о значении женщины. Этот фактор обуславливает переоценку роли женщины в любви и в историческом процессе, в связи с чем, за женщиной признается миссия смягчения жесткости и логицизма мужчины, внесения в мир начал эмоциональности, поэтичности, интуитивности. 3. Философско-этическая мысль эпохи русского и казахского культурного ренессанса создает теорию, помогающую найти опору для человека потерянного, страдающего в пространстве отчуждения. Это путь индивидуального творчества, которое наиболее ярко проявляется в сфере любви. При этом важнейшее место отводится поступку выбора в любви – избранию конкретной и незаменимой личности, которая через любовь возвышается и утверждает свою индивидуальность.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
4. Поэтами русской и казахской словесности начала XX века женщина признается носительницей и охранительницей нравственного начала, которое коренится в живом чувстве, а не в логических принципах, что подтверждается и анализом поэтических произведений о женщинах С.Есенина и М.Жумабаева. 5. В культуре русской и казахской литературы рубежа веков важное место отводится не просто компоненту эстетическому, но и связи его с идеями Добра и Истины, справедливость чего утверждается и в отношении красоты женщины, внешняя красивость которой противопоставляется прекрасности. 6. Своеобразие восприятия феномена женщины проявляется во взаимосвязи поэтической и философской составляющих поэтику художественных произведений Есенина и Жумабаева.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Научно-практическое значение. Материалы, выводы и наблюдения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего сопоставительного исследования творчества поэтов С.Есенина и М.Жумабаева, комментирования их произведений, в лекционных курсах по теории и истории русской и казахской литературы начала XX века; в спецкурсах и спецсеминарах, посвященных творчеству С.Есенина и М.Жумабаева, а также проблемам анализа поэтического произведения.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Апробация работы. Основные идеи и результаты диссертационного исследования были изложены в научных публикациях: 1. Образы женщин в произведениях Магжана Жумабаева. Статья / В соавторстве. В материалах Международной лингвистической конференции «Мир.Человек. Язык». – Кемерово – Санкт- Петербург – Армавир – Ставрополь. – 25-28 мая. 2015, С. 72-75; 2. Концепция образа матери в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева. Статья. / В соавторстве. В научном журнале «Вестник ПГУ» Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова, №2, 2016, С.244-253; 3. «Женская тема» в казахской литературе. Статья / В соавторстве. В научном журнале «Вестник» Западно- Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, №1, 2016. – С. 267 - 275; 4. Определенный способ понимания, трактовки образа матери в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева / Научный доклад для участия в конкурсе научных исследований студентов и магистрантов МОН РК (январь, 2016); 5. Образ матери в казахской поэзии 20-30-х годов двадцатого столетия/ Статья в сборнике МНПК, посвященной юбилейной дате Г.Тукая «Мир Г.Тукая». – Уральск: ЗКГУ им.М.Утемисова. – 20 мая, 2016. – С.121-124.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ В РУССКОЙ И КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРАХ 1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОНЦЕПТ», «ОБРАЗ» В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 1.2. ОСМЫСЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАСЛЕДИЙ С,ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА В ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ 1.3. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА МАТЕРИ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Выводы к первой главе: В результате исследования произведений русского и казахского поэтов С.Есенина и М.Жумабаева по отображению образа матери, нами выявлена следующая концепция образа матери: 1. если в ранних стихотворениях Есенин создает образ матери как условный, сказочный персонаж, то у зрелого поэта появляется образ матери в качестве литературного персонажа с характерными только для русской натуры особенностями, душевным обликом. Это персонаж, связанный одновременно и с автобиографией автора, и с образами дома и самого любимого человека, источника тепла и мира; с образом детства, и как своеобразного ангела-хранителя. 2. в творчестве Жумабаева – это реально-бытовой и психологический образ матери. Этот образ, как и у Есенина, связан с автобиографией автора, и с образами дома и самого любимого человека, с образом детства и святыни- родины.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
3. И у Есенина, и у Жумабаева отсутствует обожествленный, религиозно-метафизический образ матери. Жумабаевым, как и Есениным в стихотворений «Матери», создан неповторимый колорит национального образа матери через ее индивидуальную речевую характеристику в стихотворениях «Мать», «Колыбельная», «Утешение». 4. Только у Есенина нами были замечены стихотворение- монолог от имени матери сыну «Письмо от матери» (1924) и «Ответ» – сына на письмо матери. 5. У каждого из поэтов, образ матери в соответствии с национальными особенностями, остается верен своей национальной природе, сохраняет внутреннюю цельность. Произведения основаны на реальных событиях, о чем свидетельствуют прототипы – образ матерей.

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
6. Обращает особое внимание то, что язык произведения, хотя у Магжана Жумабаева переведен с казахского на другой язык – русский, но сохраняет художественные достоинства первоисточника, оригинала, особенность художественных изобразительных средств и приемов. Язык яркий, образный, насыщенный глубинной народной речевой культурой, помогающей читателю познать характер народа, особенность его национального склада, обычаи и обряды, когда сын объясняется матери очень сдержанно, немногословно в соответствии с картиной мира народа, поэтическую одаренность автора. 7. Идентичность в стихотворениях о матери у Есенина и Жумабаева – сыновья, находясь вдали от самого родного и близкого человека, с любовью и нежностью, с тоской вспоминают ее. 8. Для нас значимо то, что в облике и характере образа матери и у Есенина, и у Жумабаева находит концентрированное выражение «жизненный, душевный опыт поэта, его мировоззрение и миропонимание (в главной своей сути)». В этом образе матери у каждого из авторов отразились также их система ценностей, умонастроения, размышления и отпечаток личной мысли

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ С.ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА 2.1. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА 2.2. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА СЕСТРЫ В ПОЭЗИИ С.ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА 2.3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С.ЕСЕНИНА И М.ЖУМАБАЕВА В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗА ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Заключение к изучению В диссертации «Концепция женского образа в поэзии С.Есенина и М.Жумабаева (сопоставительный анализ)» содержатся результаты исследования по теме, изложенные во введении, в двух главах, каждая из которых имеет по три раздела; заключение и списка использованных источников. В исследовательской работе дается мотивировка обращения поэзии, отражающих образы женщин, русского и казахского поэтов начала двадцатого столетия. Жизнь и творчество С.Есенина и М.Жумабаева пришлись в период расцвета Серебряного века в русской культуре. сопоставительному

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Основные выводы исследования: образы матери и сестер – самых близких и родных людей Есениным и Жумабаевым изображаются как символ опоры для человека потерянного, страдающего в пространстве отчуждения, как хранительницы тепла, дома; образ любимой женщины представлены в основном как спутницы, смягчающей своей нежностью жизнь мужчины, своим характером, способностью понять любимого человека, пробудить в любимом творческие начала; в изображении любимых женщин у обоих поэтов замечено мистическое; в то же время, каждый из поэтов индивидуален, сочетает в женских образах национальные особенности, так как концепция образа женщин у обоих поэтов разных литератур представлена как «сгусток культуры в сознании человека, входящая в ментальный мир человека»; в концепции образа женщин у Есенина не только воспевание и боготворение любимой, но в его поэзии, особенно в цикле «Любовь хулигана», возникает образ любви как очищающей силы, излечивающей душу поэта, наполняя ее нежностью . в поэзии Жумабаева женщина – конкретная и незаменимая личность, которая через любовь возвышается и утверждает свою индивидуальность; концепция образа женщин, «замещающая в процессе мысли

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ

Концепция женского образа в поэзии Сергея Есенина и  Магжана Жумабаева (сопоставительный анализ
Благодарю за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017