Коррекциия нарушений письменной речи у младших школьников
Речь — это канал развития интеллекта….
Чем раньше будет усвоен язык, тем
легче и полнее будут усваиваться знания.
( Н.И.Жилкин)
Развитие речи - важная задача обучения родному языку. Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение ученика сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. Работая в начальных классах, я поняла: развитие речи учащихся можно добиться только ежедневным кропотливым трудом.
Задачи:
1. Обеспечить создание речевых ситуаций на уроках, во внеурочной деятельности;
2. Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;
3.Создавать на занятиях атмосферу высокой культуры речи;
4.Вести постоянную работу по развитию речи связывая с уроками чтения, грамматики, через различные средства, в том числе и фольклор;
5.Способствовать общему и всестороннему развитию личности ребёнка.
Фольклор имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательным спутником раннего детства являются сказки про курочку Рябу, репку.
От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, помогает понять что «хорошо» и что «дурно». Вслушиваясь в слова потешек, закличек , приговорок ребёнок притопывает, приплясывает двигается в такт произносимому тексту. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Всем известная потешка « Тра-та-та тра-та-та, вышла кошка за кота».
Народные песенки, потешки, прибаутки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на уроках, внеклассных занятиях, для развития речи младших школьников. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как в них содержится звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чём интонация используется на мотив русских народных песен.
Наши уточки с утра- кря- кря- кря, кря -кря- кря.
Наши гуси у пруда га-га-га-га-га-га.
А индюк среди двора бал-бал-бал-бал-бал-бал
Наши гуленьки вверху гру-гру-гру-гру-гру-гру
Наши курочки в окно ко-ко-ко-ко-ко-ко
А как Петя-Петушок ранним утром поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Наши уточки с утра -кря-кря-кря,кря-кря-кря.
Наши гуси у пруда га-га-га-га-га-га.
А индюк среди двора бал-бал-бал-бал-бал-бал
Наши гуленьки вверху гру-гру-гру-гру-гру-гру
Наши курочки в окно ко-ко-ко-ко-ко-ко
А как Петя-Петушок ранним утром поутру
Нам споёт ку-ка-ре-ку!
Различные « заклички» Прощай зима сопливая, приходи лето красное, одеть соху, борону и пахать пойду. Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, радуге), выражающие призыв или просьбу, старались умилостивить её, обещая жертву.
Дождик, дождик гуще, я вынесу гущи, хлеба краюшку, пирога горбушку.
Коляда- моляда, прикатила молода, мы нашли коляду во Ивановом двору
Колыбельные песни, по мнению народа, спутники детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельные песни обогащают словарный запас детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «Заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Например, изучая тему «однокоренные слова», можно использовать колыбельные, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. Причём это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
А я буду напевать, колыбелечку качать.
Баю-бай спать пора, гости едут со двора.
Со двора едут домой, на лошадке вороной
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай
А я буду напевать, колыбелечку качать.
Баю-бай спать пора, гости едут со двора.
Со двора едут домой, на лошадке вороной
Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай
Баю-бай спи усни. Угомон тебя возьми.
На родительском собрании я провела анкетирование: используют ли родители малые формы фольклора. В результате выяснилось, что из 14 опрошенных колыбельные песни поют не все своим детям, а 8 человек назвали только две колыбельные: «Баю-баюшки-баю не ложися на краю» и «Спят усталые игрушки».
Для развития речи необходимо вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариванием в разном темпе, с разной интонацией: с чувством радости, удивления, грусти. Зайцы. зайцы то не вы ли на лугу сегодня выли?
Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили.
Иногда проговариваем сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурсы скороговорщиков. Ребята практикуются сами находить скороговорки в журналах, книгах. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков, дарит великую эстетическую радость и, конечно же развивает речь. С самых ранних лет детей захватывает магия слов, например в таких текстах: Ехал Грека через рек , видит Грека: в реке- рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап.
Жили были три японца:
Як, Як-цедрак,
Як-цедрак-цедрак-цедрони
Жили были три японки:
Цыпа, Цыпа-дрипа,
Цыпа-дрипа-дримпопони.
Все они переженились.
Як- на Цыпе
Як-Цедрак, на Цыпе-Дрипе
Як-Цедрак-цедрак-Цедрони,на Цыпе-дрипе-дримпопони
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой- Шах.
У Як-Цедрака с Цыпой-дрипой Шах-шарах
У Як-цедрак-цедрак-цедрони
С Цыпой-дрипой-дримпопони
Шах-шарах-шарах-шарони.
В первом классе при изучении букв использую скороговорки на сочетание звуков.
Изучая букву З и звук /З/ использую скороговорку Зятю не взять язя из Яузы Изучая букву ЩА и звук Щ использую скороговорку Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей, и т.д. Как сказал В. Даль «Скороговорка придумана не для забавы, а для коррекции и совершенствования речевого аппарата».
Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии веками шлифованный и впитывающий в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Известно, что младшие школьники испытывают затруднение в понимание пословиц и поговорок. Например «Бедному Ванюше везде камушки» Дети скажут просто о ком речь, т. е. они могут воссоздать только наглядный единичный образ. Поэтому детям нужно объяснить, что когда не было игрушек, дети играли с камушками, но при систематической работе над пословицами и поговорками дети будут не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Можно сделать альбом-передвижку по пословицам и поговорками. Дети с удовольствием рисовали рисунки к этим формам фольклора и поясняли, что они обозначают и в каких случаях их употребляют. На уроках устраиваем игры-соревнования, кто больше вспомнит пословиц на определённую тему. Проводим дидактические игры: продолжи пословицу, подбери пословицу к картинке. Чтобы верно понять пословицу, не обязательно определять значение каждого слова, главное, нужно подумать, о чём здесь идёт речь. Есть такая пословица: «Сказать- узлом завязать» Дети предлагали различные версии (раз пообещал, значит надо выполнить, или крепко держать слово) А оказывается, когда люди не умели писать и читать, чтобы не забыть о чём-то, узелок на платочке завязывали. Теперь так не делают, а пословица осталась. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни активизируют речь ребёнка, способствуют развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают понять правила житейской мудрости.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на развитие речи детей. Загадка - одна из форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой образной форме даются наиболее яркие характерные признаки предметов или явлений.
Загадки обогащают словарный запас детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть
вторичное значение слов, формируют представление о переносном значении слов, они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, к обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
При отгадывании загадок ребёнок должен не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка правильна. С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от чёрствости, эгоизма, равнодушия, закалить в нём душевные силы, вселить уверенность, неизбежность победы добра над злом.
В этом году набирая первоклашек, при беседе с ними я для себя отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произношения отдельных звуков. И с первых занятий по азбуке , по УМК « Перспективная начальная школа», идёт работа над сказками. Я ребятам не просто читала сказки, а они мне рассказывали их. Я сделала небольшую ширмочку, из картона вырезала сказочных героев. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги и развивают тем самым не только речь, но и память, мышление. А для того чтобы дети слушали внимательно я возбуждаю их интерес присказкой.
За ступенькою-ступенька
Станет лесенка
Слово к слову ставь складенько
Будет песенка
А колечко на колечко станет вязочка
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Ни один праздник, ни одно внеклассное мероприятие не обходится без задорных частушек. Частушка- важнейший компонент духовной жизни народа. В этой короткой юмористической народной песне заложена русская народная традиция. Характерными чертами языка частушки являются выразительность и богатство языковых средств, ритмичность и афористичность, часто выходящие за рамки литературного языка. В ней можно высказать, то о чём не всегда и не все решаются сказать всерьёз и вслух. Частушки всегда поются о себе и для себя и близких людях. Поэтому, обращены в основном, к матери, к подругам, к милому другу.
Кабы-кабы да кабы
На носу росли грибы
Сами бы варилися
Да и в рот катилися.
Наш учитель в тишине
Объясняет тему
А соседка шепчет мне
Вот бы перемену.
Таким образом, я для себя сделала вывод, что использование различных форм фольклора на уроках, при развитии речи учащихся, вполне себя оправдывает.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.