Коррекционная работа логопеда при умственной отсталости, на примере ребёнка с синдромом Дауна

  • docx
  • 18.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала коррекционная работа логопеда при умственной отсталости, на примере ребёнка с синдромом Дауна.docx

                                                             Васильева Оксана Владимировна

                                                             Учитель логопед-дефектолог

                                                             МОБУ СОШ №4 имени В.Ф. Подгурского

 

 

«Коррекционная работа логопеда при умственной отсталости, на примере ребёнка с синдромом Дауна»

 

     Дети с синдромом Дауна, так называемые «Солнечные дети» - это самая распространённая категория детей с генетической паталогией, с которой работают логопеды. Этот синдром характеризуется трисомией по 21-хромосоме, которое проявляется в виде умственной отсталости, пороков сердца и нарушения развития. Умственная отсталость при этом может варьироваться от лёгкой до тяжёлой степеней. При мозаичной форме может быть сохранный интелект с незначительными когнитивными снижениями.

     Дети с синдромом Дауна имеют следующий ряд нарушений:

- нарушения в строении периферического артикуляционного аппарата (открытый рот, особенности строения нёба, зубные аномалии, макроглоссия т.е. аномально большой язык.

- нарушения в моторной сфере развития (в большинстве случаев дети имеют мышечную гипотомию, что в речи выражается как дизартрия, также имеет место нарушение праксиса).

- снижение интелекта (памяти, внимания, мышления, воображения, социально-бытовых навыков, эмоционального интелекта).

- нарушение обращённой речи.

- нарушение слухового, речевого гнозиса, возможность тугоухости или даже глухоты.

     Всё выше перечисленное это только те причины, которые непосредственно связаны с речевым развитием, но чаще всего сопутствующими нарушениями являются порок сердца, эпилепсия, снижение имунитета и прочие соматические заболевания.

     Основными направлениями работы при синдроме Дауна являются:

- развитие понимания речи. В связи с нарушением интелекта в той или иной степени нарушение импрессивной речи отмечается практически у всех детей.

В данном направлении необходимо выстроить работу как при сенсорной алалии, подбор глаголов будет носить особенный характер, а именно глаголы будем подбирать простой слоговой структуры (1 и 3 слоговой структуры).

    Стоит учитывать частность употребления этих глаголов, т.к. дети с УО имеют ограниченный объём памяти. Логопед должен подобрать материал максимально приближённый к социально-бытовым ситуациям. И желательным будет критерий звуконаполняемости этих глаголов. Т.к. моторные нарушения являются также ведущим в структуре синдрома Дауна, то работая над пониманием речи, логопед может стимулировать ребёнка к активной речи. Также короткие и простые глаголы будут способствовать более лёгкой дифференциации звуковой оболочки, а также тренировки речевого слухового гнозиса.

    Логопедическую работу необходимо разбить на несколько этапов:

1.     Развитие слухового внимания.

Игра с использованием музыкальных инструментов и выполнения инструкции. Также использовать логоритмику.

2.     Вторым этапом в развитии понимания речи – это понимание отдельного глагола.

Какие лучше брать глаголы для детей с УО?

Это «иди», «беги», «сыпь», «лей», «дави», «кидай», «кати», «тяни», «ешь», «пей», «мой» и т.д.

  

    Как работать?

- на самом первом занятие возьмём глаголы «кати» и «кидай». Они очень схожи. И поэтому мы берём руку ребёнка, толкаем мяч или шар и проговариваем: «кати». Несколько раз мы повторяем это действие совместно (рука в руке), а потом кладём перед ребёнком предмет и просто озвучиваем инструкцию. Если у ребёнка не получается, то подталкиваем его руку. Но не стоит с одним предметом сидеть больше 7 минут, чтобы не убить и так низкую мотивацию ребёнка. Если с этим предметом не получилось, то берём другой. Приблизительно 1 месяц занятий, мы просто катаем всевозможные предметы, разной формы, цвета, размера и это очень условные среднестатистические данные.

- если у ребёнка уже более или менее получается это действие, то необходимо подстраивать это движение под разные предметы, можно предложить что-то необычное, например, фрукты круглой или овальной формы, палку, скакалку, музыкальные инструменты. На этом этапе необязательно проводить проверку знаний, но включать его в занятие необходимо. Для этого мы предлагаем различные предметы, которые можно катить и которые нельзя. Положительный результат засчитывается в том случае, если ребёнок катил только подходящий предмет.

 

    При УО ребёнок скорее всего будет пробовать методом проб и ошибок, т.е. катится предмет или нет, т.к. есть трудности в наглядно-образном мышлении, но самое важное это правильно выбранный способ действия.

    Далее всё те же манипуляции проводятся для глагола «кидай». Сначала предлагаем те предметы, которые не предлагали на инструкцию «кати», т.е. не круглые и не овальные. Когда ребёнок усвоил глагол на этих предметах, предлагаем ему мяч или шар и говорим «кидай». На этой пробе мы чётко усвоим понимает ли ребёнок глагол или использует его ситуативно.

  - После того, как ребёнок начал кидать по вашей инструкции любые предметы, которые вы ему предложили, вы проводите дифференциацию этих 2-х глаголов. Предлагаете ему поочерёдно предметы и одну из инструкций, чередуя их в хаотичном порядке.

 

   Хочется немного сказать о мотивации, которая и так снижена у детей с умственной отсталостью. Чтобы ребёнок не отказался от этой деятельности, необходимо создать ситуацию, его действия. Например, когда ребёнок «катит» или «кидает», он может разбивать какую-то постройку или «кидать» можно в воду, создавая брызги, восторг от брызг будет колосальным и будет мотивировать ребёнка. Также «кидать» можно в цель, мишень или корзину/ведро, а катить в ворота.