Коррекционная программа
Оценка 4.9

Коррекционная программа

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
Детсад
05.03.2018
Коррекционная программа
Программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Данная программа разработана с учётом особенностей контингента НРМОБУ «Сигапайская СОШ», группа по присмотру и уходу за детьми 3-4 лет.
ПРОГРАММА Коррекционная.docx
1. Пояснительная записка В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети   с   ограниченными   возможностями  здоровья»   (в   дальнейшем   ОВЗ)   ­   это   дети, имеющие   различные   отклонения   психического   или   физического   плана,   которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.   Синонимами   данного   понятия   могут   выступать   следующие   определения   таких детей:   "дети   с   проблемами",   "дети   с   особыми   нуждами",   "нетипичные   дети",   "дети   с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.    Таким   образом,   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся  в специальном (коррекционном)   другие   лишь   сглаживаться,   а   некоторые   только   компенсироваться.       По   классификации,   предложенной   В.А.   Лапшиным   и   Б.П.   Пузановым,   к   основным категориям аномальных детей относятся:  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);  3. Дети с нарушением речи (логопаты);  4. Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата;  5. Дети с умственной отсталостью;  6. Дети с задержкой психического развития;  7. Дети с нарушением поведения и общения;  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными   дефектами   (слепоглухонемые,   глухие   или   слепые   дети   с   умственной отсталостью).          В   зависимости   от   характера   нарушения   одни   дефекты   могут   полностью преодолеваться   в   процессе   развития,   обучения   и   воспитания   ребенка,     другие   лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. В нашем образовательном учреждении можно рассматривать работу педагогов лишь с отдельными   (например, 1,3, 4, 5, 6, 7 и др.) категориями   аномальных детей, т.к. для некоторых детей должны быть созданы определенные условия Таким   образом,  программа  коррекционной работы  создается   при   организации обучения   и   воспитания   в   образовательном   учреждении   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   и/или   детей­инвалидов.     Она   направлена   на   обеспечение коррекции   недостатков   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   детей   с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной  программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети­инвалиды. Данная   программа   разработана   с   учётом   особенностей   контингента   НРМОБУ «Сигапайская СОШ», группа по присмотру и уходу за детьми 3­4         лет. Нормативно­правовой и документальной основой  программы являются:   Конвенцией о правах ребенка ООН; с Законом об образовании (ст. 9, 13, 14, 15, 32); с   Приказом   Министерства   образования   РФ   от   09.03.2004   г.   №   1312   «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;  с   Приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   10.04.2002   г. № 29/2065­п.   «Об   утверждении   учебных   планов   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;  с   приказом   Министерства   образования     и   науки   Российской   Федерации   от 31.01.2012   №   69   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования   Российской   Федерации   от   05.03.2004   №   1089   государственного образовательного стандарта начального общего образования»;   с   Типовым   положением   о   специальном   (коррекционном)   образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья; с   постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации       от   29.12.2010   №   189   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)   ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 апреля 2008 г. N АФ­150/06   «СОЗДАНИИ   УСЛОВИЙ   ДЛЯ   ПОЛУЧЕНИЯ   ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ­ ИНВАЛИДАМИ».  Цель программы: обеспечение психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи программы: своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными  ограниченными возможностями здоровья;  определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями каждого ребенка;  ОВР   и   детьми­инвалидами   основной   образовательной   программы   начального   общего способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с образования и их интеграции в образовательном учреждении;  осуществлять   индивидуально   ориентированную   психолого­медико­педагогическую помощь детям с ОВР и детям­инвалидам с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии);  обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным   программам   и   получения   дополнительных   образовательных коррекционных услуг;  оказывать   консультативную   и   методическую   помощь   родителям   (законным представителям)   детей   с   ОВР   и   детей   инвалидов   по   медицинским,   социальным   и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:  Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   а   также   всесторонний   многоуровневый подход   специалистов   различного   профиля,   взаимодействие   и   согласованность   их действий  в  решении  проблем  ребенка;  участие   в данном  процессе   всех  участников образовательного процесса.  Непрерывность.  Принцип   гарантирует   ребенку   и   его   родителям   (законным представителям)   непрерывность   помощи   до   полного   решения   проблемы   или определения подхода к ее решению.  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в   физическом   и   (или) психическом развитии.  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с   ограниченными   возможностями   здоровья   выбирать   формы   получения   детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая   обязательное   согласование   с   родителями   (законными   представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления работы:   диагностическая   работа  обеспечивает   своевременное   выявление   детей   с ограниченными возможностями здоровья   и подготовку рекомендаций по оказанию им   психолого­медико­педагогической   помощи   в   условиях   образовательного учреждения;  коррекционно­развивающая своевременную специализированную   помощь   в   освоении   содержания   воспитания;   способствует формированию   универсальных   учебных   действий   у   воспитанника   (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); работа    обеспечивает    консультативная   работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   семей   по вопросам   реализации   дифференцированных   психолого­педагогических   условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;  информационно­просветительская   работа  направлена   на   разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса ­ обучающимися  (как имеющими, так и не имеющими  недостатки  в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. социально­педагогическая работа направлена на подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы.  2. Структура и содержание программы: Характеристика содержания 1. Диагностическая работа включает: раннюю   (с   первых   дней   пребывания   ребенка   в   образовательном   учреждении) диагностику причин трудностей адаптации;  изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение   адаптивных   возможностей   и   уровня   социализации   ребенка   с ограниченными возможностями здоровья; 2. Коррекционно­развивающая работа включает: выбор   оптимальных   для   развития   ребенка   с   ограниченными   возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию   и   проведение   специалистами   индивидуальных   и   групповых коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально­волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения; социальную   защиту   ребенка   в   случаях   неблагоприятных   условий   жизни   при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа включает: выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным   направлениям работы   с   обучающимся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   единых   для   всех участников образовательного процесса; консультирование   специалистами   педагогов   по   выбору   индивидуально­ ориентированных   методов   и   приемов   работы   с   обучающимся   с   ограниченными возможностями здоровья;   консультативную   помощь   семье   в   вопросах   выбора   стратегии   воспитания   и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Информационно­просветительская работа предусматривает:  различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии),   их   родителям   (законным   представителям),   педагогическим   работникам,   — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Этапы реализации программы: Коррекционная   работа   реализуется   поэтапно.   Последовательность   этапов   и   их адресность   создают   необходимые   предпосылки   для   устранения   дезорганизующих факторов. Сроки Цель   I этап (октябрь). Этап   сбора   и анализа информации (информационно ­аналитическая деятельность). Ответственн ый  Ст.  воспитатель,  воспитатели II   этап (ноябрь   ­ май). Этап  коррекционной  работы III   этап (май). Этап диагностики коррекционно­ развивающей образовательной среды (контрольно­ Специалисты (график работы), Воспитатели Ст. воспитатель, социальный педагог, воспитатели Результат данного этапа   оценка   контингента   посещающих   группу   по присмотру и уходу для учета особенностей развития детей,   определения   специфики   и   их   особых образовательных потребностей;  оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно­методического обеспечения,   материально­технической   и   кадровой базы учреждения. особым   образом   организованный   образовательный процесс   и   процесс   специального   сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально   созданных   (вариативных)   условиях обучения,   социализации рассматриваемой категории детей. констатация   соответствия   созданных   условий   и выбранных и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. коррекционно­развивающих   воспитания,   развития, диагностическая деятельность). IV   этап (август   – сентябрь). Этап   регуляции и корректировки Воспитатели  внесение необходимых изменений в образовательный процесс   и   процесс   сопровождения   детей   с ограниченными здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. возможностями     3. Модель организации коррекционной работы  Коррекционная работа  представлена в виде пяти взаимосвязанных модулей: 1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы  2. Организация коррекционной работы (психолого­педагогическое сопровождение)  3. Организация социально­педагогической работы 4. Организация коррекционно­развивающей работы 5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности 4. Программа психолого­педагогического сопровождения  В  программе   коррекционной   работы  (медико)   психолого­педагогическое сопровождение  понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого,   результатом   которого   является   решение   и   действие,     ведущее   к прогрессу в развитии сопровождаемого.   В основе сопровождения лежит единство четырёх функций:  ­ диагностика сущности возникшей проблемы;  ­ информация о сути проблемы и путях её решения; ­консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;  ­ помощь на этапе реализации плана решения.  Основными   принципами  сопровождения   ребёнка   в   образовательном   учреждении являются:   рекомендательный характер советов сопровождающего;   приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);   непрерывность сопровождения. Основная   цель   сопровождения  –  оказание   практической   помощи   в   решении проблем.  Задачи сопровождения:  1. Правильный выбор образовательного маршрута;  2. Преодоление затруднений в НОД; 3. Решение личностных проблем развития ребёнка;  4. Формирование здорового образа жизни. Направление деятельности Воспитатели Психолог Диагностико­ консультативно е направление: 1. Устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, Программа изучения ребенка навыков;  2.Выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.  Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.  В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, психоневрологу). 1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно   получить   факты   жалоб,   с   которыми обращаются.   При   этом   необходимо   учитывать   сами проявления,   а   не   квалификацию   их   родителями, педагогами или самими детьми. 2.   Изучение   истории   развития   ребёнка. Подробный   анализ   собирает   и   анализирует   врач. Психолог   выявляет   обстоятельства,   которые   могли повлиять   на   развитие   ребенка   (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые   месяцы   и   годы   жизни).   Имеют   значение наследственность   (психические   заболевания   или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя   депривация).   Необходимо   знать   характер воспитания   ребенка   (чрезмерная   опека,   отсутствие внимания к нему и другие). 3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). 4.   Непосредственное   обследование   ребёнка. Беседа   с   целью   уточнения   мотивации,   запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. 5. Выявление и раскрытие причин и характера тех   или   иных   особенностей   психического   развития детей. 6.   Анализ   материалов   обследования. Психолог   анализирует   все   полученные   о   ребенке сведения   и   данные   собственного   обследования, выявляются  его резервные возможности. В  сложных дифференциально­диагностических случаях проводятся повторные обследования.   В результате взаимодействия специалистов Комплексный план оказания ребенку медико­психолого­ педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Результат: предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок,   своевременных лечебно­ оздоровительных мероприятий. проведение 7.   Выработка   рекомендаций   по   обучению   и индивидуальных воспитанию. образовательных   маршрутов   медико­психолого­ педагогического сопровождения.   Составление   В  каждом  конкретном  случае  определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в   знаниях   учебного   материала;   для   других   – формирование произвольной деятельности, выработка навыка   самоконтроля;   для   третьих   необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.  Программа медико­психолого­педагогического изучения ребёнка Изучение ребенка Содержание работы Ответственный Срок Методы Медицинское Психолого­ логопедическое         Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история   развития   ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.  Физическое   состояние   учащегося. Изменения в физическом развитии (рост,   вес   и   т.   д.).   Нарушения (скованность, движений расторможенность,   параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов. Обследование   актуального   уровня психического и речевого развития, определение   зоны   ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость   с   одного   вида деятельности   на   другой,   объем, работоспособность. Мышление:   визуальное   (линейное, понятийное структурное); (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.   слуховая, Память: моторная,  смешанная.  Быстрота и запоминания. прочность   Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.   зрительная,       Школьный   медицинский работник, воспитатели В  течение  всего периода обучения Наблюдения   во   время занятий,   в   перемены,   во время   игр   и   т.   д. (воспитатели). Обследование   ребенка врачом   (специалистами). Беседа   медицинского работника с родителями. Воспитатели Психолог В  течение  всего периода обучения Наблюдение за ребенком на   занятиях   и   во   время игры.    Воспитатели,   психолог, логопед Беседы   с   ребенком,   с родителями. Наблюдения   за   речью ребенка  на  занятиях  и  в свободное время. Изучение   письменных работ   Специальный эксперимент Воспитатель,   педагог, психолог соц.   семьи Посещение ребенка. (Воспитатель) Наблюдения   во   время занятий.   Изучение   работ воспитанника (Воспитатель). Специальный эксперимент (Воспитатель, психолог). Анкета для родителей . Наблюдение за ребёнком в   различных   видах деятельности. Социально­ педагогическое       занятий заниматься. выполнение воспитателей,   работа,   Трудности   в Семья   ребенка.   Состав   семьи. Условия воспитания.  Умение Организованность, требований   самостоятельная самоконтроль. овладении новым материалом. Мотивы   НОД. Прилежание, отношение к, похвале или порицанию воспитателя. Эмоционально­волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие   аффективных   вспышек. Способность   к   волевому   усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности   личности.   интересы, потребности,   идеалы,   убеждения. Наличие   чувства   долга   и ответственности.   Соблюдение правил   поведения   в   обществе, школе,   дома.   Взаимоотношения   с коллективом:   роль   в   коллективе, симпатии,   дружба   с   детьми, отношение   к  младшим  и  старшим товарищам. в гиперактивность, поведении: замкнутость, аутистические проявления,   обидчивость,   эгоизм. Поведение.   Уровень   притязаний   и самооценка.   Нарушения В результате работы специалистов (воспитателя, медицинского работника, социального  педагога, логопеда и др.) имеется  комплект документов: ­ индивидуальная карта развития,  карта медико­психолого­педагогического  сопровождения детей,  ­ диагностическая карта воспитанника (лесенка успеха). ­ индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника, ­  лист  наблюдений во время адаптации. Диагностический инструментарий и методики (см. Приложение 2). Реализация коррекционной работы позволит: 1. За счет часов коррекционного модуля,   через   индивидуальные коррекционные проводить занятия, направленные на развитие зрительно­моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления,  коррекция в пробелах знаний НОД. Работа   психолога   в   процессе   индивидуальных   занятий   используется   для коррекции   когнитивной   сферы,   эмоционально­личностного   развития   ребёнка, регуляции   собственных   действий   использует   следующие   приёмы:   создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь,   наращивание   темпа   деятельности   на   доступном   материале,   привитие навыков самоконтроля. Медицинская   сестра   осуществляет   профилактику   соматического   состояния, коррекцию  нагрузок  НОД  и    физических  нагрузок,  контролирует  выполнение медицинских рекомендаций.  Социальный  педагог  обеспечивает сопровождение ребёнка с ОВЗ в коррекции здорового образа жизни, профориентация. 2. 3. 4.   В   соответствии   с   индивидуальными   картами   медико­психолого­педагогического сопровождения   специальные   виды   коррекционной   деятельности   осуществляют   все специалисты образовательного процесса. Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы. Направления и задачи коррекционной работы Направле ния  Задачи исследовательской работы Содержание и формы работы Ожидаемые результаты е Повышение Реализация   спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных   карт Консультирование воспитателей разработке индивидуальных (Медико­)психолого­ педагогический консилиум. при   Характеристика   образовательной ситуации в школе. Диагностические   портреты   детей (карты медико­психолого­ Индивидуальные   карты   медико­ психолого­педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.   заседаний   План   психолого­педагогического консилиума. (медико­) о к с е ч и т с о н г а и Д о н т к е о р П ч и т и л а н А е компетентности педагогов   по   проблеме исследования. Проектирование образовательных маршрутов   на   основе данных диагностического е Обсуждение   возможных решения     построение о к с е вариантов проблемы, прогнозов       Очень важны консультативная и информационно­просветительская работы.        Консультативная работа  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   семей   по   вопросам   реализации дифференцированных   психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  Консультативная работа включает: — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников НОД; —   консультирование   специалистами   воспитателей   по   выбору   индивидуально­ ориентированных   методов   и   приёмов   работы   с   воспитанниками   с   ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 2.Информационно­просветительская   работа  направлена   на   разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками НОД воспитанниами (как имеющими, так и не   имеющими   недостатки   в   развитии),   их   родителями   (законными   представителями), педагогическими работниками. Информационно­просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного социальным  педагогом,   воспитателями, процесса – воспитанникам (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям   (законным   представителям),   педагогическим   работникам,   —   вопросов, связанных   с   особенностями   образовательного   процесса   и   сопровождения   детей   с ограниченными возможностями здоровья; —   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей   по   разъяснению индивидуально­типологических   особенностей   различных   категорий   детей   с ограниченными возможностями здоровья. В школе планируются следующие мероприятия:     ­     Родительские   собрания:  «Психология   младшего   дошкольника,   испытывающего трудности обучения и общения»; «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»; «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др. ­   Встречи   родителей   с   представителями   педагогического  коллектива   (директором,   ст. воспитателем,   школьным   психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.  ­ Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я и мои друзья», «Моя семья –моя радость», «Люблю я отдыхать в(с)… » и пр.) ­Родительский   уголок  (Рубрики   «Чему  мы  учимся  (научились)»,  «Не  боюсь  я  ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка  быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.) ­ Участие в  заседаниях МО воспитателей: 1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) успешности воспитания младших дошкольников; 2) Психологические особенности воспитания детей с особыми возможностями обучения  ­   Участие   в   курсовой   подготовке   и   переподготовке   по   проблемам   обучения   детей   с особыми образовательными возможностями ; ­   Обмен   опытом   с   другими   общеобразовательными   коррекционными   учреждениями города.             Результатом такой планомерной работы будет являться: ­ повышение  профессиональной компетентности участников образовательного процесса,  ­повышение уровня грамотности родителей и  их  активное участие в жизни ребенка,  ­ коррекция выявленных недостатков. Коррекционно­развивающая программа «Мастерская ума» В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребенок мог целенаправленно ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА развивать   свои   умственные,   творческие   способности,   узнавать   нравственные   основы общества, получать знания о себе как об уникальной личности, развивать и укреплять эмоционально­волевую сферу. Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая   заряжает   и   регулирует   все   остальные   его   функции,   такие   как   восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль   являются   целью   и   продуктом   воспитания.   Развитие   возможности   управлять своим   поведением   составляет   один   из   существенных   моментов,   образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Целью  данной   программы   является   содействие   психическому   и   личностному  обеспечивающему   им   к   окончанию   школы   сформированность развитию   детей, психологической готовности к самоопределению в самостоятельной, взрослой жизни. На занятиях по программе «Мастерская ума» решаются следующие задачи: 1) способствовать развитию основных психических функций; 2) помочь ребѐнку стать социально адаптированным; 3) способствовать личностному росту ребѐнка, особенно его нравственному совершенствованию; 4) создавать условия для раскрытия творческого потенциала. Занятия с детьми строятся в свободной форме, напоминающей тренинг. Приходя на занятие с психологом, дети могут позволить себе быть самими собой, опробовать какие­то новые формы поведения, получить новый опыт, могут изучать себя и других, пережить свое отношение к полученным знаниям. Для реализации поставленных задач применяются следующие методы: ­ метод беседы; ­методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах; ­ методы исследования личности (психодиагностические процедуры); ­ метод анализа конкретных ситуаций; ­ игровое моделирование; ­ развивающие игры; ­ имитационные игры. Занятия проходят по 30 минут  в неделю на первом году воспитания  и по 30 минут на втором году воспитания. В зависимости от целей и задач НОД, воспитатель может применять такие приемы, как свободная беседа, игровое моделирование, ролевое обучение и т.д. Значительное количество времени уделяется проективным рисункам, так как именно этот   способ   самовыражения   для   детей   более   естественен   и   обладает   коррекционным свойством, а иногда и психотерапевтическим действием. Каждое занятие заканчивается рефлексией – • что мы сегодня узнали?; • что для вас было новым и интересным?; • какие чувства вы испытывали?; • что понравилось на занятии? и самооценкой. Таким   образом,   проведение   подобных   занятий   неизменно   ведет   к   расширению знаний и способностей детей, углублению  социальной  коммуникабельности  учеников в разных видах учебной деятельности, во взаимодействии с учителями и сверстниками, а также друг с другом. Они научаются межличностным взаимодействиям, разным формам общения и способам выражения своих чувств. Учебный план № Раздел  Кол­во часов в неделю Кол­во часов в год Кол­во часов в неделю Кол­во часов в год 1  Воспитание   нравственных   основ жизни 2 Развитие психических функций 3 Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений Итого: 10 мин 10 мин 10 мин 6 6 6 30 мин 18 10 мин 10 мин 10 мин 30 мин 6 6 6 18 Учебно­тематический план 1­й год обучения. Развитие навыков общения Разделы темы всего теория практика   как:   благородство; Воспитание нравственных основ жизни Знакомство с основными правилами общения. Знакомство   детей   с   такими   нравственными понятиями,   доброта; справедливость;   любовь;   жадность;   честность; сопереживание. Воспитание умения жить в мире с самим собой и другими, ценить себя и уважать мнение и чувства других людей. Развитие психических функций 6  1 3 2 6 Развитие зрительной памяти, умения воспринимать предмет   целиком   и   воспроизводить   в   памяти детали этого предмета. Развитие   слуховой   памяти,   фонематического 1 ч 30 мин 1 ч 30 мин 1  20 мин  30 мин 5 40 мин 2 ч 30 мин 30 мин 1 ч 30 мин 1 5 15 мин 1 ч 15 мин 15 мин 1 ч 15 мин слуха. Развитие произвольного внимания детей Развитие опосредованное запоминание. наглядно­образного     мышления,   дружеских сплоченности, Развитие умений детей ориентироваться на листе   бумаги,   выполнять   задания   под   диктовку, выполнять   упражнения   на   ориентировку   в пространстве. Формирование   взаимоотношений Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Создание дружеской атмосферы в группе. Коррекция социального доверия. Коррекция страхов. Закрепление   полученных   навыков.   Рефлексия полученного опыта Диагностика Итого:   Формирование тревожности.     1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 10 мин 10 мин 1 ч 05 мин 1 ч 15 мин 1 ч 15 мин 10 мин 1 ч 05 мин 6 50 мин 5ч 10 мин 1 ч 30 мин 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 10 мин 10 мин 1 ч 05 мин 1 ч 15 мин 1 ч 45 мин 1 ч 45 мин 18 2   ч   50 мин 15   ч   10 мин Формы и методы: •  упражнения; •  игры; •  дискуссия; •  рефлексия. Условия реализации программы: 1. Материально­технические: •  Помещение (кабинет); •  Атрибуты для игр. 2. Методическое обеспечение: •  дидактический материал; •  сборники игр и упражнений. Предполагаемые результаты: Дети 1­го года воспитания должны: •  удерживать произвольно свое внимание в течение 10­15 мин.; •  удерживать в слуховой и зрительной памяти до пяти­семи смысловых единиц; •  уметь сравнивать, обобщать, устанавливать аналоги;. •  уметь жить в мире с самим собой и другими, ценить себя и уважать мнение и чувства других людей; •  уметь слушать другого человека и находить подход к решению проблемы; •  развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. •  уметь понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; •  научиться элементарным методам саморасслабления. дети 2­го  года воспитания должны: •  удерживать произвольно внимание в течение урока; •  пользоваться приемами запоминания; •  уверенно пользоваться мыслительными операциями: сравнением, обобщением, классификацией, аналогией •  уметь говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников ; •  уметь работать в группе прислушиваясь к мнению других ; •  знать и понимать смысл и цель саморасслабления. Формы и методы оценивания результатов Результаты   выполнения   программы   каждым   ребенком   отслеживаются   и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования. Результаты тестирования фиксируются в журнале группы по присмотру и уходу за детьми 3­4 лет. Критерии оценки: 1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан) 2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов). 3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста». 4.Диагностика   концентрации   внимания   с   помощью   методики   «Корректурная проба». 5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов». 6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры». 7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени­Подобед. Список литературы. 1) Сент­Экзюпери А. Маленький принц. ­М.: «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991. 2) Айэман Р.И., Жаркова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. ­М.1991. 3) Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. С­П.­ Рига, Педагогический центр «Эксперимент». 1998. 4) Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. ­ М. Роспедагентство. 1994. 5)  Зак   А.З.   Развитие   умственных   способностей   младших   школьников. ­М.:«Просвещение» «Владос». 1994.. 6) Казанский О.А. Игры в самих себя. М. Роспедагентство. 1995. 7) Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М. «Эйдос», 1992. 8) Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.. 1993. 9) Расскажи стихи руками. М. Издательство А/О Совер», 1992. 10)   Руководство   практического   психолога.   (Под   ред.   Дубровиной   И.В.)   М. «АсаdеmiА». 1995. 11)   Сиротюк   А.Л.   Коррекция   обучения   и   развития   школьников.   М.   Творческий центр «Сфера». 2001. 12) Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997. 13)   Тихомирова   Л.Ф.   Развитие   интеллектуальных   способностей   школьника.   – Ярославль: «Академия развития». 1997. 14) Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. 2. 3. 4. ­М.: «Генезис», 2003. 15)   Чего   на   свете   не   бывает?   /под   ред.   Дьяченко   О.М..   Агаевой   Е.Л.   ­   М.: «Просвещение», 1991. 16) Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностический инструментарий для групповой диагностики 1. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой. 2. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А.М. Прихожан, «Школа зверей». 3. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – ГИТ (групповой интеллектуальный тест); социометрия, «Оценка уровня тревожности» Кондаша, «Изучение направленности на приобретение знаний». Диагностический инструментарий для углубленного индивидуального обследования 1. Тест Векслера. 2. Тест школьной тревожности Филлипса. 3. Карта наблюдений Стотта  (модифицированный вариант).

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа

Коррекционная программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018