Коррекционная программа

  • Образовательные программы
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа коррекционной работы создается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Она направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Данная программа разработана с учётом особенностей контингента НРМОБУ «Сигапайская СОШ», группа по присмотру и уходу за детьми 3-4 лет.
Иконка файла материала ПРОГРАММА Коррекционная.docx
1. Пояснительная записка В документах, положенных в основу программы коррекционной работы понятие «дети   с   ограниченными   возможностями  здоровья»   (в   дальнейшем   ОВЗ)   ­   это   дети, имеющие   различные   отклонения   психического   или   физического   плана,   которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.   Синонимами   данного   понятия   могут   выступать   следующие   определения   таких детей:   "дети   с   проблемами",   "дети   с   особыми   нуждами",   "нетипичные   дети",   "дети   с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.    Таким   образом,   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся  в специальном (коррекционном)   другие   лишь   сглаживаться,   а   некоторые   только   компенсироваться.       По   классификации,   предложенной   В.А.   Лапшиным   и   Б.П.   Пузановым,   к   основным категориям аномальных детей относятся:  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);  3. Дети с нарушением речи (логопаты);  4. Дети с нарушением опорно­двигательного аппарата;  5. Дети с умственной отсталостью;  6. Дети с задержкой психического развития;  7. Дети с нарушением поведения и общения;  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными   дефектами   (слепоглухонемые,   глухие   или   слепые   дети   с   умственной отсталостью).          В   зависимости   от   характера   нарушения   одни   дефекты   могут   полностью преодолеваться   в   процессе   развития,   обучения   и   воспитания   ребенка,     другие   лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. В нашем образовательном учреждении можно рассматривать работу педагогов лишь с отдельными   (например, 1,3, 4, 5, 6, 7 и др.) категориями   аномальных детей, т.к. для некоторых детей должны быть созданы определенные условия Таким   образом,  программа  коррекционной работы  создается   при   организации обучения   и   воспитания   в   образовательном   учреждении   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   и/или   детей­инвалидов.     Она   направлена   на   обеспечение коррекции   недостатков   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   детей   с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении Образовательной  программы. Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети­инвалиды. Данная   программа   разработана   с   учётом   особенностей   контингента   НРМОБУ «Сигапайская СОШ», группа по присмотру и уходу за детьми 3­4        лет. Нормативно­правовой и документальной основой  программы являются:   Конвенцией о правах ребенка ООН; с Законом об образовании (ст. 9, 13, 14, 15, 32); с   Приказом   Министерства   образования   РФ   от   09.03.2004   г.   №   1312   «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;  с   Приказом   Министерства   образования   Российской   Федерации   от   10.04.2002   г. № 29/2065­п.   «Об   утверждении   учебных   планов   специальных   (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;  с   приказом   Министерства   образования     и   науки   Российской   Федерации   от 31.01.2012   №   69   «О   внесении   изменений   в   федеральный   компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования   Российской   Федерации   от   05.03.2004   №   1089   государственного образовательного стандарта начального общего образования»;   с   Типовым   положением   о   специальном   (коррекционном)   образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья; с   постановлением   Главного   государственного   санитарного   врача   Российской Федерации       от   29.12.2010   №   189   «Об   утверждении   СанПиН   2.4.2.2821­10 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)   ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 18 апреля 2008 г. N АФ­150/06   «СОЗДАНИИ   УСЛОВИЙ   ДЛЯ   ПОЛУЧЕНИЯ   ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЬМИ­ ИНВАЛИДАМИ».  Цель программы: обеспечение психолого­медико­педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей­инвалидов в условиях общеобразовательного учреждения. Задачи программы: своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными  ограниченными возможностями здоровья;  определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой   категории   детей   в   соответствии   с   индивидуальными   особенностями каждого ребенка;  ОВР   и   детьми­инвалидами   основной   образовательной   программы   начального   общего способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми собразования и их интеграции в образовательном учреждении;  осуществлять   индивидуально   ориентированную   психолого­медико­педагогическую помощь детям с ОВР и детям­инвалидам с учетом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии);  обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным   программам   и   получения   дополнительных   образовательных коррекционных услуг;  оказывать   консультативную   и   методическую   помощь   родителям   (законным представителям)   детей   с   ОВР   и   детей   инвалидов   по   медицинским,   социальным   и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:  Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными   возможностями   здоровья,   а   также   всесторонний   многоуровневый подход   специалистов   различного   профиля,   взаимодействие   и   согласованность   их действий  в  решении  проблем  ребенка;  участие   в данном  процессе   всех  участников образовательного процесса.  Непрерывность.  Принцип   гарантирует   ребенку   и   его   родителям   (законным представителям)   непрерывность   помощи   до   полного   решения   проблемы   или определения подхода к ее решению.  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в   физическом   и   (или) психическом развитии.  Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с   ограниченными   возможностями   здоровья   выбирать   формы   получения   детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая   обязательное   согласование   с   родителями   (законными   представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Направления работы:   диагностическая   работа  обеспечивает   своевременное   выявление   детей   с ограниченными возможностями здоровья   и подготовку рекомендаций по оказанию им   психолого­медико­педагогической   помощи   в   условиях   образовательногоучреждения;  коррекционно­развивающая своевременную специализированную   помощь   в   освоении   содержания   воспитания;   способствует формированию   универсальных   учебных   действий   у   воспитанника   (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); работа    обеспечивает    консультативная   работа  обеспечивает   непрерывность   специального сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   семей   по вопросам   реализации   дифференцированных   психолого­педагогических   условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;  информационно­просветительская   работа  направлена   на   разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса ­ обучающимися  (как имеющими, так и не имеющими  недостатки  в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. социально­педагогическая работа направлена на подготовку учителей к участию в реализации программы коррекционной работы.  2. Структура и содержание программы: Характеристика содержания 1. Диагностическая работа включает: раннюю   (с   первых   дней   пребывания   ребенка   в   образовательном   учреждении) диагностику причин трудностей адаптации;  изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка; изучение   адаптивных   возможностей   и   уровня   социализации   ребенка   с ограниченными возможностями здоровья; 2. Коррекционно­развивающая работа включает: выбор   оптимальных   для   развития   ребенка   с   ограниченными   возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; организацию   и   проведение   специалистами   индивидуальных   и   групповых коррекционно­развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; коррекцию и развитие высших психических функций; развитие эмоционально­волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения; социальную   защиту   ребенка   в   случаях   неблагоприятных   условий   жизни   при психотравмирующих обстоятельствах. 3. Консультативная работа включает: выработку   совместных   обоснованных   рекомендаций   по   основным   направлениямработы   с   обучающимся   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   единых   для   всех участников образовательного процесса; консультирование   специалистами   педагогов   по   выбору   индивидуально­ ориентированных   методов   и   приемов   работы   с   обучающимся   с   ограниченными возможностями здоровья;   консультативную   помощь   семье   в   вопросах   выбора   стратегии   воспитания   и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 4. Информационно­просветительская работа предусматривает:  различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии),   их   родителям   (законным   представителям),   педагогическим   работникам,   — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Этапы реализации программы: Коррекционная   работа   реализуется   поэтапно.   Последовательность   этапов   и   их адресность   создают   необходимые   предпосылки   для   устранения   дезорганизующих факторов. Сроки Цель   I этап (октябрь). Этап   сбора   и анализа информации (информационно ­аналитическая деятельность). Ответственн ый  Ст.  воспитатель,  воспитатели II   этап (ноябрь   ­ май). Этап  коррекционной  работы III   этап (май). Этап диагностики коррекционно­ развивающей образовательной среды (контрольно­ Специалисты (график работы), Воспитатели Ст. воспитатель, социальный педагог, воспитатели Результат данного этапа   оценка   контингента   посещающих   группу   по присмотру и уходу для учета особенностей развития детей,   определения   специфики   и   их   особых образовательных потребностей;  оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно­методического обеспечения,   материально­технической   и   кадровой базы учреждения. особым   образом   организованный   образовательный процесс   и   процесс   специального   сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально   созданных   (вариативных)   условиях обучения,   социализации рассматриваемой категории детей. констатация   соответствия   созданных   условий   и выбранных и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка. коррекционно­развивающих   воспитания,   развития,диагностическая деятельность). IV   этап (август   – сентябрь). Этап   регуляции и корректировки Воспитатели  внесение необходимых изменений в образовательный процесс   и   процесс   сопровождения   детей   с ограниченными здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы. возможностями     3. Модель организации коррекционной работы  Коррекционная работа  представлена в виде пяти взаимосвязанных модулей: 1. Создание соответствующей инфраструктуры и условия реализации программы  2. Организация коррекционной работы (психолого­педагогическое сопровождение)  3. Организация социально­педагогической работы 4. Организация коррекционно­развивающей работы 5. Управление реализацией программы и оценка её эффективности 4. Программа психолого­педагогического сопровождения  В  программе   коррекционной   работы  (медико)   психолого­педагогическое сопровождение  понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого,   результатом   которого   является   решение   и   действие,     ведущее   к прогрессу в развитии сопровождаемого.   В основе сопровождения лежит единство четырёх функций:  ­ диагностика сущности возникшей проблемы;  ­ информация о сути проблемы и путях её решения; ­консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы;  ­ помощь на этапе реализации плана решения.  Основными   принципами  сопровождения   ребёнка   в   образовательном   учреждении являются:   рекомендательный характер советов сопровождающего;   приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);   непрерывность сопровождения.Основная   цель   сопровождения  –  оказание   практической   помощи   в   решении проблем.  Задачи сопровождения:  1. Правильный выбор образовательного маршрута;  2. Преодоление затруднений в НОД; 3. Решение личностных проблем развития ребёнка;  4. Формирование здорового образа жизни. Направление деятельности Воспитатели Психолог Диагностико­ консультативно е направление: 1. Устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, Программа изучения ребенка навыков;  2.Выявляет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены.  Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях.  В сложных случаях, когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к специалистам (психологу, психоневрологу). 1. Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно   получить   факты   жалоб,   с   которыми обращаются.   При   этом   необходимо   учитывать   сами проявления,   а   не   квалификацию   их   родителями, педагогами или самими детьми. 2.   Изучение   истории   развития   ребёнка. Подробный   анализ   собирает   и   анализирует   врач. Психолог   выявляет   обстоятельства,   которые   могли повлиять   на   развитие   ребенка   (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые   месяцы   и   годы   жизни).   Имеют   значение наследственность   (психические   заболевания   или некоторые конституциональные черты); семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя   депривация).   Необходимо   знать   характер воспитания   ребенка   (чрезмерная   опека,   отсутствие внимания к нему и другие). 3. Изучение работ ребёнка (тетради, рисунки, поделки и т. п.). 4.   Непосредственное   обследование   ребёнка. Беседа   с   целью   уточнения   мотивации,   запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи. 5. Выявление и раскрытие причин и характера тех   или   иных   особенностей   психического   развития детей. 6.   Анализ   материалов   обследования. Психолог   анализирует   все   полученные   о   ребенке сведения   и   данные   собственного   обследования, выявляются  его резервные возможности. В  сложных дифференциально­диагностических случаях проводятся повторные обследования.   В результате взаимодействия специалистов Комплексный план оказания ребенку медико­психолого­ педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Результат: предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок,   своевременных лечебно­ оздоровительных мероприятий. проведение7.   Выработка   рекомендаций   по   обучению   и индивидуальных воспитанию. образовательных   маршрутов   медико­психолого­ педагогического сопровождения.   Составление   В  каждом  конкретном  случае  определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в   знаниях   учебного   материала;   для   других   – формирование произвольной деятельности, выработка навыка   самоконтроля;   для   третьих   необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.  Программа медико­психолого­педагогического изучения ребёнка Изучение ребенка Содержание работы Ответственный Срок МетодыМедицинское Психолого­ логопедическое         Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение медицинской документации: история   развития   ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды.  Физическое   состояние   учащегося. Изменения в физическом развитии (рост,   вес   и   т.   д.).   Нарушения (скованность, движений расторможенность,   параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения). Утомляемость. Состояние анализаторов. Обследование   актуального   уровня психического и речевого развития, определение   зоны   ближайшего развития. Внимание: устойчивость, переключаемость   с   одного   вида деятельности   на   другой,   объем, работоспособность. Мышление:   визуальное   (линейное, понятийное структурное); (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное.   слуховая, Память: моторная,  смешанная.  Быстрота и запоминания. прочность   Индивидуальные особенности. Моторика. Речь.   зрительная,       Школьный   медицинский работник, воспитатели В  течение  всего периода обучения Наблюдения   во   время занятий,   в   перемены,   во время   игр   и   т.   д. (воспитатели). Обследование   ребенка врачом   (специалистами). Беседа   медицинского работника с родителями. Воспитатели Психолог В  течение  всего периода обучения Наблюдение за ребенком на   занятиях   и   во   время игры.    Воспитатели,   психолог, логопед Беседы   с   ребенком,   с родителями. Наблюдения   за   речью ребенка  на  занятиях  и  в свободное время. Изучение   письменных работ   Специальный экспериментВоспитатель,   педагог, психолог соц.   семьи Посещение ребенка. (Воспитатель) Наблюдения   во   время занятий.   Изучение   работ воспитанника (Воспитатель). Специальный эксперимент (Воспитатель, психолог). Анкета для родителей . Наблюдение за ребёнком в   различных   видах деятельности. Социально­ педагогическое       занятий заниматься. выполнение воспитателей,   работа,   Трудности   в Семья   ребенка.   Состав   семьи. Условия воспитания.  Умение Организованность, требований   самостоятельная самоконтроль. овладении новым материалом. Мотивы   НОД. Прилежание, отношение к, похвале или порицанию воспитателя. Эмоционально­волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие   аффективных   вспышек. Способность   к   волевому   усилию, внушаемость, проявления негативизма. Особенности   личности.   интересы, потребности,   идеалы,   убеждения. Наличие   чувства   долга   и ответственности.   Соблюдение правил   поведения   в   обществе, школе,   дома.   Взаимоотношения   с коллективом:   роль   в   коллективе, симпатии,   дружба   с   детьми, отношение   к  младшим  и  старшим товарищам. в гиперактивность, поведении: замкнутость, аутистические проявления,   обидчивость,   эгоизм. Поведение.   Уровень   притязаний   и самооценка.   НарушенияВ результате работы специалистов (воспитателя, медицинского работника, социального  педагога, логопеда и др.) имеется  комплект документов: ­ индивидуальная карта развития,  карта медико­психолого­педагогического  сопровождения детей,  ­ диагностическая карта воспитанника (лесенка успеха). ­ индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника, ­  лист  наблюдений во время адаптации. Диагностический инструментарий и методики (см. Приложение 2). Реализация коррекционной работы позволит: 1. За счет часов коррекционного модуля,   через   индивидуальные коррекционные проводить занятия, направленные на развитие зрительно­моторной координации, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления,  коррекция в пробелах знаний НОД. Работа   психолога   в   процессе   индивидуальных   занятий   используется   для коррекции   когнитивной   сферы,   эмоционально­личностного   развития   ребёнка, регуляции   собственных   действий   использует   следующие   приёмы:   создание положительного эмоционального фона, заслуженное поощрение, организующую помощь,   наращивание   темпа   деятельности   на   доступном   материале,   привитие навыков самоконтроля. Медицинская   сестра   осуществляет   профилактику   соматического   состояния, коррекцию  нагрузок  НОД  и    физических  нагрузок,  контролирует  выполнение медицинских рекомендаций.  Социальный  педагог  обеспечивает сопровождение ребёнка с ОВЗ в коррекции здорового образа жизни, профориентация. 2. 3. 4.   В   соответствии   с   индивидуальными   картами   медико­психолого­педагогического сопровождения   специальные   виды   коррекционной   деятельности   осуществляют   все специалисты образовательного процесса. Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.Направления и задачи коррекционной работы Направле ния  Задачи исследовательской работы Содержание и формы работы Ожидаемые результаты е Повышение Реализация   спецкурса для педагогов. Изучение индивидуальных   карт Консультирование воспитателей разработке индивидуальных (Медико­)психолого­ педагогический консилиум. при   Характеристика   образовательной ситуации в школе. Диагностические   портреты   детей (карты медико­психолого­ Индивидуальные   карты   медико­ психолого­педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.   заседаний   План   психолого­педагогического консилиума. (медико­) о к с е ч и т с о н г а и Д о н т к е о р П ч и т и л а н А е компетентности педагогов   по   проблеме исследования. Проектирование образовательных маршрутов   на   основе данных диагностического е Обсуждение   возможных решения     построение о к с е вариантов проблемы, прогнозов       Очень важны консультативная и информационно­просветительская работы.        Консультативная работа  обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   их   семей   по   вопросам   реализации дифференцированных   психолого­педагогических   условий   обучения,   воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.  Консультативная работа включает: — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников НОД; —   консультирование   специалистами   воспитателей   по   выбору   индивидуально­ ориентированных   методов   и   приёмов   работы   с   воспитанниками   с   ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 2.Информационно­просветительская   работа  направлена   на   разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками НОД воспитанниами (как имеющими, так и не   имеющими   недостатки   в   развитии),   их   родителями   (законными   представителями), педагогическими работниками. Информационно­просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательногосоциальным  педагогом,   воспитателями, процесса – воспитанникам (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям   (законным   представителям),   педагогическим   работникам,   —   вопросов, связанных   с   особенностями   образовательного   процесса   и   сопровождения   детей   с ограниченными возможностями здоровья; —   проведение   тематических   выступлений   для   педагогов   и   родителей   по   разъяснению индивидуально­типологических   особенностей   различных   категорий   детей   с ограниченными возможностями здоровья. В школе планируются следующие мероприятия:     ­     Родительские   собрания:  «Психология   младшего   дошкольника,   испытывающего трудности обучения и общения»; «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития»; «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья» и др. ­   Встречи   родителей   с   представителями   педагогического  коллектива   (директором,   ст. воспитателем,   школьным   психологом, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития.  ­ Тематическая круглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я и мои друзья», «Моя семья –моя радость», «Люблю я отдыхать в(с)… » и пр.) ­Родительский   уголок  (Рубрики   «Чему  мы  учимся  (научились)»,  «Не  боюсь  я  ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка  быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.) ­ Участие в  заседаниях МО воспитателей: 1) Диагностика (медицинская, психологическая, педагогическая) успешности воспитания младших дошкольников; 2) Психологические особенности воспитания детей с особыми возможностями обучения  ­   Участие   в   курсовой   подготовке   и   переподготовке   по   проблемам   обучения   детей   с особыми образовательными возможностями ; ­   Обмен   опытом   с   другими   общеобразовательными   коррекционными   учреждениями города.             Результатом такой планомерной работы будет являться: ­ повышение  профессиональной компетентности участников образовательного процесса,  ­повышение уровня грамотности родителей и  их  активное участие в жизни ребенка,  ­ коррекция выявленных недостатков. Коррекционно­развивающая программа «Мастерская ума» В современной школе отсутствует такой курс, где бы ребенок мог целенаправленно ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАразвивать   свои   умственные,   творческие   способности,   узнавать   нравственные   основы общества, получать знания о себе как об уникальной личности, развивать и укреплять эмоционально­волевую сферу. Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая   заряжает   и   регулирует   все   остальные   его   функции,   такие   как   восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль   являются   целью   и   продуктом   воспитания.   Развитие   возможности   управлять своим   поведением   составляет   один   из   существенных   моментов,   образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Целью  данной   программы   является   содействие   психическому   и   личностному  обеспечивающему   им   к   окончанию   школы   сформированность развитию   детей, психологической готовности к самоопределению в самостоятельной, взрослой жизни. На занятиях по программе «Мастерская ума» решаются следующие задачи: 1) способствовать развитию основных психических функций; 2) помочь ребѐнку стать социально адаптированным; 3) способствовать личностному росту ребѐнка, особенно его нравственному совершенствованию; 4) создавать условия для раскрытия творческого потенциала. Занятия с детьми строятся в свободной форме, напоминающей тренинг. Приходя на занятие с психологом, дети могут позволить себе быть самими собой, опробовать какие­то новые формы поведения, получить новый опыт, могут изучать себя и других, пережить свое отношение к полученным знаниям. Для реализации поставленных задач применяются следующие методы: ­ метод беседы; ­методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах; ­ методы исследования личности (психодиагностические процедуры); ­ метод анализа конкретных ситуаций; ­ игровое моделирование; ­ развивающие игры; ­ имитационные игры. Занятия проходят по 30 минут  в неделю на первом году воспитания  и по 30 минут на втором году воспитания. В зависимости от целей и задач НОД, воспитатель может применять такие приемы, как свободная беседа, игровое моделирование, ролевое обучение и т.д. Значительное количество времени уделяется проективным рисункам, так как именно этот   способ   самовыражения   для   детей   более   естественен   и   обладает   коррекционным свойством, а иногда и психотерапевтическим действием. Каждое занятие заканчивается рефлексией – • что мы сегодня узнали?; • что для вас было новым и интересным?;• какие чувства вы испытывали?; • что понравилось на занятии? и самооценкой. Таким   образом,   проведение   подобных   занятий   неизменно   ведет   к   расширению знаний и способностей детей, углублению  социальной  коммуникабельности  учеников в разных видах учебной деятельности, во взаимодействии с учителями и сверстниками, а также друг с другом. Они научаются межличностным взаимодействиям, разным формам общения и способам выражения своих чувств. Учебный план № Раздел  Кол­во часов в неделю Кол­во часов в год Кол­во часов в неделю Кол­во часов в год 1  Воспитание   нравственных   основ жизни 2 Развитие психических функций 3 Формирование сплоченности, дружеских взаимоотношений Итого: 10 мин 10 мин 10 мин 6 6 6 30 мин 18 10 мин 10 мин 10 мин 30 мин 6 6 6 18 Учебно­тематический план 1­й год обучения. Развитие навыков общения Разделы темы всего теория практика   как:   благородство; Воспитание нравственных основ жизни Знакомство с основными правилами общения. Знакомство   детей   с   такими   нравственными понятиями,   доброта; справедливость;   любовь;   жадность;   честность; сопереживание. Воспитание умения жить в мире с самим собой и другими, ценить себя и уважать мнение и чувства других людей. Развитие психических функций 6  1 3 2 6 Развитие зрительной памяти, умения воспринимать предмет   целиком   и   воспроизводить   в   памяти детали этого предмета. Развитие   слуховой   памяти,   фонематического 1 ч 30 мин 1 ч 30 мин 1  20 мин  30 мин 5 40 мин 2 ч 30 мин 30 мин 1 ч 30 мин 1 5 15 мин 1 ч 15 мин 15 мин 1 ч 15 минслуха. Развитие произвольного внимания детей Развитие опосредованное запоминание. наглядно­образного     мышления,   дружеских сплоченности, Развитие умений детей ориентироваться на листе   бумаги,   выполнять   задания   под   диктовку, выполнять   упражнения   на   ориентировку   в пространстве. Формирование   взаимоотношений Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Создание дружеской атмосферы в группе. Коррекция социального доверия. Коррекция страхов. Закрепление   полученных   навыков.   Рефлексия полученного опыта Диагностика Итого:   Формирование тревожности.     1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 10 мин 10 мин 1 ч 05 мин 1 ч 15 мин 1 ч 15 мин 10 мин 1 ч 05 мин 6 50 мин 5ч 10 мин 1 ч 30 мин 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 15 мин 1 ч 30 мин 10 мин 10 мин 1 ч 05 мин 1 ч 15 мин 1 ч 45 мин 1 ч 45 мин 18 2   ч   50 мин 15   ч   10 мин Формы и методы: •  упражнения; •  игры; •  дискуссия; •  рефлексия. Условия реализации программы: 1. Материально­технические: •  Помещение (кабинет); •  Атрибуты для игр. 2. Методическое обеспечение: •  дидактический материал; •  сборники игр и упражнений. Предполагаемые результаты: Дети 1­го года воспитания должны: •  удерживать произвольно свое внимание в течение 10­15 мин.; •  удерживать в слуховой и зрительной памяти до пяти­семи смысловых единиц; •  уметь сравнивать, обобщать, устанавливать аналоги;. •  уметь жить в мире с самим собой и другими, ценить себя и уважать мнение и чувства других людей;•  уметь слушать другого человека и находить подход к решению проблемы; •  развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления и т.д. •  уметь понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое; •  научиться элементарным методам саморасслабления. дети 2­го  года воспитания должны: •  удерживать произвольно внимание в течение урока; •  пользоваться приемами запоминания; •  уверенно пользоваться мыслительными операциями: сравнением, обобщением, классификацией, аналогией •  уметь говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников ; •  уметь работать в группе прислушиваясь к мнению других ; •  знать и понимать смысл и цель саморасслабления. Формы и методы оценивания результатов Результаты   выполнения   программы   каждым   ребенком   отслеживаются   и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования. Результаты тестирования фиксируются в журнале группы по присмотру и уходу за детьми 3­4 лет. Критерии оценки: 1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан) 2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов). 3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста». 4.Диагностика   концентрации   внимания   с   помощью   методики   «Корректурная проба». 5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов». 6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры». 7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени­Подобед. Список литературы. 1) Сент­Экзюпери А. Маленький принц. ­М.: «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991. 2) Айэман Р.И., Жаркова Г.Н. и др. Подготовка ребенка к школе. ­М.1991. 3) Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня. С­П.­ Рига, Педагогический центр «Эксперимент». 1998. 4) Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. ­ М. Роспедагентство. 1994. 5)  Зак   А.З.   Развитие   умственных   способностей   младших   школьников. ­М.:«Просвещение» «Владос». 1994.. 6) Казанский О.А. Игры в самих себя. М. Роспедагентство. 1995. 7) Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. М. «Эйдос», 1992. 8) Прутченков А.С. Тренинг личностного роста. М.. 1993. 9) Расскажи стихи руками. М. Издательство А/О Совер», 1992.10)   Руководство   практического   психолога.   (Под   ред.   Дубровиной   И.В.)   М. «АсаdеmiА». 1995. 11)   Сиротюк   А.Л.   Коррекция   обучения   и   развития   школьников.   М.   Творческий центр «Сфера». 2001. 12) Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997. 13)   Тихомирова   Л.Ф.   Развитие   интеллектуальных   способностей   школьника.   – Ярославль: «Академия развития». 1997. 14) Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Часть 1. 2. 3. 4. ­М.: «Генезис», 2003. 15)   Чего   на   свете   не   бывает?   /под   ред.   Дьяченко   О.М..   Агаевой   Е.Л.   ­   М.: «Просвещение», 1991. 16) Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностический инструментарий для групповой диагностики 1. Диагностика уровня готовности к школьному обучению – «Методика определения готовности к школе» Л.А. Ясюковой. 2. Диагностика адаптации к школьному обучению – «Шкала тревожности» А.М. Прихожан, «Школа зверей». 3. Диагностика готовности к переходу в среднее звено – ГИТ (групповой интеллектуальный тест); социометрия, «Оценка уровня тревожности» Кондаша, «Изучение направленности на приобретение знаний». Диагностический инструментарий для углубленного индивидуального обследования 1. Тест Векслера. 2. Тест школьной тревожности Филлипса. 3. Карта наблюдений Стотта  (модифицированный вариант).