Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
1 кл—2 кл
24.02.2017
Данный материал может помочь учителям начальных классов в работе по преодолению нарушений фонемного распознавания. Основные задачи данной работы:
1.Сделать звуки речи предметом целенаправленного наблюдения;
2.Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического восприятия;
3.Продолжить работу по развитию тактильных ощущений;
4.Способствовать развитию основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации.
5.Формировать пошаговый, а затем и планирующий самоконтроль.
Работа по устранению нарушения фонемного распознавания.docx
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного
распознавания.
Основные задачи:
1.Сделать звуки речи предметом целенаправленного наблюдения;
2.Способствовать развитию фонематического слуха, фонематического
восприятия;
3.Продолжить работу по развитию тактильных ощущений;
4.Способствовать развитию основных мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, классификации.
5.Формировать пошаговый, а затем и планирующий самоконтроль.
Работа по предупреждению ошибок на основе нарушений фонемного
распознавания строится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой,
речедвигательный, зрительный), так как это приводит к наилучшему
результату. Эта работа начинается с выделения изолированных звуков, затем в
слогах, словах, тексте.
Наиболее важным на данном этапе является дифференциация наиболее
часто смешиваемых звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и
шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Эта работа начинается с
изолированных звуков. Детям на выбор предлагаются две опоры
разграничения звонких и глухих согласных: рука на горле или «наушники».
Каждый ребенок выбирает самостоятельно, с помощью какого приема ему
удобнее определить характер звука. Свобода выбора дает положительные
результаты. К концу 2 класса нет детей, которые бы ошибались в данной
характеристике.
Часто на уроках русского языка мы используем индивидуальные зеркала,
каждый раз обращаем внимание на то, какой воздух (холодный или теплый)
выходит при произнесении звука, чтобы дети смогли опираться на зрительное,
тактильное, слуховое и кинестетическое ощущения.
Используемые упражнения:
Первый уровень:
1.«Поймай звук».
(Данное упражнение описано Ш.А Амонашвили. Учитель произносит звуки и
как бы кидает их по очереди в класс. Дети «ловят» каждый звук, повторяют и
постепенно складывают слово. Можно использовать слова кошка, мама, книга
и др.).
2.Присядь, если услышишь согласный звук.
(Во время физкультминуток называются звуки речи, дети приседают, если
слышат согласный звук, если произнесен гласный звук – стоят на месте).
3.«Закрой ворота». (Данное упражнение описано М.С.Соловейчик. Дети ставят локти на парту,
изображая открытые ворота, в которые одни звуки пропускают, а другие –
нет. Учитель просит «захлопывать ворота», например, перед гласными и
называет различные звуки. Далее обязательно уточняет, какие звуки «были
пропущены в ворота». Дети объясняют, дают полную характеристику звуков:
согласные, твердые или мягкие, звонкие или глухие).
4.Назови общий звук у названных слов.
(соксыр, кот дом, Яшадыра)
5.Назови, какие гласные звуки ты услышал.
(Учитель называет слоги: ма, ми, му, мы, мэ, мо, мя, ме, мё, мю; ла, ко, ну, ры,
пэ, ди, ве, лю, сё, мя и др., а дети произносят только гласный звук).
6.«Бегающая пуговка».
(У каждого ученика есть картон, разделенный на 3 части. В верхней части
проходит шерстяная нить по которой можно передвигать крупную пуговицу.
Учитель произносит слова, а дети ставят пуговицу на начало, в середину или
конец картона, в зависимости от места звука в слове. Эта работа проводится
фронтально и учитель может увидеть ответы всех своих учеников.
Речевой материал: место звука [c] сыр, оса, нос…)
7.Повтори за учителем слоги.
(Учитель называет слоги с парными согласными, а ученик повторяет. Сначала
пара отличается только гласными звуками, а затем задание усложняется, и
пары отличаются обоими звуками, например можно предложить повторить, да
– та, до – то, ду – ту, а затем та – до, та – ду, та – ды и т.д.).
8.«Светофор».
(С самого начала обучения дети показывают «светофором» свое согласие или
несогласие с ответом другого ученика, правильное или неверное выполнение
задания. «Светофор» можно использовать и чтобы увидеть, как дети слышат
наличие того или иного звука в словах, например звука [ч,] в словах: чай,
плакат, человек, шапка, рыба, тетрадь, пачка, кошка, ромашка, дочка, сушка,
сыночек, плач, меч, дом, ночь).
9.Отбери только те картинки, в названии которых есть заданный звук.
Второй уровень.
1.Подними соответствующую букву.
(Учитель произносит слоги со звуками, обозначающими смешиваемые на
письме буквы, например: са, ша, со, шу, ши, сы, ше, су. Ученики должны
поднять буквы С или Ш).
2.Добавь слог, чтобы получилось слово.
(Учитель заранее сообщает какой звук должен содержать добавленный слог,
например, звуком [л]: сто(лы), шко(ла), свер(ло), мет(ла), пек(ло), по(лы) и т.
д.) Птицы
павлин
ворона
Ягоды
крыжовник
клюква
3.Выборочный диктант.
(1 вариант.
Детям предлагают записать нужную букву, если она есть в слове, либо
либо поставь чёрточку, если её в слове нет.
2 вариант.
Выписать из предложения слова, в которых есть необходимый звук.
4.Назови слово с нужным звуком.
(Учитель просит назвать животных, игрушки, мебель, посуду, овощи, фрукты,
в названии которых есть тот или иной звук. Это задание может быть
выполнено и в письменном виде. Например, ребёнку предлагается заполнить
таблицу, используя слова со звуком [в].
Цветы
василёк
одуванчик
5.Дополни предложение словами, содержащими необходимый звук.
(Учитель произносит начало предложения, а ученики дополняют его
словами , содержащими определенный звук, например звук [ ш].
В саду расцвёл душистый (шиповник).
Мама связала Серёже тёплый (шарф) и красивую (шапку).
Дети ели вкусные (груши).
Это упражнение так же способствует развитию грамматического строя речи,
умению связывать между собой существительное и прилагательное.
6.«Бегающая пуговка».
(Речевой материал: место звука [т] тропка, утро, молот – по сравнению с
первым уровнем усложнилась структура слова).
7.Разложи все картинки по группам.
(Учитель предлагает разложить картинки в два столбика: в первый – те, в
названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в конце.
8.Назови слова, которые начинаются, оканчиваются на нужный звук.
(Это могут быть любые слова), а затем задание усложняется: детям нужно
назвать профессию, цветок, животное. Данное упражнение способствует
также расширению словарного запаса).
9.Определи, какой из двух смешиваемых звуков есть в словах.
(Учитель произносит слова, например, жалость, змея, здоровье, жемчуг,
выжигание, роза, а дети поднимают карточки, на которых изображены звуки
[з] или [ж].
10.Подбери слова, в которых заданный звук находится в начале,
середине, конце слова.
3 уровень.
1.Отгадай загадки и определи в отгадках место звука в слове. (В качестве языкового материала можно использовать любые загадки, в
отгадках которых есть задуманный звук, например, дается задание определить
место звука [р]:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (Роса – звук [р] в начале)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер – звук [р] в конце)
Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова звук [р] в середине)
2.Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.
(Это упражнение можно проводить как фронтально, так и индивидуально. На
доске или на карточке для индивидуальной работы записаны цифры:
123456
123456
123456
Учитель называет слова, например, береты, шербет, прорубь и т. д., а дети
зачёркивают цифры, соответствующие месту звука [б’].
3.«Бегающая пуговка».
(Речевой материал: место звука [м] математика, комнатенка, астроном)
4.По сюжетной картинке придумай предложение, в котором есть слова с
заданным звуком.
5.Подбери слова со смешиваемыми звуками в начале, середине, конце
слова.
6.Разложи все картинки по группам.
(1 вариант.
Детям дается два звука. Картинки, в названии которых есть один звук
откладывают в одну группу, с другим звуком – в другую.
2 вариант.
Учитель предлагает разложить картинки в три столбика: в первый – те, в
названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине, в
третий – в конце).
7.Вставь пропущенные буквы.
(Учитель просит детей вставить буквы П и Б, подчеркнуть лишнее слово на
каждой строчке. Языковой материал:
_локнот, _омидор, я_локи, _анка.
Ло_пата, _о_угай, _укварь, _чела.
8.Составь графические схемы и сравни их.
9.Дополни предложения нужными по смыслу словами.
(Языковой материал:
Надо ______ игру. Мама будет _______ пирог рыбой. (начинять, начинать)
Юра был _______, что попал в первый _______. (рад, ряд)
Сын _______, как мама _______. (гладит, глядит) Становись скорей под ______. Смой с ушей под душем ______. (тушь, душ)
Раздался детский______. На солнце золотится каждый _______. (голосок,
колосок)
Корабли спешат в _______. У теплохода прочный _______. (борт, порт)
В берлоге спит _______. Разбилась глиняная ______(миска, мишка).
Малыш ест вкусную _______.Солдат надел на голову (каску, кашку)
10.Составь рассказ по серии сюжетных картинок или по одной
сюжетной картинке, используя слова, включающие заданные звуки.
11.Выбери из предложения и запиши в два столбика слова с заданными
звуками.
(Предлагаются смешиваемые звуки, например, в первый слова со звуком [с], а
во второй – со звуком [ш].
Примерные предложения:
На ветру шумят сосны. Дедушка спит на диване. Миша рвёт груши.
Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Света
принесла в дом шишки).
12.Диктант текстов со словами, включающими дифференцируемые
звуки.
(Примерный языковой материал:
В нашей комнате.
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В углу стоит стол. У стола
кресло. В кресле сидит бабушка.
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Коррекционная работа по устранению нарушения фонемного распознавания у младших школьников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.