МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Красноярского края
Администрация Каратузского района
МБОУ черемушкинская СОШ
СОГЛАСОВАНО Решение педсовета Протокол №______ От « »__________2023 г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ
________________________
Н.И. Гусар
№ приказа__________________
От «___»_________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий «Сказкотерапия»
для обучающихся 6-9 классов
село Черемушка, 2023
Пояснительная записка
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Так, например, эмоциональная неустойчивость школьников может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины отрезка речи между ними. Дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.
Креативность личности подростка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями (метафорами, фразеологизмами), выражением личного отношения к фактам и событиям.
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. «Мальчик-с-пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир,— очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, подростки невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Дело в том, что дети — в каком-то роде инопланетяне на нашей «взрослой» планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.
Подростки постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются — все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох» — не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно («да—нет», «плохо—хорошо») приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать подростку «по жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять своему ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.
Однако каждый подросток постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими «приземленного» и прагматичного решения, приносящего облегчение «на месте». Именно здесь нам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут нашим детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы.
Сказкотерапия — процесс экологического образования и воспитания ребенка. Сказкотерапия — процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней природе человека.
Цель коррекционно-развивающей программы: развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; - развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности. Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи программы:
- Овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенции.
- Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовнонравственными и социокультурными ценностями.
- Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
- Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
- Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы
- Формировать навыки речевого общения.
- Развивать устную монологическую и диалогическую речь.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
1. Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года.
2. ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599)
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный план МБОУ Черемушкинской СОШ в шестых-девятых классах по курсу логопедические занятия с применением технологий сказкотерапии и рассчитан на 68 часов в год ( 34 учебных недель по 2 часа в неделю ).
Содержание логопедической коррекционно-развивающей программы по сказкотерапии с учащимися ОВЗ подросткового возраста
6-9 класс
Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь).
. Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
. Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплет, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью педагога).
В системе работы по сказкотерапии мною выделены следующие принципы работы с детьми ОВЗ:
Осознанность, где основным акцентом является осознание причинно-следственных связей развитии сюжета, понимание каждого персонажа в развивающих событиях. Основные вопросы: как это произошло? Почему это произошло? Кто хотел, чтобы это произошло? Почему ему это было нужно?
Множественность: Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Связь с реальностью: Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Отношение к окружающему миру и самому себе.
Схема рассуждения над сказками и их обсуждение.
Основная тема: важно понимать основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее хотели передать нам наши предки, какой опыт, о чем предупредить и как подбодрить.
Линии героев сказки, мотивы, поступки: важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.
Способы преодоления трудностей: список способов преодоления трудностей героями сказок.
Работать с образами и символами.
В данной программе сказки разделены на несколько видов:
1. Терапевтические сказки – это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Конечно, сказкотерапия — это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны...
2. Художественные сказки: К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитатив.
3. Народные сказки: наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство
человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был
связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы используем уже много лет.
4. Авторские сказки Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь подростку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент!).
5. Дидактические сказки: создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры,
буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
6. Психокоррекционные сказки: создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается
«замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Психотерапевтические сказки: ...Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют
«традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют
человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
7. Медитативные сказки: создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Медитация представляет собой полное погружение в какой- либо процесс. Когда мы что-то увлеченно делаем — рисуем, сочиняем, играем, — это можно назвать медитацией.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
коррекционно-развивающую программу по сказкотерапии:
Освоение обучающимися коррекционной программы УО (вариант 1) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
К личностным результатам освоения коррекционно-развивающей программе УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
· правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
· определение темы произведения (под руководством педагога);
· ответы на вопросы педагога по фактическому содержанию произведения своими словами;
· участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством педагога текста;
· пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью педагога);
· выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
· установление последовательности событий в произведении;
· определение главных героев текста;
· составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам педагога;
· нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью педагога;
· заучивание наизусть 7 - 9 стихотворений;
· самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
· правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
· ответы на вопросы педагога своими словами и словами автора (выборочное чтение);
· определение темы художественного произведения;
· определение основной мысли произведения (с помощью педагога);
· самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
· формулировка заголовков пунктов плана (с помощью педагога);
· различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
· определение собственного отношения к поступкам героев (героя), сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью педагога);
· пересказ текста по коллективно составленному плану;
· нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
· ориентировка в круге доступного чтения, выбор интересующей литературы (с помощью взрослого), самостоятельное чтение художественной литературы;
· знание наизусть 10 - 12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Сказкотерапия»
6 класс (34 учебных недель по 2 часа в неделю)
N п\п |
Тема урока |
Содержание |
Кол-во часов |
Терапевтические сказки |
|||
1 |
«Сказка про карася-дальтоника». Сказки для и про особенных детей. Стр. 9 |
Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа. Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка. Игровые приемы: и словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию. Чтение по ролям. Пересказ. Рисование сюжета. Музыкальные игры.
|
3 |
2 |
«Сказка про глухого волчонка, который любил слушать колыбельные». Сказки для и про особенных детей. Стр. 13 |
Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке. Игровые приемы: для подросткового возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров. Ответы на вопросы педагога. Составление плана сказки, пересказ. Слушание музыки. Рисование героев произведения. Заучивание наизусть колыбельной песенки.
|
3 |
3 |
«Сказка про павлина-альбиноса». Стр. 17 |
Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией природные явления (дождик, гром); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (горе, просьба, утешение, радость); развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча — дождик). Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц под музыку. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (друзья помогают в беде); — подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей уменьшительно-ласкательные названия животных (мышка, котик) и формы повелительного наклонения глаголов (разбуди, просыпайся); — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения. Совместное чтение сказки или отдельных эпизодов, пересказ. Рисование эпизодов сказки.
|
3 |
4 |
Сказка про слепого медвежонка |
Чтение сказки совместное, пересказ. Игра «Угадай по движению». Психогимнастика: — учить детей адекватно передавать собственное аффективное состояние в движении, мимике, слове (страх, огорчение); — развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (туча— дождик). 2. Совместная словесная импровизация: — учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. Игра «Угадай по музыке». Рисование героев сказки. Работа с текстом. Ответы на вопросы. Кинезиологические упражнения. |
3 |
5 |
Сказка про слоника карлика. |
Чтение сказки, совместное чтение. Работа с текстом, ответы на вопросы. Составление плана пересказа. Игра «Импровизация». Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией образ движений героев; — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (радость, удивление); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (речка шумит, речка успокоилась). Игры: «Угадай по музыке», «Угадай по ритму». Рисование сказки или ее эпизодов.
|
3 |
6 |
Сказка про лемура с разноцветными глазами. |
Чтение сказки, работа по тексту. Пересказ, ответы на вопросы. Пантомимические этюд «Удивление». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (поможешь другим, и тебе обязательно помогут); — подводить детей к совместному составлению словесных описании по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (хвост — хвостище, глаза — глазища, рыба — рыбища); — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения. Рисование главного героя сказки. Музыкальные игры.
|
3 |
7 |
Сказка про зайчика, который не умел прыгать. |
Чтение сказки, ответы на вопросы. Пересказ сказки. Работа с текстом. Совместная словесная импровизация. Упражнение на активизацию лексики. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические упражнения. Музыкальные игры. Рисование сказки. |
3 |
8 |
Сказка про воробушка со сломанным крылышком. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Пересказ. Работа с текстом. Словесная режиссерская игра: воспитывать умение детей по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; — знакомить с оттеночными характеристиками слов (добрые-предобрые, страшно-престрашно); — знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (спи, починай, глаз не открывай); — подводить к умению выразительно имитировать звон колокольчиков, голос злого и доброго гнома с разной силой голоса (шепотом, умеренно, громко). 2. Психогимнастка: — учить передавать ритмизацией образ действий предмета (колокольчики звенят); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (страх); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, сон). Рисование сюжета сказки, главного героя. Кинезиологические упражнения.
|
3 |
9 |
Сказка про белочку, которая заикалась. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Пересказ. Работа с текстом. Пантомимический этюд «Страх». Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению движения героев (белочка напевает, белочка напугана, мудрый филин) их эмоциональные состояния (страх, забота, сон, злость); — учить передавать ритмизацией действия предмета (звон колокольчиков); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, сон). 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (у страха глаза велики); — подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей оттеночные характеристики слов (добрые-предобрые, страшно-престрашно); — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения. Упражнение на активацию лексики. Кинезиологические упражнения. Рисование героев сказки. |
3 |
10 |
Сказка про подвиг пятнистой зебры Плик. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Пересказ. Работа по тексту (с письменными ответами). Психогимнастика: — учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (забота); — развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (страх, сон). 2. Совместная словесная импровизация: — учить детей продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. Музыкальные игры. Рисование главных героев сказки или сюжета. Кинезиологические упражнения. |
3 |
11 |
Сказка про то как Кенгуреныш стал самостоятельным. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы, составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом (с письменными ответами). Упражнение на активизацию лексики. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Игра импровизация. Музыкальные игры. Кинезиологические упражнения. Рисование главного героя сказки. Фантазирование. |
3 |
12 |
Сказка о подсолнечном семечке. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы, составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом (с письменными ответами). Словесная режиссерская игра: — воспитывать умение детей по настроению музыки догадываться о действиях и эмоциональных состояниях героев; — знакомить с признаками и действиями предметов (дует, свищет); — знакомить с формами повелительного наклонения глаголов (не уходите, не улетайте): — подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки в разных проблемных ситуациях (унижение, приветствие, гордость). 2. Психогимпастика: — учить передавать ритмизацией движения героев сказки (уносит, улетают, улетел); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, поучение): — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (семечко испугался, семечко спряталось). Кинезиологические упражнения. Рисование героев сказки, сюжета. |
3 |
13 |
Белочка-припевочка. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Составление плана пересказа. Пересказ. Работа с текстом (письменное задание). Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению движения героев их эмоциональные состояния; — учить передавать ритмизацией действия героя в проблемных ситуациях; — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (не хвались, а делай; не умеешь — учись); — подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей признаки (теплая, маленький, удаленький), действия предметов (бежит, машет, таращит, поучает), глаголы повелительного наклонения (не ходите, не хвались, научись, помоги, спаси); — учить произносить простые фразы с использованием интонации целого предложения. Кинезиологические упражнения. Рисование эпизодов сказки, главных героев. |
3 |
14 |
Случай в лесу. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы, составление плана пересказа, пересказ. Работа по тексту (письменные ответы). Пантомимические этюды: «Неуверенность», «Тревожность», «Страх». Словесная режиссерская игра. Упражнение на активизацию лексики. Музыкальные игры. Рисование сюжета сказки. Кинезиологические упражнения. |
3 |
15 |
Сказка о Вороненке |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. План пересказа. Пересказ. Работа по тексту с письменными ответами. Пантомимические этюды: «Неуверенность», «Боязливость», «Страх». Психогимнастика: — учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (испуг): — развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров. 2. Совместная словесная импровизация: — учить продолжать предложения учителя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации. Рисование главного героя сказки. Кинезиологические упражнения. |
3 |
16 |
Сказка про ежика Витю. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Определение главной темы текста, главной мысли текста. Составление плана пересказа, пересказ. Работа по тексту, письменно. Развитие мимических мышц лица. Активизация лексики. Музыкальные импровизации. Рисование главного героя сказки, презентация рисунков. Кинезиологические упражнения. |
3 |
17 |
Маленький гном. |
Чтение сказки. Ответы на вопросы. Определение главной мысли текста, главной темы текста. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом, письменно. Музыкальные игры, импровизация. Активизация словарной лексики. Упражнение на ритмизацию явления природы. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению движения героев, их эмоциональные состояния (страх, удивление}', — учить передавать ритмизацией природные явления (ручеек журчит, ветрище дует); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (цветок дрожит от страха, греется на солнышке). 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло); — подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей оттеночные характеристики слои (тучки-хмурки, росинка-слезинка, цветок-лепесток, темнота-темнотища, ветрище-свестище, дует-подует). Рисование сюжета сказки. |
3 |
18 |
Сказка о песике по имени Тобик |
Чтение сказки. Пересказ, словесное комментирование. Ответы на вопросы, рассуждение. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. 1. Психогимнастика: — учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (горе); — развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций; — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дремучий лес, деревья у дома бабушки). 2. Совместная словесная импровизация: — учить детей продолжать предложения учителя, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации (Тобик мог наделать …….., но хозяева прощали ……………). Кинезиологические упражнения. Рисование главного героя сказки. |
3 |
19 |
Сказка «Роза и ромашка» |
Чтение, ответы на вопросы, обсуждение. Работа с текстом. Кинезиологические упражнения. Почему Ромашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хороши по-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей? Рисование цветов. |
2 |
20 |
«Цветок по имени Незабудка» |
Чтение. Работа с текстом. Ответы на вопросы, письменно. Упражнение на активизацию лексики. Музыкальные игры. . Словесная режиссерская игра: — воспитывать умение по настроению музыки догадываться об изменении природных явлений; — знакомить с образными выражениями (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать); — подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (зажатость, скованность). 2. Психогимнастика: — учить передавать ритмизацией движения героев сказки (гномики идут, идет великан); — побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (удивление); развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке). Рисование главного героя сказки. |
3 |
21 |
«Маленький медвежонок» |
Чтение, ответы на вопросы. Составляем план-пересказ. Письменная работа по тексту. Импровизация. Музыкальные игры. Пополнение словарного запаса. Учится продолжать начатое предложение учителем - . Ему стало очень плохо от того, что…………. . Игра импровизация. Рисование. Кинезиологические упражнения. |
3 |
22 |
Сказка про Енота |
Чтение. Работа с текстом. Письменные ответы. Краткое изложение сказки. Кинезиологические упражнения. Пантомимические упражнения: «Страх», «Скованность». Просмотр сказки про Енота. Рисование главного героя сказки. |
3 |
23 |
Диагностика ЗУН По сказке: Лабиринт души (сказка девочки Тани Шмидт) стр. 1 |
|
2 |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Сказкотерапия»
7 класс (34 учебных недель по 2 часа в неделю)
N п\п
|
Тема урока |
Содержание урока |
Кол-во часов |
1 |
«Помидор Сашка». Лабиринт души стр. 20 |
Чтение. Ответы на вопросы. Определение главной мысли сказки. Составление плана пересказа, пересказ. Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Заучивание наизусть отрывка сказки. Учить продолжать предложения учителя: Она тоже очень любила Сашку и заботилась…….. . Как чувствовал себя Сашка в новом доме? Из-за чего он грустил? Какой совет дала Сашке Ира? Как еще можно было бы помочь Сашке? Рисование главного героя. |
3 |
2 |
«Сказка о глупенькой маме». Лабиринт души. Стр. 21 |
Чтение. Ответы на вопросы учителя. Работа по тексту. Направленность: Переживания, связанные с непростыми взаимоотношениями с родителями. Конфликтные отношения с родителями. Негативные чувства (обида, злость и пр.) по отношению к родителям. Неадекватная реакция на наказание и неодобрение. Музыкальные игры. Написание изложения. Рисование обиды. |
3 |
3 |
«Гномик» |
Чтение сказки. Пересказ. Выделение главной мысли текста. Работа по тексту письменно. Заучивание отрывка наизусть. Музыкальные игры. Просмотр мультфильма. Рисование главного героя сказки. Кинезиологические упражнения. |
3 |
4 |
Рассказ про семью карандашей |
Чтение. Ответы на вопросы. Обсуждение сказки. Выделение главной мысли. Продолжи предложение: Как-то раз мама готовила супчик, а папа…… . заучивание наизусть фрагмента сказки. Рисование. |
2 |
5 |
Сказка про маленького котенка. |
Чтение, пересказ. Работа с текстом, письменно. Заучивание наизусть. |
1 |
6 |
Сказка о маленьком тигренке. |
Чтение. Самостоятельно выбрать главную мысль текста. Письменные ответы на вопросы. Пересказ. Обсуждение. Игра импровизация. Психогимнастика: — учить угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации (угощение, отдых) и аффективные состояния (жадность, удивление); — учить передавать ритмизацией движения героев сказки (гномики идут, идет великан); — развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (проливной дождь, отдых на солнышке). 2. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (с тем, кто жадничает, никто не хочет дружить); — подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи детей образные выражения (в тридесятом царстве, в тридесятом государстве; не успели три раза моргнуть; ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать; что есть мочи). Рисование главного героя сказки или сюжета. Объясни, что значит выражение: но в душе его зажглось маленькое солнышко и согрело его своим теплом. |
3 |
7 |
«Серое ухо» |
Чтение сказки. Обсуждение. Пересказ. Работа с текстом. Просмотр мультфильма. Напиши, что запомнилось больше всего? Обсуждение написанного. Мимические упражнения «Страх темноты», «Ночные кошмары». Рисунок Чудовища. Кинезиологические упражнения. Заучивание наизусть отрывка. |
3 |
8 |
«Смелый гномик» |
Чтение. Обсуждение. Просмотр мультфильма. Работа с текстом. Игра импровизация. Проложи предложение: Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а…… . Гномик сначала хотел убежать, но ноги….. Мимические упражнения: «Страх», «Удивление». Рисование Гномика. |
3 |
9 |
«Медвежонок и Баба-Яга» |
Чтение сказки. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом. Заучивание наизусть отрывка сказки. Продолжи предложение: Медвежонок уже было совсем обессилел, но вдруг понял, что….. . И тогда птички снова прилетят к твоей избушке и ты….. . Рисунок Бабы-Яги. Как Медвежонок справлялся со страхом? Что ему помогло? Почему Баба Яга превратилась из страшной в добрую? Кинезиологические упражнения. |
3 |
10 |
«Мышонок и темнота» |
Чтение. Пантомимические упражнения: «Страх», «Темнота», «Испуг». Работа с текстом. Музыкальная импровизация. Слушание музыки, игры. Рисование главного героя сказки. Упражнение на активизацию лексики Учитель. Как по-другому сказать «далеко-далеко»? Дети. В тридесятом царстве, в тридесятом государстве. Учитель. Как по-другому можно сказать «сделать очень быстро»? Дети. Не успеть три раза моргнуть. Учитель. Как по-другому сказать «кричать изо всех сил»? Дети. Кричать что есть мочи. |
3 |
11 |
«Белочка Нуся» |
Чтение. Работа с вопросами по сказке. Работа с текстом сказки. Пантомимический этюд «Испуг». Музыкальные игры. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Под отрывок P. Вагнера дети изображают птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают водой горящее дерево. Под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова дети встают полукругом, расслабляют мышцы губ и носа, подбородок вытягивают вперед, глаза оставляют полузакрытыми, имитируя отдых на солнышке. Заучивание наизусть отрывка. Рисование главного героя сказки. |
3 |
12 |
«Слоненок, который боялся темноты» |
Чтение сказки. Работа с вопросами сказки. Работа по тексту. Продолжи слова учителя: Ведь я такой большой, а ты……. И Огонек со Слоненком стал…….. Музыкальные игры. Словесное комментирование: — довести до детей замысел сказки (не нужно задирать нос, чтобы потом не было стыдно); — развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; — активизировать в речи фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос). Рисунок сюжета сказки. Кинезиологические упражнения. |
3 |
13 |
«Приключения медвежонка» |
Чтение, пересказ. Выучить наизусть отрывок. Кинезиологические упражнения. |
1 |
14 |
«Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание» |
Чтение, ответы на вопросы. Работа с текстом сказки. Направления: Нарушения поведения: гиперактивность, агрессивность и деструктивное поведение, вызванное нехваткой внимания. Продолжи предложение: Далеко-далеко, за морями, за горами, за………….. На этой полянке жили всякие разные звери…… Кинезиологические упражнения. Слушание музыки, угадывания настроение автора. Вопросы для обсуждения Чего хотелось ежику? Зачем? Тебе хотелось бы того же? Как ежик пытался привлечь внимание? Как ты думаешь, в Чем была его ошибка? Каким теперь стал ежик? Что изменилось в его жизни? Рисование сюжета, фантазия. |
3 |
15 |
Фея Равнодушие и Страна Надежды |
Чтение, рассуждение, пересказ. Работа по тексту. Музыкальные произведения. Игра на произвольное расслабление и напряжение мышц. Кинезиологические упражнения. Продолжи предложение: Затаив дыхание, сын слушал, как отец….. Выучить наизусть отрывок из сказки. Рисование эпизода. |
3 |
16 |
«Кенгуренок Вася» |
Чтение, пересказ. Вопросы для обсуждения. Работа по тексту. Кто является главным героем сказки, а кто второстепенным. Активизация лексики: НЕКУДЫШНЫЙ, ЯРМАРКА, СКЛЕРОЗ. Пантомимические упражнения. Кинезиологические упражнения. Словесное фантазирование по музыкальной композиции: — учить детей продолжать сюжет по музыкальной композиции; — учить понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа. Словесное рисование: — учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в проблемной ситуации. Рисование любого сюжета сказки. |
3 |
17 |
«Цветик-семицветик» |
Направление: Трудности обучения в школе, конфликты с учителем, трудности освоения письма. Чтение сказки, рассуждение, ответы на вопросы. Работа с текстом. Музыкальные произведения. Продолжи предложение: Буквы заваливались то влево, то…… Самого Женю это не очень…….. Но строгая, никогда не улыбающаяся……. Заучивание наизусть отрывка. Рисование эпизода. |
3 |
18 |
«Медвежонок и старый гриб» |
Направление: Трудности в учебе: неусидчивость, нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание. Нежелание учиться. Чтение. Работа с текстом. Музыкальные игры: угадай настроение. Кинезиологические упражнения. Продолжи предложение: Медвежонок заткнул лапами уши и ……. Долго он бежал прямо в …….Заучивание наизусть отрывка из сказки. Рисование руками сюжета сказки. |
3 |
19 |
«Котенок Маша» |
Направление: Трудности обучения в школе. Стрессовые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учиться и отрицательное отношение к школе. Чтение сказки, обсуждение. Продолжи предложение: И встретила его там бабуля — то ли…… Важно то, что есть она его не стала, а указала ему……. Кинезиологические упражнения. Музыкальные игры. Пантомимические упражнения. Рисование двумя руками. Рисование сюжета сказки. |
3 |
20 |
«Шустрик и Обжорик» |
Направление: Школьные трудности, переживания из-за плохих оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим депрессивные настроения. Чтение, рассуждение. Работа с текстом. Кинезиологические упражнения. Рисование двумя руками. Рисование сюжета сказки словесное. Активизация лексики: возлагать надежду, стало неловко, ударили холода, сила воли. Ответы на вопросы учителя по сказке письменно. Музыкальные игры. Продолжи предложение: Наступил ноябрь, ударили…. И решил он воспитывать в себе…… Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц. Кинезиологические упражнения. Рисунок сюжета сказки. |
3 |
21 |
«Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться» |
Направление: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Чтение сказки. Рассуждение, работа с текстом. Учить наизусть отрывок. Продолжи предложение: Жила-была…… У нее были…… Она любила проводить дни……. Музыкальные игры. Кинезиологические упражнения. Словесное рисование сюжетов сказки. Нарисуй сказку. |
3 |
22 |
«Кораблик» |
Направление: Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы. Чтение сказки. Работа по тексту. Музыкальные игры. Игры на произвольное расслабление и напряжение мышц. Работа с лексикой- объяснение фраз: не покладая рук, голову повесил. Кинезиологические упражнения. Заучивание наизусть отрывка сказки. Рисование успеха. |
3 |
23 |
«Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?» |
Направление: Страх сделать что-либо неправильно. Боязнь школы, ошибок, оценок. Общая боязливость. Чтение сказки. Работа с текстом сказки. Обсуждение. Вопросы: Почему Котенок не хотел ходить в школу? Чего и почему он боялся? Чем волшебные слова помогли Котенку? Придумай сам новые, более сильные волшебные слова. Учим наизусть отрывок. Дополни предложение: Но наш Котенок не любил…. Обратно домой он пробирался….. Работа над лексикой: дальше-больше или чем дальше в лес, тем больше дров. Победить свой страх. Кинезиологические упражнения. Рисование радости.
|
3 |
24 |
Диагностика По сказке: Лабиринт души (сказка девочки Тани Шмидт) стр. 1 |
ЗУН |
2 |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Сказкотерапия»
8 класс (34 учебных недель по 2 часа в неделю)
N п\п |
Тема урока |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
«Сказка о двух братьях и сильной воле». Стр. 41. «Лабиринт души» |
Направление: Трудности самоконтроля. Нарушения произвольности. Неумение управлять поведением. Чтение сказки. Работа с текстом. Темпоритмические упражнения под музыку. Кинезиологические упражнения. Продолжи предложение: Давным-давно в одной далекой стране жили-были…….. А другой брат сказал, что герой должен быть……… Один из них стал самым…… заучивание наизусть отрывка. Работа над лексикой: сила воли, мудрость. Рисунок главного сюжета сказки. |
3 |
2 |
«Сказка о непоседливой обезьянке». Лабиринт души. Стр. 42 |
Направление: Неусидчивость. Трудности концентрации и сосредоточения. Гиперактивность. Чтение сказки. Составление плана пересказа, пересказ. Работа по тексту сказки. Письменные ответы на вопросы. Кинезиологические упражнения. Музыкальные игры. Пантомимические упражнения. Доскажи предложение: В далекой и жаркой стране, где в лесу растут деревья с пышной листвой и высокие пальмы, жила……. Эта непоседливость доставляла обезьянке много …… другие обезьянки с ней не играли, потом что…… выучить наизусть отрывок из сказки. Рисование сюжета сказки. |
3 |
3 |
«Петя петушок». Лабиринт души. Стр.43 |
Направление: Ориентация на оценки, а не на содержание (учебы, жизни и пр.). Хвастовство школьными успехами. Высокая зависимость от оценок. Чтение сказки, обсуждение. Письменные ответы на вопросы. Краткое изложение по совместно составленному плану. Кинезиологические упражнения. Дополни предложения: Жил-был на свете …... Жил он с родителями, которые его ……. И о их тоже очень …… и поэтому старался …... Когда Петушок подрос, у него выросли большие ……., гребешок стал совсем …….; и вот, он пошел в …….. Наизусть любой отрывок сказки. Рисование сюжета. |
3 |
4 |
«Один обычный год, или Чрезвычайное происшествие» |
Направление: Страх темноты, ночные страхи, страшные сны. Общая боязливость. Беседа на тему «Страх». Пантомимические упражнения «Страх», «Ночные кошмары». Чтение текста. Работа с текстом. Активизация лексики: чрезвычайное происшествие, мелководье. Дополни предложение: И тут разозлилась наша Девочка и начала……. Выплюнул он эту ………, прямо к …... Заучивание наизусть отрывка сказки. Рисование. |
3 |
5 |
Алина Воскресова. Грязь-Грязища и Иван стр.84. «Практикум по сказкотерапии» |
Чтение стихотворения. Обсуждение стих-я. Беседа. Работа по тексту. Кинезиологические упражнения. Релаксационная музыка. Продолжи предложение: Жил в деревне мальчуган По прозванию …., Недостаток был один — ………… Никогда не стриг Ванюша Ни ………., В общем, я скажу короче «Грязью ……….. Выучить любой отрывок наизусть. Рисунок грязного мальчика. |
3 |
6 |
СКАЗКА для х хвастунов Володькина Алла. Котенок-Матросенок стр.83 Практикум. |
Чтение. Пересказ. Состав плана пересказа. Кинезиологические упражнения. Краткое изложение по плану пересказу. Рисунок хвастуна. |
2 |
7 |
Анна Смирнова. Тайна. Стр.86 практикум |
Чтение. Беседа по сказке. Музыкальные игры. Кинезиологические упражнения. Повторное чтение (самостоятельное). Наизусть любой отрывок. Рисунок тайны. |
2 |
8 |
Мальчик и Светлячок. Лабиринт души стр.45 |
Направление: Страх темноты, общая боязливость. Чтение сказки. Беседа. Составление плана пересказа, пересказ. Повторное чтение. Изложение. Пантомимические упражнения. Рисунок страха. |
3 |
9 |
Девочка Надя и Баба Яга Стр. 46. Лабиринт души |
Направление: Высокая тревожность, боязливость. Чувство вины за нарушение родительских запретов. Чтение сказки, рассуждение. Работа по тексту. Кинезиологические упражнения. Выучить наизусть отрывок. Доскажи предложение: Жила-была маленькая …….. Жила она с мамой и …………Все у них было хорошо, только иногда, как и все маленькие дети, Надя ……………… Рисунок любой по сказке. |
3 |
10 |
Анна Смирнова. Ежик. Практикум по сказкотерапии стр.88 |
Чтение сказки. Рассуждение по сказке. Задание: обсудить ее с ребятами и предложить им письменное задание, например: «Что бы я посоветовал Ежику, чтобы над ним не смеялись». А после обсудить все это с детьми... Главный итог подобных занятий — связь с реальным миром: «Такие Ежики, Белочки, Медвежата и пр. живут среди нас, и мы сами можем оказаться на их месте. Итак, что же мы будем делать, если...». Рисунок любого зверька, которого ни кто не любит. |
3 |
11 |
Рыцарь и Темнота. Лабиринт души стр.48 |
Чтение стихотворения. Рассуждение, ответы на вопросы. Повторное чтение. Выучить наизусть любой отрывок. Доскажи предложение: Жил на свете Рыцарь С собачкою ……, На солнечной полянке ………………. Они давно дружили …………………. О том, что Жужа лучший …………………... Везде, всегда и всюду ………………………… Друг другу помогали ………………………. Рисунок собачки или рыцаря. |
3 |
12 |
Анна Смирнова. Королева капризов. Стр. 94 Практикум по сказкотерапии. |
Направление: капризы подростков. Чтение, рассуждение по сказке. Ответы на вопросы. Пересказ полный. Написание изложения по сказке по составленному плану. Кинезиологические упражнения. Рисунок каприза. |
3 |
13 |
Мальчик Сережа. Стр. 50 Лабиринт души. |
Направление: Конфликты с младшей сестрой (братом). Ревность и обида, вызванные рождением второго (младшего) ребенка. Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Работа с текстом. Наизусть любой отрывок. Доскажи предложение: Но вот однажды Сережа пришел из ………... Уже в дверях он услышал ………. Мама тихо разговаривала с какой-то ………….По маминому лицу Сережа сразу догадался, что ………….. Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, …………..: «Что-то случилось с Ксюшей?». Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, …………………………………… Рисунок ревности. |
3 |
14 |
Маленькое приведение. Стр.54 Лабиринт души. |
Направленность: Трудности в общении. Ощущение себя «белой вороной». Боязнь привидений. Чтение, рассуждение. Музыкальные игры. Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Рисунок. |
3 |
15 |
Маленький котенок. Лабиринт души стр. 54 |
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной». Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Кинезиологические упражнения. Работа с текстом. Рисунок одиночество. |
3 |
16 |
Часы. Стр. 55 Лабиринт души. |
Направленность: Неорганизованность. Трудности усвоения порядка. Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Составить план пересказа. Изложение письменно по плану. Доскажи предложение: На самом обыкновенном письменном Столе самого обыкновенного ……., едва виднеясь за разными ………………, разложенными в ужасном ……, стояли ………. Стояли они во всех смыслах этого слова. Работа с лексикой: — активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (душа в пятки ушла, голову повесить). Упражнение на произвольное расслабление и напряжение мышц. |
3 |
17 |
Анна Смирнова. «Заяц с рюкзаком.» Стр. 101 Практикум |
Направление: проблема драчливости. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы. Работа с текстом. Отрывок наизусть. Работа с лексикой, объяснение непонятных слов. Кинезиологические упражнения. Рисунок драчуна-задиры. |
3 |
18 |
«Хвостатик» Лабиринт души. Стр. 56 |
Направление: Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим». Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Пересказ. Работа с текстом. Доскажи предложение: По соседству с ними жила семья ……, один из них даже учился с ним вместе, ……... Маленький Хвостатик думал, как ………. Его воображение рисовало нечто …..., грандиозное, величественное. И это носило имя Хвоста. Звучит ……, а какой шлейф почета окружает …………. Родители-Хвосты более чем уважаемые граждане ……….. Леса. А портрет его деда висит у них …... Вот было бы здорово носить такое имя — Хвоста!!! А ведь они почти ………… Определение главного героя, рисунок Хвоста. |
3 |
19 |
Гусеница-крапивница стр. 57. Лабиринт души |
Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Страх трудностей и неуспеха. Кинезиологические упражнения. Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Работа с лексикой. Работа с текстом. Письменное задание. Выучить наизусть любой отрывок. Рисунок главного героя. |
3 |
20 |
Нужная вещь. Лабиринт души стр. 59 |
Направление: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Страх трудностей и неуспеха. Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Кинезиологические упражнения. Музыкальные игры. Пантомимические движения: страх, обида. Работа с лексикой: неизведанная земля, причал, якорь, шторм, трюм, рифы. Работа с текстом. Рисунок корабля. |
3 |
21 |
Скрипочка. Стр. 60. Лабиринт души. |
Направление: Низкая самооценка. Чувство неполноценности и «ненужности». Зажатость, скованность. Пантомимические упражнения: зажатость, скованность. Чтение сказки, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Изложение. Рисунок главного героя сказки. |
3 |
22 |
«Костерчик». Лабиринт души стр. 61 |
Направленность: Неуверенность в себе, в своих силах. Чувство неполноценности. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы письменно. Кинезиологические упражнения. Пантомимические упражнения. Работа с лексикой: отчужденность, мощные языки костра. Наизусть любой отрывок. Рисование костра. |
2 |
23 |
Семенова Юлия. Про разбойника. Стр. 107 практикум по сказкотерапии. |
Проблема СКВЕРНОСЛОВИЯ. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы учителя. Работа с лексикой: чело, харчи, крамольник. Наизусть любой отрывок. |
2 |
24 |
Дмитрий Фролов. Слово — не воробей. Стр. 110. Практикум по сказкотерапии |
Направление: нельзя болтать языком, чего не следует. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы. Работа по тексту. Отрывок наизусть. |
2 |
25 |
Диагностика. По сказке: Лабиринт души (сказка девочки Тани Шмидт) стр. 1 |
|
2 |
Календарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающей программе «Сказкотерапия»
9 класс (34 учебных недель по 2 часа в неделю)
N п\п |
Тема урока |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Фламинго, или Скала Желаний. Лабиринт души стр. 64 |
Направление: Неуверенность, сомнения в собственных силах, чувство неполноценности и «незначительности». Чтение сказки, рассуждение. Ответы на вопросы. Работа по тексту. Пантомимические упражнения: сомнение, неуверенность. Выучить наизусть любой отрывок. Продолжи предложение: Жило-было маленькое ……... Оно, как и каждое облачко, целый день …………….— туда, куда дует ветер, и больше всего на свете любило смотреть на ……. Однажды мимо нашего Облачка пролетали ………… Рисунок Облако. |
3 |
2 |
Повесть о настоящем……цвете. Лабиринт души стр. 65 |
Направление: Депрессивные и суицидальные тенденции. Чувство неполноценности и «никомуненужности». Чтение, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом. Кинезиологические упражнения. Рисунок главного героя повести. |
3 |
3 |
Щечка. Лабиринт души стр. 66 |
Направление: Заниженная самооценка. Недовольство своей внешностью. Чтение сказки, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Выучить наизусть любой отрывок. Продолжи слова учителя: Но она не хотела — боялась. «Чего ты боишься?» — спрашивали ее ……….. Но Щечка и не думала отвечать им, она давно с ними ……..: странные они какие-то и с глазами не ……… Работа с лексикой: разум и самооценка. Рисунок любого отрывка. |
3 |
4 |
Светлячок. Лабиринт души стр. 68 |
Направление: Чувство неполноценности. Ощущение собственной «незначительности». Страх неудачи, неуверенность. Чтение сказки, рассуждение. Пересказ, ответы на вопросы. Пантомимические упражнения: страх, неуверенность. Слушание музыки, угадывание настроения. Изложение по тексту сказки. Рисунок светлячка. |
3 |
5 |
Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море. Лабиринт души стр. 70 |
Направление: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Неуверенность. Ощущение себя «белой вороной». Чтение сказки, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Работа по тексту. Наизусть любой отрывок. Кинезиологические упражнения. Рисунок любой. |
3 |
6 |
Байка про Егора-мухомора, девочку Машу, Серого Волка, лосей и мимолетную Бабушку (Что лосю хорошо, то волку — смерть (народная мудрость). Лабиринт души стр. 71 |
Направление: Чувство неполноценности. Ощущение собственной «незначительности». Страх неудачи, неуверенность. Чтение, рассуждение. Самостоятельное чтение, пересказ. Работа по тексту. Объясни что значит: Что лосю хорошо, то волку — смерть (народная мудрость). Слушание музыки. Написание изложения по плану. Рисунок любого лесного жителя. |
3 |
7 |
Сказ о том, как Штирлицев свой страх победил. Стр. 74 Лабиринт души. |
Направление: Страхи различного характера, неуверенность, тревожность, общая боязливость. Чтение, рассуждение. Работа с текстом: составление плана пересказа, пересказ, письменные ответы на вопросы учителя. Наизусть любой отрывок. Продолжи слова педагога: В отчаянии Штирлицев схватил……. и, надев рюкзак, крепко прижал кота ….., словно надеясь, что он ……. Как вдруг... — ……….?! Рисунок кота. |
3 |
8 |
Сказка о Дрюпе Дрюпкине. Лабиринт души стр. 75 |
Направление: Недостаток самоконтроля и произвольности. Неорганизованность. Недостаток рефлексии и осознавания своего поведения. Общее развитие. Чтение, рассуждение. Повторное чтение, частично самостоятельно с элементами глобального чтения. Работа с лексикой: объясни слова – самоконтроль, рефлексия, неорганизованность. Кинезиологические упражнения. Рисунок. |
3 |
9 |
История о славном Учмаге, учителе его Магуче и бедном, но вылеченном Аэроплане. Лабиринт души. Стр. 76 |
Направление: Трудности в учебе, вызванные неорганизованностью, неумением определения целей. Аналогичные проблемы в повседневной жизни. Чтение, рассуждение. Работа с лексикой: аналогично, цель, неорганизованность. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом письменно. Выучить наизусть любой отрывок. Кинезиологические упражнения. Просматривание подросткового фильма. |
3 |
10 |
Бурин, или Когда ребенок становится взрослым? Лабиринт души стр. 77 |
Направление: Решение проблем, вызванных подростковым кризисом. Чтение, рассуждение. Ответы на вопросы учителя. Повторное чтение с элементами методики глобального чтения. Работа с текстом. Работа с лексикой: кризис, грязная работа. Слушание музыки. Кинезиологические упражнения. Рисунок сюжета. |
3 |
11 |
День испытаний. Лабиринт души стр. 79 |
Направление: Трудности в учебе, связанные с невнимательностью, торопливостью, неумением сосредоточиться. Боязнь экзаменов, контрольных и т. п. чтение, рассуждение. Работа с текстом. Повторное чтение с элементами методики глобального чтения. Продолжи слова учителя: Для этого надо уметь читать …., ловка метать ……, замечать каждую ……., которая может привести к спрятавшемуся …... Научиться всему этому было не так уж ….., поэтому в племени был ……, по которому все дети должны были с раннего возраста обучаться ……… . Работа с лексическим материалом: племя, дикий лес. Пантомимические упражнения: сосредоточиться, невнимательность. Написание изложения. |
3 |
12 |
Детская демократическая Республика. Лабиринт души. Стр. 82 |
Направление: Конфликты с родителями, трудности контакта, агрессивность во взаимоотношениях. Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами глобального чтения. Доскажи предложение: Жил-был мальчик по имени ……. Были у него и мама, и папа и все, казалось, …………... Однако Ваня так не думал. — Я не нужен …………,— рассуждал он.— Как я просил подарить мне на День Рождения …….., а мама заявила: ковры еще надо купить; и ролики не купили, и не разрешили ………….. по ящику на прошлой неделе — сказали, что еще маленький …………….. . работа с текстом. Рисунок любой. |
3 |
13 |
Анна Смирнова. Королева капризов. Стр. 94 Практикум по сказкотерапии. |
Направление: капризы подростков. Чтение, рассуждение по сказке. Ответы на вопросы. Пересказ полный. Написание изложения по сказке по составленному плану. Кинезиологические упражнения. Рисунок каприза. |
3 |
14 |
ВОСПИТАНИЕ бережного ОТНОШЕНИЯ К природе Дмитрий Фролов. Особенная охота. Практикум по сказкотерапии. Стр. 116 |
Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами глобального чтения. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом. Наизусть любой отрывок из стихотворения. Рисунок по сюжету. Кинезиологические упражнения. |
3 |
15 |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ. Сказка, помогающая в процессе осмысления жизненного пути. Практикум по сказкотерапии. Стр. 122 |
Направление: В определенный момент, в жизни каждого человека возникает потребность дать оценку своей жизни, осмыслить прожитое, а также выйти на новый уровень взаимоотношений со своим партнером. Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами методики глобального чтения. Пересказ. Работа с текстом. Слушание музыки. Просмотр подросткового фильма. |
3 |
16 |
Анна Смирнова. Сказка про волшебников и черных магов. Практикум стр. 126 |
Направление: СКАЗКИ о Добре и ЗЛЕ, ЧИСТЫХ мыслях и бережном ОТНОШЕНИИ К СЛОВАМ. Чтение, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с тектом письменно. Рисунок мага. Кинезиологические упражнения. Пантомимические упражнения. |
3 |
17 |
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Дар. Практикум стр.128 |
Направления: СКАЗКИ о Добре и ЗЛЕ, ЧИСТЫХ мыслях и бережном ОТНОШЕНИИ К СЛОВАМ. Чтение, рассуждение. Работа с текстом сказки. Выучить наизусть любой отрывок. Продолжи слово: Давным-давно, где-то ………, в самом тайном уголке сказочной ……… обосновалось племя ……... Они жили обособленно, потому что обладали ………….. — оживлять слова. Представьте себе, стоило ………..произнести слово, как оно тотчас ………... Естественно, волшебники были …………….. Большая часть их жизни протекала в ……………... Рисунок добра и зла. |
3 |
18 |
«Тайна цветка папоротника» Цветкова Елена. Стр. 133 практикум по сказкотерапии |
Направление: СКАЗКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НАРКОТИЧЕСКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ. Чтение, рассуждение. Составление плана пересказа, пересказ. Работа с текстом письменно. Рисунок сюжета. |
3 |
19 |
Валерия Буяновская. «Облако и Озеро» Практикум по сказкотерапии. Стр. 146 |
Направление: СКАЗКА, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩАЯ ПАССИВНУЮ жизненную позицию, «САМОбиЧЕВАНИЕ», ОТКАЗ ОТ КОНСТРУКТИВНОЙ АКТИВНОСТИ. Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами методики глобального чтения. Составление плана пересказа, пересказ. Слушание музыки, угадывание настроения по ритму. Кинезиологические упражнения. Работа с лексикой. Рисунок. |
3 |
20 |
«Сокровище». Практикум стр. 149 |
Направление: СКАЗКИ О духовном РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА. Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами глобального чтения. Ответы на вопросы, письменно. Просмотр подросткового фильма. Работа с лексикой. |
3 |
21 |
«Пророк». Практикум по сказкотерапии стр. 151 |
Чтение, рассуждение. Работа с лексикой. Работа с текстом письменно. Кинезиологические упражнения. Наизусть любой отрывок. Рисунок сюжета. |
3 |
22 |
«Путь». Практикум по сказкотерапии. Стр. 155 |
Чтение, рассуждение. Повторное чтение с элементами методики глобального чтения. Ответы на вопросы письменно. Работа с лексикой. Просмотр фильма для подростков. |
3 |
23 |
Сила любви. Практикум по сказкотерапии. Стр 156. |
Направление: СКАЗКИ О ЦЕННОСТИ любви, О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МуЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ Для обсуждения с подростками темы любви и взаимоотношений между полами. Чтение, рассуждение. Работа с текстом. Выучить наизусть любой отрывок. Продолжи слово учителя: В старые рыцарские времена люди, кроме собственных имен, давали друг другу ……... Особенно это распространялось на …….. Кто не слышал о Генрихе Красивом, Людовике Великолепном, ……….. Работа с лексикой. Слушание классической музыки. Рисунок сюжета |
3 |
24 |
Диагностика. По сказке: Лабиринт души (сказка девочки Тани Шмидт) стр. 1 |
|
2 |
Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы коррекционно-развивающей программы по курсу «Сказкотерапии»
Класс, программа |
Перечень, используемых диагностических (оценочных) средств |
Перечень, используемых методических материалов |
Коррекционная программа развивающих логопедических занятий по сказкотерапии для учащихся 3 кл. |
Мониторинг разработанный в соответствии с нормами ФГОС |
Шорохова О.А. «Играем в сказку» Лабиринт души. Терапевтические сказки (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.