Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
дефектология +2
1 кл—4 кл
09.07.2018
Проблема исследования: какие практические методы и приемы можно использовать для коррекций звукопроизношения у детей умственно отсталых детей с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: методы и приемы коррекции недостатков звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличом.
Цель данной работы: определить особенности логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей умственно отсталых детей с детским церебральным параличом.
Гипотеза: Процесс устранения звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличем будет осуществляться более эффективно при формировании у них фонематических процессов, общей и речевой моторики.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Жмудь.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГЛАЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
ИМ. В.Г. КОРОЛЕНКО» в г. ИЖЕВСКЕ
На правах рукописи
Кафедра педагогики
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых
младших школьников с детским церебральным параличем
050715.65 логопедия
Выпускная квалификационная работа
Допущена к защите
Зав. кафедрой педагогики
_______________________
протокол № ____ от ________2014 г.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, доцент
И.А. Гришанова Ижевск 2014
2 Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений
звукопроизношения у умственно отсталых младших
школьников…………………………………………………………...
1.1. Современные аспекты изучения проблемы нарушений
3
7
звукопроизношения у детей с умственной отсталостью………… 7
1.2. Особенности речевого развития детей с умственной
отсталостью…………………………………………………………. 14
1.3. Особенности коррекции звукопроизносительной стороны речи у
детей с детским церебральным параличом и умственной
отсталостью………………………………………………………….
Выводы по первой главе……………………………………………
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по устранению нарушений
звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
с детским церебральным параличем………………...
2.1. Экспериментальная программа
коррекции нарушений
звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с
умственной отсталостью при детском церебральном параличе…..
обеспечение
организация и методическое
2.2. Этапы,
19
26
27
27
2.3. Результаты экспериментального обучения…………………………
Выводы по второй главе……………………………………………..
экспериментального исследования…………………………………. 46
51
57
Заключение……………………………………………………………………… 59
Библиографический список…………………………………………………...
62
Приложения……………………………………………………………………... 67
3 Введение
Одной из актуальных и значимых проблем обучения и воспитания
умственно отсталых школьников является развитие их речи. При умственной
отсталости развитие речи резко задерживается. А от уровня сформированности
речи в значительной степени зависит успех обучения в школе и дальнейшая
судьба ребёнка.
У детей, страдающих церебральным параличом, встречаются самые
разнообразные нарушения: двигательные, интеллектуальные и речевые
расстройства. Практика обучения этих детей показала, что совокупность
перечисленных расстройств в особо тяжелых случаях делает обучение этих
детей невозможным.
Исследования специалистов (Е.М Мастюкова, Л.А. Данилова, М.В.
Ипполитова, М.С. Певзнер и др.) и практика работы показывает, что у
преобладающего большинства детей с церебральным параличом и умственной
отсталостью отмечаются различные нарушения речи, среди них наиболее
частыми являются нарушения звукопроизношения, которые затрудняют общение
и обучение этих детей. Если вопросы нарушения речи у детей с церебральным
параличом и у детей с умственной отсталостью в отдельности достаточно
широко представлены в специальной литературе, то особенности речевых
расстройств, в частности нарушения звукопроизношения у детей, имеющих
сложный дефектсочетание умственной отсталости с детским церебральным
параличом в отечественной литературе освещены недостаточно, что и
определило актуальность выбранной темы.
Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е.
Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф.
Соботович, Е. М. Гопиченко, Р, И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др. По данным
этих исследований, в начальных классах вспомогательной школы выраженные
4 дефекты наблюдаются у 40—60% детей. В первых же классах вспомогательной
школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше, число детей с дефектами речи
значительно выше.
По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи
умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры,
медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех
анализаторах».
Анализируя особенности речи у умственно отсталых школьников, В. Г.
Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обусловливающих
нарушения их речи, отмечая, что основной причиной аномального развития и
нарушений речи у умственно отсталых детей является недоразвитие
познавательной деятельности.
Возникает противоречие между необходимостью коррекции нарушений
звукопроизношения у детей умственно отсталых детей с детским церебральным
параличом и отсутствием программы формирования звукопроизносительной
стороны речи.
Проблема исследования: какие практические методы и приемы можно
использовать для коррекций звукопроизношения у детей умственно отсталых
детей с детским церебральным параличом.
Объект исследования: процесс коррекции нарушений звукопроизношения
у умственно отсталых детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: методы и приемы коррекции недостатков
звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским
церебральным параличом.
Цель данной работы: определить особенности логопедической работы
по коррекции нарушений звукопроизношения у детей умственно отсталых детей
с детским церебральным параличом.
5 Гипотеза: Процесс устранения звукопроизношения у детей младшего
школьного возраста с детским церебральным параличем будет осуществляться
более эффективно при формировании у них фонематических процессов, общей
и речевой моторики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме.
2. Изучить уровень звукопроизношения у умственно отсталых младших
школьников с тяжелыми проявлениями церебрального паралича.
3. Разработать и апробировать программу по коррекции нарушений
звукопроизношения у детей умственно отсталых детей с детским
церебральным параличом.
Для достижения цели данной работы и решения поставленных задач мы
определили следующие методы исследования:
Теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической
литературы.
Эмпирические – наблюдение, беседа, изучение документов, анализ
продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.
Математические – статистические методы обработки эмпирических
данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем
обоснована необходимость и определены потенциальные возможности
формирования правильного звукопроизношения у детей младшего школьного
возраста с умственной отсталостью.
Практическая значимость данной работы в том, что изучение структуры
этого сложного дефекта и особенностей коррекционной работы поможет
создать благоприятные условия для развития и коррекции речи у умственно
отсталых детей с детским церебральным параличом, а результатами
6 исследования могут воспользоваться логопеды, воспитатели, работающие с
таким контингентом детей.
Опытно экспериментальная база исследования. Исследование
проводилось на базе детского дома – интернате пос. Канифольном Як –
Бодьинского района, УР. В исследовании принимали участие младшие
школьники в количестве 20 человек.
Структура выпускной работы: Данная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка,
включающих 70 источников и приложений. Материал изложен на 106 страницах,
содержит 5 таблиц, 3 рисунка, приложения.
7 Теоретические аспекты проблемы коррекции нарушений
Глава 1.
звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников
Современные аспекты изучения проблемы нарушений
1.1.
звукопроизношения у детей с умственной отсталостью
Изучение распространенности нарушений звукопроизношения показало,
что эти нарушения в коррекционной школе встречаются гораздо чаще, чем в
массовой школе [4].
По данным Г.А.Каше, в первых классах коррекционной школы дети с
дефектами звукопроизношения составляют 65,0% от всего количества учеников
1 класса, во 2х 60,0%, в 3х 30,0% [16].
В исследованиях Орловой Д. И. отмечается, что нарушения
звукопроизношения наблюдаются в первом классе у 45,0% учеников, во втором
классе у 41,4% детей, в третьем классе у 30,4% учеников.
В то же время в младших классах массовой школы нарушения
звукопроизношения наблюдаются лишь у 4,0% школьников.
Таким образом, имеет место большая количественная разница в
распространенности нарушений звукопроизношения у умственно отсталых и
нормальных школьников.
Недостатки произношения звуков речи в младших классах
вспомогательной школы характеризуются и гораздо большим количеством
дефектных звуков. По данным Д.И. Орловой, в первых классах вспомогательной
школы на каждого ребенка приходится в среднем 8,4 дефектных звука, в то
время как у учеников массовой школы преимущественно наблюдается
мономорфное нарушение произношения у небольшого количества детей, т.е. в
среднем менее одного дефектного звука на одного ребенка [36].
Л.Г.Парамонова выделяет следующие основные причины, вызывающие
нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей [47].
8
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых младших школьников с детским церебральным параличем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.