Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки -физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендую! упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительныхСамое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки -физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендую! упражнения ритмической гимнастики. Главная причина такого предпочтения - в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство обязательного комплекса физкультурно-оздоровительных
Корригирующая ритмическая
гимнастика при сколиозе
Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки
физические упражнения. В последнее время в лечебных целях специалисты рекомендую!
упражнения ритмической гимнастики.
Главная причина такого предпочтения в
эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу
человека с отклонениями в состоянии здоровья. Дети с большим удовольствием занимаются
веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Именно
поэтому ритмическую гимнастику следует рассматривать и как важнейшее средство
обязательного комплекса физкультурнооздоровительных мероприятий для школьников с
нарушениями осанки.
В целях профилактики и устранения сколиоза упражнения ритмической гимнастики
наибольшую пользу приносят тогда, когда их проводят по группам, комплектуемым
соответственно выявленным типам осанки, а также с учетом пола, возраста и уровня
физического развития учащихся. В таких группах всегда есть возможность предложить
каждому занимающемуся выполнение комплекса тех упражнений, которые ему наиболее
необходимы в данный момент. Поэтому, организуя занятия, учитель физкультуры и врач
должны тщательно обследовать каждого с тем, чтобы правильно отнести его к той или иной
группе и разработать для каждой группы соответствующий ее задачам комплекс упражнений.
При стойких нарушениях осанки занятия следует проводить в специальных группах
корригирующей гимнастики под наблюдением врача. В группах корригирующей ритмической
гимнастики, где занимаются с функциональными нарушениями осанки, присутствие врача на
каждом занятии необязательно. Однако он обязан и в них осуществлять систематический
медицинский контроль, оказывая помощь учителю физической культуры в обеспечении
дифференцированного подхода к решению задач, стоящих перед каждой группой.
Методика
составления комплексов
упражнений
корригирующей
ритмической гимнастики
аналогична
методике
построения комплексов
для уроков с элементами
ритмической гимнастики.
Следовательно.
каждый
такой комплекс должен состоять из трех частей.
В подготовительную часть включают несложные
общеразвивающие и корригирующие упражнения.
соответствующие типу нарушения осанки. Темп выполнения
медленный, умеренный и средний. Оптимальная дозировка
1
упражнений 68 повторений.Основную часть насыщают собственно корригирующими упражнениями, большинство из
которых должно выполняться в положении лежа на спине, на боку и на животе. В этих
положениях легче следить за выпрямленным положением тела, мышцы не испытывают
длительной статической нагрузки, как при удержании тела в положениях стоя и сидя. Темп
выполнения медленный, умеренный и средний.
2Дозировка зависит от самочувствия детей, их физической подготовленности и
усвоенности материала. В среднем упражнения повторяют 816 раз. Все упражнения
обязательно выполняются в обе стороны.
Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, выполняемых в
исходных положениях лежа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение
правильной осанки.
Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая дыхание.
Следует учитывать также, что формированию правильной осанки способствуют упражнения с
предметами. С помощью их можно усилить эффект воздействия на отдельные мышечные
группы.
Идеальный вариант занятий ритмической гимнастикой для детей с нарушениями
осанки предполагает наличие в помещении зеркал, которые дают возможность каждому
следить за своей осанкой как в статике, различных исходных положениях, так и в движении.
Все это облегчает разучивание комплекса, а также увеличивает лечебный эффект гимнастики.
Комплексы корригирующей ритмической гимнастики должны быть интересными,
увлекательными, желательно имитационного характера, тогда их будут выполнять охотнее.
Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики
1. И.п.: о.с, руки к плечам. 1 наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть; 2
и.п.; 3 наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 и.п.; 5 наклон вправо, шаг левой
влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 и.п.; 7 наклон влево, шаг правой вправо, руки вверх,
пальцы врозь; 8 и.п. 816 раз. Темп средний.
В
■
32. И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 12 два пружинящих наклона вправо; 3
поворот туловища направо; 4 и.п. То же в другую сторону. По 816 раз. Темп средний.
3. И.п.: о.с, руки вверх, кисти в замок. 1 наклон назад, правая назад на носок; 2 и.п.
То же с другой ноги. По 8 раз. Темп средний.
4. И.п.: широкая стойка ноги врозь. 1 наклон вперед, руками коснуться пола; 2
поворот туловища направо, правая рука в сторонуназад; 34 то же в другую сторону. По 4
8 раз. Темп средний.
5. И.п.: стоика на коленях, руки к плечам. 1 поворот туловища направо, правую руку в
сторонуназад, левую руку вверх; 2 и.п. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп средний.
46. И.п.: стойка на коленях, руки за голову. 12 два пружинящих поворота туловища
направо; 34 два пружинящих поворота туловища налево; 56 сед на пятки с небольшим
наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 78 и.п. 4 раза. Темп средний.
7. И.п.: стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть; 12 сесть на правое бедро.
руки влево; 34 то же в другую сторону. По 48 раз. Темп средний.8. И.п.: стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны. 12 наклон к правой ноге, левой
рукой коснуться правого носка, правую руку назад; 34 и.п. То же в другую сторону. По 48 раз. Темп
средний.
9. И.п.: то же. 12 наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена, руки назад; 34 и.п. То же в
другую сторону. По 4 раза. Темп средний.10. И.п.: стойка на коленях, ноги врозь. 13 три пружинящих наклона к правому
колену, руки в стороны; 4 и.п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.
11. И.п.: сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 выпрямить правую ногу и
руку в сторону; 2 согнуть правую ногу и руку влево; 3 выпрямить правую ногу и руку в
сторону; 4 и.п. 4 раза. То же в другую сторону. Темп средний.
12. И.п.: упор на коленях. 12 правую назад на носок, левую руку вверх; 34 и.п.
расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп медленный и средний.13. И.п.: упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 согнуть руки; 2 и.п. То
же с другой ноги. По 48 раз. Темп средний.
14. И.п.: сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок. 13 три пружинящих поворота
туловища направо; 4 и.п. То же налево. По 48 раз. Темп средний.
15. И.п.: ноги скрестно, руки в стороны. 1 наклон вправо, правая рука за спину,
левую согнуть вверх; 2 и.п. То же в другую сторону. По 48 раз. Темп средний.16. И.п.: лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 мах
правой ногой в сторону; 2 и.п.; 3 мах правой согнутой ногой в сторону; 4 и.п. То же в
другую сторону. 816 раз. Темп средний.
17. И.п.: лежа на спине, руки в стороны. 1 ноги врозь; 2 ноги скрестно приподнять
над полом; 3 то же, что на счет 1; 4 и.п. Во время выполнения упражнения поясницу
прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный.
18. И.п.: лежа на спине, руки за голову. 12 приподнять над полом верхнюю часть
туловища; 3^1 и.п., расслабиться; 56 ноги вперед (до угла 30° от пола); 78 и.п..
расслабиться. 48 раз. Темп средний и медленный.
19. И.п.: лежа на спине, руки вверх. 12 наклон вправо, руки за голову; 34 и.п..
потянуться вверх. То же в другую сторону. По 48 раз. То же с пружинящими наклонами.
Темп медленный.20. И.п.: лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 прогнуться, руки
скрестно перед собой; 2 левую руку вверх, правую вниз; 34 то же в другую сторону; 48
раз. не возвращаясь в исходное положение. Темп средний.
21. И.п.: упор лежа на предплечьях. 12 упор лежа на бедрах, прогнуться, поворот
головы направо, посмотреть на пятки; 3—4 и.п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4
8 раз. Темп медленный.
22. И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок. 12 наклон вправо, голову
приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3—4 и.п..
расслабиться. То же в другую сторону. По 48 раз. Темп медленный.23. И.п.: лежа на животе, руки вверх. 12 правую руку за спину, левую приподнять
над полом, левую ногу в сторону; 3А и.п., расслабиться. 48 раз. То же в другую сторону.
Темп средний.
24. И.п.: лежа на животе, руки в стороны. 1 мах правой ногой назад; 2 правую ногу
скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 мах правой назад; 4 и.п. То же с друз ой ноги.
По 48 раз. Темп средний.
25. И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног назад. То
же с разогнутыми стопами. 816 раз. Темп средний.