КРАЕВЕДЕНИЕ
«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»
Составила
учитель начальных классов и
православной культуры,
высшей категории
Потложа Л.А.
г. Белгород
«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»
Цель занятия:
-познакомить детей с глиняной расписной игрушкой старооскольских мастеров, познакомить с элементами и цветовой гаммой основного узора;
-развивать умение и навыки работы с кистью, развивать чувство ритма, цвета, творческое воображение, интерес;
-вызвать у детей интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на изображение животных, людей и воспитывать чувство прекрасного.
Задачи:
-Формировать понимание взаимосвязи пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Познакомить учащихся с историей игрушек Белгородской области.
-Развивать умение передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, выполняя эскиз игрушки.
-Воспитывать интерес к народному и современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего смысловую связь между декором вещи и идеями общества в разные времена.
Задание: создать эскиз по мотивам Старооскольских глиняных игрушек.
Вид занятия: декоративная роспись.
Материалы:
1. для учащихся: акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка,
2. для учителя: мультимедиа проектор, экран, карточки с образцами росписи, компьютерная презентация, игрушки из различных материалов, Старооскольские игрушки, таблицы с элементами росписи.
Зрительный ряд: экспонаты игрушек школьного музея; дидактический материал «Отличительные особенности Старооскольских глиняных игрушек».
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
План занятия:
1. Организационная часть
2. Встреча с Добравушкой. - Определение темы и целей.
3. Что такое декоративно – прикладное искусство.- Актуализация опорных знаний.
4. Помощь Добравушке. - Изучение элементов росписи.
5. Творческая работа учащихся, роспись глиняной игрушки.
6. Итог. Анализ выполненных работ. Рефлексия
Ход занятия:
Организационный момент:
-Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!
Занятие наше будет проходить сегодня в группах. На уроке нам понадобиться акварель, кисти, баночка с водой.
Техника безопасности на занятии.
Определение темы и целей урока:
-Сегодня на занятие пришла Добравушка.
Жила была не совсем далеко от нас, но и не так уж близко, в курском уездном городке Старый Оскол одна девочка по имени Добрава (др.-рус.) – добрая . Потеряла она свою любимую игрушку. Очень забеспокоилась, что если игрушка попадет в руки злого человека. Решила Добрава отыскать свою игрушку. Долго ли, коротко ли ходила она, всем рассказывала о своей беде. Предлагали ей люди добрые свои игрушки, бескорыстно отдавали. Но все же ни одна игрушка не была похожа на ее родную. Пришла она в город славный Белгород. Пригласила я ее к нам, потому что мы ей можем помочь.
-Дети, не зевайте, быстро отвечайте!
Где Добравушка живет?
Значит и игрушка у нее старооскольская.
Вот она и узнает свою игрушку.
-Сегодняшний наше занятие о старооскольской игрушке.
Актуализация опорных знаний:
-Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство? (Это искусство оформления разных окружающих нас вещей узорами, орнаментами).
Какие предметы можно отнести к декоративно-прикладному искусству? Назовите их?
У кого дома есть вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству?
Почему их можно отнести к декоративно-прикладному искусству?
Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века.
-Игрушки делают из того материала, в зависимости какой природный материал преобладает в местности.
А теперь посмотрите на эти игрушки и скажите, из чего сделаны они?
-Правильно, они сделаны из глины. Наша область богата многими природными ресурсами, но широкое применение получила глина.
-А что такое глина? (Глина – это горная порода, образуется в природе при разрушении гранита, глину добывают в карьерах).
Что еще делают из нее? (Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, посуду, красивые вазы).
-Как вы думаете, почему именно глину используют для лепки различных предметов? (Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью).
Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина).
-Игрушки из глины можно увидеть на выставках, в музеях. Эти игрушки самые знаменитые. Кроме трех основных игрушек существуют и другие. В каждой местности есть свои игрушки. У нас это наша Старооскольская глиняная игрушка
- В народном промысле известны три основные игрушки..
Давайте вспомним какие именно?
1. Дымковская
2. Каргопольская
3. Филимоновская
-Чем они отличаются между собой? (формой, орнаментом)
-От чего зависит название игрушек? (от названия той местности, где делают игрушки)
-Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.
Рассказ о Старооскольской глиняной игрушке по презентации «Старооскольская глиняная игрушка» (Слайд 1)
Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет (Слайд2)
Появились она в конце 17 – начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.
А это веселый коник. Не столяр, не маляр и не плотник, а крестьянину хороший работник.
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)
Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали из города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико - Михайловки, Шопино, Терновки, Орлика, Казацкого.
Массовое изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.
Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники, использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это белую, красную, синюю, желтую и бежевую.
Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.
Семья Гончаровых (Слайд4)
Самую важную роль в дальнейшей судьбе игрушки сыграла семья Гончаровых. Именно Анастасия Павловна Гончарова в своё время научила дочерей Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки
Хороша игрушка расписная! (Слайд5)
В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.
Хороша
игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)
Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»
Рощупкина Оксана Михайловна(Слайд8-9)
Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное участие в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.
-Итак, давайте Добраве расскажем об игрушках нашего края. Послушай и посмотри, Добравушка!
Работа в группе.
Распределите обязанности и задания в группе. Даю задание каждой группе.
1группа
Нарядные глиняные свистульки
Есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей.
Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка.
Кроме того, игрушка – свистулька была оберегом детским. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Петух – символ Солнца и рассвета.
2 группа
Игрушки - животные
Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные.
С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.
К примеру, коник - символ солнца – податель всех благ земных.
Медведь - символ пробуждения природы весной – прародитель и покровитель рода, племени, символ могущества.
Баранчик – олицетворение плодородия. Быстрого роста и здоровья.
Коровка - символ быстрого роста и здоровья детей, когда рождался ребенок, матери дарили коровку. Корова и бык связаны в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками.
3группа
Старооскольские барышни
Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета.
Все барышни держать в руках свисток, похожий на кувшин, или завернутого в пеленки младенца. Дамы коренастые, довольно неказистые. Небольшой прищип глины намечает нос и щеки, глаза и рот наколоты одной плоской тонкой палочкой.
У дам встречаются 4 типа головных уборов, причем на одной из игрушек он рогатый. Дам с рогатыми головными уборами находят иногда археологи при раскопках русских городов 10 – 13 веков. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках.
Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: юбки у барышень узкие. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Женщина (барыня, нянька) – хранительница домашнего очага, символ плодородия земли, бессмертия.
Всадник на могучем белом коне – это весеннее солнце, совершающее свой дневной путь по небосводу с востока на запад. Фигурка мужчина на коне, с военной выправкой, но без оружия стала фактически символом Старого Оскола.
Изучение элементов росписи.
Таблицы.
Расписывают игрушки с помощью красок, используя в росписи определенные знаки и цвет.
Знак птицы, похож на парящих в небесах птиц.
Знак дерева. Он может изображаться по-разному. Но, несмотря на это, он все равно напоминает дерево хвойное или лиственное.
Знак земли – горизонтальная линия, на которой могут располагаться растения. Дождь – вертикальная. Знак солнца напоминает теплое лучистое солнышко, которое согревает теплом землю, растения, людей, животных.
Помимо этого существует много элементов росписи.
Вертикальные полоски с точечками – означают семена пшеницы, хлеб.
Ромбы – засаженные поля.
Солярный знак – знак космоса.
Каждый элемент росписи имеет свое значение.
Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.
Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.
Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле.
Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками.
Все узоры находятся на определенном месте:
знак реки, дождя, солнца рисуется на туловищах животных и птиц,
знак дерева на ножках животных и на юбках дам,
солярный знак рисуется один раз на груди животных.
волны – на руке человека;
ромбы – на тельце,
Для игрушек большое значение имеет цвет.
Каждый цвет так же имеет свою символику:
желтый означает солнце;
синий – вода;
зеленый – трава, луг;
красный – победа, красота;
черный - земля.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Роспись глиняной игрушки.
-Продолжим работать, можете приступать к росписи игрушек красками. Вспомните, как правильно пользоваться красками и кистью, почему воды не надо много брать на кисть, и т.д.
-Какие знаки вы будете использовать в росписи?
-Какое значение для игрушки имеет цвет?
-Не забывайте, что все узоры в росписи игрушки находятся на определенном месте.
-По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка. -Расписывают игрушку двумя-тремя цветами. Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.
- Наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале.
Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам.
-Давайте и мы станем волшебниками!
Задание. Последовательность выполнения работы:
-Ребята, вы получили шаблоны для выполнения эскиза Старооскольской игрушки. Пользуясь всем наглядным материалом, сделайте эскиз своей игрушки и распишете по-своему.
-Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, что придаст игрушке праздничную нарядность.
-Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.
-Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.
-Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась ее рукотворной красоте.
В ходе работы учитель помогает детям.
Итог урока. Анализ выполненных работ.
Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных.
Добряки-медведи живут в славном городе
Собрался как-то мишка на базар, а в корзине курочка.
И несут с базара – мишка меду бочонок,
Подружка его лиса – курочку
А это веселый коник.
Не столяр, не маляр и не плотник,
а крестьянину хороший работник.
Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун,
Ведет хозяюшка коровку в поле.
Приговаривает: «Принеси молочка деткам, кормилица».
Вот и зорька ранняя занялась.
Петушок всех приветствует:
«Доброе утро! Ку-ка-ре-ку!»
С запасом жить не худо.
Барышня на базаре уточку купила,
Да встретила по пути барышню-подругу,
Ох и разговорились …
Учитель:
-Молодцы! Ценность ваших работ велика. Вы прикоснулись к таинствам жизни наших предков. Помогли Добравушке найти ее игрушку. Теперь она вернется домой.
Добравушка благодарит ребят:
Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.
-Спасибо вам, друзья, за то, что помогли мне отыскать мою игрушку. Это не простая кукла. Она мне досталась в наследство от мамочки, а ей передала бабушка, а я передам своим детям. Такие чудесные семейные традиции нельзя забывать, нужно их хранить и передавать другим поколениям, потому что в них добро, счастье и благополучие.
Учитель:
-Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию. Теперь и мы сможем сохранить и передать будущему поколению сведения о волшебстве народных мастеров нашего края!
Рефлексия.
-Дополните …..
Мне понравилось…, потому что…
Мне не понравилось…, потому что…
Я хотел бы…..
-Где вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.