Краеведение "Элементы росписи Старооскольской глиняной игрушки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Добравушка потеряла любимую игрушку. Многие предлагали ей свои игрушки, но нашла свою только в городе родном Белгороде.
Иконка файла материала Потложа Элементы росписи старооскольской глиняной игрушки.docx

 

 

 

 КРАЕВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Составила

                                                                                учитель начальных классов и        

                                                                                          православной культуры,

                                                                                                   высшей категории                                                                                                                                  

                                                                                                             Потложа Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Белгород

 

 

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

 

Цель занятия:

-познакомить детей с глиняной расписной игрушкой старооскольских мастеров, познакомить с элементами и цветовой гаммой основного узора;

-развивать умение и навыки работы с кистью, развивать чувство ритма, цвета, творческое воображение, интерес;

-вызвать у детей интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на изображение животных, людей и  воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:

-Формировать понимание взаимосвязи пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Познакомить учащихся с историей игрушек Белгородской области.

-Развивать умение передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, выполняя эскиз игрушки.

-Воспитывать интерес к народному и современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего  смысловую связь между декором вещи и  идеями общества  в разные времена.

Задание: создать эскиз по мотивам Старооскольских глиняных игрушек.

Вид занятия: декоративная роспись.

Материалы:

1.      для учащихся: акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка,

2.      для учителя: мультимедиа проектор, экран, карточки с образцами росписи, компьютерная презентация, игрушки из различных материалов, Старооскольские игрушки, таблицы с элементами росписи.

Зрительный ряд: экспонаты игрушек школьного музея; дидактический материал «Отличительные особенности Старооскольских глиняных игрушек».

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План занятия:

 1. Организационная часть

 2. Встреча с Добравушкой. - Определение темы и целей.

 3. Что такое декоративно – прикладное искусство.- Актуализация опорных знаний.

 4. Помощь Добравушке. - Изучение элементов росписи.

 5. Творческая работа учащихся, роспись глиняной игрушки.

 6. Итог. Анализ выполненных работ. Рефлексия

 

 

Ход занятия:

Организационный момент:

-Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Занятие наше будет проходить сегодня в группах. На уроке нам понадобиться акварель, кисти, баночка с водой.

Техника безопасности на занятии.

Определение темы и целей урока:

-Сегодня на занятие пришла Добравушка.

Жила была не совсем далеко от нас, но и не так уж близко, в курском уездном городке Старый Оскол одна девочка по имени Добрава (др.-рус.) – добрая .  Потеряла она свою любимую игрушку. Очень забеспокоилась, что если игрушка попадет в руки злого человека. Решила  Добрава отыскать  свою игрушку. Долго ли, коротко ли ходила она, всем рассказывала о своей беде. Предлагали ей люди добрые свои игрушки, бескорыстно отдавали. Но все же ни одна игрушка не была похожа на ее родную. Пришла она в город славный Белгород. Пригласила я ее к нам, потому что мы ей можем помочь.

 

-Дети, не зевайте, быстро отвечайте!

Где Добравушка живет?

Значит и игрушка у нее старооскольская.

Вот она и узнает свою игрушку.

-Сегодняшний наше занятие о старооскольской игрушке.

                                    Актуализация опорных знаний:

-Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство? (Это искусство оформления разных окружающих нас вещей узорами, орнаментами).

Какие предметы можно отнести к декоративно-прикладному искусству? Назовите их?

У кого дома есть вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству?

Почему их можно отнести к декоративно-прикладному искусству?

Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века.

-Игрушки делают из того материала, в зависимости какой природный материал преобладает в местности.

А теперь посмотрите на эти игрушки и скажите, из чего сделаны они?

-Правильно, они сделаны из глины. Наша область богата многими природными ресурсами, но широкое применение получила глина.

-А что такое глина? (Глина – это горная порода, образуется в природе при разрушении гранита, глину добывают в карьерах).

Что еще делают из нее? (Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, посуду, красивые вазы).

-Как вы думаете, почему именно глину используют для лепки различных предметов?  (Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью).

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина).

 -Игрушки из глины можно увидеть на выставках, в музеях. Эти игрушки самые знаменитые. Кроме трех основных игрушек существуют и другие. В каждой местности есть свои игрушки. У нас это наша Старооскольская глиняная игрушка

 

- В народном промысле известны три основные игрушки..

Давайте вспомним какие именно?

1.      Дымковская

2.      Каргопольская

3.      Филимоновская

-Чем они отличаются между собой? (формой, орнаментом)

-От чего зависит название игрушек? (от названия той местности, где делают игрушки)

-Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

 Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.

 

Рассказ о Старооскольской  глиняной игрушке по презентации        «Старооскольская  глиняная игрушка» (Слайд 1)

 

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет (Слайд2)

Появились она в конце 17 –  начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые   являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.

А это веселый коник.                                                                                                  Не столяр, не маляр и не плотник,                                                                          а крестьянину хороший работник.

                                    Два бодаста,

                                    Четыре ходаста,

                                    Один хлестун.

 

          На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи  разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали  из  города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико -  Михайловки, Шопино,  Терновки, Орлика, Казацкого.

             Массовое  изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда  началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.

Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники,  использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это  белую, красную, синюю, желтую и бежевую. 

Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых (Слайд4)

             Самую важную роль в дальнейшей судьбе  игрушки сыграла семья Гончаровых.  Именно Анастасия Павловна Гончарова  в своё время  научила дочерей  Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! (Слайд5)

             В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .

«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

 

Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)

              Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Рощупкина Оксана Михайловна(Слайд8-9)

             Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области  Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное  участие  в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

 

-Итак,  давайте Добраве расскажем об игрушках нашего края. Послушай и посмотри, Добравушка!

Работа в группе.

Распределите обязанности и задания в группе. Даю задание каждой группе.

1группа

Нарядные глиняные  свистульки

            Есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей.

Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка.

Кроме того, игрушка – свистулька была оберегом детским. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Петух – символ Солнца и рассвета.

2 группа

Игрушки - животные

             Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные.

 С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.

К примеру, коник - символ солнца – податель всех благ земных.

Медведь - символ пробуждения природы весной – прародитель и покровитель рода, племени, символ могущества.

Баранчик – олицетворение плодородия. Быстрого роста и здоровья.

Коровка - символ быстрого роста и здоровья детей, когда рождался ребенок, матери дарили коровку. Корова и бык связаны в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками.

3группа

Старооскольские барышни

        Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета.

Все барышни держать в руках свисток, похожий на кувшин, или завернутого в пеленки младенца. Дамы коренастые, довольно неказистые. Небольшой прищип глины намечает нос и щеки, глаза и рот наколоты одной плоской тонкой палочкой.

У дам встречаются 4 типа головных уборов, причем на одной из игрушек он рогатый. Дам с рогатыми головными уборами находят иногда археологи при раскопках русских городов 10 – 13 веков. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках.

Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: юбки у барышень узкие. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.  Женщина (барыня, нянька) – хранительница домашнего очага, символ плодородия земли, бессмертия.

Всадник на могучем белом коне – это весеннее солнце, совершающее свой дневной путь по небосводу с востока на запад. Фигурка мужчина на коне, с военной выправкой, но без оружия стала фактически символом Старого Оскола.

Изучение элементов росписи.

Таблицы.

Расписывают игрушки с помощью красок, используя в росписи  определенные знаки и цвет.

Знак птицы, похож на парящих в небесах птиц.

Знак дерева. Он может изображаться по-разному. Но, несмотря на это, он все равно напоминает дерево хвойное или лиственное.

Знак земли – горизонтальная линия, на которой могут располагаться растения. Дождь – вертикальная. Знак солнца напоминает теплое лучистое солнышко, которое согревает теплом землю, растения, людей, животных.

Помимо этого существует много элементов росписи.

 Вертикальные полоски с точечками – означают семена пшеницы, хлеб.

Ромбы – засаженные поля.

Солярный знак – знак космоса.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.

Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.

Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле.

Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками.

 

Все узоры находятся на определенном месте:

знак реки, дождя, солнца рисуется на туловищах животных и птиц,

знак дерева на ножках животных и на юбках дам,

солярный знак рисуется один раз на груди животных.

волны – на руке человека;

ромбы – на тельце,

Для игрушек большое значение имеет цвет.

 

Каждый цвет так же имеет свою символику:

желтый означает солнце;

синий – вода;

зеленый – трава, луг;

красный – победа, красота;

черный - земля.

 

Творческая практическая деятельность учащихся.

Роспись глиняной игрушки.

       -Продолжим работать, можете приступать к росписи игрушек красками. Вспомните, как правильно пользоваться красками и кистью, почему воды не надо много брать на кисть, и т.д.

-Какие знаки вы будете использовать в росписи?

-Какое значение для игрушки имеет цвет?

-Не забывайте, что все узоры в росписи игрушки находятся на определенном месте.

-По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка.     -Расписывают игрушку двумя-тремя цветами. Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

- Наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале.

Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам.

-Давайте и мы станем волшебниками!

Задание. Последовательность выполнения работы:

        -Ребята, вы получили шаблоны для выполнения эскиза Старооскольской игрушки. Пользуясь всем наглядным материалом, сделайте эскиз своей игрушки и распишете по-своему.

-Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, что придаст игрушке праздничную нарядность.

-Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

-Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

-Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась ее рукотворной красоте.

                                В ходе работы учитель помогает детям.

 

Итог урока. Анализ выполненных работ.

Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных.                                   

 Добряки-медведи живут в славном городе

 Собрался как-то мишка на базар, а в корзине курочка.

 И несут с базара – мишка меду бочонок,

 Подружка его лиса – курочку

 

 А это веселый коник.

 Не столяр, не маляр и не плотник,

 а крестьянину хороший работник.

 

 Два бодаста,

 Четыре ходаста,

 Один хлестун,

 Ведет хозяюшка коровку в поле.

 Приговаривает: «Принеси молочка деткам, кормилица».

 

 Вот и зорька ранняя занялась.

 Петушок всех приветствует:

 «Доброе утро! Ку-ка-ре-ку!»

 

 С запасом жить не худо.

 Барышня на базаре уточку купила,

 Да встретила по пути барышню-подругу,

 Ох и разговорились …

 

 

Учитель:

 -Молодцы! Ценность ваших работ велика. Вы прикоснулись к таинствам жизни наших предков. Помогли Добравушке найти ее игрушку. Теперь она вернется домой.

Добравушка благодарит ребят:

      Хороша игрушка расписная!

    Вся поет, бесхитростна, светла.

    И видна в ней радость молодая,

    Ставшего искусством ремесла.

-Спасибо вам, друзья, за то, что помогли мне отыскать мою игрушку. Это не простая кукла. Она мне досталась в наследство от мамочки, а ей передала бабушка, а я передам своим детям. Такие чудесные семейные традиции нельзя забывать, нужно их хранить и передавать другим поколениям, потому что  в них добро, счастье и благополучие.

Учитель:

-Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию. Теперь и мы сможем сохранить и передать будущему поколению сведения о волшебстве народных мастеров нашего края!

 

Рефлексия.

-Дополните …..

Мне понравилось…, потому что…

Мне не понравилось…, потому что…

Я хотел бы…..

-Где вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?

 

                                                

 


 

Посмотрите также