Краеведение "Элементы росписи Старооскольской глиняной игрушки"
Оценка 4.9

Краеведение "Элементы росписи Старооскольской глиняной игрушки"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
искусство
11.06.2020
Краеведение "Элементы росписи Старооскольской глиняной игрушки"
Добравушка потеряла любимую игрушку. Многие предлагали ей свои игрушки, но нашла свою только в городе родном Белгороде.
Потложа Элементы росписи старооскольской глиняной игрушки.docx

 

 

 

 КРАЕВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               Составила

                                                                                учитель начальных классов и        

                                                                                          православной культуры,

                                                                                                   высшей категории                                                                                                                                  

                                                                                                             Потложа Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Белгород

 

 

«ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ»

 

Цель занятия:

-познакомить детей с глиняной расписной игрушкой старооскольских мастеров, познакомить с элементами и цветовой гаммой основного узора;

-развивать умение и навыки работы с кистью, развивать чувство ритма, цвета, творческое воображение, интерес;

-вызвать у детей интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на изображение животных, людей и  воспитывать чувство прекрасного.

Задачи:

-Формировать понимание взаимосвязи пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Познакомить учащихся с историей игрушек Белгородской области.

-Развивать умение передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета, выполняя эскиз игрушки.

-Воспитывать интерес к народному и современному декоративно - прикладному искусству и компетентность зрителя, осознающего  смысловую связь между декором вещи и  идеями общества  в разные времена.

Задание: создать эскиз по мотивам Старооскольских глиняных игрушек.

Вид занятия: декоративная роспись.

Материалы:

1.      для учащихся: акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка,

2.      для учителя: мультимедиа проектор, экран, карточки с образцами росписи, компьютерная презентация, игрушки из различных материалов, Старооскольские игрушки, таблицы с элементами росписи.

Зрительный ряд: экспонаты игрушек школьного музея; дидактический материал «Отличительные особенности Старооскольских глиняных игрушек».

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

План занятия:

 1. Организационная часть

 2. Встреча с Добравушкой. - Определение темы и целей.

 3. Что такое декоративно – прикладное искусство.- Актуализация опорных знаний.

 4. Помощь Добравушке. - Изучение элементов росписи.

 5. Творческая работа учащихся, роспись глиняной игрушки.

 6. Итог. Анализ выполненных работ. Рефлексия

 

 

Ход занятия:

Организационный момент:

-Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Занятие наше будет проходить сегодня в группах. На уроке нам понадобиться акварель, кисти, баночка с водой.

Техника безопасности на занятии.

Определение темы и целей урока:

-Сегодня на занятие пришла Добравушка.

Жила была не совсем далеко от нас, но и не так уж близко, в курском уездном городке Старый Оскол одна девочка по имени Добрава (др.-рус.) – добрая .  Потеряла она свою любимую игрушку. Очень забеспокоилась, что если игрушка попадет в руки злого человека. Решила  Добрава отыскать  свою игрушку. Долго ли, коротко ли ходила она, всем рассказывала о своей беде. Предлагали ей люди добрые свои игрушки, бескорыстно отдавали. Но все же ни одна игрушка не была похожа на ее родную. Пришла она в город славный Белгород. Пригласила я ее к нам, потому что мы ей можем помочь.

 

-Дети, не зевайте, быстро отвечайте!

Где Добравушка живет?

Значит и игрушка у нее старооскольская.

Вот она и узнает свою игрушку.

-Сегодняшний наше занятие о старооскольской игрушке.

                                    Актуализация опорных знаний:

-Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство? (Это искусство оформления разных окружающих нас вещей узорами, орнаментами).

Какие предметы можно отнести к декоративно-прикладному искусству? Назовите их?

У кого дома есть вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству?

Почему их можно отнести к декоративно-прикладному искусству?

Старооскольскую игрушку, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века.

-Игрушки делают из того материала, в зависимости какой природный материал преобладает в местности.

А теперь посмотрите на эти игрушки и скажите, из чего сделаны они?

-Правильно, они сделаны из глины. Наша область богата многими природными ресурсами, но широкое применение получила глина.

-А что такое глина? (Глина – это горная порода, образуется в природе при разрушении гранита, глину добывают в карьерах).

Что еще делают из нее? (Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, посуду, красивые вазы).

-Как вы думаете, почему именно глину используют для лепки различных предметов?  (Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью).

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина).

 -Игрушки из глины можно увидеть на выставках, в музеях. Эти игрушки самые знаменитые. Кроме трех основных игрушек существуют и другие. В каждой местности есть свои игрушки. У нас это наша Старооскольская глиняная игрушка

 

- В народном промысле известны три основные игрушки..

Давайте вспомним какие именно?

1.      Дымковская

2.      Каргопольская

3.      Филимоновская

-Чем они отличаются между собой? (формой, орнаментом)

-От чего зависит название игрушек? (от названия той местности, где делают игрушки)

-Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.

 Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа. Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.

 

Рассказ о Старооскольской  глиняной игрушке по презентации        «Старооскольская  глиняная игрушка» (Слайд 1)

 

Старооскольской глиняной игрушке более 265 лет (Слайд2)

Появились она в конце 17 –  начале 18 века. Первые мастера игрушки были гончары, они лепили различные глиняные фигурки, которые   являлись оберегами. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам, о них сочиняли стихи, песни и сказки.

А это веселый коник.                                                                                                  Не столяр, не маляр и не плотник,                                                                          а крестьянину хороший работник.

                                    Два бодаста,

                                    Четыре ходаста,

                                    Один хлестун.

 

          На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)

Глиняные игрушки очень разнообразны Земля белгородская хранит большие залежи  разнообразной глины. Поэтому в наших местах существовал гончарный промысел. Глиняную посуду и игрушки на рынках продавали  из  города Старого Оскола, поселка Борисовка, сел Велико -  Михайловки, Шопино,  Терновки, Орлика, Казацкого.

             Массовое  изготовление игрушек в Казацкой слободе Старооскольского уезда  началось в 18 веке, особенного расцвета достигло в конце 19 – начале 20 веков. Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.

Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники,  использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это  белую, красную, синюю, желтую и бежевую. 

Однако к 1930-м годам их производство стало резко снижаться, спрос на них упал, эталоном признавалась уже фабричная игрушка. И к началу 1940-х годов старооскольская глиняная скульптурка исчезла: ее перестали лепить. На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли.

Семья Гончаровых (Слайд4)

             Самую важную роль в дальнейшей судьбе  игрушки сыграла семья Гончаровых.  Именно Анастасия Павловна Гончарова  в своё время  научила дочерей  Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Гончаровых лепке глиняной игрушки. Благодаря этим женщинам до нас дошла живая нить традиции старооскольской игрушки

Хороша игрушка расписная! (Слайд5)

             В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .

«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица.

Хороша игрушка расписная!
Вся поет, бесхитростна, светла.
И видна в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла.

 

Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)

              Традиция изготовления старооскольской игрушки жива в творчестве Лобынцевых – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестёр Гончаровых. Они обогатили старооскольскую игрушку новыми образами: «Барышня с птицами», «Барышня с поросятами», «Барышня с козой», «Семья медведей»

Рощупкина Оксана Михайловна(Слайд8-9)

             Но особенно выделяется Народный мастер Белгородской области  Рощупкина Оксана Михайловна, которая с успехом осваивает традицию, занимая призовые места на различных Всероссийских конкурсах и принимая активное  участие  в выставках различного уровня по линии Союза художников России. Её работы отличаются большой вариативностью и повествовательностью образов при сохранении общих стилевых особенностей.

 

-Итак,  давайте Добраве расскажем об игрушках нашего края. Послушай и посмотри, Добравушка!

Работа в группе.

Распределите обязанности и задания в группе. Даю задание каждой группе.

1группа

Нарядные глиняные  свистульки

            Есть яркие старооскольские глиняные игрушки, нарядные свистульки, которые привлекают внимание детей.

Очень характерны игрушки петушки и уточки. Петушки высокие, стройные, на длинных ногах — подставках, с гордо поднятой головой и приземистая кругленькая уточка.

Кроме того, игрушка – свистулька была оберегом детским. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом. Петух – символ Солнца и рассвета.

2 группа

Игрушки - животные

             Игрушек животных можно встретить любых: конь, корова, медведь, баран. Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: у всех животных должны быть «грудка», ноги не широко расставленные.

 С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.

К примеру, коник - символ солнца – податель всех благ земных.

Медведь - символ пробуждения природы весной – прародитель и покровитель рода, племени, символ могущества.

Баранчик – олицетворение плодородия. Быстрого роста и здоровья.

Коровка - символ быстрого роста и здоровья детей, когда рождался ребенок, матери дарили коровку. Корова и бык связаны в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками.

3группа

Старооскольские барышни

        Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной. «Старооскольские барышни» всегда нарядно одетые, они носили высокие головные уборы, напоминающие шляпу-чепец. Одежда была оторочена мехом: накладные детали воротника, края жакета.

Все барышни держать в руках свисток, похожий на кувшин, или завернутого в пеленки младенца. Дамы коренастые, довольно неказистые. Небольшой прищип глины намечает нос и щеки, глаза и рот наколоты одной плоской тонкой палочкой.

У дам встречаются 4 типа головных уборов, причем на одной из игрушек он рогатый. Дам с рогатыми головными уборами находят иногда археологи при раскопках русских городов 10 – 13 веков. Мужчины все при и высоких шляпах и нарядных цветных рубахах, чаще с гармошкой в руках.

Есть у Старооскольской игрушки и свои характерные особенности: юбки у барышень узкие. С давних времен каждая народная игрушка была образом – символом.  Женщина (барыня, нянька) – хранительница домашнего очага, символ плодородия земли, бессмертия.

Всадник на могучем белом коне – это весеннее солнце, совершающее свой дневной путь по небосводу с востока на запад. Фигурка мужчина на коне, с военной выправкой, но без оружия стала фактически символом Старого Оскола.

Изучение элементов росписи.

Таблицы.

Расписывают игрушки с помощью красок, используя в росписи  определенные знаки и цвет.

Знак птицы, похож на парящих в небесах птиц.

Знак дерева. Он может изображаться по-разному. Но, несмотря на это, он все равно напоминает дерево хвойное или лиственное.

Знак земли – горизонтальная линия, на которой могут располагаться растения. Дождь – вертикальная. Знак солнца напоминает теплое лучистое солнышко, которое согревает теплом землю, растения, людей, животных.

Помимо этого существует много элементов росписи.

 Вертикальные полоски с точечками – означают семена пшеницы, хлеб.

Ромбы – засаженные поля.

Солярный знак – знак космоса.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.

Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.

Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле.

Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками.

 

Все узоры находятся на определенном месте:

знак реки, дождя, солнца рисуется на туловищах животных и птиц,

знак дерева на ножках животных и на юбках дам,

солярный знак рисуется один раз на груди животных.

волны – на руке человека;

ромбы – на тельце,

Для игрушек большое значение имеет цвет.

 

Каждый цвет так же имеет свою символику:

желтый означает солнце;

синий – вода;

зеленый – трава, луг;

красный – победа, красота;

черный - земля.

 

Творческая практическая деятельность учащихся.

Роспись глиняной игрушки.

       -Продолжим работать, можете приступать к росписи игрушек красками. Вспомните, как правильно пользоваться красками и кистью, почему воды не надо много брать на кисть, и т.д.

-Какие знаки вы будете использовать в росписи?

-Какое значение для игрушки имеет цвет?

-Не забывайте, что все узоры в росписи игрушки находятся на определенном месте.

-По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка.     -Расписывают игрушку двумя-тремя цветами. Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

- Наша глиняная игрушка не тонируется, не глазируется. Мастера оскольского края, отдавая дань благородству материала, с которым работают, словно предлагают зрителю оценить выразительные пластические свойства белой глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера, поверхность игрушки лишений раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, соединившихся вместе в этом волшебном материале.

Недаром по Руси гончаров причисляли к волшебникам.

-Давайте и мы станем волшебниками!

Задание. Последовательность выполнения работы:

        -Ребята, вы получили шаблоны для выполнения эскиза Старооскольской игрушки. Пользуясь всем наглядным материалом, сделайте эскиз своей игрушки и распишете по-своему.

-Вначале распределите по поверхности игрушки цветовые пятна, что придаст игрушке праздничную нарядность.

-Все мелкие детали росписи выполняйте после того, как основные цветовые пятна уже будут найдены.

-Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла.

-Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась ее рукотворной красоте.

                                В ходе работы учитель помогает детям.

 

Итог урока. Анализ выполненных работ.

Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных.                                   

 Добряки-медведи живут в славном городе

 Собрался как-то мишка на базар, а в корзине курочка.

 И несут с базара – мишка меду бочонок,

 Подружка его лиса – курочку

 

 А это веселый коник.

 Не столяр, не маляр и не плотник,

 а крестьянину хороший работник.

 

 Два бодаста,

 Четыре ходаста,

 Один хлестун,

 Ведет хозяюшка коровку в поле.

 Приговаривает: «Принеси молочка деткам, кормилица».

 

 Вот и зорька ранняя занялась.

 Петушок всех приветствует:

 «Доброе утро! Ку-ка-ре-ку!»

 

 С запасом жить не худо.

 Барышня на базаре уточку купила,

 Да встретила по пути барышню-подругу,

 Ох и разговорились …

 

 

Учитель:

 -Молодцы! Ценность ваших работ велика. Вы прикоснулись к таинствам жизни наших предков. Помогли Добравушке найти ее игрушку. Теперь она вернется домой.

Добравушка благодарит ребят:

      Хороша игрушка расписная!

    Вся поет, бесхитростна, светла.

    И видна в ней радость молодая,

    Ставшего искусством ремесла.

-Спасибо вам, друзья, за то, что помогли мне отыскать мою игрушку. Это не простая кукла. Она мне досталась в наследство от мамочки, а ей передала бабушка, а я передам своим детям. Такие чудесные семейные традиции нельзя забывать, нужно их хранить и передавать другим поколениям, потому что  в них добро, счастье и благополучие.

Учитель:

-Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов России», благодаря устойчивым, отработанным самим временем, особенностям самобытного декоративно-художественного стиля в росписи, и в лепке. Все настолько просто, органично, доступно любому восприятию. Теперь и мы сможем сохранить и передать будущему поколению сведения о волшебстве народных мастеров нашего края!

 

Рефлексия.

-Дополните …..

Мне понравилось…, потому что…

Мне не понравилось…, потому что…

Я хотел бы…..

-Где вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?

 

                                                

 


 

КРАЕВЕДЕНИЕ «ЭЛЕМЕНТЫ

КРАЕВЕДЕНИЕ «ЭЛЕМЕНТЫ

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ

ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ СТАРООСКОЛЬСКОЙ

Ход занятия: Организационный момент: -Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Ход занятия: Организационный момент: -Повернитесь лицом друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь, пожелайте удачи!

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина)

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина)

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)

На десятилетия о прекрасной местной игрушке забыли (Слайд3)

Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)

Ученики сестер Гончаровых (Слайд6-7)

Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной

Выделить старооскольскую игрушку из множества других можно, пожалуй, потому что была она самой веселой и нарядной

Для игрушек большое значение имеет цвет

Для игрушек большое значение имеет цвет

Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла

Украшая игрушку декоративными элементами, ритмически выстраивая их, фантазируйте, но старайтесь делать роспись в традициях промысла

Учитель: -Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов

Учитель: -Сегодня наша Старооскольская игрушка занесена в каталогах «Народных промыслов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2020