КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО.
ТВОЯ ПОСУДА
Цели и задачи: ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»; формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.
Оборудование урока: для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: фотографии и иллюстрации из книг.
У р о к 2
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО.
ТВОЯ ПОСУДА
Цели и задачи: ознакомить детей с предметами, которые постоянно
используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить
зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный
вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»;
формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные
представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские
качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – учебные таблицы и пособия,
готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных
материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь,
кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для
кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска.
З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии и иллюстрации из книг.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь. При помощи подборки образцов можно организовать
игру«экскурсию» на выставку посуды или фабрику посуды. Особое внимание
обратить на то, что в создании посуды большую роль играет художник: он
конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике
по образцу изготавливают ее повторение – массовое производство. Но бывает
посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Зависимость формы
и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской
или взрослой. Большое значение играет материал, из которого посуда сделана.
Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее
детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная
посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная. Посуда может быть
веселой, торжественной или безразличной, скучной. Детская посуда должна
привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.Декором посуды может быть ручная роспись или переводные картинки.
Посуда по характеру, соответственно назначению, может быть стройной,
мощной, воздушной, приземистой и т. д.
В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного
конуса, части шара и их сочетания.
Кроме этих видов посуды до сих пор живут народные художественные
промыслы, производящие ее с давних времен из материалов, используемых в
народе в прошлом, – Хохлома (дерево), Жостово (железо), Скопин, Гжель
(глина).
Рассмотрите эти подносы. (См. Приложения, рис. 3, 4.) На них цветы то
собраны в упругие букеты, то сплетены в нарядный венок, а то рассыпаны
ветками по чернолаковой поверхности.
– Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Назовите их.
– Какова цветовая палитра на подносах?
– Рассмотрите, в каких из них использована сближенная цветовая гамма, а
какие отличаются гармоничными контрастными оттенками. Какие цветы чаще
всего встречаются в фоне и цветах?
А теперь откроем тайну рождения букетов на жостовском подносе.
С п р а в к а . Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово,
Осташково, Новосильцево и др. возник промысел расписных лаковых подносов.
Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного
размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на
фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую,
прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы
подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской
и лакировке. (См. Приложения, рис. 3, 4, 8.)
Жостовская роспись состоит из цветочных композиций: из любимых жостовскими
художниками пышных роз, тюльпанов, астр, георгинов, пионов, маков, колокольчиков,
васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму
подноса и подчеркивать его особенности. Как правило, роспись дополняется золотой
орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой,
травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др.
В росписи есть определенные э т а п ы с характерными названиями: замалёвок, тенёжка,
прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. Поднос украшается рамкой, лакируется,
полируется или, как говорят жостовские мастера, «отделывается», «открывается», поднос
становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене. (См.
Приложения, рис. 5, 6, 7.)
– Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подносов?– Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок?
Подсказкой станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма. (См.
Приложения, рис. 5, 6, 7.)
Мастер начинает работу по э т а п а м:
1) замалёвок – нанесение разбеленной краской силуэтов цветов и листьев.
Они композиционно уже организованы, собраны в букет;
2) на просохший замалёвок прозрачными красками мастер накладывает тени.
Этот прием называется «тенёжка», с его помощью букет как бы погружается в
глубину фона. Тени не простые, а цветные.
3) прокладка – плотное корпусное письмо. Кисточку надо «насытить»
яркими красками, смешанными с белилами. Это наиболее ответственный этап
живописи. Мастер уточняет форму, цвета листьев. Лепестки набирают силу,
становятся тонкими, изящными;
4) бликовка – завершение живописной лепки формы цветка и листьев.
Выполняют ее мазками краски с обильной примесью белил на самых выпуклых и
светлых местах. Каждый мазок подчеркивает форму растений, выявляет всю
силу света, как бы спокойно освещающего букет;
5) чертёжка и уборка – завершающие этапы окончательной отделки
(золотой узор, тонкие линии).
III. Работа над заданием (в а р и а н т ы).
1. Изображение на бумаге 1–2 сосудов из сервиза (чашка–чайник, кувшин–
бокал) с декором. Можно использовать трафарет.
2. Лепка посуды из пластилина (каркасом может служить маленькая банка) с
росписью по белой грунтовке.
3. Лепка посуды из жгута пластилина или глины.
Живописные украшения. Повторить последовательность послойного
жостовского письма (цветок, веточка с листьями). (См. Приложения, рис. 5, 6,
7.)
Украсить цветочным узором поднос (использовать кисть, гуашь, обязательно
белую краску). При рисовании цветов возьмите за основу одну из приведенных в
учебнике композиций жостовских мастеров.
IV. Итоги урока.
Экспресспросмотр выполненных работ, отметить лучшие.
Домашнее задание.К уроку 2
Рис. 3. Подносы. Жостово
Рис. 4. И. Л е о н т ь е в . Поднос (фрагмент)
Рис. 5. Этапы послойной жостовской росписи цветкаРис. 6. Этапы послойной жостовской росписи листьев, лепестков1)
2)
3)
4)
5)
6)
Рис. 7. Этапы послойной жостовской росписи букетов цветов:
1) замалёвок; 2) тенёжка; 3) прокладка; 4) бликовка;
5) чертёжка; 6) уборка
Рис. 8. Образец заготовки подноса без росписи Жостово