КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА
Оценка 5

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
3 кл—4 кл
19.01.2017
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА Цели и задачи: ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»; формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. Оборудование урока: для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска. Зрительный ряд: фотографии и иллюстрации из книг.
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО..doc
У р о к   2 КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА Цели   и   задачи:  ознакомить   детей   с   предметами,   которые   постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус;   ознакомить   с   одним   из   художественных   промыслом   –   «жостовским»; формировать   понятия   об   орнаменте   и   его   элементах;   развивать   образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –   учебные   таблицы   и   пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска. З р и т е л ь н ы й   р я д: фотографии и иллюстрации из книг. Ход урока I. Организация класса. II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь.   При   помощи   подборки   образцов   можно   организовать игру­«экскурсию» на выставку посуды или фабрику посуды. Особое внимание обратить   на   то,   что   в   создании   посуды   большую   роль   играет   художник:   он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают ее повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого посуда сделана. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали   более   сложные,   украшения   богатые   и   разнообразные.   Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная. Посуда может быть веселой,   торжественной   или   безразличной,   скучной.   Детская   посуда   должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной. Декором   посуды   может   быть   ручная   роспись   или   переводные   картинки. Посуда   по   характеру,   соответственно   назначению,   может   быть   стройной, мощной, воздушной, приземистой и т. д.  В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса, части шара и их сочетания. Кроме   этих   видов   посуды   до   сих   пор   живут   народные   художественные промыслы,  производящие ее с  давних  времен из материалов,  используемых в народе   в   прошлом,   –   Хохлома   (дерево),   Жостово   (железо),   Скопин,   Гжель (глина). Рассмотрите эти подносы. (См. Приложения, рис. 3, 4.) На них цветы то собраны   в   упругие   букеты,   то   сплетены   в   нарядный   венок,   а   то   рассыпаны ветками по черно­лаковой поверхности. – Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Назовите их. – Какова цветовая палитра на подносах?  –  Рассмотрите, в каких из них использована сближенная цветовая гамма, а какие отличаются гармоничными контрастными оттенками. Какие цветы чаще всего встречаются в фоне и цветах?  А теперь откроем тайну рождения букетов на жостовском подносе. С п р а в к а . Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково,   Новосильцево   и   др.   возник   промысел   расписных   лаковых   подносов. Производственный   процесс   начинается   с   вырубки   из   железного   листа   заготовки   нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике   форм:   круглую,   овальную,   овальную   фигурную,   овальную   крылатую,   готическую, прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке. (См. Приложения, рис. 3, 4, 8.) Жостовская   роспись   состоит   из   цветочных   композиций:   из   любимых   жостовскими художниками   пышных   роз,   тюльпанов,   астр,   георгинов,   пионов,   маков,   колокольчиков, васильков,   незабудок,   ромашек.   Сделанная   роспись   должна   хорошо   вписываться   в   форму подноса   и   подчеркивать   его   особенности.   Как   правило,   роспись   дополняется   золотой орнаментальной   рамкой   вдоль   бортика,   составленной   из   элементов,   называемых   елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др. В росписи есть определенные  э т а п ы   с характерными названиями: замалёвок, тенёжка, прокладка,   бликовка,   чертёжка,   привязка.   Поднос   украшается   рамкой,   лакируется, полируется или,  как говорят жостовские  мастера, «отделывается»,  «открывается»,  поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) – Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подносов? – Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Подсказкой станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Мастер начинает работу по э т а п а м: 1)  замалёвок  – нанесение разбеленной краской силуэтов цветов и листьев. Они композиционно уже организованы, собраны в букет; 2) на просохший замалёвок прозрачными красками мастер накладывает тени. Этот прием называется «тенёжка», с его помощью букет как бы погружается в глубину фона. Тени не простые, а цветные. 3)  прокладка  –   плотное   корпусное   письмо.   Кисточку   надо   «насытить» яркими красками, смешанными с белилами. Это наиболее ответственный этап живописи.   Мастер   уточняет   форму,   цвета   листьев.   Лепестки   набирают   силу, становятся тонкими, изящными; 4)  бликовка  –   завершение   живописной   лепки   формы   цветка   и   листьев. Выполняют ее мазками краски с обильной примесью белил на самых выпуклых и светлых   местах.   Каждый   мазок   подчеркивает   форму   растений,  выявляет   всю силу света, как бы спокойно освещающего букет; 5)  чертёжка   и   уборка  –   завершающие   этапы   окончательной   отделки (золотой узор, тонкие линии). III. Работа над заданием (в а р и а н т ы). 1. Изображение на бумаге 1–2 сосудов из сервиза (чашка–чайник, кувшин– бокал) с декором. Можно использовать трафарет.  2. Лепка посуды из пластилина (каркасом может служить маленькая банка) с росписью по белой грунтовке. 3. Лепка посуды из жгута пластилина или глины. Живописные   украшения.  Повторить   последовательность   послойного жостовского письма (цветок, веточка с листьями). (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Украсить цветочным узором поднос (использовать кисть, гуашь, обязательно белую краску). При рисовании цветов возьмите за основу одну из приведенных в учебнике композиций жостовских мастеров. IV. Итоги урока. Экспресс­просмотр выполненных работ, отметить лучшие. Домашнее задание. К уроку 2              Рис. 3. Подносы. Жостово        Рис. 4. И. Л е о н т ь е в . Поднос (фрагмент) Рис. 5. Этапы послойной жостовской росписи цветка Рис. 6. Этапы послойной жостовской росписи листьев, лепестков 1)   2)   3) 4)    5)     6) Рис. 7. Этапы послойной жостовской росписи букетов цветов:  1) замалёвок; 2) тенёжка; 3) прокладка; 4) бликовка;  5) чертёжка; 6) уборка Рис. 8. Образец заготовки подноса без росписи Жостово

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017