КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА Цели и задачи: ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»; формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. Оборудование урока: для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска. Зрительный ряд: фотографии и иллюстрации из книг.
Иконка файла материала КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО..doc
У р о к   2 КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА Цели   и   задачи:  ознакомить   детей   с   предметами,   которые   постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус;   ознакомить   с   одним   из   художественных   промыслом   –   «жостовским»; формировать   понятия   об   орнаменте   и   его   элементах;   развивать   образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –   учебные   таблицы   и   пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы); для учащихся – акварель или гуашь, кисти (мелкие и крупные), баночки для воды, палитра, тряпочка и подставка для кистей, пластилин, клей ПВА, гуашь или глина, водоэмульсионная краска. З р и т е л ь н ы й   р я д: фотографии и иллюстрации из книг. Ход урока I. Организация класса. II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь.   При   помощи   подборки   образцов   можно   организовать игру­«экскурсию» на выставку посуды или фабрику посуды. Особое внимание обратить   на   то,   что   в   создании   посуды   большую   роль   играет   художник:   он конструирует посуду и украшает ее, делает опытный образец, а затем на фабрике по образцу изготавливают ее повторение – массовое производство. Но бывает посуда в одном экземпляре – авторская выставочная работа. Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого посуда сделана. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали   более   сложные,   украшения   богатые   и   разнообразные.   Повседневная посуда проще по форме и менее украшена, но более прочная. Посуда может быть веселой,   торжественной   или   безразличной,   скучной.   Детская   посуда   должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.Декором   посуды   может   быть   ручная   роспись   или   переводные   картинки. Посуда   по   характеру,   соответственно   назначению,   может   быть   стройной, мощной, воздушной, приземистой и т. д.  В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса, части шара и их сочетания. Кроме   этих   видов   посуды   до   сих   пор   живут   народные   художественные промыслы,  производящие ее с  давних  времен из материалов,  используемых в народе   в   прошлом,   –   Хохлома   (дерево),   Жостово   (железо),   Скопин,   Гжель (глина). Рассмотрите эти подносы. (См. Приложения, рис. 3, 4.) На них цветы то собраны   в   упругие   букеты,   то   сплетены   в   нарядный   венок,   а   то   рассыпаны ветками по черно­лаковой поверхности. – Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Назовите их. – Какова цветовая палитра на подносах?  –  Рассмотрите, в каких из них использована сближенная цветовая гамма, а какие отличаются гармоничными контрастными оттенками. Какие цветы чаще всего встречаются в фоне и цветах?  А теперь откроем тайну рождения букетов на жостовском подносе. С п р а в к а . Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково,   Новосильцево   и   др.   возник   промысел   расписных   лаковых   подносов. Производственный   процесс   начинается   с   вырубки   из   железного   листа   заготовки   нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике   форм:   круглую,   овальную,   овальную   фигурную,   овальную   крылатую,   готическую, прямоугольную («сибирскую»), «гитарную», восьмигранную или другую. Острые края формы подгибают и переходят к грунтовке, шпаклевке, просушке, шлифовке, окраске черной краской и лакировке. (См. Приложения, рис. 3, 4, 8.) Жостовская   роспись   состоит   из   цветочных   композиций:   из   любимых   жостовскими художниками   пышных   роз,   тюльпанов,   астр,   георгинов,   пионов,   маков,   колокольчиков, васильков,   незабудок,   ромашек.   Сделанная   роспись   должна   хорошо   вписываться   в   форму подноса   и   подчеркивать   его   особенности.   Как   правило,   роспись   дополняется   золотой орнаментальной   рамкой   вдоль   бортика,   составленной   из   элементов,   называемых   елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др. В росписи есть определенные  э т а п ы   с характерными названиями: замалёвок, тенёжка, прокладка,   бликовка,   чертёжка,   привязка.   Поднос   украшается   рамкой,   лакируется, полируется или,  как говорят жостовские  мастера, «отделывается»,  «открывается»,  поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) – Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подносов?– Как помогает цвет увидеть красоту и крупных, и мелких цветов и травинок? Подсказкой станут поэтапные рисунки послойного жостовского письма. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Мастер начинает работу по э т а п а м: 1)  замалёвок  – нанесение разбеленной краской силуэтов цветов и листьев. Они композиционно уже организованы, собраны в букет; 2) на просохший замалёвок прозрачными красками мастер накладывает тени. Этот прием называется «тенёжка», с его помощью букет как бы погружается в глубину фона. Тени не простые, а цветные. 3)  прокладка  –   плотное   корпусное   письмо.   Кисточку   надо   «насытить» яркими красками, смешанными с белилами. Это наиболее ответственный этап живописи.   Мастер   уточняет   форму,   цвета   листьев.   Лепестки   набирают   силу, становятся тонкими, изящными; 4)  бликовка  –   завершение   живописной   лепки   формы   цветка   и   листьев. Выполняют ее мазками краски с обильной примесью белил на самых выпуклых и светлых   местах.   Каждый   мазок   подчеркивает   форму   растений,  выявляет   всю силу света, как бы спокойно освещающего букет; 5)  чертёжка   и   уборка  –   завершающие   этапы   окончательной   отделки (золотой узор, тонкие линии). III. Работа над заданием (в а р и а н т ы). 1. Изображение на бумаге 1–2 сосудов из сервиза (чашка–чайник, кувшин– бокал) с декором. Можно использовать трафарет.  2. Лепка посуды из пластилина (каркасом может служить маленькая банка) с росписью по белой грунтовке. 3. Лепка посуды из жгута пластилина или глины. Живописные   украшения.  Повторить   последовательность   послойного жостовского письма (цветок, веточка с листьями). (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Украсить цветочным узором поднос (использовать кисть, гуашь, обязательно белую краску). При рисовании цветов возьмите за основу одну из приведенных в учебнике композиций жостовских мастеров. IV. Итоги урока. Экспресс­просмотр выполненных работ, отметить лучшие. Домашнее задание.К уроку 2              Рис. 3. Подносы. Жостово        Рис. 4. И. Л е о н т ь е в . Поднос (фрагмент) Рис. 5. Этапы послойной жостовской росписи цветкаРис. 6. Этапы послойной жостовской росписи листьев, лепестков1)   2)   3) 4)    5)     6) Рис. 7. Этапы послойной жостовской росписи букетов цветов:  1) замалёвок; 2) тенёжка; 3) прокладка; 4) бликовка;  5) чертёжка; 6) уборка Рис. 8. Образец заготовки подноса без росписи Жостово

Посмотрите также